ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-12616/15 от 14.03.2016 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

21 марта 2016 года                                                           Дело № А71-12616/2015

Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2016 года. Полный текст решения изготовлен 21 марта 2016 года.

Арбитражный суд Удмуртской Республики, в составе судьи С.Ю. Бакулева, при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменном виде помощником судьи В.Н. Якушевым, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «УК – Ижкомцентр»
(ОГРН <***>, ИНН <***>)

к муниципальному образованию «Город Ижевск» в лице Администрации
г. Ижевска (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 55084 руб. 05 коп. долга

при участии представителей:

истца:         ФИО1 – представитель (доверенность от 11.01.16.)

ответчика:  ФИО2 –         представитель (доверенность № 6236/01-33ДО от 04.12.15.)

у с т а н о в и л:

Иск заявлен о взыскании 55084 руб. 05 коп. долга, образовавшегося в результате невнесения платы за капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в управлении истца, за период с мая 2014 года по январь 2015 года.

Представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме со ссылкой на ст.ст. 210, 249 ГК РФ и ст.ст. 37, 39, 46, 154, 155, 158 ЖК РФ.

Представитель ответчика исковые требования оспорила, поддержав доводы, изложенные в отзыве на иск, а именно: участие управляющей организации в формировании фонда капитального ремонта законом не предусмотрено, управляющая организация правом на получение денежных средств не наделяется. Истец необоснованно предъявляет плату за капитальный ремонт за период с 01.05.2014 г. по 31.01.2015 г. Невозможно установить, не было ли принято решение собственников об отмене платы за капитальный ремонт. Истец не доказал заявленные исковые требования, основания для взыскания с ответчика долга отсутствуют.

Представитель истца оспорил доводы ответчика, представив письменные пояснения, согласно которым: обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений многоквартирных домов в Удмуртской Республике возникает с 01.02.15. На основании изложенного, истец просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Как следует из материалов дела, согласно протоколам общего собрания собственников помещений (л.д. 32, 38, 44, 50, 56, 63, 69, 75, 81) проведены общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: <...>.

В результате проведения заочных голосований собственниками помещений приняты решения о выборе истца в качестве управляющей организации многоквартирных домов; об утверждении условий договоров управления домами.

В указанных домах находятся жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию «город Ижевск» и числящиеся в реестре муниципального жилищного фонда г. Ижевска (л.д. 87-90).

Неоплата ответчиком, являющимся в спорный период времени собственником жилых помещений во всех указанных истцом многоквартирных домах, 55084 руб. 05 коп. долга послужила истцу основанием для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, заслушав участников процесса, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Согласно статье 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу пункта 2 статьи 154 ЖК РФ плата за помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Согласно пункту 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

В соответствии с пунктами 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения. При этом, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (пункты 1, 4 статьи 158 ЖК РФ).

Следовательно, являясь собственником помещений в многоквартирных жилых домах, ответчик обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе, путем внесения платы за капитальный ремонт общего имущества домов.

Размер платы за капитальный ремонт установлен собственниками жилых помещений в домах на общих собраниях и указан в соответствующих протоколах общих собраний.

Согласно расчету истца, не оспоренному ответчиком, за общий период времени с 01.05.2014 г. по 31.01.2015 г. задолженность ответчика по внесению платы за капитальный ремонт составила 55084 руб. 05 коп.

Указанный расчет судом проверен и признан обоснованным.

Полномочия истца в качестве управляющей организации подтверждены представленными в дело протоколами общих собраний собственников помещений в спорных МКД, договорами управления. Полномочия лиц, подписавших от имени собственников договоры управления, подтверждены протоколами общих собраний, в которых собственниками утвержден уполномоченный представитель собственников и наделен правом совершения всех фактических и юридических действий. Кроме того, в протоколах общих собраний указано, что в голосовании принимало участие более пятидесяти процентов от общей полезной площади спорных МКД (л.д. 32-86).

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома (часть 1 статьи 166 ЖК РФ).

В силу ст. 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации денежные средства на капитальный ремонт могут вноситься управляющей организации собственниками не за фактически оказанную услугу, а с целью оказания такой услуги в будущем. Такие денежные средства не поступают в собственность управляющей организации, а являются собственностью плательщиков, и могут быть потрачены управляющей организацией строго по целевому назначению, исключительно на ремонтные работы и только по решению общего собрания собственников.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что исковые требования о взыскании 55084 руб. 05 коп. долга являются законными и обоснованными, поскольку в силу статьи 65 АПК РФ подтверждены истцом доказательствами, контррасчет долга ответчиком не представлен, в связи с чем, подлежат взысканию с собственника помещений, муниципального образования «город Ижевск» в лице Администрации муниципального образования «город Ижевск».

Довод ответчика об отсутствии основания для взыскания платы за капитальный ремонт период с мая 2014 года по январь 2015 года в связи с изменением норм жилищного законодательства судом отклоняется.

Раздел IX Жилищного кодекса Российской Федерации, который регулирует вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на нормы которого ссылается заявитель, введен в действие Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

В соответствии с частью 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.

Законом Удмуртской Республики от 22.10.2013 № 64-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике" предусмотрено создание регионального оператора, порядок подготовки, утверждения и реализации региональной программы капитального ремонта.

В соответствии с ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 г. № 186. Таким образом, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений многоквартирных домов в Удмуртской Республике возникает с 01 февраля 2015 г.

Размер платы за капитальный ремонт является простой операцией по умножению тарифа на площадь жилых помещений и количество месяцев, в связи с чем отсутствие счетов на оплату не является основанием для освобождения ответчика от своевременного внесения таких платежей. Следовательно, ответчик, являясь собственником жилых помещений в многоквартирных домах, при той степени заботы и осмотрительности, которая предполагается в гражданских правоотношениях, должен был знать о принятии собственниками решений об утверждении платы за капитальный ремонт и, как следствие, своевременно оплачивать указанные платежи.

Положения статьи 155 ЖК РФ не содержат такого основания для освобождения от исполнения обязанности по внесению платы за капитальный ремонт как неполучение или несвоевременное получение счетов.

С учётом принятого по делу решения и в соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.

В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 104 АПК РФ уплаченная государственная пошлина в сумме 792 руб. 64 коп. подлежит возврату истцу из средств федерального бюджета в связи с уменьшением исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст.ст. 333.21., 333.22., 333.40. Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Муниципального образования «Город Ижевск» в лице Администрации города Ижевска (ОГРН <***>, ИНН <***>) за счет средств казны Муниципального образования «Город Ижевск» в пользу общества с ограниченной ответственностью «УК – Ижкомцентр»                   (ОГРН <***>, ИНН <***>) 55084 руб. 05 коп. долга; в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 2203 руб. 36 коп.

Выдать обществу с ограниченной ответственностью «УК – Ижкомцентр» (ОГРН <***>, ИНН <***>) справку на возврат из федерального бюджета 792 руб. 64 коп. излишне перечисленной государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результате рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru

Судья                                                                            С.Ю. Бакулев