ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-11815/2017 от 01.03.2018 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

________________________________________________________________________

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Ижевск Дело №А71-11815/2017

14 марта 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 1 марта 2018 года. Полный текст решения изготовлен 14 марта 2018 года.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Коньковой Е.В., при ведении протокола помощником судьи Мельниковой М.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Аллюр» к Правительству Удмуртской Республики, Акционерному обществу «Воткинский завод» и Администрации муниципального образования «Ягульское», с участием третьих лиц: Митрошиной Веры Павловны, Общества с ограниченной ответственностью «Агротекс» и Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике о взыскании 23 802 700 руб. 00 коп. убытков, обязании принять земельные участки, попадающие в установленную иную зону с особыми условиями использования территории, и взыскании 17 900 руб. 00 коп. стоимости оценки земельных участков,

при участии представителей:

от истца: Чермных А.В. – представитель по доверенности №3-1090 от 22.06.2015,

от первого ответчика: не явился (уведомление в деле),

от второго ответчика: Кривошеина Ю.В. – представитель по доверенности №117/18-269Д от 29.12.2017, Новосельцева Л.А. – представитель по доверенности №117/18-288Д от 09.01.2018,

от третьего ответчика: Лирник И.В. – представитель по доверенности от 25.10.2016,

от третьих лиц:

1) Батурин А.В. – представитель по доверенности №1-2588 от 24.11.2017;

2) Батурин А.В. – директор;

3) не явился (уведомление в деле, ходатайство о рассмотрении спора в отсутствии представителя),

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Аллюр» (далее – общество «Аллюр», истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Правительству Удмуртской Республики и Акционерному обществу «Воткинский завод» (далее – общество «Воткинский завод», ответчик) о взыскании 23802700 руб. 00 коп. убытков, причиненных ограничением прав собственника земельных участков, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, муниципальное образование «Ягульское», ДНТ «Долгуша» и составляющих рыночную стоимость земельных участков; об обязании принять земельные участки, попадающие в установленную иную зону с особыми условиями использования территории, и взыскании 17 900 руб. 00 коп. стоимости оценки земельных участков (согласно уточненному размеру исковых требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определениями от 4 августа 2017 года, 28 сентября 2017 года, 27 ноября 2017 года и 1 декабря 2017 года судом отказано в удовлетворении ходатайства истца о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Удмуртской Республики и привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Митрошина Вера Павловна, Общество с ограниченной ответственностью «Агротекс» и Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике (далее – орган кадастрового учета).

С учетом поступивших пояснений органа кадастрового учета, а также с согласия представителя истца, суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Администрацию муниципального образования «Ягульское».

В судебном заседании, при рассмотрении спора по существу, истцом заявлен отказ от исковых требований к Правительству Удмуртской Республики и Администрации муниципального образования «Ягульское». Участвующие в деле лица возражений не заявили.

Учитывая, что данный отказ от требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц, судом прекращено производство по делу в отношении Правительства Удмуртской Республики и Администрации муниципального образования «Ягульское» на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи №01 от 11 апреля 2011 года (далее – договор купли-продажи) общество «Аллюр» приобрело у Митрошиной Веры Павловны (далее – Митрошина В.П.) земельные участки с кадастровыми номерами 18:08:022001:215, 18:08:022001:217, 18:08:022001:219, 18:08:022001:221, 18:08:022001:223, 18:08:022001:225, 18:08:022001:226, 18:08:022001:235, 18:08:022001:237, 18:08:022001:238, с 18:08:022001:240 по 18:08:022001:246, с 18:08:022001:249 по 18:08:022001:251, 18:08:022001:254, 18:08:022001:256, с 18:08:022001:259 по 18:08:022001:261, 18:08:022001:263, 18:08:022001:265, с 18:08:022001:266 по 18:08:022001:270, с 18:08:022001:272 по 18:08:022001:276, с 18:08:022001:279 по 18:08:022001:285, с 18:08:022001:287 по 18:08:022001:293, с 18:08:022001:295 по 18:08:022001:303, 18:08:022001:305, 18:08:022001:306, 18:08:022001:308, с 18:08:022001:310 по 18:08:022001:316, с 18:08:022001:318 по 18:08:022001:319, 18:08:022001:321, 18:08:022001:322, 18:08:022001:324, 18:08:022001:325, с 18:08:022001:327 по 18:08:022001:332, 18:08:022001:334, с 18:08:022001:336 по 18:08:022001:340, с 18:08:022001:342 по 18:08:022001:351, с 18:08:022001:353 по 18:08:022001:358, с 18:08:022001:360 по 18:08:022001:365, с 18:08:022001:367 по 18:08:022001:373, 18:08:022001:376, 18:08:022001:378, 18:08:022001:379, с 18:08:022001:381 по 18:08:022001:383, 18:08:022001:387, 18:08:022001:388, 18:08:022001:390, 18:08:022001:391, 18:08:022001:393, 18:08:022001:394, с 18:08:022001:396 по 18:08:022001:402, с 18:08:022001:404 по 18:08:022001:408, с 18:08:022001:411 по 18:08:022001:418, 18:08:022001:420, с 18:08:022001:422 по 18:08:022001:425, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, расположенные по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, МО «Ягульское», ДНТ «Долгуша».

