АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Решение
29 августа 2016 года Дело № А71 – 12708/2015
Резолютивная часть решения объявлена 22 августа 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 29 августа 2016 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.В.Лиуконен, при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и изготовлении протокола судебного заседания помощником судьи Ярынченко Н.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (ИНН <***>, ОГРН <***>) г.Ижевск
к открытому акционерному обществу "Содружество" (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Казань
о взыскании 8 393 734 руб.
в присутствии представителей:
истца – ФИО1 (доверенность от 11.01.2016); ФИО2 (доверенность от 1.02.2016);
ответчика – ФИО3 (доверенность от 09.02.2016); ФИО4 (доверенность от 11.01.2016); ФИО5 (доверенность № 1 от 11.01.2016);
Иск заявлен о взыскании 8 393 734 руб. (с учетом заявленного ходатайства от 05.04.2016) субсидий, излишне перечисленных по договору № 54 от 08.02.2012 на транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Удмуртской Республики в 2012 году.
Представитель истца поддержал исковые требования по основаниям указанным в иске и дополнительных пояснениях (т.1 л.д.5-7, т. 5 л.д. 94-117, т.6 л.д. 1-7).
Ответчик исковые требования оспорил по основаниям указанным в отзыве на иск и дополнительных пояснениях (т.5 л.д 1-14, 138-146, т.6 л.д.11-13, л.д.33-34), ссылаясь на то, что согласно пункту 3 Определения Конституционного Суда РФ от 06.11.2014 №2427-0 «По запросу Администрации Краснодарского края о проверке конституционности подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 81 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации принципами, в том числе принципом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий (подпункты "е", "ж" пункта 1 статьи 1).
Государственное регулирование деятельности транспорта, в том числе железнодорожного, включает систему мер организационно-правового характера, финансово-экономического и другого ресурсного обеспечения. В соответствии со статьей 71 (пункт «и») Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся лишь федеральный транспорт и федеральные пути сообщения. Непосредственно Конституцией Российской Федерации сами вопросы транспортного обслуживания населения не отнесены ни к ведению Российской Федерации, ни к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (статьи 71 и 72).
До 2003 года четкое разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения в сфере транспортной деятельности отсутствовало.
С принятием Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации органов законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения (подпункт 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации органов законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации»), однако иные вопросы, включая способы реализации данных полномочий и определение понятия пригородного сообщения, указанным Федеральным законом не урегулированы.
Как следует из п. 1 Положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (утв. Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.12.2009 №360) - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, проводящим государственную политику и осуществляющим управление и координацию деятельности в сфере транспорта и дорожного хозяйства в Удмуртской Республики. В силу наделённых полномочий Министерство до подписания Договора от 18.02.2012 №54, согласовало объёмы движения пригородных поездов на территории Удмуртской Республики, параметры которых были отражены в Приложении №1 к Договору от 18.02.2012 №54(письмо от 14.10.2011 №01-1-10/3509, от 07.10.2011 №2104).
В соответствии со статьёй 78 Бюджетного кодекса РФ (в редакции ФЗ от 26.04.2007 №63-Ф3, действовавшей на дату заключения договора №54 от 18.02.2012), предоставление Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждения), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, слуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законами субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06.02.2012 №35 утверждён порядок предоставления и возврата субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Удмуртской Республики в 2012 году.
Данное постановление действовало до принятия Постановления Правительства Удмуртской Республики от 04.02.2013 №41 «О Порядке предоставления субсидий перевозчикам на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Удмуртской Республики», в котором нет оговорки об обратной силе Постановления Правительства Удмуртской Республике от 06.02.2012 №35. Поэтому в ходатайстве об увеличении исковых требований Министерство не правомочно было ссылаться на применение Постановления Правительства от 04.02.2013 № 41.
Согласно п. 5 Порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта, утв. Постановлением Правительства УР от 06.02.2012 №35, субсидия предоставляется при выполнении следующих условий: 1). Осуществление транспортного обслуживания по установленным РЭК УР тарифам; 2). Выполнение объема пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по перевозке пассажиров.
В установленные подпунктом 4.7 Договора сроки ОАО «Содружество» направляло в Министерство отчётные данные, счета на суммы оказанных услуг на транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. При этом данные отчеты со стороны Министерства не оспариваются и не опровергаются.
Согласно пункту 9 Порядка при выявлении Министерством или органом, осуществляющим финансовый контроль, факта предоставления пригородными пассажирскими компаниями недостоверных сведений для получения субсидий, недостоверных сведений, подтверждающих фактические затраты, субсидия подлежит возврату в бюджет Удмуртской Республики.
