ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-11800/15 от 03.02.2016 АС Удмуртской Республики


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71-11800/2015

09 февраля 2016г.

Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2016г.

Полный текст решения изготовлен 09 февраля 2016г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Ю. Степановой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрегиональной общественной организации «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства», г.Ижевск к 1.Управлению земельных ресурсов и землеустройства Администрации г.Ижевска, 2. Администрации города Ижевска о признании незаконными действий,

при участии представителей:

от заявителя: Федюнева А.В. по доверенности от 01.06.2015;

от ответчиков: 1. Матайс М.А. по доверенности от 01.01.2016;

2. Филипповского Е.В. по доверенности от 23.12.2015.

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональная общественная организация «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства» (далее МОО «ЗРИП») обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом ходатайства об изменении заявленных требований от 14.12.2015 л.д.105-106) о признании незаконным действия начальника Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска Ковальчук А.И. (далее УЗРиЗ Администрации г. Ижевска), выразившегося в отказе в представлении сведений о количестве договоров аренды земельных участков (заключенных между Администрацией города Ижевска и ОАО «Информпечать»), о присвоенных им номерах, сроках продления договоров аренды (заключенных между Администрацией города Ижевска и ОАО «Информпечать»), об адресных ориентирах нестационарных торговых объектов ОАО «Информпечать», ассортиментном перечне продукции, продаваемой в торговых объектах ОАО «Информпечать», о мерах наказания в отношении ОАО «Информпечать» по факту самовольно изменения ассортиментного перечня продаваемой продукции и перепрофилирования киосков в объекты торговли питанием и напитками, предоставления ОАО «Информпечать» земельных участков или киосков в субаренду другим хозяйствующим субъектам, о тарифной ставке в договорах аренды земельных участков (заключенных между Администрацией города Ижевска и ОАО «Информпечать») в период 2014-2015 гг. по запросу МОО «ЗРИП» № 06-07/2015гр от 30.07.2015, не соответствующими Федеральному закону от 21.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральному закону от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также об обязании Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и предоставить надлежащий ответ на запрос МОО «ЗРИП» № 06-07/2015гр от 30.07.2015 с предоставлением всех общедоступных сведений о количестве договоров аренды земельных участков (заключенных между Администрацией города Ижевска и ОАО «Информпечать», в виде сводной таблицы), о присвоенных им номерах, сроках продления договоров аренды (заключенных между Администрацией города Ижевска и ОАО «Информпечать»), об адресных ориентирах нестационарных торговых объектов ОАО «Информпечать», ассортиментном перечне продукции, продаваемой в торговых объектах ОАО «Информпечать», о мерах наказания в отношении ОАО «Информпечать» по факту самовольно изменения сортиментного перечня продаваемой продукции и перепрофилирования киосков в объекты торговли питанием и напитками, предоставления ОАО «Информпечать» земельных участков или киосков в субаренду другим хозяйствующим субъектам, о тарифной ставке в договорах аренды земельных участков (заключенных между Администрацией города Ижевска и ОАО «Информпечать») в период 2014-2015.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, в дополнении к отзыву.

Из представленных по делу доказательств, следует, что 30.07.2015 МОО «ЗРИП» в адрес УЗРиЗ Администрации г. Ижевска направлен запрос №06-07/2015гр. «О предоставлении информации» с целью информатизации о статусе заключенных между Администрацией города Ижевска и ОАО «Информпечать», о количестве договоров аренды земельных участков, номерах договоров аренды, адресных ориентирах нестационарных торговых объектов, ассортиментном перечне продаваемой в объектах ОАО «Информпечать» продукции, сроке действия договоров, которые продлены на 5 лет (л.д. 50-53).

