ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-11280/20 от 01.12.2020 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства

г. Ижевск

Дело № А71- 11280/2020

01 декабря 2020 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи
В.Н. Якушева, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» г. Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике г. Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 26.08.2020 №350, без вызова сторон, извещенных о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (далее - ООО «САХ», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - Управление, Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления от 26.08.2020 №350 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также с ходатайством о восстановлении срок на подачу заявления об оспаривании постановления.

Судом приобщены к материалам дела представленные ответчиком 20 октября 2020 года отзыв на заявление и материалы административного дела, а также дополнительно представленные 22.10.2020 документы.

В соответствии со ст.ст. 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Согласно ст. 229 АПК РФ решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается к делу.

Резолютивная часть решения по настоящему делу подписана 23 ноября 2020 года, размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 24 ноября 2020 года.

26 ноября 2020 года от ответчика поступило заявление о составлении мотивированного решения.

В соответствии с ч. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Из представленных по делу доказательств следует, что 18 октября 2019 года в Прокуратуру Ленинского района г. Ижевска Удмуртской Республики поступило обращение гр. ФИО1 и ФИО2, проживающих по адресу: <...>, с доводами об отказе АО «ЭнергосбыТ Плюс» принять представленные ими в феврале 2019 года сведения о количестве проживающих граждан в целях исчисления размера платы за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» (далее – ТКО) и о неправильном расчете размера данной платы. К обращению была приложена справка Отдела по вопросам миграции Отдела полиции № 1 Управления МВД по г. Ижевску (Ленинского района) от 26.02.2019 № 107/8 о количестве зарегистрированных по указанному адресу граждан по состоянию на 26.02.2019 – 4 человека.

24.10.2019 данное обращение передано Прокуратурой Ленинского района г. Ижевска Удмуртской Республики в отраслевой орган Администрации города Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее – Управление ЖКХ) (вх. № 5010-И от 24.10.2019). Проверка по указанному обращению проведена не была.

На основании обращения ФИО1 от 02.12.2019 № И/3584, поступившего из Прокуратуры Удмуртской Республики, жилищной инспекцией Главного управления по надзору Удмуртской Республики в рамках осуществления текущего контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики было установлено, что в нарушение требований ч. 2 ст. 5 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 № 40-РЗ Управлением ЖКХ не проведена внеплановая документарная проверка по определению размера платы за коммунальную услугу «обращение с ТКО» по адресу: УР, <...>, в связи с чем выдано предписание от 19.12.2019 №03/4-07-143 о проведении внеплановой документарной проверки по определению размера платы за коммунальную услугу «обращение с ТКО» за период с января по декабрь 2019 года по указанному адресу в срок до 10.02.2020.

Письмом жилищной инспекции Главного управления по надзору Удмуртской Республики от 20.12.2019 № 16070-ж обращение ФИО1 передано в Управление ЖКХ и зарегистрировано за вх. № 12452/01-35 от 25.12.2019.

С целью установления нарушения прав потребителей, указанных в мотивированном представлении от 14.01.2020 № 12452/01-35, по обращению вх. № 12452/01-35 от 25.12.2019 в рамках государственного жилищного надзора на основании приказа заместителя начальника Управления ЖКХ – начальника Отдела муниципального жилищного контроля – муниципального жилищного инспектора от 14.01.2020 № 59/06-02 в отношении ООО «САХ» проведена внеплановая документарная проверка порядка определения размера платы за коммунальную услуг «ТКО» для потребителей, проживающих по адресу: <...>.

В ходе внеплановой документарной проверки установлено, что в платежных документах за период с января 2019 года по декабрь 2019 года в графе «количество проживающих» отражены данные, противоречащие регистрационному учету, расчет платы за «обращение с ТКО» за указанный период произведен с нарушением пункта 148(34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354), излишне предъявленная потребителю сумма за период с января 2019 года по декабрь 2019 года составила 1142,40 руб., ответственным за отражение недостоверных сведений в платежном документе является ООО «САХ».

По результатам внеплановой документарной проверки Управлением ЖКХ составлен акт от 30.01.2020 № 59/06-02 и в отношении ООО «САХ» выдано предписание по результатам проведения мероприятия по государственному контролю № 59-06-02 от 30.01.2020 в срок до 10.03.2020 привести порядок определения размера платы за коммунальную услугу «обращение с ТКО» по дому 25 по пер. Мира в г. Ижевске в соответствие с установленным требованиями действующего законодательства Российской Федерации, внести изменения в платежный документ.

Указанные акт и предписание от 30.01.2020 поступили в ООО «САХ» 03.02.2020 (вх. № 1091 от 03.02.2020), предписание не было оспорено обществом.

