ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-11599/20 от 12.01.2021 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Ижевск

Дело № А71- 11599/2020  

19 января 2021 года

резолютивная часть решения объявлена 12 января 2021 г.

полный текст решения изготовлен 19 января 2021 г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Е.А.Бушуевой, при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания О.С.Бабкиной, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению финансового управляющего ФИО1 г.Ижевск к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации г.Ижевск о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении сведений,

при участии в заседании представителей ответчика - ФИО2 по доверенности от 30.12.2020, ФИО3 по доверенности от 20.12.2020, в отсутствие представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом о начавшемся судебном процессе,

УСТАНОВИЛ:

финансовый управляющий ФИО1 обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий  Управления Росгвардии по Удмуртской Республике, выразившихся в отказе в предоставлении сведений, содержащихся в письмах финансового управляющего ФИО1 от 17.08.2020 № 4 и от 21.08.2020 № 18.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в возражениях на заявление и дополнении к возражениям (л.д.16-19, 42-45).

Из представленных по делу доказательств следует, что решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.08.2020 (резолютивная часть объявлена  14.08.2020)  по делу № А71-9336/2019  ФИО4 признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника  введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим утвержден  ФИО1 , являющийся членом Союза  АУ «Возрождение» г.Москва.

В целях реализации обязанностей, предусмотренных п. 8 ст. 213.9  Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), по выявлению имущества должника, обеспечения его сохранности,  проведения анализа финансового состояния должника, финансовый управляющий обратился в Управление  Росгвардии по Удмуртской Республике  с запросом исх. от  17.08.2020 № 4 о представлении сведений о наличии либо отсутствии у должника ФИО4  зарегистрированного оружия, а также с запросом исх. от 21.08.2020 № 18 о представлении сведений о наличии либо отсутствии  зарегистрированного оружия у супруги должника ФИО5, начиная с  даты регистрации брака - 30.04.1991.

Управление Росгвардии по Удмуртской Республике письмами от 28.08.2020 № 566/588, 31.08.2020 № 566/603 отказало финансовому управляющему в предоставлении запрашиваемых сведений со ссылкой на часть 5 статьи 14 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее -  Закон о войсках национальной гвардии Российской Федерации), согласно которой информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется органам внутренних дел (полиции) и их должностным лицам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственным органам и должностным лицам; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Данный перечень является исчерпывающим, финансовые (арбитражные) управляющие к должностным лицам, указанным в части 5 статьи 14 Закона, не отнесены.

Несогласие заявителя с действиями Управления Росгвардии по Удмуртской Республике, выразившимися в отказе в предоставлении сведений, содержащихся в письмах финансового управляющего ФИО1 от 17.08.2020 № 4 и от 21.08.2020 № 18, послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

В обоснование требований заявитель указал, что руководствуясь положениями ст. 20.3, п. 7 ст. 213.9 Закона о банкротстве, в целях надлежащего исполнения своих обязанностей в качестве финансового управляющего, в том числе по анализу финансового состояния должника, поиску его имущества и формированию конкурсной массы, предназначенной для удовлетворения требований кредиторов, финансовый управляющий обратился в Управление  Росгвардии по Удмуртской Республике с запросами о предоставлении информации о наличии у должника и его супруги зарегистрированного оружия. Обязанность по предоставлению финансовому управляющему любых сведений о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иных имеющих отношение к делу о банкротстве сведений, возложена на  должника-гражданина  согласно ч. 9 ст. 213.9 Закона  о банкротстве, однако предоставляемая должником информация о составе имущества может расходиться с данными, имеющимися у ответчика. Достоверная  информация может быть получена только от государственных органов. Нормы Закона о банкротстве являются специальными по отношению к нормам, закрепленным в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон о персональных данных). Запрашивая информацию о должнике, финансовый управляющий действует на основании и во исполнение судебного акта в целях исполнения возложенных на него Законом о банкротстве обязанностей, что не требует согласия лиц на обработку (получение) персональных данных. Нормы Закона о банкротстве  являются специальными по отношению к нормам, закрепленным в Законе о войсках национальной гвардии Российской Федерации. Указанное подтверждается положением п. 3 ст.232 Закона о банкротстве, согласно  которому впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих отношения, связанные с банкротством, в соответствие с Законом о банкротстве, указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о банкротстве.

