ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-1107/13 от 04.04.2013 АС Удмуртской Республики


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71-1107/2013

04 апреля 2013 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖРП №8», г. Ижевск к Государственной жилищной инспекции при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, г. Ижевск об отмене постановления от 20.12.2012 №И6-03-453 по делу об административном правонарушении без вызова сторон, извещенных о начавшемся судебном процессе надлежащим образом

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖРП №8» (далее ООО УК «ЖРП №8», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления от 20.12.2012 №И6-03-453 по делу об административном правонарушении, вынесенного Государственной жилищной инспекцией при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (далее Государственная жилищная инспекция УР, административный орган).

В обоснование требований заявитель ссылается на отсутствие события административного правонарушения, на недоказанность вины общества в совершении правонарушении, на отсутствие причинно-следственной связи между действиями ООО УК «ЖРП №8» и наступившими последствиями. По мнению заявителя, административным органом не исследовался вопрос о причинах низкой температуры в квартире. Заявитель считает, что несоблюдение температурного режима в квартире №17 многоквартирного дома №90 по ул. Буммашевская, г. Ижевска произошло по вине ресурсоснабжающей организации ООО «Удмуртские коммунальные системы», поскольку коммунальный ресурс ненадлежащего качества поставлялся уже на входе в дом. Во исполнение своих обязательств ООО УК «ЖРП №8» в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» неоднократно направляло письма о нормализации температурного режима в многоквартирном доме №90 по ул. Буммашевская. Таким образом, ООО УК «ЖРП №8» предприняло все зависящие от него меры по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества.

Государственная жилищная инспекция УР заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Возражая против заявленных требований, инспекция, указала, что факт нарушения ООО УК «ЖРП №8» Правил представления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 материалами дела установлен, вина общества в совершении административного правонарушения доказана. Постановление вынесено законно и обоснованно с учетом всех имеющих значение для рассмотрения дела обстоятельств.

Как следует из представленных доказательств, 12 декабря 2012г. на основании распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции УР от 05.12.2012 №1492 в отношении ООО УК «ЖРП №8» ИНН 1840003344 проведена внеплановая выездная проверка по обращению гражданки Мымриной Е.В., проживающей по адресу г. Ижевск, ул. Буммашевксая, д.90, кв.17.

Проверкой установлено, что температура воздуха в квартире №17 (угловая) не соответствует нормативной и составляет +19 град. С.

В то время как, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 град. C (в угловых комнатах - +20 град. C), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 град. C и ниже - +20 град. C (+22 град. С).

Указанные нарушения зафиксированы в акте осмотра №1492 от 12.12.2012.

14.12.2012 Государственной жилищной инспекцией при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, в присутствии представителя общества – Дудыревой Е.В., действующей на основании доверенности от 13.12.2012, составлен протокол №И 4-53-1492 об административном правонарушении, в котором указано, что ООО УК «ЖРП №8» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.7.23 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее КоАП РФ).

Постановлением Государственной жилищной инспекцией при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики №И6-03-453 от 20.12.2012 ООО УК «ЖРП №8» за допущенное нарушение привлечено к ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб. Постановление вынесено в присутствии представителя общества – Дудыревой Е.В.

Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из этого следует, что возложение обязанности по содержанию собственности возможно не только на собственника, но и на других лиц в специально оговоренных случаях.

В соответствии ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

На основании п. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Из п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ следует, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицами, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением РФ от 06.05.2011 №354 (далее Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов) под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

При этом исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Согласно п.п. в п. 3 указанных Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов - предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.

Согласно п.п. «г» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.

При этом под «внутридомовыми инженерными системами», являющимися общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, понимаются инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

Внутриквартирным оборудованием является находящиеся в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме и не входящие в состав внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.

В соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, управляющая организация обязана предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно подп. «е» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребителю предоставляются коммунальные услуги с температурой воздуха в жилом помещении, указанной в п. 15 приложения №1 к настоящим Правилам.

В соответствии с Приложением №1 к Правилам обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях должно производиться не ниже +18 град. C (в угловых комнатах - +20 град. C), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - 31 град. C и ниже - +20 град. C (+22 град. С).

В соответствии с ГОСТом Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.06.2000 №158-ст, жилищно-коммунальные услуги, потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению тепловой энергии и горячей воды должны обеспечивать: безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления. При этом поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды, газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем.

Согласно п. 4.16.2 ГОСТ Р 51617-2000 в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 градусов C и ниже, температура воздуха в жилых помещениях должна составлять +20 градусов C (в угловых комнатах +22 градусов C).

Согласно ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного в данной статье, являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также обеспечить установленный режим оказания коммунальных услуг.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.

Субъектом ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ являются лица, в результате реализации представленных полномочий, допустившие виновные противоправные действия, повлекшие нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Лицами, ответственными за содержание и ремонт жилищного фонда, являются собственники жилищного фонда либо организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда - управляющие организации.

Как следует из материалов дела, жилой дом по адресу г. Ижевск, ул. Буммашевская, д.90 находится в управлении ООО УК «ЖРП №8» на основании договора управления многоквартирным домом №52/90 от 05.04.2012.

В соответствии с п. 2.1 договора управляющая организация обязана оказывать собственникам услуги по управлению, содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг собственнику и пользующимся его помещением в многоквартирном доме лицам.

Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что целью договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственнику помещений в в многоквартирном доме и пользующимся его помещением в многоквартирном доме лицам.

