АРБИТРАЖНЫЙ СУД
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426057 г.Ижевск, ул. Свободы, 139
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело № А71-11290/2008
А24
28 января 2009г.
Резолютивная часть решения оглашена 21 января 2009г.
Решение в полном объеме изготовлено 28 января 2009г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе
судьи Кудрявцева М.Н. при ведении судьей Кудрявцевым М.Н. протокола судебного заседания рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования «Завьяловский район», с. Завьялово
к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Удмуртской Республике, гор. Ижевск,
с участием в качестве 3-лиц без самостоятельных требований:
1)МУП «Завьяловская управляющая компания» , с.Завьялово
2) Управление социальной защиты населения Завьяловского района, с.Завьялово
о признании недействительным решения УФАС №06-06/2008-24 от 20.10.08 г.
В судебном заседании присутствовали представители
Администрации: ФИО1- нач. отдела по дов. 4.08.2008г.
УФАС ФИО2- гл. спец. по дов. от 13.01.2009 года,
от Управления социальной защиты населения Завьяловского района: не явился, извещен
от МУП «Завьяловская управляющая компания»: не явился, извещен.
Администрация МО «Завьяловский район» (далее Администрации) обратилась в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы России по Удмуртской Республике №06-06/2008-24 от 7.10.2008 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены МУП «Завьяловская управляющая компания» , Управление социальной защиты населения Завьяловского района.
В основание требований по заявлению Администрация привела доводы о том, что закрепление за МУП «Заявьловская управляющая компания» (далее МУП) полномочий по учету нанимателей жилищного фонда не означает наделение управляющей компании функциями и правами Администрации МО «Завьяловский район. Учет нанимателей муниципального жилищного фонда не порождает никаких последствий и имеет целью систематизацию данных о нанимателях. Возложение на МУП обязанности по учету субсидий и льгот на оплату жилых помещений и коммунальных услуг граждан в лицевых счетах потребителей за счет средств бюджета района также не означает наделение МУП функциями органа местного самоуправления. Отношения между Администрацией и МУП определены договором о сотрудничестве от 1.09.2007г., согласно которому обязательства МУП ограничены тем, что МУП заносит данные о размере субсидий в компьютерную программу и обеспечивает доступ к программе работникам отдела субсидий управления мониторинга и анализа Администрации МО «Завьяловский район».
УФАС требования заявителя не признало, в возражения по заявлению указало, что закрепление в соответствии с постановлением Главы Администрации от 14.09.2007г. № 2052 «Об управлении жилищным фондом и работе с потребителями жилищно-коммунальных услуг» за МУП полномочий по учет нанимателей жилищного фонда , начислением платежей за жилищно-коммунальные услуги и полномочий по учету субсидий и льгот за счет средств бюджета района является наделением муниципального предприятия правами и функциями органа местного самоуправления, что прямо запрещено Федеральным законом «О защите конкуренции». Оспариваемое решение УФАС считает законным и обоснованным.
Дело в соответствии со ст.156 АПК РФ рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных третьих лиц, при представлении Управлением социальной защиты населения Завьяловского района отзыва на заявление.
В судебном заседании установлено.
Главой Администрации МО «Заявьяловский район» принято постановление от 14.09.2007г. № 2052 «Об управлении жилищным фондом и работе с потребителями жилищно-коммунальных услуг». Пунктом 3 постановления предусмотрено закрепление за МУП «Заявьявловская управляющая компания» полномочий по учету потребителей жилищно-коммунальных услуг МО «Завьяловский район», нанимателей муниципального жилищного фонда, начислением платежей за жилищно-коммунальные услуги и наем жилого помещения и доставкой платежных документов до потребителей жилищно-коммунальных услуг
Пунктом 4 постановления предусмотрено закрепить за МУП Заявъявловская управляющая компания» полномочия в соответствии с договором с Администрацией (отдел по начислению субсидий управления мониторинга и анализа Администрации) по учету субсидий и льгот за счет средств бюджета района в лицевых счетах потребителей жилищно-коммунальных услуг
Решением УФАС от 7.20.2008г. (изготовлено 20.10.2008г.) по делу № 06-06/2008-24 Администрация МО «Заявьяловский район» признана нарушившей ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в наделении хозяйствующего субъекта МУП «Завьяловская управляющая компания» функциями и правами органа местного самоуправления - возложение на МУП полномочий по учету нанимателей жилищного фонда, а также наделение МУП, не являющегося муниципальным учреждением, полномочиями по учету субсидий за счет средств бюджета района.