Письмом от 05.03.2020 № 2206 ООО «САХ» просило АО «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Удмуртского филиала произвести перерасчет платы за услугу по обращению с ТКО по вышеуказанному адресу с 26.02.2019 с учетом 4-х проживающих.

21.05.2020 материалы внеплановой документарной проверки в отношении ООО «САХ» поступили в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (вх. № 18-00-02/019-5083 от 21.05.2020).

25 июня 2020 года главным специалистом-экспертом отдала защиты прав потребителей Управления по факту обсчета потребителя за коммунальную услугу «обращение с ТКО» за период с июля по декабрь 2019 года в сумме 571,2 руб. (в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по эпизодам обсчета потребителя за период с января 2019 года по июнь 2019 года включительно) в отношении ООО «САХ» в отсутствие представителей составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ.

Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении получено обществом 10.06.2020 и зарегистрировано за вх. № 7991, что подтверждается письмом ООО «САХ» от 23.06.2020 исх. № 6533, в котором общество сообщило о невозможности обеспечения явки представителя на составление протокола об административном правонарушении и об исполнении предписания Управления ЖКХ и проведении корректировки платы за обращение с ТКО в платежных документах по указанному жилому помещению за январь и март 2020 года.

Копия протокола об административном правонарушении и определение от 25.06.2020 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 15.07.2020 направлены в адрес ООО «САХ» регистрируемым почтовым отправлением 26.06.2020 (номер почтового идентификатора 80092748891114) и получены обществом 08.07.2020.

Определением от 15.07.2020 рассмотрение дела отложено на 26.08.2020. Указанное определение получено обществом 30.07.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80086050595020, представителем общества – 15.07.2020, о чем имеется подпись в определении.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 26.08.2020 № 350, вынесенным заместителем руководителя Управления в присутствии представителя ООО «САХ» по доверенности, представившим письменные пояснения, ООО «САХ» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ, с учетом положений ст. ст. 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ обществу назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд.

В качестве основания заявленных требований заявитель указал, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ. Данное административное правонарушение характеризуется умышленной формой вины. Между тем умысел в действиях общества отсутствует. На момент проведения Управлением ЖКХ внеплановой документарной проверки в адрес ООО «САХ» обращений от потребителей, проживающих по адресу: <...>, не поступало. МВД России осуществляет личностный, а не адресный регистрационный учет граждан Российской Федерации, зарегистрированных по месту пребывания, и предоставляет информацию юридическим лицам только с согласия потребителя на обработку его персональных данных, что следует из ответа МВД по УР от 10.07.2020 № 3/205206909052. Из ответа АУ «МФЦ» от 14.05.2020 № 01-09/17747 на запрос ООО «САХ» от 30.04.2020 № 4002 следует, что актуализация баз данных зарегистрированных граждан осуществляется по мере поступления информации непосредственно от граждан, прошедших процедуры снятия или регистрации по месту жительства (пребывания) через МФЦ. Имеющаяся у АУ «МФЦ УР» информационная база была актуальна до декабря 2018 года. Следовательно, общество не имеет возможности получения информации о количестве зарегистрированных и снятых с регистрационного учета граждан в конкретном жилом помещении от органов МФЦ и МВД. ООО «САХ» заключен агентский договор от 01.12.2018 №ЖКХ-19 с АО «ЭнергосбыТ Плюс», в соответствии с которым агент АО «ЭнергосбыТ Плюс» производит расчет по коммунальной услуге по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений, расположенных по адресу: <...>. Законным источником получения персональных данных на момент проведения проверки являлось АО «ЭнергосбыТ Плюс», которое является оператором по обработке персональных данных. По имеющейся у АО «ЭнергосбыТ Плюс» информации в <...> зарегистрировано 5 человек. Справка от 26.02.2019 № 107/8 о количестве зарегистрированных граждан по адресу: <...> была получена ООО «САХ» для ознакомления только по итогу внеплановой документарной проверки. ООО «САХ» письмом от 05.03.2020 исх. № 2206 сообщило АО «ЭнергосбыТ Плюс» о необходимости произведения перерасчета потребителю. Отражение корректировки платы за обращение с ТКО произведено в платежных документах за январь и март 2020 года. Информация об обязанности граждан сообщать исполнителю коммунальной услуги по обращению с ТКО об изменении количества зарегистрированных граждан в соответствии с пп. «к» п. 148(22) Правил № 354 размещена на официальном сайте регионального оператора ООО «САХ» и на стенде ООО «САХ» по месту его нахождения.

В обоснование ходатайства о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании постановления заявитель указал, что постановление получено обществом только 10.09.2020. В связи с введением ограничительных мер, связанных пандемией COVID-19, документ был принят к исполнению только 14.09.2020.