На основании Постановления Правительства Удмуртской Республики №02 от 13 января 2014 года органом кадастрового учета внесены в государственный реестр недвижимости сведения о зоне с особыми условиями использования территории обособленного подразделения «Теплотехническая станция» ОАО «Воткинский завод», в которую попали принадлежащие истцу земельные участки.

Считая, что в результате введения особого режима использования земель, предусматривающего запрет на размещение дачных и садовых участков, собственник лишился возможности использовать их целевому назначению, общество «Аллюр» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, указав на отсутствие у общества обязанности по оповещению заинтересованных лиц об установлении зон с особыми условиями использования территории; на то, что обществом были предприняты необходимые меры по уведомлению органов местного самоуправления и органа кадастрового учета об особых условиях использования территории при эксплуатации обособленного подразделения «Теплотехническая станция»; на то, что общество «Воткинский завод» не является стороной договора купли-продажи земельных участков, в связи с чем не может отвечать за недостатки приобретенного истцом имущества. Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.

Всесторонне исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения ответчиком обязательства, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также размер убытков.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 476 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Пунктом 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что продавец земельного участка должен предоставить покупателю всю имеющуюся у него информацию об обременениях и ограничениях прав на земельный участок. Продавец обязан также сообщить иные исчерпывающие сведения о земельном участке. Неисполнение этих требований влечет последствия, предусмотренные пунктом 3 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.

Учитывая, что спорные земельные участки приобретены истцом по договору купли-продажи, суд считает, что надлежащим ответчиком по делу о взыскании убытков, связанных с невозможностью использования земельный участков по назначению является продавец – Митрошина В.П., поскольку именно по ее инициативе был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:08:022001:55, разделенный, в последующем, на 355 земельных участков, в числе которых проданные обществу «Аллюр».

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 18:08:022001:55 был образован в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером 18:08:000000:2590 категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, находящегося в общей долевой собственности ОАО «им.Холмогорова».

Земельный участок с кадастровым номером 18:08:022001:55 поставлен на государственный кадастровый учет 3 октября 2007 года на основании заявления Кунгурцева А.В., действующего в интересах собственников земельных долей, и описания земельных участков, подготовленных директором Общества с ограниченной ответственностью «Агротекс» Батуриным А.В.

21 февраля 2009 года на основании договора дарения зарегистрирован переход права собственности на земельный участок с кадастровым номером 18:08:022001:55 от Батурина А.В. к Митрошиной В.П.

24 декабря 2009 года по заявлению Митрошиной В.П. органом кадастрового учета внесены изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:08:022001:55 – для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.

20 апреля 2011 года земельный участок с кадастровым номером 18:08:022001:55 снят с государственного учета в результате его раздела на 355 земельных участков, которым присвоены кадастровые номера с 18:08:022001:76 18:08:022001:430 с видом разрешенного использования: для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.

Доводы о добросовестности действий Митрошиной В.П., которая не знала о наличии зоны с особыми условиями использования территории обособленного подразделения «Теплотехническая станция» ОАО «Воткинский завод», в которую попали проданные истцу земельные участки, принимаются судом во внимание

Между тем, обособленное подразделение «Теплотехническая станция» ОАО «Воткинский завод» построено и введено в эксплуатацию в 1961 году; расположено на территории муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики, вне границ населенной территории, граничит преимущественно с лесным фондом (массивом), частично – с землями сельскохозяйственного назначения, имеет самостоятельную подъездную автомобильную дорогу необщего пользования; является площадным объектом и располагается на земельном участке с кадастровым номером 18:08:000000:53.

В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьями 12, 13, 21, 83 Земельного кодекса РСФСР, действовавшими на момент строительства и ввода в эксплуатацию теплотехнической станции, порядок пользования землями промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения, установление зон с особыми условиями землепользования, определялся положениями об этих землях, утвержденными Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.