Письмом от 25.08.2015 №01-17-ОА/4544 начальник УЗРиЗ Администрации города Ижевска Ковальчук А.И. сообщил, что информация, за получением которой обращается МОО «ЗРИП», не затрагивает ее права и свободы, а также обращение не содержит оснований, свидетельствующих о том, что испрашиваемая информация необходима для осуществления ее уставной деятельности. Также у МОО «ЗРИП» отсутствует доверенность, выданная арендатором земельного участка, информация о котором также запрашивается. В предоставлении сведений в части информации, какие договоры аренды земельных участков продлены и на какой срок, а также о том, какие меры наказания были приняты в отношении ОАО «Информпечать» по факту самовольного изменения арендатором ассортиментного перечня продаваемой продукции, отказано.

Считая, что бездействия Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска выразившееся в отказе в представлении МОО «ЗРИП» испрашиваемых сведений незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.

В обоснование требований заявитель ссылается на то, что УЗРиЗ Администрации города Ижевска своим ответом вводит МОО «ЗРИП» в заблуждение, неверно толкует нормы федеральных законов, нарушает право МОО «ЗРИП» (в том числе членов МОО «ЗРИП» и других субъектов малого и среднего предпринимательства) на получение общедоступной информации о деятельности органов местного самоуправления по следующим обстоятельствам. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п.1 ст. 3, ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Указом Президента РФ от 31.12.1993 №2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию», такие сведения должны быть представлены. Истребуемая МОО «ЗРИП» информация, не содержит в себе персональных и конфиденциальных сведений. Сведения о лице, осуществляющем деятельность в нестационарном объекте, а также сведения о заключенном договоре аренды являются не персональными данными, а являются общедоступными и могут быть разглашены, что свидетельствуют из требований действующего законодательства. Кроме того, в предоставлении части сведений, испрашиваемых заявителем, а именно информация о том какие договоры аренды земельных участков продлены и на какой срок, а также о том, какие меры наказания были приняты в отношении ОАО «Информпечать» по факту самовольного изменения арендатором ассортиментного перечня продаваемой продукции, ответчиком вообще отказано. Ответ по существу на вопрос №3 – какая тарифная ставка указана в договорах аренды, заключенных в 2014-2015 годах земельных участков, предоставленных ОАО «Информпечать» в аренду для ведения торговой деятельности и обслуживания нестационарных торговых объектов, также не представлен.

