ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-11036/14 от 23.12.2014 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск Дело № А71-11036/2014

30 декабря 2014 года.

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 30 декабря 2014 года.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.А. Ветошкиной, при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ю.Д. Тюфтиной, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора Удмуртской Республики в интересах муниципального образования «Город Ижевск» в лице Администрации муниципального образования «Город Ижевск» к 1) муниципальному казенному учреждению города Ижевска «Служба технологического обеспечения ЖКХ», г. Ижевск, 2) открытому акционерному обществу «Ижевские электрические сети», г. Ижевск о признании соглашения № 12/822 от 26.08.2013 о предоставлении субсидии на возмещение затрат по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах недействительным в части, применении последствий недействительности ничтожной сделки (в части) путем взыскания с открытого акционерного общества «Ижевские электрические сети» в пользу бюджета муниципального образования «город Ижевск» денежной суммы в размере 351 691 руб.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики.

В судебном заседании участвовали:

от истца: Русских И.Ю. – старший помощник прокурора, служебное удостоверение ТО № 134014 от 28.05.2012,

от ответчиков: 1) Мерзляков Э.Ф. – представитель по доверенности от 03.04.2014 № 05/01-12, 2) Головин М.И. – представитель по доверенности от 04.07.2014 № 12/65,

от третьего лица: Башкиров А.Р. - представитель по доверенности от 01.12.2014, Очагов Ю.Н. – представитель по доверенности от 11.06.2014.

Прокурор Удмуртской Республики в интересах муниципального образования «Город Ижевск» в лице Администрации муниципального образования «Город Ижевск», г. Ижевск (далее – Прокурор) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному казенному учреждению города Ижевска «Служба технологического обеспечения ЖКХ», г. Ижевск (далее – МКУ «Служба технологического обеспечения ЖКХ»), открытому акционерному обществу «Ижевские электрические сети», г. Ижевск (далее – ОАО «ИЭС») о признании соглашения № 12/822 от 26.08.2013 о предоставлении субсидии на возмещение затрат по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах недействительным в части, применении последствий недействительности ничтожной сделки в части путем взыскания с открытого акционерного общества «Ижевские электрические сети» в пользу бюджета муниципального образования «город Ижевск» денежной суммы в размере 367 524 руб. 00 коп.

Определением суда от 06.11.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики.

В ходе судебного разбирательства судом в порядке ст. ст. 49, 159 АПК РФ рассмотрено и удовлетворено ходатайство представителя истца об уточнении исковых требований (исх. от 09.12.2014 № 38-15/109-2014, т. 2 л. д. 109).

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, привел доводы, изложенные в иске, возражениях на отзывы ответчиков (исх. от 09.12.2014 № 38-15/1109-2014, исх. от 23.12.2014 № 38-15/109-2014).

Представитель ответчика, МКУ «Служба технологического обеспечения ЖКХ», в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просит отказать по основаниям, изложенным отзыве на иск (т. 2 л. д. 96-98), представил дополнительные возражения с документами в обоснование своих доводов. Возражая против удовлетворения исковых требований, указывает, что часть 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 261) является диспозитивной нормой, прямого запрета на установку приборов учета в ветхих, аварийных домах, объектах, подлежащих сносу или капитальному ремонту, не содержит. Спорные дома, в которых установлены приборы учета электрической энергии, находятся в пользовании жителей, доказательств предъявления к собственникам указанных домов требований о сносе или реконструкции домов, о расторжении договоров найма, аренды с нанимателями не представлено, а с учетом Региональной программы, утверждённой Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.04.2013 № 169, снос спорного аварийного, ветхого жилья планируется только на 2016-2017 годы. Следовательно, не распространение требований по организации учета используемых энергетических ресурсов на указанных многоквартирных домах является нарушением действующего законодательства.