Возражая против заявленных требований, ответчик в отзыве указал, что порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом был соблюден. В отношении юридических лиц (ст. 2.2 КоАП РФ) КоАП РФ форму вины не выделяет. В соответствии с
п. 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 № 60 обстоятельства, указанные в ч. 1 и 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. Вина заявителя материалами административного дела доказана. Довод заявителя о том, что обращений от потребителей не поступало, ошибочен. Согласно жалобе потерпевшей ФИО1 справка о количестве зарегистрированных граждан была предъявлена АО «ЭнергосбыТ Плюс» в феврале 2019 года. В письме от 23.06.2020 № 6433 общество обсчет потребителей, выразившийся в неверном расчете размера платы за обращение с ТКО, признало. Процессуальных нарушений при производстве по делу допущено не было.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Заявителем по делу предъявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 26.08.2020 № 350.

Рассматривая указанное ходатайство, суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших (ч. 2 ст. 207 АПК РФ).

Частью 2 статьи 208 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности (часть 4 статьи 206 АПК РФ), заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 208 АПК РФ), а также апелляционной жалобы на решение суда по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 5 статьи 211 АПК РФ), необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Согласно ч. 3 ст. 114 АПК РФ процессуальный срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока.

Лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом (ч. 1 ст. 115 АПК РФ).

Вместе с тем ч. 1 ст. 117 АПК РФ установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления (ч. 2 ст. 117 АПК РФ).

В абз. 2 п. 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» содержатся разъяснения, согласно которым при решении вопроса о восстановлении процессуального срока судам следует соблюдать баланс между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права.

Как следует из материалов дела, с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 26.08.2020 № 350 заявитель обратился в арбитражный суд 23.09.2020 (заявление поступило в электронном виде через систему «Мой арбитр»).

Согласно штампу на копии постановления постановление зарегистрировано обществом 10.09.2020 за вх. № 14230.

На представленных как заявителем, так и ответчиком копиях оспариваемого постановления имеются отметки о том, что постановление направлено ответчиком письмами исх. № 1096, № 1098, № 1099 от 04.09.2020.

Из положений ч. 2 ст. 208 АПК РФ следует, что начало течения процессуального срока на подачу заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности определяется днем получения копии оспариваемого решения.

Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление, вынесенное 26.08.2020, было направлено административным органом не ранее 04.09.2020.

Ответчиком довод общества о получении копии оспариваемого постановления 10.09.2020 не опровергнут. Возражений относительно ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока ответчиком не заявлено.

При получении заявителем копии оспариваемого постановления 10.09.2020, срок для обращения в суд с заявлением по делу об административном правонарушении от 26.08.2002 № 350 (10 рабочих дней) не является пропущенным.

С учетом того обстоятельства, что доказательств, опровергающих довод общества о получении им постановления 10.09.2020 административным органом не представлено, оснований для восстановления процессуального срока суд не усматривает в связи с тем, что срок заявителем не пропущен.

Рассмотрев требования общества о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении от 26.08.2020 № 350, оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

 В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях согласно ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области защиты прав потребителей. Непосредственный предмет посягательства - права и законные интересы потребителя в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.

Объективная сторона правонарушения заключается в обмеривании, обвешивании, обсчете потребителя.

Субъектом данного административного правонарушения является изготовитель, продавец, исполнитель товара (работы, услуги).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей):

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

В соответствии со статьей 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (часть 1). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ (часть 2).

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей).

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать в том числе цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

В соответствии с ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Частью 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правоотношения по предоставлению коммунальных услуг урегулированы Правилами № 354.

Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов (пункт 67 Правил № 354).

Пунктом 2 Правил № 354 в целях их применения установлены в том числе следующие понятия:

«потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;

«исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

«ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод);

понятие «региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» употребляется в Правилах № 354 в значении, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

В силу п. 148(3) Правил № 354 исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 148(4) и 148(5) настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальную услугу потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленной коммунальной услуги, подлежит определению в соответствии с пунктами 148(8) - 148(11) настоящих Правил.

Согласно п. 148(5) Правил № 354 условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:

а) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пп. «в» п. 148(11) Правил № 354 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, за исключением периода времени, в течение которого собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте «б» пункта 148(5) настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и такой договор не расторгнут.

Согласно пп. «г» п. 148(22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

В свою очередь, согласно пп. «б», «д» п. 148(24) Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право:

получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);

требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Согласно пп. «б» п. 148(25) Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня наступления таких изменений, в случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из количества проживающих граждан.

Расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу (п. 148(27) Правил № 354).

Пунктом 148(30) Правил № 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к настоящим Правилам.

