ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-12416/15 от 15.02.2015 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71-12416/2015 24 февраля 2016г.

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2015г.

Решение в полном объеме изготовлено 24 февраля 2015г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.Н. Кудрявцева при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.В. Шемякиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявления Акционерного общества «Сарапульское дорожное предприятие», гор. Ижевск к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, г. Ижевск о признании недействительными решения и предписания от 14.07.2015 (изготовлено в полном объеме 17.07.2015) по делу № ММ-06-06/2014-178 и о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №№ АА 06-07/2015-70А от 12 ноября 2015года и заявление Акционерного общества «Дорожное предприятие «Ижевское», гор. Ижевск о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №№ АА 06-07/2015-68А от 12 ноября 2015года с участием в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципального казенного учреждения гор. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства», гор. Ижевск; Управления Федеральной службы безопасности по Удмуртской Республике, гор. Ижевск, при участии в судебном заседании представителей:

от АО «Сарапульское ДП»: Самохвалова Д.А. по доверенности;

от АО «ДП «Ижевское»: Варначева Д.Г. по доверенности от 30.11.2015;

от Удмуртского УФАС: Стерховой Е.И. по доверенности от 14.01.2016;

от МКУ «СБ и ДХ»: Ясавеевой Г.Т. по доверенности от 11.01.2016;

от Управления ФСБ по УР: Хрулева А.А. по доверенности от 21.09.2015,

установил:

Акционерное общество «Сарапульское дорожное предприятие», гор. Ижевск (далее- Сарапульское ДП) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, г. Ижевск (далее-Удмуртское УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 14.07.2015 (изготовлено в полном объеме 17.07.2015) по делу № ММ-06-06/2014-178 (заявление принято судом к производству определением от 24.11.2015 с присвоением делу № А71-12416/2015) и с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №№ АА 06-07/2015-70А от 12 ноября 2015года, в соответствии с которым Сарапульское ДП признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ и подвергнуто штрафу в размере 25 002500 руб.(заявление принято судом к производству определением от 02.12.2015 с присвоением делу № А71-12416/2015).

Акционерное общество «Дорожное предприятие «Ижевское» (далее-Ижевское ДП) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Удмуртского УФАС России о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №№ АА 06-07/2015-68 А от 12 ноября 2015года, в соответствии с которым Ижевское ДП признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ и подвергнуто штрафу в размере 25 002500 руб. (заявление принято судом к производству определением от 30.11.2015 с присвоением делу № А71-13882/2015).

Определением суда от 24.12.2015 указанные дела на основании ст. 140 АПК РФ, как связанные между собой по основаниям возникновения и представленным доказательства объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Муниципальное казенное учреждение гор. Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» (далее –СБиДХ) и Управление Федеральной службы безопасности по Удмуртской Республике (далее-Управление ФСБ).

Из материалов дела следует, что СБиДХ было определено муниципальным заказчиком на выполнение ремонтных работ по дворовым территориям многоквартирных домов г.Ижевска приказом Управления благоустройства и транспорта Администрации г.Ижевска №17/1 от 04.07.2014, изданным на основании соглашения №248 от 27.06.2014 о предоставлении в 2014 году в бюджет МО г. Ижевск субсидий из бюджета Удмуртской Республики на капитальный ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Исполняя функции муниципального заказчика, СБиДХ 18.07.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru разместило извещение о проведении открытого конкурса №0313300000214000050 на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов МО г.Ижевск, всего 76 дворовых территорий (т. 4 л.д, 94-102)

Согласно выписке из протокола подведения итогов открытого конкурса от 10.08.2014 победителем конкурса признано АО «ДП Ижевское», с которым 20.08.2014. заключен муниципальный контракт по максимальной цене контракта (т. 4 л.д. 103-114).

Вторым участником конкурса являлось АО «Сарапульское дорожное предприятие».

Согласно условиям контракта, подрядчик обязуется привлечь субъектов малого предпринимательства и социально ориентированные не коммерческие организации в качестве субподрядчиков для исполнения контракта, в объеме 50% от выполненных работ.

СБиДХ осуществляло проверки объема и качества выполненных работ путём подписания актов освидетельствования скрытых работ, проверка сертификатов соответствия используемых материалов, подписание актов выполненных работ, фотофиксация работ на объекте, отметки в журналах общестроительных работ и укладки асфальтобетонной смеси.

В Удмуртское УФАС 15.08.2014 поступила информация из Управления ФСБ по УР о том, что Управлением в процессе осуществления мероприятий по выявлению угроз экономической безопасности Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства получена информация, в том числе от работников организации, фактически выполняющей работы (ООО «ДСК «Гранит»), свидетельствующая о наличии нарушений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. В частности, установлено, что июле-августе 2014 года неустановленными организациями проведены ремонтные работы дворовых территорий многоквартирных домов г.Ижевска, включенных СБиДХ в список дворовых территорий, подлежащих ремонту, в то время как конкурс на ремонт дворовых территорий состоялся 08.08.2014 (т. 5-6).

Из представленных материалов антимонопольным органов установлено, что из 76 дворовых территорий, до заключения муниципального контракта, работы по ремонту дворовых территорий выполнены на 19 дворовых территориях.

То обстоятельство, что часть работ выполнена до проведения конкурса и заключения муниципального контракта, по мнению Удмуртского УФАС России, свидетельствует о наличии признаков нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», в связи с этим было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

На основании выписок из ЕГРЮЛ антимонопольным органом установлено, что АО «Дорожное предприятие «Ижевское» и АО «Сарапульское дорожное предприятие» составляют одну группу лиц, поскольку функции управления в АО «Сарапульское дорожное предприятие» выполняет АО «Дорожное предприятие «Ижевское» (пункт 2 части 1 статьи 9 Закона «О защите конкуренции»).

Основными целями и задачами СБиДХ являются обеспечение функционирования городского хозяйства в области строительства, реконструкции, ремонта и содержания объектов внешнего благоустройства.

К вопросам ведения Учреждения относится строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования «город Ижевск».