Представитель ответчика, ОАО «ИЭС», в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск (исх. от 06.11.2014 т. 2 л. д. 95), дополнениях к отзыву (исх. от 09.12.2014 т. 2 л. д. 117), представил дополнения к отзыву (исх. б/н и без даты). Возражая против удовлетворения исковых требований, указывает, что все обязательства по соглашению № 12/822 от 26.08.2013 сторонами исполнены, общедомовые приборы учета электрической энергии в многоквартирных домах установлены, затраты по установке возмещены путем предоставления субсидий, в строгом соответствии с действующим законодательством. Установка приборов учета в домах привела к снижению объемов начислений за потребленную электроэнергию жителям домов, поскольку при расчете объемов применены показания приборов учета, а до их установки применялись нормативы потребления. Доказательств причинения ущерба муниципальному образованию «город Ижевск» не представлено.

Представитель третьего лица в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск (т. 2 л. д. 124-127), дополнениях к отзыву (исх. б/н от 22.12.2014). Возражая против удовлетворения исковых требований, указывает, что установка приборов учета в спорных домах произведена в соответствии с действующим законодательством, направлена на предоставление финансовой поддержки на установку приборов учета электрической энергии гражданам, проживающим в проблемных домах и не имеющим возможности самостоятельно установить общедомовые приборы учета, в целях обеспечения не превышения роста платы за электроэнергию более 12 %. В случае признания выводов прокуратуры о незаконности установки приборов учета в аварийных домах граждане, проживающие в данных домах, лишаются права на получение материальной поддержки в части оплаты коммунальных услуг. Субсидии потрачены на цели, указанные в соглашении № 12/822 от 26.08.2013, нецелевого расходования средств не установлено. Кроме того, с 01.01.2015 в случае отсутствия приборов учета предусмотрено применение поэтапно повышаемых коэффициентов платы за коммунальные услуги, что также повлечет увеличение стоимости электрической энергии, потребляемой жителями ветхих и аварийных домов, не оборудованных приборами учета электрической энергии.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, заслушав участников процесса, арбитражный суд установил следующее.

В целях реализации положений п. 11 ст. 13 ФЗ № 261, предусматривающего право муниципального образования предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, Постановлением Администрации г. Ижевска от 30.07.2010 № 766 утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании «Город Ижевск» на 2010 -2014 годы и целевые установки до 2020 года» (далее - Программа). В раздел 12 Программы постановлением Администрации г. Ижевска от 05.07.2013 № 751 внесен перечень многоквартирных домов, подлежащих оснащению приборами учета в 2013 году.

Между Министерством промышленности и энергетики Удмуртской Республики, являющимся главным распорядителем средств бюджета Удмуртской Республики (далее – Министерство), и Администрацией муниципального образования «город Ижевск», являющейся получателем субсидии (далее – Администрация) заключено соглашение № БС 1/13-МКД от 26.07.2013 (т. 2 л. д. 119-122) о предоставлении субсидии муниципальному образованию «город Ижевск» на установку общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах (далее - Соглашение № БС 1/13-МКД). Согласно пункту 1.3 указанного соглашения Администрация заключает с электросетевыми организациями соглашения по предоставлению субсидии на возмещение затрат по установке общедомовых узлов учета электрической энергии на объектах жилищного фонда в соответствии с перечнем объектов, который является неотъемлемой частью Соглашения № БС 1/13-МКД.

14 августа 2013г. Администрацией города Ижевска принято Постановление № 965 «О реализации мероприятий муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности», устанавливающее порядок и условия предоставления субсидий (далее - Постановление № 965).

Субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования «город Ижевск» за счет средств субсидии бюджета Удмуртской Республики на установку общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах (далее – МКД), заключаемого между МКУ «Служба технологического обеспечения ЖКХ» и электросетевыми организациями (п. 3 Постановления № 965). Приборы учета подлежат установке в домах, указанных в перечне, являющемся приложением к Постановлению № 965.

В соответствии с Постановлением № 965 между МКУ «Служба технологического обеспечения ЖКХ» (учреждение) и ОАО «ИЭС» (организация) заключено соглашение от 26.08.2013 № 12/822 о предоставлении субсидий на возмещение затрат по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в МКД (далее – Соглашение № 12/822).

В рамках указанного соглашения ОАО «ИЭС» обязалось осуществить установку общедомовых приборов учета электрической энергии в МКД, к которым сети ОАО «ИЭС» имеют технологическое присоединение, в соответствии с приложением № 1 к соглашению и Перечнем МКД, утвержденным Постановлением № 965, а МКУ «Служба технологического обеспечения ЖКХ» обязалось предоставить ОАО «ИЭС» соответствующие субсидии на цели, установленные Соглашением и Постановлением Администрации города Ижевска № 965.