Согласно п. 9(1) приложения № 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(1):

,

где:

ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

 - норматив накопления твердых коммунальных отходов;

Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 148(34) Правил № 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Из материалов дела следует, что в отношении ООО «САХ» по обращению потребителя Управлением ЖКХ проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что в нарушение п. 148(34) Правил № 354 расчет размера платы за коммунальную услугу «обращение с ТКО» за период с января 2019 года по декабрь 2019 года по жилому дому №25 по пер. Мира в г. Ижевске произведен ООО «САХ», являющимся региональным оператором по обращению с ТКО на территории Удмуртской Республики и исполнителем данной коммунальной услуги, из расчета 5 проживающих потребителей, в то время как согласно справке Отдела по вопросам миграции Отдела полиции № 1 Управления МВД по г. Ижевску (Ленинского района) от 26.02.2019 № 107/8 количество зарегистрированных по указанному адресу граждан по состоянию на 26.02.2019 составляет 4 человека.

Данные обстоятельства подтверждаются платежными документами по указанному жилому помещению, исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО в которых указано ОО «САХ».

За период с июля 2019 года по декабрь 2019 года излишне предъявленная потребителю сумма платы за обращение с ТКО составила 571,2 руб. из расчета: 95,2 руб. (плата за обращение с ТКО на 1 потребителя) х 6 месяцев.

Факт предъявления в платежных документах платы в большем размере, чем установлено нормативными правовыми актами, общество признало в письмах от 05.03.2020 № 2206, от 28.02.2020 № 5168, от 23.06.2020 № 6533. Выданное по результатам проверки предписание от 30.30.01.2020 № 59-06-02 обществом не оспорено, было исполнено обществом, что подтверждается платежными документами за январь и март 2020 года, в которых отражен перерасчет платы за обращение с ТКО в общей сумме 962,2 руб.

Из обращения потребителей ФИО1 и ФИО2 от 18.10.2019 следует, что в феврале 2019 года они предъявляли в АО «ЭнергосбыТ Плюс», действующее в интересах регионального оператора по обращению с ТКО и исполнителя данной коммунальной услуги – ООО «САХ» - на основании агентского договора от 01.12.2018 № ЖКХ-19, справку о количестве граждан, зарегистрированных (проживающих) в жилом помещении по адресу: <...>.

Вместе с тем данная справка необоснованно не была учтена заявителем (агентом заявителя) в качестве документа, подтверждающего количество поживающих в жилом помещении граждан (потребителей).

Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие оснований для расчета размера платы исходя из количества зарегистрированных граждан – 5, заявителем в материалы дела не представлено.

В соответствии с пп. 2.1.1.2, 2.1.2.2, 2.1.3.1, 2.1.2.4 агентского договора от 01.12.2019 № ЖКХ-19 ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», являющееся агентом, действующим от имени и за счет Принципала (ООО «САХ»), принимает на себя обязательства заключать с потребителями договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, проводить миграционные работы по коммунальной услуге за январь 2019 года, начислять от имени Принципала суммы оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО на основании данных, предоставленных Принципалом, отражать начисленные суммы в базе данных учета с разбивкой по лицевым счетам и/или договорам, организовать сбор денежных средств.

В силу абз. 3 п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Таким образом, материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 25.06.2020, подтверждается факт обсчета потребителей исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО – ООО «САХ».

Суд считает, что событие административного правонарушения в действиях заявителя административным органом доказано. Доказательств иного в материалы дела заявителем не представлено.

Довод заявителя о том, что он не располагал и не мог располагать сведениями о количестве зарегистрированных в спорном жилом помещении граждан, судом отклоняется как необоснованный.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты исчерпывающие меры по их соблюдению.

Вопрос о наличии вины заявителя в совершении правонарушения исследован административным органом в ходе административного производства, соответствующие выводы отражены в постановлении.

Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, обществом не представлено.

В действиях заявителя содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ административным органом были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Существенных процессуальных нарушений при выявлении факта правонарушения и привлечении заявителя к ответственности судом не установлено.

Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по указанным в постановлении эпизодам вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, и оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено. Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам совершенного ответчиком деяния, наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований законодательства, суду не представлено.

При назначении административного наказания ответчиком обоснованно было учтено, что общество является малым предприятием, административное правонарушение совершено им впервые, доказательств обратного в материалы дела не представлено, в связи с чем в соответствии со ст. 4.1.1 и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа было заменено на предупреждение.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно статье 208 АПК РФ и статье 30.2 КоАП РФ не облагается.

Руководствуясь статьями 167-171, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике,
г. Ижевск по делу об административном правонарушении от 26.08.2020
№ 350, вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство", <...>, литер Б, помещение 19, дата государственной регистрации – 24.01.2012, место государственной регистрации – г. Ижевск, отказать.

Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения – со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                 В.Н. Якушев