АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru; е-mail: info@udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск | Дело №А71-10820/2015 |
16 декабря 2015 года |
Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 16 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В.Иютиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.М. Саляховой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Аман Анастасии Евгеньевны, г. Москва к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Удмуртской Республике, г. Ижевск о признании незаконным решения от 28.05.2015
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 19.06.2013;
от ответчика – ФИО3 по доверенности от 23.01.2015, ФИО4 по доверенности от 26.06.2015
У С Т А Н О В И Л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП Аман А.В., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Удмуртской Республике, г. Ижевск (далее – Межрайонная ИФНС России № 9 по УР, налоговый орган, налоговая инспекция) от 28.05.2015 № 9 о проведении выездной налоговой проверки.
В судебном заседании заявитель поддержал требование в полном объеме. В обоснование заявленных требований предприниматель указала, что 25 марта 2015 года я произвела смену адреса: <...> на адрес: <...>.
ИП Аман А.В. со ссылкой на п. 3 ст. 85 НК РФ считает, что у индивидуальных предпринимателей отсутствует обязанность сообщать о смене места жительства в регистрирующий орган самостоятельно, так как органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства обязаны сообщать об этом в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц. Однако в течение нескольких месяцев в ЕГРИП соответствующие изменения внесены налоговыми органами не были, также не были произведены действия по снятию предпринимателя с учета в ИФНС по прежнему месту жительства, и постановке на учет в ИФНС по новому адресу.
ИП Аман А.В. пояснила, что 04 июня 2015 года в целях приведения данных, содержащихся в ЕГРИП, в соответствие фактическими обстоятельствами ею самостоятельно было направлено в Межрайонную ИФНС России № 9 по УР заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по форме Р24001, с приложением подтверждающих документов. 11.06.2015 была внесена соответствующая запись в ЕГРИП и осуществлены снятие с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства и постановка на учет в налоговом органе по новому адресу, т.е. в ИФНС России № 20 по г. Москве.
В конце июня 2015г. от контрагентов, которые получили требования по встречным проверкам, ИП Аман А.В. стало известно о том, что в отношении нее Межрайонной ИФНС России № 9 по УР проводится выездная налоговая проверка, тогда как в это время она уже была поставлена на учет в другом налоговом органе.
Заявитель указывает, что решение о проведении выездной проверки на тот момент ей не вручалось, о принятии данного решения уведомлена не была, оформленные надлежащим образом документы, касающиеся уведомления о проведении выездной проверки почтой на действующий адрес регистрации: <...>, МРИ ФНС РФ №9 по УР не направлялись.
Предприниматель отмечает, что письма, направленные по адресу: <...> ею получены не были и не могли быть получены, так как по указанному адресу ИП Аман А.В. уже не проживала, а проживала в другом городе. К указанному времени ею уже было подано в ИФНС заявление о внесении в ЕГРИП сведений о смене адреса. После того, как 04.06.2015 налоговая инспекция была поставлена в известность о смене адреса ИП Аман А.В., никаких действий об уведомлении её путем направления корреспонденции по новому адресу, предпринято не было, также не было предпринято действий об уведомлении о принятии решения о проведении в отношении ИП Аман А.В. выездной проверки по телекоммуникационным каналам связи. Заявитель пояснила, что указанные документы были направлены налоговой службой в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи лишь 15 июля 2015 года, после запроса о направлении указанных документов по ТКС, на тот момент она уже была поставлена на учет в ИФНС России № 20 по г. Москве (по новому месту жительства).
Кроме того, заявитель считает, что направленное в её адрес решение от 28.05.2015 № 9 о проведении выездной проверки, вынесенное Межрайонной ИФНС России № 9 по УР, не соответствует форме по КНД 1160031, утвержденной Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Также налоговой инспекцией не были выполнены требования, установленные Письмом Федеральной налоговой службы от 25.07.2013 года № АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок», которым установлено, что в случае изменения места нахождения (места жительства) проверяемого лица в ходе проведения выездной налоговой проверки в состав проверяющей группы (бригады) в обязательном порядке включаются должностные лица налогового органа по новому месту нахождения (месту жительства) проверяемого лица.
Налоговая инспекция требования заявителя не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Налоговый орган считает, что решение от 28.05.2015 № 9 о проведении выездной налоговой проверки является законным и не нарушает прав и интересов налогоплательщика.
Налоговая инспекция ссылается на то, что при смене места жительства гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, изменение сведений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей должен осуществить налоговый орган на основании сведений миграционной службы по новому месту жительства. Миграционная служба предоставляет сведения в налоговые органы только о регистрации граждан по месту жительства, сведения о месте пребывания и сведения о снятии с регистрационного учета в налоговые органы не предоставляются. Изменения в сведениях об индивидуальном предпринимателе подлежат учету налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП.
Налоговый орган указывает, что в данном случае смены постоянного места жительства индивидуального предпринимателя не было, в связи с чем, у миграционных органов отсутствовала обязанность о сообщении указанных сведений налоговому органу. Налоговый орган не располагал и не мог располагать сведениями о дате снятия с регистрационного учета и месте пребывания заявителя.
Запись о смене адреса индивидуального предпринимателя в ЕГРИП внесена 11.06.2015 и 11.06.2015 ИП ФИО1 поставлена на налоговый учет в ИФНС России № 20 по г. Москва. В случае изменения места жительства физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, до момента внесения записи в ЕГРИП о снятии его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства, этот индивидуальный предприниматель состоит на учете в указанном налоговом органе. Следовательно, решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении указанного лица выносит налоговый орган по прежнему месту его жительства. Поскольку запись в ЕГРИП о снятии ИП ФИО1 с учета по прежнему месту жительства внесена 11.06.2015, решение от 28.05.2015 №9 о проведении выездной налоговой проверки принято правомочным налоговым органом в соответствии со статьей 89 НК РФ.