Согласно п. 2.1 соглашения № 12/822 общий объем субсидий составил 10 370 000 руб.

ОАО «ИЭС» принятые на себя обязательства по соглашению исполнило, приборы учета установлены в МКД согласно приложению № 1 к соглашению № 12/822 и перечню, указанному в Постановлении № 965, в том числе, в спорных МКД.

Согласно отчету об использовании субсидий из бюджета Удмуртской Республики, предоставленных в 2013 году бюджету муниципального образования города Ижевска на установку общедомовых приборов учета электрической энергии, стоимость затрат составила 8 044 722 руб., остаток в размере 2 325 278 руб. возвращен в бюджет (т. 1 л. д. 40). Указанное обстоятельства участниками процесса не оспаривается.

Полагая, что действующим законодательством за счет бюджета муниципального образования, субъекта Российской Федерации не предусмотрена возможность установки общедомовых приборов учета электрической энергии в МКД, признанные в установленном порядке аварийными, в связи с чем, субсидия на указанные цели выделена неправомерно, прокурор обратился в суд с настоящими исковыми требованиями о признании недействительными условий соглашения № 12/822 от 26.08.2013 в части пунктов, содержащих обязательства сторон по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в аварийных домах с возмещением затрат на их установку за счет бюджетных средств. Указывая, что данные пункты договора являются недействительными, поскольку противоречат положениям ст. 13 ФЗ № 261, просит применить последствия недействительности ничтожной сделки (в части) путем взыскания с ОАО «ИЭС» денежной суммы в размере 351 691 руб. 00 коп.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, заслушав участников процесса, суд пришел к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат в силу следующего.

Согласно п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 168 ГК РФ или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Федеральным законом № 261-ФЗ регулируются отношения по энергосбережению и повышению энер­гетической эффективности в Российской Федерации.

Частью 1 ст. 13 ФЗ № 261 предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязатель­ному учету с применением приборов учета используемых энергетических ре­сурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ № 261 до 1 июля 2012 года собственни­ки жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуата­цию на день вступления в силу ФЗ № 261, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета ресурсов, в том числе, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в экс­плуатацию. При этом, многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В случае, если обязанность по установке приборов учета собственниками жилых домов не исполнена, то в соответствии с ч. 12 ст. 13 ФЗ № 261 ор­ганизации, указанные в части 9 статьи 13, обязаны совершить дейст­вия по оснащению такими приборами учета. При этом, обязанность по воз­мещению организациям расходов по установке приборов учета возлагается на собственников жилых домов.

К организациям, указанным в п. 9 ст. 13 ФЗ № 261, относятся организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, те­пловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с п. 11 ст. 13 ФЗ № 261 субъект Российской Фе­дерации, муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета поддержку от­дельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы. В случае установки этих приборов учета за счет бюджетных средств лица, для расчетов с кото­рыми предназначены эти приборы учета, освобождаются от исполнения дан­ной обязанности в соответствующей части.

В целях исполнения положений п. 1 ст. 13 ФЗ № 261, Администрацией города Ижевска принято Постановление № 965 «О реализации мероприятий муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности», которым установлен порядок и условия предоставления субсидий из бюджета муниципального образования «Город Ижевск» за счет средств бюджета Удмуртской Республики на возмещение затрат по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах, располо­женных на территории муниципального образования «Город Ижевск».

Указанным Постановлением № 965 реализуются положения п. 11 ст. 13 Закона № 261-ФЗ о возможности исполнения обязательств, возникаю­щих у собственников жилых домов по возмещению расходов организаций на установку приборов учета за счет бюджетных средств путем предоставления соответствующих субсидий организациям.

В соответствии с названным Постановлением между ответчиками за­ключено Соглашение № 12/822 от 26.08.2013 о предоставлении субсидии на возмещение затрат по установке общедомовых приборов учета электриче­ской энергии в многоквартирных домах в размере 10 370 000 рублей из средств бюджета муниципального образования «Город Ижевск», полученных из бюджета Удмуртской Республики.