Таким образом, лицом, ответственным за содержание жилого дома по адресу г. Ижевск, ул. Буммашевская, д.90 и, следовательно, надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, является ООО УК «ЖРП №8».

Судом установлено и подтверждено материалами дела, и не опровергнуто обществом, что ООО «УК ЖРП №8» не исполнена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а именно: температура воздуха в жилом помещении дома по адресу: г. Ижевск, ул. Буммашевская, д.90, кв.17 (угловая) не соответствовала нормативной и составляла +19 град. С.

Факт совершения указанного нарушения подтверждается актом осмотра № 492 от 12.12.2012, протоколом об административном правонарушении №И4-53-1492 от 14.12.2012.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В обоснование требований заявитель указал на отсутствие события административного правонарушения, на недоказанность вины общества в совершении правонарушении. По мнению заявителя, причиной ненадлежащего предоставления услуги по отоплению, могло быть то, что коммунальный ресурс ненадлежащего качества в виде заниженной температурной подачей отопления, поставляется ресурсоснабжающей организацией уже на входе в дом.

Данные доводы судом не принимаются исходя из следующего.

Факт нарушения установленных нормативов (нормативного уровня) обеспечения граждан проживающих по адресу г.Ижевск, ул.Буммашевская, д.90, кв.17 (угловая) коммунальной услугой в виде отопления, подтверждается материалами проверки, заявителем не оспаривается.

Тот факт, что общество является исполнителем коммунальных услуг, предоставляемых в жилой дом по указанному адресу, заявителем также не оспаривается.

С субъективной стороны противоправные деяния характеризуются виной в форме умысла и неосторожности.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежит вина лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также условия и причины совершения административного правонарушения.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ управляющая компания не подлежит привлечению к административной ответственности лишь в том случае, если ею предприняты все зависящие от нее меры по соблюдению соответствующих норм и правил.

Установленные факты правонарушений свидетельствуют о том, что ООО УК «ЖРП №8» не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Доказательств того, что у общества не имелось возможности для соблюдения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а также того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, на рассмотрение дела административному органу и суду в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Вина общества заключается в его бездействии, поскольку при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей, общество могло самостоятельно выявить нарушения и принять своевременные меры по их устранению.

Судом отклоняются доводы общества о том, что не установлена причинно-следственная связь между действиями ООО УК «ЖРП № 8» и наступившими последствиями, а также о том, что соответствующий коммунальный ресурс доставлялся надлежащего качества, в других жилых помещениях температура воздуха соответствовала норме, а в данном случае несоблюдение температурного режима в квартире №17 многоквартирного дома №90 по ул.Буммашевская, г.Ижевска произошло по вине ресурсоснабжающей организации ООО «Удмуртские коммунальные системы».

Согласно п.п. а) п.149 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исполнитель несет установленную законодательством РФ ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.

Освобождение от ответственности возможно лишь в случае воздействия обстоятельств непреодолимой силы.

В соответствии с п.150 Правил исполнитель освобождается от установленной законодательством Российской Федерации ответственности за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг, если докажет, что ухудшение качества услуг произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

В данном случае вина заявителя состоит в бездействии, поскольку при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей, ООО УК «ЖРП №8» могло выявить нарушения и принять своевременные меры по их устранению.

Ссылки общества на то, что им неоднократно направлялись письма в адрес ООО «Удмуртские коммунальные системы» с требованием о нормализации температурного режима в многоквартирном доме №90 по ул.Буммашевская, не подтверждены доказательствами (ст.65 АПК РФ).

Таким образом, доказательств соответствия температуры в указанной квартире установленным нормам, а также того, что ООО УК «ЖРП № 8» предпринимались меры по приведению температуры к нормативным показателям, обществом не представлено.

С учетом изложенного, в действиях ООО УК «ЖРП №8» имеется состав вменяемого ему административного правонарушения и, следовательно, действия административного органа по привлечению ООО УК «ЖРП №8» к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ, правомерны.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Протокол №И 4-53-1492 от 14.12.2012 об административном правонарушении составлен, и постановление №И6-03-453 от 20.12.2012 о привлечении к административной ответственности вынесено в присутствии представителя общества – Дудыревой Е.В., действующей но сновании доверенности от 13.12.1012.

Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено, обществу была обеспечена возможность реализовать предоставленные законом права и гарантии.

Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному пределу санкции ст. 7.23 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах правовые основания для признания незаконным и отмены постановления Государственной жилищной инспекции при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, г.Ижевск от 20.12.2012 №И6-03-453 по делу об административном правонарушении, отсутствуют.

Согласно статье 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения, если при рассмотрении дела установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.

Указанных в названной норме обстоятельств, при рассмотрении дела в части оспаривания постановления от 20.12.2012 №И6-03-453 судом не установлено.

Суд, оценив характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, приходит к выводу о том, что характер совершенного правонарушения, степень его общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством интересам, не позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного заявителем административного правонарушения.

В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, связанным с соблюдением требований законодательства в сфере организации эксплуатации жилищного фонда. Основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

С учетом изложенных обстоятельств, в удовлетворении заявления ООО ООО УК «ЖРП №8» следует отказать полностью.

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 30.1- 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования об отмене постановления Государственной жилищной инспекции при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, г. Ижевск от 20.12.2012 №И6-03-453 по делу об административном правонарушении, вынесенного в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «ЖРП №8», отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья Мосина Л.Ф.