В отсутствии иных сведений о протяжённости железной дороги между соответствующими пунктами назначения пригородных поездов на территории Удмуртской Республики письмо заместителя ГЖД-филиала ОАО «РЖД» от 08.12.2015 №2280/Горьк-Л не имеет преобладающей силы к Договору от 18.02.2012 №54. При этом письмо ОАО «РЖД» от 08.12.2015 №2280/Горьк-Л было предоставлено в Министерство для заключения Договора на транспортное обслуживание на 2016 год. Кроме этого, согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.09.2003 №585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ОАО «РЖД» является коммерческой организацией, и не наделена полномочиями по определению расстояния движения пригородного поезда по географическим границам Удмуртской Республики.
Пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» предусмотрено, что органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяется экономически обоснованный уровень тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, определяемый на основе экономически обоснованных затрат компании-перевозчика, рассчитанных в соответствии с Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъекте РФ, утверждённой приказом ФСТ РФ от 28.09.2010 № 235 (далее-Методика).
Методика предназначена для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующий орган) и организациями, осуществляющими деятельность в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении и являющимися субъектами естественных монополий (далее - субъекты регулирования), при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации.
Как следует из п. 1 Положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, утв. постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.12.2009 №360, Министерство является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, проводящим государственную политику и осуществляющим управление и координацию деятельности в сфере транспорта и дорожного хозяйства в Удмуртской Республики.
В силу п. 2. Положения о Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики, утв. постановлением Правительства УР от 23 июля 2012 г. N 319, только Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики (далее - РЭК) наделена полномо-ДОПОЛНИТЬ (т.5, л.д. 138-146)
Приложениями 6 и 9 к Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах РФ, утверждённойприказомФСТРоссии28.09.2010№235-т-1(далее-Методика), предусмотрена возможность прямого учета по отдельным укрупнённым статьям затрат компании по соответствующему субъекту РФ, отмеченных статьям сноской и примечанием (письмо ФАС России от 02.06.2016 №АР/3755/16).
Кроме этого, как указано в п.23.2 Методики, если компания пригородных пассажирских перевозок осуществляет железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении в нескольких субъектах Российской Федерации, то затраты компании пригородных пассажирских перевозок по видам деятельности, связанным с организацией железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении, относятся на соответствующий субъект Российской Федерации по статьям затрат и элементам затрат с применением показателей, приведённых в приложение 6 к Методике. В данном приложении, только Лизинговые платежи за электровозы при осуществлении перевозки в пригородном сообщении, Лизинговые платежи за электропоезда, работающие в пригородном сообщении, Лизинговые платежи за дизель-поезда и автомотрисы и Лизинговые платежи за рельсовые автобусы, работающие в пригородном сообщении проводится прямым расчётом, при этом данные расходы по указанным статьям ОАО «Содружество» не несёт, в силу их отсутствия.
Согласно п.23.5 Методики, оценка ожидаемых расходов рассчитывается с учётом изменения индексов по Приложению №9 к Методике, по которому формируется прогноз ожидаемых затрат ОАО «Содружество», для последующего направления в орган регулирования Удмуртской Республики, как этого требует Методика.
Согласно ст.4 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав) перевозки пассажиров осуществляются по железнодорожным путям общего пользования и между железнодорожными станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций.
Перечень таких станций и выполняемых ими операций составляется на основании заявок владельцев инфраструктур утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и публикуется в соответствующем тарифном руководстве.
Статья 2 Устава железнодорожного транспорта РФ определяет тарифное руководство как сборники, в которых публикуются утверждённые в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утверждённые федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции. Таким образом, применение Тарифного руководства при определении расстояния является обязательным.
В соответствии с Тарифным руководством № 4 (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества) для расчета объемов движения пригородных поездов и расчета вагоно - километровой работы маршруты следования разбиты по участкам. Границами участков являются станции. Разделом «Общие положения» Тарифного руководства № 4 установлено, что Тарифное руководство № 4 состоит из трех книг (1, 2, 3) и предназначено для определения тарифных расстояний перевозки в границах железнодорожных администраций, входящих в Совет по железнодорожному транспорту государств - участников содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, пассажиров, грузов и грузобагажа. Оно содержит алфавитные списки железнодорожных раздельных и пассажирских остановочных пунктов с указанием проводимых на них коммерческих (грузовых и пассажирских) операций. Согласно пояснениям «Общих положений» Тарифного руководства № 4 к Книге 1 «Тарифные расстояния между станциями участков железных дорог», в таблицах помещены поучастковые тарифные расстояния от каждого пункта до ближайших к ним узлов. В таблицах станции, другие раздельные и пассажирские остановочные пункты расположены последовательно в географическом порядке. Против каждого пункта проставляется его номер (код) по данным единой системы кодирования раздельных остановочных пунктов и сокращённые обозначения. Тарифные расстояния по участку в целом и между пунктами в пределах участка исчислены от и до осей основных зданий пунктов по продольному профилю кратчайшего между ними железнодорожного пути. Маршрут пригородного поезда, указанный в Приложении №1 к Договору от 18.02.2012 №54, ограничен входящими в него ближайшими станциями к территории субъекта. В соответствии с разделом «Указания по определению тарифных расстояний» Тарифного руководства № 4 порядок расчета тарифных расстояний определяется каждой железнодорожной администрацией самостоятельно. Тарифные расстояния перевозки исчисляются суммированием, как правило, трех расстояний: от станций отправления и назначения до ближайших к ним транзитных пунктов (книга 2, часть 1, раздел 1, графа 5) и между транзитными пунктами (книга 3).