Возражая против заявленных требований, ответчик ссылается на следующее. Действия начальника Управления по подготовке ответов на все обращения заявителя, в том числе, на письмо от 30.07.2015 №06-07/2013 соответствуют закону. При рассмотрении органом местного самоуправления заявлений (обращений) граждан и юридических лиц не возникает отношений в сфере защиты прав потребителей. Также при этом не возникает и отношений, связанных с осуществлением уполномоченным органом государственной регистрации юридических лиц и ведением соответствующего реестра. Таким образом, доводы заявителя о нарушении Управлением положений законодательства в вышеуказанных сферах являются необоснованными. В соответствии с п.1 ст. 1 Федерального закона от 09,02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ) к информации о деятельности органов местного самоуправления относится информация, созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления или организациями, подведомственными органам местного самоуправления (далее подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. Полномочия Управления определены в соответствии с Положением об Управлении земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска, утвержденного Решением Городской думы города Ижевска от 06.06.2006 №115. Письмами Управления от 08.07.2015 исх. №01-17-ОА/3750, от 19.08.2015 №01-17-ОА/4421, от 19.08.2015 №01-17-0А/4422, письмом Администрации города Ижевска от 16.07.2015 №Б-4525/01 -34ДО заявителю было сообщено о том, что Управление в пределах своих полномочий систематизирует данные о заключенных договорах аренды земельных участков. Систематизация данных о заключенных договорах аренды земли осуществляется Управлением с использованием программного продукта 1-С Предприятие в рамках осуществления своих полномочий как главного администратора доходов в бюджет по закрепленным кодам бюджетной классификации и в целях организации начисления, учета, взыскания арендных платежей и других платежей в бюджет города Ижевска п. 15 п.2.1 раздела 2, пп.20 п.3.5 раздела 3 Положения). При этом учет действующих договоров аренды земельных участков в требуемом заявителем форме с разбивкой по срокам продления договоров аренды земельных участков Управлением не ведется. Таким образом, в запросе заявителя от 30.07.2015 №06-07/2015 ставится вопрос о проведении анализа деятельности органа местного самоуправления и иной аналитической работы, непосредственно не связанной с зашитой прав заявителя. В соответствии с п.6 ч.1 ст.20 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ наличие вышеуказанных обстоятельств является основанием исключающим возможность предоставления информации о деятельности органа местного самоуправления. На основании изложенного, принимая во внимание то, что база данных Управления о заключенных договорах аренды к общедоступным источникам персональных данных, (таким как, например Единые государственные реестры индивидуальных предпринимателей и юридических лип (далее – ЕГРИП, ЕГРЮЛ), не относится, обязанность по предоставлению заявителю информации в рамках рассмотрения письма от 30.07.2015 №06-07/2015гр. у Управления отсутствовала. Предоставление заявителю сведений об арендаторе и статусе договоров аренды земли согласно письму Управления от 17.01.2014 №01-16-ОАЛ58, подготовленному за подписью предыдущего начальника Управления, осуществлено в рамках рассмотрения письма заявителя от 24.12.2013 №359, из содержания которого следует, что заявитель сам располагал всей информацией: и об адресных ориентирах нестационарных торговых объектов и об арендаторе - ОАО «Информпечать». При этом подготовленный Управлением ответ (письмо от 17.01.2014 №01-16-ОАЛ58) не содержат данных, идентифицирующих договоры аренды земельных участков и указывал лишь на статус действия данных договоров. На основании изложенного, подготовка ответов на запросы заявителя осуществляется Управлением в рамках поступившего обращения и в соответствии с действующим законодательством. Действия начальника Управления не нарушают права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. В обращениях заявителя не содержится оснований, свидетельствующих о том, что запрашиваемая информация затрагивает или может затрагивать непосредственно права и свободы заявителя, либо необходима для осуществления уставной деятельности заявителя.

Оценив представленные по делу доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В силу прямого указания ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта возложена на принявший его орган; согласно положениям ст. 65 Кодекса доказывание иных обстоятельств является обязанностью лиц, которые ссылаются на данные обстоятельства.

В силу части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с положениями части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются указанным Федеральным законом. Установленный порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Согласно статье 32 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом 02.05.2006 №59-ФЗ. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законодательством не предусмотрен особый порядок рассмотрения обращений юридических лиц, отличный от рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.

В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2004 №213-О общественные объединения создаются гражданами на основании части 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на объединение, для совместной реализации конституционных прав, таких как право на свободный поиск, получение, передачу, производство, распространение информации любым законным способом, право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.4 ст. 29, ст. 33 и ч.2 ст. 45 Конституции Российской Федерации). Названные права по своей природе могут принадлежать как гражданам (физическим лицам), так и их объединениям (юридическим лицам).

Поскольку организации, равно как и граждане, во взаимоотношениях с органами публичной власти и их должностными лицами по вопросам осуществления последними своих полномочий находятся в отношениях власти-подчинения, следовательно, суд полагает, что в данной ситуации к отношениям, связанным с обращениями юридических лиц в органы публичной власти, с учетом изложенных правовых норм при отсутствии иного правового регулирования по аналогии могут быть применены нормы Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ.

Кроме того, правовые отношения, возникающие при осуществлении права на получение информации, регулируются Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (далее Закон об информации), что следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 1 названного Закона.

Статьей 3 Закона об информации закреплены принципы правового регулирования отношений в сфере информации, к числу которых относятся открытость информации, в частности, о деятельности государственных и муниципальных органов, установление ограничений доступа к информации только федеральными законами, достоверность информации и своевременность ее предоставления.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 2 Закона об информации под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

В силу ст. 5 Закона об информации информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на информацию, свободно распространяемую; информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

В соответствии с положениями статьи 8 Закона об информации граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности (часть 3 статьи 8 Закона об информации).