Для осуществления управленческих функций в области строительства, реконструкции, ремонта и содержания объектов внешнего благоустройства Учреждение выполняет функции муниципального заказчика Администрации города Ижевска. Таким образом, СБиДХ является учреждением, наделенным функциями органа местного самоуправления, следовательно, на СБиДХ распространяются

В рамках производства по делу Удмуртским УФАС были проведены выездные внеплановые проверки муниципального заказчика СБиДХ, подрядчика ДП Ижевское и другого участника конкурса и субподрядчика ДП Сарапульское. При проведении проверок была исследована документация, в том числе исполнительная по ремонту дворовых территорий, являющихся объектом муниципального контракта, исследованы акты освидетельствования скрытых работ, журналы укладки асфальтобетонной смети, протоколы испытания асфальтобетона, журналы регистрации корреспонденции, и т.п., проведены опросы должных лиц организаций.

Результаты проверок зафиксированы актами проверок от 24.06.2015(т. 6 л.д. 49- 150, т. 7 л.д. 1-127).

На основании материалов, представленных Управлением ФСБ по УР, в том числе, протоколов обследований помещений, зданий сооружений, участков местности и транспортных средств Удмуртским УФАС установлено, что по состоянию на 14.08.2014 во дворе домов № 154, 156 по ул. Ленина гр. Ижевска проезжая часть и подходы к подъездам уложены асфальтобетонным покрытием. На всем протяжении ям и выбоин не имеют. Со стороны домов уложены бордюрные камни. Со слов присутствующих лиц, асфальтобетонное покрытие было уложено в конце июля (протокол от 14.08.2014);

дом в г.Ижевске по ул.Песочная, 36 имеет проезжую часть шириной около 3 метров, пешеходную дорожку шириной около 1 м, подходы к подъездам с парковочными местами и газоны около дома, а также дорожные бордюрные камни. Проезжая часть, пешеходная дорожка и подходы к подъездам с парковочными местами покрыты дорожным асфальтобетонным покрытием, которое на всем своем протяжении не имеет ям и выбоин. Со слов присутствующих лиц, дорожное покрытие уложено около 2 недель назад (протокол от 16.08.2014);

дома по адресу г.Ижевск, ул.Ворошилова 105,107,109 имеют общую дворовую территорию, проезжую часть около 3 метров, игровую детскую площадку. Проезжая часть на всем своем протяжении покрыта асфальтобетонным покрытием без ям и выбоин. Со слов присутствующих укладка дорожного покрытия производилась в начале августа (протокол от 15.08.2014);

дома по адресу г.Ижевск, ул. 9-Января 219,239 имеют общую дворовую территорию, проезжую часть шириной около 3 метров, места для парковки автомобилей. Проезжая часть на всем своем протяжении ям и выбоин не имеет, уложено асфальтобетонное покрытие. Со стороны домов установлены дорожные бордюрные камни. Со слов присутствующих, укладка дорожного покрытия проводилась примерно неделю (протокол от 20.08.2014);

дома по адресу г.Ижевск ул. Дзержинского 27, 29 имеют общую проезжую часть шириной около 3 метров, подходы к подъездам, газоны и дворовые территории. Проезжая часть и подходы к подъездам имеют дорожное асфальтобетонное покрытие. На всем протяжении дорожное покрытие ям и выбоин не имеет. Со стороны подъездов уложены дорожные бордюрные камни (протокол от 20.08.2014;

дома по адресу г.Ижевск, ул.50 лет ВЛКСМ 21,23 имеют общую дворовую территорию, которая включает проезжую часть шириной около 3 метров, закольцованную вдоль указанных домов. К проезжей части с внешней стороны примыкает пешеходная дорожка шириной около 1 метра. Асфальтобетонное покрытие проезжей части вдоль дома №23 не имеет выбоин и ям на всем протяжении. Бордюрные камни, отделяющие пешеходную дорожку от указанного участка проезжей части имеют правильную форму, без сколов и повреждений. Пешеходная дорожка вдоль домов №21 и 23 покрыта асфальтобетоном и на всем протяжении имеет ровную поверхность без ям и выбоин (протокол от 13.08.2014);

двор дома по адресу г.Ижевск, Воткинское шоссе, 52а имеет проезжую часть, покрытую асфальтобетоном шириной около 3 метров. Пешеходная дорожка отсутствует. От проезжей части к каждому подъезду дома (всего 4 подъезда) имеются завороты, также покрытые асфальтобетоном. Край проезжей части (ближний к дому) имеет бордюрные камни, установленные последовательно с примыканием торцевых граней. Бордюрные камни правильной формы, сколов и повреждений не имеют. Асфальтобетонное покрытие проезжей части и участков перед подъездами ровное, трещин, выбоин и ям не имеет (протокол от 13.08.2014;

дом по ул.Баранова, 58 имеет дворовую территорию, которая включает в себя проезжую часть шириной около 3 метров, к проезжей части примыкает парковка для автомобилей. Асфальтобетонное покрытие на проезжей части не имеет выбоин и ям на всем протяжении. Со слов присутствующих лиц, работы по ее ремонту были выполнены неделей ранее. В настоящее время ведутся работы по обустройству пешеходной дорожки – уложены бордюрные камни и подготовлен грунт (протокол от 14.08.2014);

дом в г.Ижевске по ул.Тверская, 46 имеет прилегающую проезжую часть, газон около дома. Проезжая часть имеет асфальтобетонное покрытие шириной около 3 метров, а также подходы к каждому подъезду с асфальтобетонным покрытием шириной около 5 метров. Покрытие на всем своем протяжении ям и выбоин не имеет, со стороны дома установлены новые бордюрные камни. Со слов присутствующих граждан, в начале августа на проезжей части велись работы по устройству бордюрных камней и укладке асфальтобетонного покрытия. При этом работы выполнены на проезжей части до 4 –го подъезда, с 4 по 6-й подъезд работы не выполнялись (протокол от 14.08.2014);

дома по адресу г.Ижевск, ул. Тверская, 52,50,48 имеют общую проезжую часть шириной около 3 метров, газоны около домов, подходы к подъездам. Асфальтобетонное покрытие проезжей части и подходов к подъездам на всем протяжении выбоин и ям не имеют. Со слов присутствующих лиц, покрытие было уложено в начале августа 2014 года. Бордюрные камни во дворе отсутствуют (протокол от 14.08.2014);

дом по адресу г.Ижевск, ул. Чайковского, 78 имеет прилегающую проезжую часть, газоны, подходы к подъездам. Проезжая часть и подходы к подъездам имеют асфальтобетонное покрытие без ям и выбоин на всем протяжении. Также со стороны дома установлены бордюрные камни. Со слов присутствующих ремонт проезжей части производился в конце июля- в начале августа 2014 года (протокол от 14.08.2014.