На основании указанного решения УФАС выдано предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство (постановления от 14.09.2007г. № 2052 «Об управлении жилищным фондом и работе с потребителями жилищно-коммунальных услуг» ).
Не согласившись с решением и предписанием УФАС Администрация обжаловало указанные ненормативные акты антимонопольного органа в арбитражный суд.
Оценив, представленные по делу доказательства, доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч.3 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Отнесение вопросов к компетенции органов местного самоуправления, права и функции указанных органов регулируются Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон).
Вопросы местного значения, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления муниципального, района определены ст. 15 Закона. К числу таких вопросов не относится содержание и предоставление нанимателям жилых помещений в муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 14 Закона обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства относится к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 4 ст. 15 Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений.
Вопрос о том, заключались ли Администрацией соглашения с органами местного самоуправления поселений о передаче указанных полномочий Администрации МО «Завьяловский район», УФАС не исследовался.
Суд пришел к выводу о том, что возложение на МУП «Заявъяловская управляющая компания» полномочий по учету нанимателей муниципального жилищного фонда и начислению платежей за наем жилищного фонда не является закреплением за МУП полномочий Администрации МО «Завъяловский район», поскольку в силу ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся : учет муниципального жилищного фонда;
установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Учет нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда к полномочиям органов местного самоуправления не отнесен.
По пояснению заявителя, начисление платежей за наем жилищного фонда, заключается в том, что МУП оформляет счета на оплату, платежи поступают в бюджет района, иного антимонопольным органом не доказано.
УФАС в этой части в нарушение требований ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представил доказательств наличия обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения.
Решение УФАС в этой части признается недействительным.
В другой части оснований для признания недействительным решения, суд не нашел.
В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Пунктом 3 той же статьи Жилищного кодекса предусмотрено, что субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.
Таким образом, субсидии из местного бюджета могут предоставляться только органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением.
При изложенных обстоятельствах закрепление за МУП полномочий по предоставлению субсидий и льгот из местного бюджета не соответствует требованиям, установленным ч. 3 ст. 15 Закона.
Доводы Администрации о том, что отношения по предоставлению субсидий регулируются договором о сотрудничестве от 1.09.2007г., в обязанности МУП входит только предоставление Администрации помещении и обеспечение доступа к программному комплексу «Квартиросъемщик», судом принимаются. Однако суть решения и предписания УФАС заключаются в том, чтобы внести изменения в правовой акт Администрации. Из буквального толкования текста п. 4 постановления Администрации следует, что за МУП закреплены полномочия по учету субсидий и льгот.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления в этой части не имеется.
В силу ст. 333.37 Налогового кодекса РФ заявитель и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены, в связи с чем госпошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 167-170,201 Арбитражного Процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд УР
Р Е Ш И Л:
1. Признать недействительными, не соответствующими антимонопольному законодательству пункт 1 резолютивной части решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 7.10.2008г. (изготовлено 20.10.2008г.) по делу № 06-06/2008-24 в части выводов о незаконности возложения на МУП «Завьяловская управляющая компания» полномочий по учету нанимателей муниципального жилищного фонда и начислению платежей за наем жилищного фонда.
2. В той же части признать недействительным предписание УФАС по делу № 06-06/2008-24.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www. 7aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru».
Судья М.Н. Кудрявцев