Возражая против требований заявителя, ответчик указал, что абз. 5 п. 7 ст. 213.9 Закона о банкротстве не установлена возможность предоставления финансовому управляющему сведений об имуществе гражданина. Перечень информации, которую  финансовый управляющий имеет право получать от граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправлении является исчерпывающим. Финансовый управляющий вправе истребовать необходимые сведения непосредственно у должника или через суд в силу ч. 9 ст. 213.9 Закона о банкротстве.  Запрошенные финансовым управляющим сведения являются  персональными данными, в силу положений ч. 5 ст. 14 Закона  о войсках национальной гвардии в Российской Федерации  такие сведения  не подлежат  представлению по запросу финансового управляющего.

Оценив представленные доказательства по делу, суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 2 Закона о банкротстве  финансовый управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.

Права и обязанности финансового управляющего направлены на достижение цели процедуры реализации имущества гражданина - соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

В силу части 2 статьи 129 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания; привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном названным Федеральным законом; заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом; передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов; исполнять иные установленные названным Федеральным законом обязанности.

В целях исполнения возложенных на него обязанностей арбитражный управляющий на основании абзаца 7 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

В силу пункта 8 статьи 213.9 Закона № 127-ФЗ финансовый управляющий обязан, в том числе, принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества, проводить анализ финансового состояния гражданина.

Согласно абзацу 5 пункта 7 статьи 213.9 Закона № 127-ФЗ финансовый управляющий вправе получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления.

На основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20.3 Закона № 127-ФЗ физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

В соответствии со статьей 34 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

К общему имуществу супругов на основании части 2 статьи 34 СК РФ относится приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

В силу части 7 статьи 213.26 Закона о банкротстве имущество гражданина, принадлежащее ему на праве общей собственности с супругом (бывшим супругом), подлежит реализации в деле о банкротстве гражданина по общим правилам, предусмотренным настоящей статьей.

Как разъяснено в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан» в деле о банкротстве гражданина-должника, по общему правилу, подлежит реализации его личное имущество, а также имущество, принадлежащее ему и супругу (бывшему супругу) на праве общей собственности (пункт 7 статьи 213.26 Закона о банкротстве, пункты 1 и 2 статьи 34, статья 36 СК РФ).

Из приведенных выше положений действующего законодательства следует, что финансовый управляющий в силу прямого указания закона обладает полномочиями на обращение в государственные органы, к числу которых относится и  Управление  Федеральной службы войск национальной гвардии, с запросом о предоставлении информации и документов, касающихся должника.

Неправомерный отказ в предоставлении сведений препятствует исполнению обязанностей, возложенных на финансового управляющего Законом о банкротстве.

В соответствии с положениями статьи 14 Закона о войсках национальной гвардии в Российской Федерации полномочия по формированию и ведению банков данных о лицах владеющих оружием, а также защите информации, содержащейся в банках данных, возложены на войска национальной гвардии Российской Федерации. Формирование и ведение банков данных осуществляются войсками национальной гвардии в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Таким образом, войска национальной гвардии формируют и ведут банки данных о лицах, владеющих оружием.

Как следует из материалов дела, финансовый управляющий ФИО1, в целях реализации своих прав и обязанностей, определенных Законом о банкротстве, обратился в Управление с запросами исх. от  17.08.2020 № 4, от 21.08.2020 № 18 о предоставлении ему сведений о принадлежности  зарегистрированного оружия должнику ФИО4, а также его супруге ФИО6 с 30.04.1991 (даты регистрации брака).

Направляя запросы о предоставлении сведений об имуществе должника и его супруги, финансовый управляющий  действовал в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий.