Сведения, отраженные в указанных протоколах и фотоснимки подтверждают, что фактически работы по указанным адресам выполнены в конце июля – начале августа 2014 года, т.е. до проведения конкурса и заключения муниципального контракта (до 20.08.2014).

К материалам также приложен протокол опроса от 14.08.2014 мастера ООО «ДСК Гранит» - Калашян Ш.Т. Из указанного протокола опроса следует, что по адресу г.Ижевск ул. Баранова, 58 строительной бригадой ООО «ДСК «Гранит» выполнялись работы по демонтажу бордюров и установке новых бордюров между проезжей частью двора и тротуарного бордюра, между тротуаром и газоном около дома. Указанные работы велись с 08.08.2014. Монтажные работы бордюрных камней производили в соответствии с документацией, которая находится в офисе фирмы. Ему известно, что работы выполняются на основе субподряда с АО «Сарапульское ДП». Со стороны АО «Сарапульское ДП» выполненные ООО «ДСК «Гранит» работы контролирует инженер дорожного предприятия Самодуров В.А.. В соответствии с указаниями Самодурова В.А. они выполняли монтажные работы после того как АО «Сарапульское ДП» уложило нижний слой асфальтобетонного покрытия. В конце июля 2014 года ООО ДСК «Гранит» на протяжении двух недель выполняло ремонтные работы дворовых территорий домов, расположенных по ул.Тверская №42,46, 36а, 34 и по ул.Чайковского, 78. ООО «ДСК «Гранит» осуществляло работы по демонтажу и установке бордюров, укладку асфальтобетона осуществляло АО «Сарапульское ДП».

Пояснения Калашанян Ш.Т. указывают на то, что ремонтные работы дворовых территорий по адресам г.Ижевск, ул.Баранова 58, ул.Тверская №42,46, 36а, 34 и по ул.Чайковского, 78 выполнены до заключения муниципального контракта, при этом работы выполнялись в том числе АО «Сарапульское ДП», находящегося под управлением АО «ДП «Ижевское».

В материалы дела представлены договоры субподряда, заключенные АО «ДП Ижевское» в рамках муниципального контракта, договоры субподряда заключены со следующими организациями: ООО «Колос», ООО «Лидер», ООО «РИОЛ», ООО «АвтоТрасса», ООО «Удача», ООО «Конкрит», ООО «Ижклининг», ООО «Планета Юпитер», ЗАО «Роза мира», АО «Сарапульское дорожное предприятие».

Также представлен договор субподряда, заключенный между АО «Сарапульское дорожное предприятие» и ООО «ДСК Гранит». Согласно представленных АО «Сарапульское дорожное предприятие» письменных пояснений, ООО ДСК «Гранит» выполняло ремонтные работы по дворовым территориям ул.Клубная, 23, ул.Тверская, 48, 34,42, 36,36а, 46, 50,52, Чайковского, 78, Баранова 58, Гагарина, 5.

В ходе выездных проверок УФАС установлено, что в исполнительной документации по ремонту дворовых территорий дома по ул. Песочная, 36, имеются фотографии двора в момент проведения ремонта, на фотографиях указаны даты фотоснимков, при этом число и месяц заштрихованы, однако даты просматриваются: 25.07.2014, 28.07.2014, 29.07.2014, 01.08.2014. Так, на фотоснимке от 25.07.2014 зафиксировано, что производится снятие слоя асфальтобетонного покрытия во дворе дома, на снимке от 28.07.2014 – устройство щебеночного основания, 29.07.2014 – измерение толщины щебеночного основания, 01.08.2014 – укладка асфальтобетонного покрытия. Таким образом, даты на фотоснимках подтверждают выполнение работ по ремонту дворовой территории в период с 25.07.2014 по 01.08.2014.

Вместе с тем исполнительная документация содержит акты освидетельствования скрытых работ, подписанные инженером МКУ «СБиДХ» Быковым С.,Б. с 14.09.2014 по 17.09.2014., мастером и прорабом ОАО «ДП «Ижевское», прорабом ООО «Планета Юпитер», в соответствии с которыми инженер СБиДХ принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 17.09.2014.

В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий жома по ул. 50 лет ВЛКСМ, 21 имеются фотографии двора до проведения ремонта и в период проведения ремонта, однако даты на фотографиях не проставлены.

Исполнительная документация содержит протокол испытания №349 от 07.09.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул.50 лет ВЛКСМ, 21 02.10.2014. произведен отбор образца «вырубка асфальтобетона», 03-07.10.2014 произведено испытание.

Вместе с тем в исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 07.10.2014 - 11.10.2014, согласно которым инженер МКУ «СБиДХ» Быков С.В. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 12.10.2014.

Учитывая наличие протокола испытания, работы по укладке а/б покрытия были выполнены уже по состоянию на 02.10.2014г., тогда как инженер МКУ «СБиДХ» освидетельствовал начало проведения работ 07.10.2014, и их завершение 12.10.2014.

В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий дома по ул.Ворошилова, 105,107,109: имеются фотографии двора после проведения ремонта, однако на фотографиях отсутствует дата съемки.

Исполнительная документация содержит протокол испытания №369 от 12.09.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул.Ворошилова, 105 между 2 и 3 подъездами 09.09.2014. взяты образцы «асфальтобетонные керны», производитель работ ООО «Колос», 11.09.2014. произведено испытание.