В приложении № 1 к соглаше­нию № 12/822 утвержден перечень многоквартирных домов, в которых должны быть установлены общедомовые приборы учета электрической энергии в 2013 го­ду за счет средств субсидии.

При этом, в данный перечень включены многоквартирные дома, при­знанные аварийными, которые, по мнению истца, в силу вышеуказанных требований действующего законодательства не подлежат оснащению приборами учета потребленных энергетических ресурсов за счет средств бюджета.

Факт признания спорных домов аварийными, подлежащими сносу и расселению, участниками процесса не оспаривается и подтвержден материалами дела.

Указанные дома за счет субсидий оборудованы общедомовыми приборами учета электроэнергии и расчет оплаты за электроэнергию производится жителям аварийных домов по показаниям установленных приборов учета. Данный факт участниками процесса также не оспаривается.

Вопреки доводам истца, ч. 1. ст. 13 ФЗ № 261 не устанавливает прямой запрет на установку общедомовых приборов учета электрической энергии в данных домах за счет средств бюджета (императив), а устанавливает возможность не распространять требования статьи 13 ФЗ № 261 в части организации учета используемых энергетических ресурсов на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) (диспозитив). Установление счетчиков является правом, а не запретом на их установку.

Кроме того, как следует из ч. 1 ст. 13 ФЗ № 261 требования к организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года

Между тем, доказательств включения в установленном законом порядке спорных жилых домов в программу капитального ремонта либо подлежащих сносу до 1 января 2013 года материалы дела не содержат.

Согласно п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.

В соответствии с п/п. 50 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством. В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.

Истцом не представлено доказательств того, что к собственникам помещений спорных многоквартирных домов предъявлено требование о сносе или реконструкции дома, факта расторжения договора найма, аренды с нанимателями, арендаторами. Следовательно, указанные дома находятся в пользовании жильцов, которыми, согласно представленным ОАО «ИЭС» данным, осуществляется потребление электроэнергии.

Согласно Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 15.04.2013 № 169 «Об утверждении Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Удмуртской Республике на 2013-2017 годы», снос аварийного, ветхого жилья планируется на 2015-2017 годы.

Таким образом, истцом не доказано, что спорные дома подлежат сносу до 01.01.2013, как предусмотрено ст. 13 ФЗ № 261.

Доказательств того, что размер платы за коммунальную услугу, определенный с использованием показаний общедомового прибора учета превысил размер платы, определенный по нормативу, материалы дела также не содержат. Напротив, согласно предоставленному ОАО «ИЭС» расчету, а также пояснениям представителя третьего лица, Министерства промышленности и энергетики Удмуртской Республики, размер платы за электроэнергию, рассчитанный по показаниям приборов учета, ниже рассчитанного по нормативу потребления.

Кроме того, с 01.01.2015 в случае отсутствия приборов учета предусмотрено применение поэтапно повышаемых коэффициентов платы за коммунальные услуги, что также повлечет увеличение стоимости электрической энергии, потребляемой жителями ветхих и аварийных домов, не оборудованных приборами учета электрической энергии.

Материалами дела подтверждено, что соглашение № 12/822 от 26.08.2013 сторонами исполнено, предоставленные ОАО «ИЭС» субсидии использованы по назначению. Доказательств нецелевого использования денежных средств, причинения ущерба гражданам, муниципальному образованию «город Ижевск», не представлено. Напротив, признание соглашения № 12/822 недействительным в части приведет к причинению материального ущерба гражданам.

Возражения истца о том, что ввиду установки общедомовых приборов учета в ветхих домах плата за потребленную электрическую энергию увеличивается, документально ничем не подтверждены (ст. 65 АПК РФ) и противоречат собранным по делу доказательствам.

Соглашение № 12/822 заключено в соответствии с Постановлением Администрации города Ижевска № 965 от 14.08.2013, которое в установленном порядке недействительным не признано.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к выводу, что соглашение от 26.08.2013 № 12/822 о предоставлении субсидий на возмещение затрат по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах соответствует действующему законодательству, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.

С учетом принятого решения, в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца. Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 15, 110, 167-170, 176, 181 АПК РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 17aas.arbitr.ru.

Судья М.А. Ветошкина