Согласно пункту 3 части 4 статьи 8 названного Закона не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (часть 5 статьи 8 Закона об информации).

В силу статьи 9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Право на доступ к информации может быть реализовано только через исполнение обязанности по ее предоставлению и обеспечивается установлением законодательными актами ответственности.

Согласно части 4 статьи 9 Закона об информации федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Согласно пункту 1 статьи 17 Закона об информации, нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188.

Из материалов дела следует, что согласно пункту 1 Устава МОО «ЗРИП» Межрегиональная Общественная Организация «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства» является самостоятельным общественным объединением граждан и юридических лиц - общественных объединений, объединившихся на основе добровольности и общей заинтересованности в развитии и защите интересов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Устава задачей Организации являются организация взаимодействия и помощи предпринимательству и защита прав предпринимателей и их объединений.

В соответствии с подпунктом 3.1. пункта 3 Устава МОО «ЗРИП» имеет право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления, судебных органах и общественных объединениях.

Согласно подпункту 4.2 пункта 4 Устава, члены МОО «ЗРИП» имеют право с согласия Правления Организации осуществлять общественный контроль за деятельностью должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в отношении члена общественной организации и его предпринимательской деятельности, в том числе, в отношении лиц, не являющихся членами общественной организации.

18.03.2015 Правлением МОО «ЗРИП» и руководителями региональных филиалов организации по факту массового демонтажа нестационарных торговых объектов в субъектах Российской Федерации проведен внеочередной съезд, в ходе которого членами организации принято решение о принятии мер к получению информации о статусе действующих договоров аренды земельных участков на территории Удмуртской Республики, Оренбургской, Самарской, Нижегородской и Ульяновской областей, о принятии мер к защите прав членов МОО «ЗРИП» через органы федеральной антимонопольной службы Российской Федерации и органы Прокуратуры Российской Федерации.

Во исполнение решения внеочередного Съезда МОО «ЗРИП» от 18.03.2015 Правлением МОО «ЗРИП» по вопросам защиты прав и законных интересов членов организации 20.03.2015, проведено внеочередное Заседание, в ходе которого Президентом МОО «ЗРИП» Балясниковым М.Ю. принято решение о принятии исчерпывающих мер к получению информации о статусе заключенных между Администрацией города Ижевска и хозяйствующими субъектами (в том числе, ОАО «Информпечать») договоров аренды земельных участков, о сроках продления и условиях договоров аренды. Соответственно, при получении информации о статусе действующих договоров, МОО «ЗРИП», с целью защиты прав и законных интересов ее членов, надлежит направить обращения в территориальные органы федеральной антимонопольной службы РФ и прокуратуры РФ.

Согласно выписке из реестра членов МОО «ЗРИП» за 2015 год, члены МОО «ЗРИП» осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Удмуртской Республики. Граждане Стрижченко И.Н., Мамедов К.Ш.о, Будатова В.П., Бегунов СМ., Дранишников Д.А., Зубкова Л.Ф., Стародумова О.Л.. Ханкишиев Э.А.о., Сафаргалин М.М., Зульфугаров Б.К., Шагалов Ф.Ф., Федотов А.В., Амелин С.А., Балясникова Н.Г., Топилин К.В., Гумбатов А.К.о., Фонасеина Н.С. являются членами МОО «ЗРИП», зарегистрированы в установленном законом порядке, в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляют торговую деятельность в нестационарных торговых объектах на территории города Ижевска.

В 2015 году МОО «ЗРИП» как представитель предпринимательского сообщества принимает участие в совместной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросу принятия Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ижевска.