Вместе с тем, в исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 10.09.2014 - 12.09.2014, согласно которым инженер МКУ «СБиДХ» Крупенева Е.А. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 11.09.2014.

Учитывая, что образцы асфальтобетонного покрытия взяты на испытание 09.09.2014, то по состоянию на 09.09.2014 асфальтобетонное покрытие уже было уложено.

В ходе проверки установлено наличие заявления гражданина Фалалеева М.Ю. от 08.08.2014, направленного в адрес МКУ «СБиДХ», в котором заявитель указывает, что утром 08.08.2014 во дворе дома №107 по ул. Ворошилова проводились работы по укладке асфальта, специальный автомобиль обливал битумом дорогу, вследствие чего автомобиль заявителя был облит битумом. Заявление гражданина поступило в МКУ 08.08.2014, следовательно, МКУ знало о том, что работы на объекте производятся работы по ремонту дворовой территории.

В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий дома по ул.50 лет ВЛКСМ, 23: имеются фотографии двора в период проведения ремонта, однако на фотографиях отсутствует дата съемки.

Исполнительная документация не содержит протокола испытаний, однако работы приняты, составлен акт приемки законченных работ от 30.10.2014.

В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий МО «г.Ижевск» ул.Ленина, 154: имеются фотографии двора после проведения ремонта, однако на фотографиях отсутствует дата съемки.

Исполнительная документация содержит протокол испытания №25, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул. Ленина 154 напротив подъезда №1 08.08.2014 взяты образцы «асфальтобетонные керны», производитель работ ООО «Лидер», испытание произведено 08.08.2014-13.08.2014.

Вместе с тем, в исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 09.10.2014 - 15.10.2014, согласно которым инженер МКУ «СБиДХ» Михайлова В.И. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 15.10.2014.

Учитывая, что образцы асфальтобетонного покрытия взяты на испытание 08.08.2014, то по состоянию на 08.08.2014 асфальтобетонное покрытие уже было уложено.

В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий гор. Ижевск ул.Дзержинского, 29: имеются фотографии двора до и после проведения ремонта, однако на фотографиях отсутствует дата съемки.

Исполнительная документация содержит протокол испытания от 08.08.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул. Дзержинского, 29 06.08.2014 взяты образцы «асфальтобетонные керны», производитель работ ООО «РИОЛ», испытание произведено 06.08.2014-08.08.2014.

Вместе с тем, в исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 06.09.2014 - 07.09.2014., согласно которым инженер МКУ «СБиДХ» Шаповал Е.С. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 07.09.2014.

Учитывая, что образцы асфальтобетонного покрытия взяты на испытание 06.08.2014, то по состоянию на 06.08.2014 асфальтобетонное покрытие уже было уложено.

В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий МО «г.Ижевск» ул.Ленина, 156: имеются фотографии двора в период проведения ремонта, однако на фотографиях отсутствует дата съемки.

Исполнительная документация содержит протокол испытания №24, согласно которому на объекте г. Ижевск, ул. Ленина, 156: 08.08.2014 взяты образцы «асфальтобетонные керны», производитель работ ООО «Лидер», испытание произведено 08.08.2014-13.08.2014.

Вместе с тем, в исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 07.10.2014 - 13.10.2014, согласно которым инженер МКУ «СБиДХ» Михайлова В.И. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 13.10.2014.

Учитывая, что образцы асфальтобетонного покрытия взяты на испытание 08.08.2014, то по состоянию на 08.08.2014. асфальтобетонное покрытие уже было уложено.

В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий по адресу гор. Ижевск, ул.Баранова 58 содержится протокол испытания №291 от 16.09.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул. Баранова 58 11.09.2014 взяты образцы «асфальтобетонные керны», производитель работ ОАО «Сарапульское ДП», испытание произведено 15-16.09.2014.

Вместе с тем, в исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 23.09.2014 - 01.10.2014, согласно которым инженер МКУ «СБиДХ» Хабибуллина А.Х. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 01.10.2014.

Учитывая, что образцы асфальтобетонного покрытия взяты на испытание 11.09.2014, то по состоянию на 11.09.2014 асфальтобетонное покрытие уже было уложено.

В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий дома по ул.Чайковского 78 имеется протокол испытания №297 от 17.09.2014, согласно которому на объекте г. Ижевск, ул. Чайковского, 78 15.09.2014г. взяты образцы «асфальтобетонные керны», производитель работ ОАО «Сарапульское ДП», испытание произведено 16-17.09.2014.

Вместе с тем, в исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 06.10.2014 - 09.10.2014, согласно которым инженер МКУ «СБиДХ» Хабибуллина А.Х. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 09.10.2014.

Учитывая, что образцы асфальтобетонного покрытия взяты на испытание 15.09.2014, то по состоянию на 15.09.2014 асфальтобетонное покрытие уже было уложено.

В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий г. Ижевск, ул.Тверская, 46 имеется протокол испытания №300 от 17.09.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул. Тверская, 46 15.09.2014 взяты образцы «асфальтобетонные керны», производитель работ АО «Сарапульское ДП», испытание произведено 16-17.09.2014.

Вместе с тем, в исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 15.09.2014 - 20.09.2014, согласно которым инженер МКУ «СБиДХ» Хабибуллина А.Х. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 20.09.2014.

Учитывая, что образцы асфальтобетонного покрытия взяты на испытание 15.09.2014, то по состоянию на 15.09.2014 асфальтобетонное покрытие было уложено.

В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий г. Ижевск, ул.Тверская, 48 имеется протокол испытания №288 от 16.09.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул. Тверская, 48 11.09.2014 взяты образцы «асфальтобетонные керны», производитель работ АО «Сарапульское ДП», испытание произведено 15-16.09.2014.

Вместе с тем, в исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 21.09.2014 - 26.09.2014, согласно которым инженер МКУ «СБиДХ» Хабибуллина А.Х принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 26.09.2014..

Учитывая, что образцы асфальтобетонного покрытия взяты на испытание 11.09.2014, то по состоянию на 11.09.2014 асфальтобетонное покрытие уже было уложено.