Иное толкование изложенных норм препятствовало бы финансовому управляющему надлежащим образом выполнить обязанности, возложенные на него Законом о банкротстве, а также защитить права должника и его кредиторов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемых действий Управления Росгвардии по Удмуртской Республике, выразившихся в отказе представления сведений, содержащихся в письмах от 17.08.2020 № 4 и  от 21.08.2020 № 8.

Оспариваемые действия нарушают законодательно закрепленное право финансового управляющего на своевременное получение запрашиваемой информации и создают препятствия для осуществления возложенных на него обязанностей.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемые решения или действия должностных лиц органа, осуществляющего публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании их незаконными.

Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Доводы  ответчика о недопустимости разглашения конфиденциальных сведений в части представления сведений  о наличии зарегистрированного на должника и его супругу оружия со ссылкой на положения Закона о персональных данных, подлежат отклонению.

В соответствии со статьей 7 Закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу пункта 1 статьи 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях, в числе которых: обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных; обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей; обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах; обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

В абзаце 7 пункта 1 статьи 20.3, части 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве предусмотрены права арбитражного управляющего в деле о банкротстве запрашивать и получать необходимые сведения о должнике, его имуществе от физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

При этом нормы Закона о банкротстве являются специальными по отношению к нормам, закрепленным в Законе о персональных данных.

В пункте 3 статьи 232 Закона о банкротстве указано, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих отношения, связанные с банкротством, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.

Заявитель обратился в Управление Росгвардии по Удмуртской Республике с запросами о предоставлении сведений в отношении имущества должника и его  супруги, что не противоречит положениям части 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве. К  данным запросам  было приложено  решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.08.2020 по делу № А71-9336/2019.

Запрашивая информацию о должнике, финансовый управляющий действовал на основании и во исполнение судебного акта в целях исполнения возложенных на него Законом о банкротстве обязанностей, что не требует согласия должника на обработку (получение) его персональных данных.

Кроме того, в силу статьи 213.9 Закона о банкротстве сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну и полученные финансовым управляющим при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами. За разглашение сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, финансовый управляющий несет гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

Таким образом, законом предусмотрены механизмы, позволяющие сохранить переданные конкурсному управляющему сведения, составляющие охраняемую законом тайну.

Подлежат отклонению и доводы ответчика о том, что финансовый управляющий не вправе обратиться с запросом  о предоставлении сведений о наличии за должником зарегистрированного оружия со ссылкой на отсутствие его в перечне лиц, указанным в части 5 статьи 14 Закона о войсках национальной гвардии в Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 14 Закона о войсках национальной гвардии в Российской Федерации информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется органам внутренних дел (полиции) и их должностным лицам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственным органам и их должностным лицам; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Финансовый управляющий в силу прямого указания Закона о банкротстве обладает полномочиями на обращение в государственные органы, в том числе в Управление  Федеральной службы войск национальной гвардии, с запросом о предоставлении информации и документов, касающихся должника.

К спорным отношениям применяются положения Закона о банкротстве, являющиеся специальными по отношению к Закону о войсках национальной гвардии в Российской Федерации.

Подлежат также отклонению доводы ответчика о возможности получения заявителем необходимой информации иными способами в соответствии с п. 9 ст. 213.9 Закона о банкротстве (непосредственно у должника, по запросу суда).

Согласно пункту 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом. При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке арбитражный суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.

Вместе с тем, действующим законодательством установлено право финансового управляющего самостоятельно получать информацию, необходимую для исполнения своих обязанностей в деле о банкротстве, независимо от  наличия предоставленной информации должником.

На основании ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика. При обращении в суд заявителю была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины. В силу ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем, пошлина взысканию с него в бюджет не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

Признать незаконными, несоответствующими Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» действия Управления Росгвардии по Удмуртской Республике, выразившиеся в отказе в предоставлении сведений, содержащихся в письмах финансового управляющего ФИО1 от 17.08.2020 № 4 и от 21.08.2020 № 18.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                 Е.А. Бушуева