Таким образом, Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 №188, при этом, исходя из буквального толкования указанного нормативного акта, запрашиваемая МОО «ЗРИП» информация не является информацией ограниченного доступа, не относится к служебной информации ограниченного распространения, не является государственной, служебной или коммерческой тайной.

Как следует из материалов дела 30.07.2015 МОО «ЗРИП» в адрес УЗРиЗ направлен запрос №06-07/2015гр. «О предоставлении информации» с целью информатизации о статусе заключенных между Администрацией города Ижевска и ОАО «Информпечать», о количестве договоров аренды земельных участков, номерах договоров аренды, адресных ориентирах нестационарных торговых объектов, ассортиментном перечне продаваемой в объектах ОАО «Информпечать» продукции, сроке действия договоров, которые продлены на 5 лет.

Письмом от 25.08.2015 №01-17-ОА/4544 начальник УЗРиЗ Администрации г.Ижевска Ковальчук А.И. сообщил, что информация, за получением которой обращается МОО «ЗРИП», не затрагивает ее права и свободы, а также обращение не содержит оснований, свидетельствующих о том, что испрашиваемая информация необходима для осуществления ее уставной деятельности. Также у МОО «ЗРИП» отсутствует доверенность, выданная арендатором земельного участка, информация о котором также запрашивается. В предоставлении сведений в части информации, какие договоры аренды земельных участков продлены и на какой срок, а также о том, какие меры наказания были приняты в отношении ОАО «Информпечать» по факту самовольного изменения арендатором ассортиментного перечня продаваемой продукции, отказано.

Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска, отказывая заявителю в предоставлении и ознакомлении с запрашиваемой информацией, указала, что принимая во внимание то, что база данных Управления о заключенных договорах аренды к общедоступным источникам персональных данных, (таким как, например Единые государственные реестры индивидуальных предпринимателей и юридических лип (далее – ЕГРИП, ЕГРЮЛ), не относится, обязанность по предоставлению заявителю информации в рамках рассмотрения письма от 30.07.2015 №06-07/2015гр. у Управления отсутствовала.

Между тем судом установлено, что запрашиваемые заявителем сведения, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.

Сведения о количестве договоров аренды земельных участков и присвоенных им номерах, сроках продления договоров аренды, адресных ориентирах объектов в объектах ОАО «Информпечать», срок действия договоров которых продлен на 5 лет на территории г. Ижевска в 2015 году находятся в распоряжении Управления земельных ресурсов. Предоставление сведений об аренде является деятельность органа местного самоуправления и не нарушает прав землепользователей, так как не относятся к его личности. Земельные участки, предоставленные в аренду ОАО «Информпечать» являются собственностью муниципального образования. Более того ранее указанные сведения предоставлялись заявителю по его запросам.

Кроме того, в предоставлении части сведений, испрашиваемых заявителем, а именно информация о том какие договоры аренды земельных участков продлены и на какой срок, а также о том, какие меры наказания были приняты в отношении ОАО «Информпечать» по факту самовольного изменения арендатором ассортиментного перечня продаваемой продукции, ответчиком вообще отказано. Ответ по существу на вопрос №3 – какая тарифная ставка указана в договорах аренды, заключенных в 2014-2015 годах земельных участков, предоставленных ОАО «Информпечать» в аренду для ведения торговой деятельности и обслуживания нестационарных торговых объектов, также не представлен.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявитель имел право на получение запрашиваемых сведений. Следовательно, отказ в предоставлении информации не соответствует действующему законодательству.

Доказательств обратного заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.

Судом признается необоснованным утверждение Управления о том, что предоставление запрашиваемой информации нарушит Закон о персональных данных.

Статьей 7 Закона о персональных данных предусмотрено, что операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется в случае обезличивания персональных данных; в отношении общедоступных персональных данных.

В Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188, включены сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

Таким образом, учитывая, что информация по предоставлению списка хозяйствующих субъектов, с которыми Администрацией города Ижевска в лице УЗРиЗ Администрации г. Ижевска заключены (возобновлены) и являются действующими договоры аренды земельных участок с размещенными на них нестационарными торговыми объектами по состоянию на 2015 год, не относится к сведениям, предусмотренным частью 2 статьи 7 Закона о персональных данных, бездействие по не предоставлению такой информации по основаниям, приведенным Управлением в ответах на обращения заявителя, является необоснованным.

Судом отклоняется довод ответчика о том, что в обращениях заявителя не содержится оснований, свидетельствующих о том, что запрашиваемая информация затрагивает или может затрагивать непосредственно права и свободы заявителя, либо необходима для осуществления уставной деятельности заявителя, поскольку отказ в предоставлении запрошенной информации сам по себе нарушает право заявителя на полное, своевременное и свободное получение информации, независимо от целей ее получения.

МОО «ЗРИП» действует на основании Устава, утвержденного Управлением Министерства Юстиции РФ по УР. С 2010 года организация осуществляет свою уставную деятельность по защите прав субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно подпункту 4.2 пункта 4 Устава, члены МОО «ЗРИП» имеют право с согласия Правления Организации осуществлять общественный контроль за деятельностью должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в отношении члена общественной организации и его предпринимательской деятельности, в том числе, в отношении лиц, не являющихся членами общественной организации.

Деятельность органов местного самоуправления, в данном случае Управления земельных ресурсов и землеустройства является публичной и открытой для граждан и организаций.

Данная организация осуществляет защиту прав, законных интересов предпринимателей, соответственно, при нарушении прав и законных интересов предпринимателей и коммерческих организаций членов МОО «ЗРИП», затрагиваются права и законные интересы самой организации МОО «ЗРИП».

Кроме того, указанным бездействием ответчика нарушаются права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности не только МОО «ЗРИП», но и ее членов.

Согласно п.1 ч.1 ст.10 Закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости с участием гражданина (либо представители организации, объединения граждан), направившего обращение.

При таких обстоятельствах, оспариваемое бездействие Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска, выразившееся в не предоставлении заявителю запрашиваемых сведения, является незаконным. В связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя в порядке ст. 201 АПК РФ, Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения на основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на ответчика. Поскольку ст. 333.40 НК РФ не предусмотрен возврат заявителю государственной пошлины в случае, если решение принято не пользу государственного органа, уплаченная государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя в возмещение его расходов по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

1. Признать незаконным действия начальника Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска Ковальчук А.И., выразившееся в отказе в представлении Межрегиональной общественной организации «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства» на запрос №06-07/2015гр от 30.07.2015 сведений о количестве договоров аренды земельных участков, заключенных между Администрацией города Ижевска и ОАО «Информпечать», о присвоенных им номерах, сроках продления договоров аренды, заключенных между Администрацией города Ижевска и ОАО «Информпечать», об адресных ориентирах нестационарных торговых объектов ОАО «Информпечать», ассортиментном перечне продукции, продаваемой в торговых объектах ОАО «Информпечать», о мерах наказания в отношении ОАО «Информпечать» по факту самовольного изменения ассортиментного перечня продаваемой продукции и перепрофилирования киосков в объекты торговли питанием и напитками, предоставления ОАО «Информпечать» земельных участков или киосков в субаренду другим хозяйствующим субъектам, о тарифной ставке в договорах аренды земельных участков, заключенных между Администрацией города Ижевска и ОАО «Информпечать» в период с 2014 по 2015 годы, как несоот­ветствующие Федеральному закону от 21.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральному закону от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Обязать начальника Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска Ковальчук А.И. устранить нарушение прав и законных интересов Межрегиональной общественной организации «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства», г. Ижевск.

2. Взыскать с Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска в пользу Межрегиональной общественной организации «Защита и развитие интересов малого и среднего предпринимательства», г. Ижевск 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья Л.Ф. Мосина