В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий дома по ул.Тверская, 50,52 имеется протокол испытания №296 от 17.09.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул. Тверская, 50,52 12.09.2014 взяты образцы «асфальтобетонные керны», производитель работ АО «Сарапульское ДП», испытание произведено 16-17.09.2014.

В исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 04.09.2014, согласно которым инженер МКУ «СБиДХ» Хабибуллина А.Х. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 04.09.2014.

В ходе проверки также установлено наличие обращения гражданина Корнева С.И. в Администрацию Главы и Правительства Удмуртской Республики от 25.07.2014, которое направлено в МКУ «СБиДХ» для подготовки ответа. Согласно данному обращению заявитель указывает, что ремонт дворовой территории по ул.Тверская, 48 планируется не в полном объеме, а только положат три заплатки. Заявитель указывает, что у соседей в домах 50, 46 заасфальтировали полностью весь двор и выложили две пешеходные дорожки к подъездам. Заявитель просил решить вопрос о ремонте двора в полном объеме.

Из содержания данного письма следует, что уже по состоянию на 25.07.2014 во дворах по ул. Тверская д.46 и 50 ремонт дворовых территорий произведен.

В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий гор. Ижевск, Воткинское шоссе, 52а имеются фотографии двора до и после проведения ремонта, однако на фотографиях отсутствует дата съемки.

Исполнительная документация содержит акт передачи исполнительной документации подрядной организации –ООО «Лидер», в котором не указана дата составления акта. Утвержденная дефектная ведомость на ремонт не содержит даты составления, но содержит подписи в том числе представителя подрядной организации Стрелкова Л.В.

Исполнительная документация содержит акт от 16.09.2014г., согласно которому комиссия в составе представителей МКУ «СБиДХ», Подрядной организации, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики при обследовании придомовой территории ж/д 52 по ул.Воткинское шоссе после проведенного ремонта а/б покрытия замечаний не выявлено, взяты керны напротив 4 подъезда.

В соответствии с протоколом испытания от 20.09.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 52а 18.09.2014 взяты образцы «асфальтобетон из покрытия», производитель работ ООО «Лидер», испытание произведено 18-20.09.2014.

В исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 07.10.2014 – 11.10.2014, согласно которым инженер МКУ «СБиДХ» Камашева Т.Н.. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 11.10.2014.

В исполнительной документация по ремонту дворовых территорий дома по ул.9 Января, 219 в представленной документации имеются фотографии двора до и после проведения ремонта, однако на фотографиях отсутствует дата съемки.

В соответствии с протоколом испытания от 03.10.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул. 9 Января 219 30.09.2014 взяты образцы «асфальтобетонные керны», производитель работ ООО «Автотрасса», испытание произведено 01-03.10.2014.

В исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 20.09.2014, согласно которым инженер СБиДХ Шаповал Е.С. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ.

В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий МО «г.Ижевск» 9 Января, 239: имеются фотографии двора до и после проведения ремонта, однако на фотографиях отсутствует дата съемки.

В соответствии с протоколом испытания от 03.10.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул. 9 Января, 239 30.09.2014г. взяты образцы «асфальтобетонные керны», производитель работ ООО «Автотрасса», испытание произведено 01-03.10.2014.

В исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 20.09.2014, согласно которым инженер СБиДХ Шаповал Е.С. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ.

В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий гор. Ижевск, ул.Дзержинского, 27: имеются фотографии двора до и после проведения ремонта, однако на фотографиях отсутствует дата съемки.

Исполнительная документация содержит протокол испытания от 08.08.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул. Дзержинского, 27 06.08.2014 взяты образцы «асфальтобетон из покрытия», производитель работ ООО «РИОЛ», испытание произведено 06.08.2014-08.08.2014.

Вместе с тем, в исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 06.09.2014 - 07.09.2014, согласно которым инженер СБиДХ Шаповал Е.С. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 07.09.2014.

Учитывая, что образцы асфальтобетонного покрытия взяты на испытание 06.08.2014, то по состоянию на 06.08.2014. асфальтобетонное покрытие уже было уложено.

Также в исполнительной документации имеется акт №10 от 04.09.2014 о начале работ по муниципальному контракту, подписанный представителем СБиДХ, ООО «РИОЛ», УК МУП «ЖРП №8». Акт о начале проведения работ, противоречит протоколу испытаний, поскольку работы выполнены уже по состоянию 06.08.2014.

В материалы дела СБиДХ представило скан копии актов освидетельствования скрытых работ и протоколов испытаний по всем дворовым территориям, включенным в контракт.

Из представленных документов также установлено, что:

- по объекту ул. Буммашевская, 34а образцы асфальта на испытание взяты 06.08.2014, протокол испытания составлен 08.08.2014г., производитель работ ООО «РИОЛ», акт освидетельствования скрытых работ, разрешающий укладку асфальтобетона датирован 11.09.2014;

- по объекту ул. Буммашевская, 2 образцы асфальта на испытание взяты 06.08.2014, протокол испытания составлен 08.08.2014, производитель работ ООО «РИОЛ», акт освидетельствования скрытых работ, разрешающий укладку асфальтобетона датирован 11.09.2014;

- по объекту ул. Воровского, 128 образцы асфальта на испытание взяты 08.08.2014г., производитель работ ООО «Лидер», акт освидетельствования скрытых работ, разрешающий укладку асфальтобетона датирован 11.10.2014;

- по объекту ул. Восточная, 95 образцы асфальта на испытание взяты 08.08.2014, протокол испытания составлен 08.08.2014, производитель работ ООО «Лидер», акт освидетельствования скрытых работ, разрешающий укладку асфальтобетона датирован 12.10.2014;

-по объекту ул. Первомайская, 54,56,58 образцы асфальта на испытание взяты 06.08.2014, протокол испытания составлен 08.08.2014, производитель работ ООО «Лидер», акт освидетельствования скрытых работ, разрешающий укладку асфальтобетона датирован 14.10.2014.