При этом, зоны с особыми условиями использования земель устанавливались в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Земельные участки, на которых устанавливались указанные зоны, у землевладельцев не изымались, но в их пределах вводился особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Обособленное подразделение «Теплотехническая станция» является особорежимным объектом, на территории которого с момента его образования осуществляется особый вид хозяйственной (уставной) деятельности, в связи с чем, в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также требованиями отраслевых норм в отношении объекта и прилегающей территории установлены зоны с особыми условиями использования территорий в соответствии с Постановлением Советов Министров СССР от 11.11.1988 №1318-263, Приказом Министерства машиностроения СССР от 28.03.1989 №109(c).

Границы зоны с особыми условиями использования территории, прилегающей к обособленному подразделению «Теплотехническая станция», утверждены впервые в 1991 году (Решение суженного заседания Совета Министров УАССР от 20.08.1991 №0011с), в 2011 году (Постановление Правительства УР от 16.05.2011 №03(c)), а также в 2014 году (Постановление Правительства УР от 13.01.2014 №02(c)).

Таким образом, на момент образования спорных земельных участков и изменения вида их разрешенного использования, зона с особыми условиями использования территории, прилегающей к обособленному подразделению «Теплотехническая станция», уже существовала, при этом отсутствовали препятствия использования данных земельных участков для сельскохозяйственного производства.

Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 14, 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав документации по территориальному планированию субъекта Российской Федерации, муниципального района подлежат включению материалы по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, муниципального района, где в виде карт отображаются зоны с особыми условиями использования территорий.

В силу положений статьи 10 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон о кадастровой деятельности) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах соответствующих территорий либо в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Сведения об установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, содержащиеся в документах, хранящихся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства, включаются в государственный кадастр недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (пункт 3 статьи 46 Закона о кадастровой деятельности).

Сведения о такого рода зонах вносятся в кадастр в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 №618.

Кроме того, в соответствии с пунктами 4, 7, 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, в числе прочих, относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, что предполагает внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий.

Учет особых условий использования территорий при формировании земельных участков органами местного самоуправления для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства является обязательным и необходимым условием с целью дальнейшего предотвращения негативных последствий.

Принимая во внимание вышеназванные нормы права и фактические обстоятельства спора, суд пришел к выводу о том, что наличие зоны с особыми условиями использования территории, прилегающей к обособленному подразделению «Теплотехническая станция» ОАО «Воткинский завод», должно было быть учтено администрацией муниципального образования «Ягульское» при принятии постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 18:08:022001:55 с существующего – для ведения сельскохозяйственного производства на заявленный – для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.

Принятие органом местного самоуправления названного постановления нарушает установленный законами, градостроительными и строительными нормами и правилами запрет на использование спорных земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.

Доводы о том, что у органов местного самоуправления отсутствовала информация о наличии зоны с особыми условиями использования территории, прилегающей к обособленному подразделению «Теплотехническая станция» ОАО «Воткинский завод», судом отклоняются, поскольку установление особого режима использования территории произошло до приватизации предприятия «Воткинский завод», границы зоны с особыми условиями использования территории, прилегающей к обособленному подразделению «Теплотехническая станция», утверждены нормативными актами органов государственной власти, в связи с чем сведения об ограничении использовании земель на территории муниципального образования Завьяловский район Удмуртской Республики должны были быть переданы в порядке информационного взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Между тем, поскольку постановление от 11 мая 2009 года №12-а «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков» вынесено Администрацией муниципального образования «Ягульское» по заявлению Митрошиной В.П., которая, в дальнейшем, продала непригодные для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки, право на возмещение возникшего в связи с этим ущерба имеет Митрошина В.П., а не общество «Аллюр».

Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что фактические обстоятельства дела и представленные доказательства свидетельствуют об отсутствии нарушения ответчиком прав и законных интересов истца и наличия причинно-следственной связи между допущенными нарушениями и возникшими у истца убытками, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме, при этом судом отклоняется заявление общества «Воткинский завод» о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, поскольку сведения о зоне с особыми условиями использования территории обособленного подразделения «Теплотехническая станция» ОАО «Воткинский завод» внесены органом кадастрового учета в публичный реестр недвижимости только 13 октября 2014 года, а исковое заявление подано обществом «Аллюр» в арбитражный суд 24 июля 2017 года, то есть в пределах установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации трехгодичного срока исковой давности.

С учетом принятого по делу решения, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы относятся на истца.

При этом, излишне уплаченная при подаче искового заявления государственная пошлинаподлежит возврату истцу из средств федерального бюджета на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 104, 110, 151, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

Производство по делу в отношении Правительства Удмуртской Республики и Администрации муниципального образования «Ягульское» прекратить.

В удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Аллюр» справку на возврат из средств федерального бюджета государственной пошлины в сумме 57 661 руб. 50 коп., уплаченной по платежному поручению №145 от 02.08.2017.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья Е.В.Конькова