ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-10832/2022 от 26.09.2022 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства

г. Ижевск

Дело № А71- 10832/2022  

26 сентября 2022 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Е.А.Бушуевой, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению  Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике, г.Ижевск о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Атлант-Безопасность» г.Уфа,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Атлант-Безопасность» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Ответчик заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

На основании ст.227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Согласно ст. 229 АПК РФ решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается к делу.

14.09.2022 подписана и  15.09.2022 размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» резолютивная часть решения по настоящему делу.

19.09.2022 от Управления Росгвардии по Удмуртской Республике поступило заявление о составлении мотивированного решения по делу № А71- 10832/22.

Из представленных по делу доказательств следует, что ООО  ЧОП «Атлант безопасность»  имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности от 01.07.20007 №Л056-00106-02/00019363.

22.06.2022 в период времени до 15час. 00мин. сотрудниками  отделения лицензионно-разрешительной работы по г. Сарапулу, Камбарскому,  Каракулинскому, Киясовскому и Сарапульскому районам Управления Росгвардии по Удмуртской Республике установлено, что в нарушение требования ч. 7 ст. 12 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», подп. «г» п.3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от  23.06.2011 № 498, ООО  ЧОП «Атлант безопасность»  по договору от 13.12.2021 № БНР/У/18/2631/21/ВСБ на оказание охранных услуг частной охранной организацией допустило к оказанию охранных услуг в виде охраны объектов и имущества, находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном или  доверительном управлении, в том числе с принятием мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны АЗС № 18-031 ООО «Башнефть-Розница», расположенного по адресу: <...>, гражданина ФИО1, не имеющего личной карточки  частного охранника.

15.07.2022 инспектором Сарапульского отделения лицензионно-разрешительной Управления Росгвардии по Удмуртской Республике, в отсутствие представителя ООО  ЧОП «Атлант безопасность», извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, - осуществление  предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

О времени и месте вынесения протокола об административном правонарушении законный представитель ООО  ЧОП «Атлант безопасность»  извещено путем направления уведомления от 24.06.2022 № 5665/336 почтовым отправлением  42796072028795 по адресу, указанному в   Едином  государственном реестре юридических лиц (<...>). Согласно отчету  с сайта  Почты России об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 42796072028795 почтовое отправление 30.06.2022 - прибыло в место вручения, 08.07.2022 - возвращено  в связи  с истечением срока  хранения.

На основании ст. 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), ст. 23.1 КоАП РФ Управление Росгвардии по Удмуртской Республике обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО ЧОП «Атлант безопасность» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Ответчик в отзыве указал,  что общество не было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. На момент составления протокола об административном правонарушении у охранника ФИО1 имелись документы для осуществления охранной деятельности. Совершенное  правонарушение является малозначительным.

Оценив представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

На основании ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее-Закон №99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу п. 32 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ  частная охранная деятельность подлежит лицензированию.

Лицензирование частной охранной деятельности производится на основании Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон № 2487-1).

В силу ст. 11.2 Закона № 2487-1 предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат.

Порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, учрежденными специально для оказания охранных услуг,  определен  Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 (далее - Положение о лицензировании  № 498).

В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения о лицензировании № 498, лицензионными требованиями при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации  «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», являются соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11, частями первой, второй и третьей (в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов), седьмой и восьмой статьи 12 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности (часть 7 статьи 12 Закона № 2487-1).

В силу части 5 статьи 3 Закона № 2487-1 физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать охранные услуги.

Частью 1 статьи 11.1 Закона № 2487-1 предусмотрено, что право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.

Материалами дела, в том числе  протоколом об административном правонарушении от  15.07.2022  № 18ЛРР 5665150722510078, договором    от 13.12.2021 № БНР/У/18/2631/21/ВСБ, объяснениями ФИО1 от 22.06.2022,  ФИО2 от 22.06.2022, фотоматериалом  подтвержден факт несоблюдения ООО «ЧОП «Атлант Безопасность» лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности, выразившийся в отсутствии у охранника ООО «ЧОП «Атлант Безопасность»  личной карточки охранника.

Указанное нарушение образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела не содержат доказательств принятия ответчиком всех мер по соблюдению лицензионных условий, а также доказательств отсутствия возможности для соблюдения таких условий.

Таким образом, наличие в действиях (бездействии) общества вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела.

Процессуальных нарушений при выявлении нарушения и составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено.

Протокол об административном правонарушении составлен  в  отсутствие представителя общества и при наличии доказательств извещения законного представителя  общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. 

Соответствующие доводы ответчика судом отклоняются.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент принятия решения судом не истек.

Вместе с тем суд пришел к выводу о возможности признания совершенного  правонарушения малозначительным.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Учитывая отсутствие доказательств наличия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку допущенное правонарушение не повлекло серьезных негативных последствий и не причинило значительного ущерба общественным интересам, имеет низкую степень общественной опасности, а также принимая во внимание, что ответчик ранее к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения не привлекался, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

В п.17 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 указано, что установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.

Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. 

Руководствуясь статьями 167-170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

                                                    РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления Управления Росгвардии по Удмуртской Республике о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Атлант-Безопасность»,  ИНН <***>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                 Е.А. Бушуева