На основании указанных документов антимонопольный орган пришел к выводу о том, что составление и подписание актов освидетельствования скрытых работ после того, как проведены испытания по проверке соответствия асфальтобетонного покрытия ГОСТу и СНиП, свидетельствует о том, что документы, а именно акты освидетельствования скрытых работ и журналы работ составлялись уже после выполнения работ.

По документам исполнительной документации установлено, что работы по ремонту дворовых территорий по домам Дзержинского д.27, Тверская д. 46, д. 50, Ленина д. 156, Дзержинского д.29, Ворошилова, д.105, д.107, д.109, Ленина д.154, Песочная д. 36, ул.Буммашевская д. 34а, ул.Буммашевская д. 2, ул.Воровского д. 128, ул.Восточная д. 95, ул.Первомайская д. 54,56,58 выполнены до заключения муниципального контракта.

Выполнение работ по ремонту дворовых территорий до проведения конкурса и заключения договора подтверждается также пояснениями инженера СБиДХ Хабибуллиной А.Х, полученными Удмуртским УФАС России в ходе проведения проверки.

В ходе проверки АО «Сарапульское дорожное предприятие» УФАС установлено, что согласно путевых листов за июль 2014г. работники АО «Сарапульское дорожное предприятие» работали во дворах и на улицах г.Ижевска (путевые листы №7235,7282,7405,7554,7536, 7594, 7658, 7153, 7100, 7130, 7258, 7301,7421,7553, 7613,7691 и иные).

Удмуртским УФАС России в ходе проверки АО «ДП Ижевское» обнаружена телефонограмма б\н б\д, направленная СБиДХ в адрес АО «ДП «Ижевское», ООО «УКС» следующего содержания: прошу направить Вашего представителя по вопросу ремонта и восстановления дворовых территорий, сбор 12.08.2014 в 8-30 в СБиДХ. Подписал телефонограмму Шиляев В.Л., телефонограмма направлена до заключения муниципального контракта.

Из переписки установлено наличие следующих писем:

- письмо ООО «Колос» №Л-039 от 18.08.2014, направленное в адрес АО «ДП «Ижевское», в котором сообщается что на сегодняшний день работы по ремонту дворовых территорий завершены по следующим адресам: ул.Союзная, 23, ул. Союзная, 117, 119, ул.Сабурова, 41, ул. Труда, 4, ул.Труда 34, ул.Сабурова 57, ул.Ворошилова 105,107,109.

- письмо АО «ДП Ижевское» исх. №603 от 18.08.2014, направленное в адрес СБиДХ, в котором сообщается что по состоянию на 18.08.2014 в рамках муниципального контракта по ремонту дворовых территорий г.Ижевска не представляется возможным выполнить ремонт дворовых территорий по следующим адресам: Демократическая, 45; Школьная 61, 30 лет Победы 86, 88, Горького 154, 156, пер.Северный 47, В.шоссе 164, 102а, Дзержинского 20, Лихвинцева 68а, 68, Тимирязева 1, Шишкина 1а, Чайковского 74,76, Дружбы 26. Не представляется возможным провести сверку физических объемов в целом по контракту из-за отсутствия дефектных ведомостей.

Учитывая совокупность установленных по делу доказательств, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу, что работы по ремонту дворовых территорий по домам Дзержинского, 27, Тверская д. 46, д. 50, Ленина д. 156, Дзержинского д.29, Ворошилова, д.105,д.107, д.109, Ленина д.154, Песочная, 36, ул.Буммашевская, 34а, ул.Буммашевская, 2, ул.Воровского, 128, ул.Восточная, 95, ул.Первомайская, 54,56,58 выполнены до определения победителя конкурса и до заключения муниципального контракта. Ремонт дворовых территорий по ул.Союзная, 23, ул. Союзная, 117, 119, ул.Сабурова, 41, ул. Труда, 4, ул.Труда 34, ул.Сабурова 57 выполнен до заключения муниципального контракта.

Удмуртским УФАС России установлено, что на территории г.Ижевска на рынке строительства и ремонта дорог в сегменте ремонт дворовых территорий деятельность могут осуществлять ГУП УР «Удмуртавтодор», ООО «Ижклининг», ДРЭУ и иные организации, в т.ч., те, которые заключили договоры субподряда на ремонт дворовых территорий.

Антимонополный орган пришел к выводу о том, что действия СБиДХ, АО «ДП Ижевское», АО «Сарапульское дорожное предприятие» свидетельствуют о наличии между ними договоренности в устной форме, в результате которой конкурс на право заключения муниципального контракта был проведен на те работы, часть которых уже была выполнена АО «Сарапульское дорожное предприятие», АО «ДП Ижевское», в том числе нанятыми ими субподрядными организациями.

СБиДХ, АО «ДП Ижевское», АО «Сарапульское дорожное предприятие» не были предприняты действия, направленные на исключение возможности нарушения антимонопольного законодательства. Тем самым указанные лица отказались от совершения самостоятельных действий и руководствовались достигнутым антиконкурентным соглашением.

Из совокупности фактических обстоятельств, установленных по делу, и представленных доказательств Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о том, что действия СБиДХ, АО «ДП Ижевское», АО «Сарапульское дорожное предприятие» имеют единую модель поведения, которая заранее известна каждому из участников правоотношений. Их действия направлены не на обеспечение конкуренции, не на выбор наилучшего предложения в условиях конкурентной борьбы, расширение возможностей для участия хозяйствующих субъектов в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, а на достижение безоговорочной победы АО «ДП Ижевское».

По результатам рассмотрения дела Удмуртским принято решение от 14.07.2015 (изготовлено в полном объеме 17.07.2015) по делу № ММ-06-06/2014-178, в соответствии с которым Муниципальное казенное учреждение г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства», АО «Дорожное предприятие «Ижевское», АО «Сарапульское дорожное предприятие» признаны нарушившими статью 16 ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции), что выразилось в заключении соглашения и участии в нём, которое привело и могло привести к недопущению и ограничению конкуренции.