Из материалов дела следует, что 28.05.2015 Межрайонной ИФНС России № 9 по УР было вынесено решение № 9 о проведении выездной налоговой проверки в отношении ИП ФИО1 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам и сборам за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 27.07.2015 жалоба ИП ФИО1 нарешение Межрайонной ИФНС России № 9 по УР от 28.05.2015 №9оставлена без удовлетворения.
Несогласие заявителя с решением Межрайонной ИФНС России № 9 по УР от 28.05.2015 №9послужило основанием для ее обращения в арбитражный суд.
Оценив представленные по делу доказательства, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Постановка на учет в налоговых органах индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
На основании п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения: полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика; предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке; периоды, за которые проводится проверка; должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Порядок снятия с учета налогоплательщика в связи с изменением места жительства физического лица указан в п. 4 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому, снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете.
Постановка на учет физического лица в налоговом органе по новому месту его жительства осуществляется на основании сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.
Снятие с учета в налоговом органе физического лица может также осуществляться этим налоговым органом при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о месте жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (подп. «д» п. 2 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ).
Статьей 22.2 Федерального закона № 129-ФЗ установлено, что для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
Таким образом, из вышеизложенного следует вывод, что в случае изменения места жительства физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, до момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о снятии его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства этот индивидуальный предприниматель состоит на учете в указанном налоговом органе. Следовательно, решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении указанного лица выносит и проверку проводит налоговый орган по прежнему месту его жительства.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, на дату вынесения данного решения ИП ФИО1 была зарегистрирована по адресу: <...> и находилась на учете в Межрайонной ИФНС России № 9 по УР. Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРИП от 10.06.2015.
Решение от 28.05.2015 №9 о проведении выездной налоговой проверки было выслано предпринимателю на указанный адрес, что подтверждается копиями почтовой квитанции от 28.05.2015 и описи вложения в письмо.
Таким образом, у Межрайонной ИФНС России № 9 по УР имелись законные основания принять решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении ИП ФИО1
Как следует из материалов дела, 16.02.2015 ФИО1 снята с регистрационного учета по месту жительства: <...> и согласно свидетельству № 647/599 о регистрации по месту пребывания, зарегистрирована на срок с 25.03.2015 по 30.09.2015 по месту пребывания: <...>.
04.06.2015 ИП ФИО1 представила в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП по форме №Р24001, согласно которому, в графе «сведения о месте пребывания в РФ» указан адрес: <...>.
На основании данного заявления 11.06.2015 регистрирующим органом внесена запись в ЕГРИП, произведено снятие налогоплательщика с учета в Межрайонной ИФНС России № 9 по УР и осуществлена постановка на налоговый учет в налоговом органе по месту пребывания - ИФНС России №20 по г. Москве.
Таким образом, запись о смене адреса индивидуального предпринимателя в ЕГРИП внесена 11.06.2015 и 11.06.2015 ИП ФИО1 поставлена на налоговый учет в ИФНС России № 20 по г. Москва. Данные факты подтверждаются представленными в материалы дела копиями заявления ФИО1 о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП; расписки в получении данного заявления от 04.06.2015; решения о государственной регистрации внесении изменений об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, от 11.06.2015 № 1077А; записями, внесенными в ЕГРИП.
При этом судом отклоняются доводы заявителя о том, что в связи со сменой адреса: <...> на адрес: <...>, регистрирующие органы должны были передать данную информацию. в налоговые органы, которые самостоятельно обязаны произвести снятие регистрации индивидуального предпринимателя по прежнему месту жительства.
Как предусмотрено в пункте 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета.
Таким образом, при смене места жительства гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, изменение сведений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей должен осуществить налоговый орган на основании сведений миграционной службы по новомуместу жительства. Миграционная служба предоставляет сведения в налоговые органы только о регистрации граждан по месту жительства, сведения о месте пребывания и сведения о снятии с регистрационного учета в налоговые органы не предоставляются.
Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФМС по УР №1/8-14303 от 30.06.2015, согласно которому предоставление структурными подразделениями территориальных органов ФМСРоссии в налоговые органы сведений о снятии физических лиц с регистрационного учета по месту жительстваНК РФ и Соглашением от 19.06.2007 №МС-1/18-11278дсп/ММ-25-04/5 дсп не предусмотрено.
Следовательно, у миграционной службы отсутствовала обязанность сообщить в налоговый орган информацию о месте пребывания ФИО1, временно зарегистрированной на срок с 25.03.2015 по 30.09.2015 по адресу: <...>.
Сведения в ЕГРИП об изменении адреса были внесены только 11.06.2015 на основании заявления предпринимателя от 04.06.2015. На момент вынесения оспариваемого решения таких сведений у налоговой инспекции не имелось, адресом регистрации ИП ФИО1 значился: <...>.
Кроме того, следует отметить, что налоговая отчетность после смены адреса представлялась заявителем в Межрайонную ИФНС России № 9 по УР.
Ссылка заявителя на то, что в ходе проведения выездной налоговой проверки в состав проверяющей группы (бригады) в обязательном порядке включаются должностные лица налогового органа по новому месту нахождения (месту жительства) проверяемого лица, судом отклоняется, поскольку данное обстоятельство не входит в предмет рассмотрения настоящего спора.
С учетом изложенного, требование заявителя удовлетворению не подлежит. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Удмуртской Республике от 28.05.2015 № 9 о проведении выездной налоговой проверки принято правомерно, прав и законных интересов заявителя не нарушает. Оснований для признания решения незаконным не имеется.
Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Удмуртской Республике от 28.05.2015 № 9 о проведении выездной налоговой проверки отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья О.В.Иютина