В соответствии с решением нарушителям выданы предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Решение антимонопольного органа по делу № ММ-06-06/2014-178 в соответствии со ст. 28.1 АПК РФ явилось поводом для возбуждения для возбуждения в отношении ДП Ижевское и ДП Сарапульское административных дел по признакам совершения правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения административных материалов заместителем руководителя Удмуртского УФАС России вынесены постановления от 12 ноября 2015года о наложении штрафов по делам об административных правонарушениях №№ АА 06-07/2015-68А и АА 06-07/2015-70А соответственно. В соответствии данными постановления Ижевское ДП и Сарапульское ДП признаны виновными в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ и подвергнуты штрафам в размере 25 002500 руб. каждое.

Размер штрафа исчислен от начальной (максимальной) стоимости предмета торгов 100 010 000 руб.

В связи с вступлением в силу с 05.01.2016 изменений в ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, внесенных Федеральным законом № 275-ФЗ, и ограничением размера штрафа, исчисленного от стоимости предмета торгов, пределом, не более одной двадцать пятой совокупного размера выручки правонарушителя, Удмуртским УФАС России вынесено постановление от 03.02.2016 о прекращении исполнения постановления № АА 06-07/2015-70 А в части суммы штрафа, превышающей 16 040 080,00 руб.

АО «Сарапульское дорожное предприятие», АО «Дорожное предприятие «Ижевское» не согласились с решением Удмуртского УФАС России о признании их нарушившим ст. 16 Закона о защите конкуренции и с привлечением их административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и обратились в арбитражный суд с настоящими заявлениями.

В основание требований по заявлениям (с учетом уточнений оснований) заявители указали, что участие в открытом конкурсе является принятием законных мер по завоеванию рынка, иные способы заключения контракта, кроме как участие в открытом аукционе для данного случая не предусмотрены. Антимонопольным органом не установлено нарушения процедуры проведения торгов, при проведении торгов были обеспечены равные условия для всех потенциальных участников, следовательно, признаки ограничения конкуренции отсутствуют.

Сарапульское ДП выполняло указанные в решении работы в сроки, установленные договором субподряда, никаких указаний со стороны Ижевского ДП о выполнении работ раньше срока заключения контракта не поступало, доказательства иного в материалах дела отсутствуют.

Заявители указали, что решение основано, в том числе на оперативно-розыскных материалах Управления ФСБ по УР, переданных с нарушением требований Закона об оперативно-розыскной деятельности, доказательства, полученные в результате незаконных действий, не могут быть приняты как доказательства.

Заявители полагают, что вмененное «антимонопольное соглашение» не было направлено на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о размещении заказов, и исчисление исходной базы для штрафа необоснованно произведено от стоимости предмета торгов. Нужно было исчислять штраф от размера выручки правонарушителей от реализации работ, на рынке, которого произошло правонарушение. По мнению заявителей, антимонопольным органом не учтено наличие смягчающих ответственность обстоятельств, таких как совершение правонарушения впервые. Заявителями представлены расчеты штрафа, исчисленные от реализации работ на рынке по строительству и ремонту дорог в сегменте ремонта дворовых территорий в географических границах Удмуртской Республики (выручка Ижевского ДП на указанном рынке в 2013г. составила 123051139 руб., Сарапульского ДП за тот же период составила 24 075000 руб.).

С учетом дополнительного смягчающего ответственность обстоятельства- совершение правонарушения впервые, по расчетам Ижевского ДП размер штрафа должен составлять 7 690708 руб., по расчетам Сарапульского ДП размер штрафа должен составлять 1 926000 руб.

Кроме того, Сарапульское ДП и Ижевское ДП указали на то, что при назначении наказания антимонопольным органом не учтено их тяжелое финансовое положение, в том числе наличие недоимок перед бюджетом по налогам и сборам, наличие просроченной кредиторской задолженности, а также социальная значимость дорожных предприятий для населения Удмуртской Республики.

Антимонопольный орган требования заявителя не признал, указав, что при производстве по делу, возбужденному на основании информации, представленной Управлением ФСБ по УР, установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии антиконкурентного соглашения между Ижевским ДП и Сарапульским ДП, входящим в одну группу лиц, с одной стороны и МКУ «СБиДХ» с другой.

Указанные обстоятельства подтверждены, как документами, представленными Управлением ФСБ, так и полученными УФАС в результате проведения выездных документарных проверках.

Удмуртское УФАС России указало, что документы, переданные Управлением ФСБ, носят гласный характер, сами по себе не свидетельствуют о совершенном правонарушении, и обоснованно в соответствии со ст. 23 Закона о защите конкуренции использованы в качестве доказательств при производстве по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

УФАС указало, что при производстве по делам об административных правонарушениях учтены все смягчающие ответственность обстоятельства и учтено финансовое положение правонарушителей.

Муниципальное казенное учреждение г.Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» поддерживает позицию заявителей, ссылаясь на отсутствие какого-либо соглашения при заключении муниципального контракта по ремонту дворовых территорий.

Управление ФСБ по УР в возражения по заявлению указало, что в соответствии со ст., ст.12, 15 Федерального закона № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» органы ФСБ осуществляют свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти. Статья 11 Федерального закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», на которую ссылаются заявители, в данном случае не подлежит применению, поскольку документы переданы Управлением ФСБ не органу, указанному в данной статье. Закон не содержит запрета на передачу результатов ОРД федеральным органам власти, в том числе УФАС. Кроме того, УФАС назначена и проведена выездная проверка и подтверждены факты, изложенные в информации, представленной Управлением ФСБ по УР.

Оценив представленные по делу доказательства, доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

В силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В спорный период отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений регулировались Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее-Закон о размещении заказов).

На основании анализа документов, полученных Удмуртским УФАС России при производстве по делу о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что между СБиДХ и группой лиц: АО «ДП Ижевское» и АО «Сарапульское дорожное предприятие» заключено соглашение в устной форме, направленное на ограничение и недопущение конкуренции на рынке строительства и ремонта дорог в сегменте ремонт дворовых территорий в г.Ижевске.

Указанные выводы основаны на том, что антимонопольным органом в рамках производства по делу было установлено, что до заключения муниципального контракта, предметом которого являлся ремонт 76 дворовых территорий гор. Ижевска, их них ремонт был уже произведен на 24 дворовых территориях и дорогах. Ремонт произведен по видам работ и в соответствии с техническим заданием, которые затем включены в контракт.

Между тем, при отсутствии соглашения, Ижевское и Сарапульское ДП не могли знать, ни о дворовых территориях, которые будут включены в муниципальный контракт, ни об объёмах и видах работ, использованных материалов, включенных в Техническое задание к муниципальному контракту, и , соответственно, не могли приступить к производству таких работ.

Достигнув соглашения и участвуя в нем, СБиДХ и группа лиц: АО «ДП Ижевское» и АО «Сарапульское дорожное предприятие» обеспечили указанным обществам преимущественное право на заключение муниципального контракта. Без заключения муниципального контракта невозможно было провести оплату уже выполненных работ.

Другие участники рынка, даже при желании заключить контракт, не имели бы возможности участвовать в конкурсе, поскольку часть работ (по 24 дворовым территориям) уже была выполнена.

Доводы заявителей о том, что УФАС по УР при производстве по делу не установило нарушений Закона о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на ремонт дворовых территорий, судом не принимаются, поскольку нарушением данного Закона является сам факт выполнения работ до объявления конкурса и заключения контракта.

Ссылка заявителей на недопустимость использования в качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства материалов, поступивших из Управления ФСБ по УР, как переданных с нарушением Закона об оперативно-розыскной деятельности и Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной Приказом МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России №509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27 сентября 2013 года, судом не принимается, поскольку как следует из текста ст. 1 1 Закона и из названия Инструкции, указанные в положения, касаются порядка представления результатов ОРД следователю или в суд, что в данном случае не имело места.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (далее - материалы).

Использование поступивших из Управления ФСБ в порядке взаимодействия материалов, в качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства соответствует указанной норме. Кроме того, Удмуртским УФАС России самостоятельно проведены внеплановые выездные документарные проверки, в результате которых получены доказательства о нарушении антимонопольного законодательства.

При изложенных обстоятельствах оспариваемое по настоящему делу решения Удмуртского УФАС России является законным и обоснованным, оснований для признания его недействительным не имеется.

С учетом принятого решения на основании ст. 110 расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя Сарапульское ДП.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей (в ред. Федерального закона от т 05.10.2015 № 275-ФЗ).

Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность по данной статье приведены в пунктах 3 и 4 Примечания к ст. 14.32 КоАП РФ.

Материалами административных дел подтвержден факт заключения Ижевским и Сарапульским дорожными предприятиями, как группой лиц с одной стороны и МКУ «СБиДХ» с другой антиконкурентного соглашения и вина заявителей в совершении правонарушения.

Действия участников соглашения обоснованно квалифицированы антимонопольным органом по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, грубых процессуальных нарушений со стороны административного органа нее допущено, права лиц, в отношении которых составлены протоколы об административных правонарушениях, соблюдены. Правонарушение совершено при размещении заказа путем проведении открытого конкурса на право заключить муниципальный контракт на ремонт дворовых территорий гор. Ижевска, т.е. при проведении торгов, следовательно, в качестве базы для исчисления штрафа антимонопольных органов обоснованно в соответствии со ст. ст. 14.32 и 3.5 КоАП РФ взята стоимость предмета торгов, при назначении наказания учтено наличие смягчающих ответственность обстоятельств. В связи со смягчением административной ответственности административным органом частично прекращено исполненные постановления в отношении Сарапульского ДП. Таким образом, оспариваемые по настоящему делу постановления являются законными и обоснованными, основания для их отмены отсутствуют.

Вместе с тем, 10 марта 2014 года опубликовано постановление Конституционного суда РФ от 25.02.2014 № 4-П по делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью "Барышский мясокомбинат" и "ВОЛМЕТ", открытых акционерных обществ "Завод "Реконд", "Эксплуатационно-технический узел связи" и "Электронкомплекс", закрытых акционерных обществ "ГЕОТЕХНИКА П" и "РАНГ" и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Детская городская больница № 3 "Нейрон" Министерства здравоохранения Удмуртской Республики"

Конституционный Суд признал оспоренные положения не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Впредь до внесения надлежащих законодательных изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные оспоренными нормами, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией.

Конституционный Суд указал, что до внесения соответствующих изменений в законодательство принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание было назначено иным компетентным органом (должностным лицом), суд при обжаловании юридическим лицом таких решений также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.

Изменения, позволяющие уменьшить размера штрафа, не более чем наполовину внесены в КоАП РФ Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ, после совершения правонарушения, следовательно, к спорным отношениям применяется постановление Конституционного суда РФ от 25.02.2014 № 4-П.

Учитывая финансовое положение заявителей: наличие у ДП Ижевское по состоянию на 20.11.2015 недоимки по налогам и сборам в размере 27,5 млн. руб., задолженности перед учредителями (Удмуртской Республикой) в размере 56,8 млн. руб., задолженности по кредитам в размере 25 млн. руб. (т. 2 л.д. 56-134); наличие у ДП Сарапульское по состоянию на 20.11.2015 недоимки по налогам и сборам в размере 7,2 млн. руб., задолженности перед учредителями (Удмуртской Республикой) в размере 4,0 млн. руб., задолженности перед поставщиками и подрядчиками в размере 54,3 млн. руб., штрафы по постановлениям УФАС о привлечении к административной ответственности являются явно чрезмерными, могут усугубить тяжелое финансовое положение и привести к банкротству дорожных предприятий, с учетом принципов соразмерности и справедливости, суд полагает возможным изменить постановления, уменьшить штрафы в 4 раза.

В соответствии со ст. 208 АПК РФ заявления об обжаловании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

р е ш и л :

В удовлетворении заявлений о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 14.07.2015 (изготовлено в полном объеме 17.07.2015) по делу № ММ-06-06/2014-178 отказать полностью.

Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 06-07/2015-68А изменить, уменьшить штраф до 6 250 000 руб.

Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 06-07/2015-70А изменить, уменьшить штраф до 4 000000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Пермь в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья М.Н. Кудрявцев