Таким образом, Приложение 1 к договору от 18.02.2012 №54 соответствовало размеру движения закреплённого в Тарифном руководстве №4.
В силу пункта 5 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 06.02.2012 №35 субсидия предоставляется при выполнении определённых условий, которые со стороны ОАО «Содружество» были надлежащим способом исполнены, а именно: представлена лицензия на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом на территории РФ (серия ППБ №1605678 от 25.04.2012), а также подписан договор на транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении от 18.02.2016 №54, по объёмам движения пригородных поездов, заявленные Министерством в письме от 14.10.2011 №01-1-10/3509. Кроме этого, в установленный договором срок ОАО «Содружество» направляло в Министерство отчётные данные, при этом данные отчеты со стороны Министерства не оспаривались и не опровергались (акт №2054 от 27.02.2013, накладная от 22.02.2016 №10559005).
Итоговые показатели объемов транспортной работы, полученные Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, не соответствуют фактически сложившимся объемам транспортной работы по территории Удмуртской Республики (акту выполненных работ), так как выполнены Министерством путем арифметического расчета плановых показателей, предусмотренных договором. Например, по расчету Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики маршрут № 1: Кизнер-Ижевск 145 км* 6 ваг*366 дней = 318 420 ваг-км Казань-Кизнер 16 км*6 ваг*366 дней = 35 136 ваг-км в акте выполненных работ маршрут № 1: Кизнер-Ижевск 145 км *6,041 ваг*366 дней = 320 599 ваг-км Казань-Кизнер 16 км*6,041 ваг*366 дней = 35 376 ваг-км
Договор на транспортное обслуживание населения от 18.02.2012г. № 54 был заключен в феврале месяце 2012г. До момента заключения договора, в январе 2012г. по данному маршруту поезд курсировал в 6-ти вагонном и 8-ми вагонном исполнении, что подтверждается актом выполненных работ с Горьковской железной дорогой. С февраля месяца 2012г. по данному маршруту поезд курсировал в 6-ти вагонном исполнении, как это предусмотрено Договором.
В актах выполненных работ количество вагонов указано с округлением до десятых долей. В данном случае Министерство указывает на недостоверность представленных данных, в то время как фактический объем транспортной работы, сложившейся по компании, в том числе по территории Удмуртской Республики, подтвержден актами выполненных работ. Фактический объем транспортной составил 5 712,7 тыс.ваг.км, что на 129 тыс.ваг.км меньше планового значения, предусмотренного в соответствии с Договором от 18.02.2012г. № 54 (плановый объем транспортной работы был согласован в размере 5841,7 тыс.ваг-км).
Рассмотрев представленные по делу доказательства, заслушав доводы и возражения сторон, арбитражный суд
у с т а н о в и л :
Как следует из материалов дела, 8 февраля 2012 между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Заказчик) и ОАО «Содружество» (далее - Исполнитель) был заключен договор № 54 на транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Удмуртской Республики в 2012 году (далее - Договор). В соответствии с указанным договором Заказчик организует, а Исполнитель обеспечивает транспортное обслуживание пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Удмуртской Республики. При этом Заказчик предоставляет исполнителю субсидию из бюджета Удмуртской Республики на возмещение потерь в доходах за 2012 год, возникших у Исполнителя вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Удмуртской Республики в пределах средств, предусмотренных бюджетом Удмуртской Республики.
Согласно п. 6.4. Договора Заказчик предоставляет Исполнителю в 2012 году субсидию на возмещение потерь в доходах в размере 37 300 000 руб.
Во исполнение условий договора ответчику были предоставлены субсидии в размере 38 608 367 руб., что сторонами не оспаривается. На соновпании письма истца № 1051/06 от 25.03.2013 ответчик возвратил истцу излищне перечисленные денежные средства в размере 70335 руб. 52 коп.
Размеры движения пригородных поездов на территории Удмуртской Республики на 2012 год указаны в приложении № 1 к Договору и составляют 5 888 748 вагоно-километров.
26 декабря 2011 года между ОАО «РЖД» и ОАО «Содружество» был заключен договор аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем.
Согласно приложению № 1 к дополнительному соглашению №1 к Договору аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем (моторвагонный подвижной состав/дизель-поезда/дизель-элетропоезда/рельсовые автобусы) № 5469 НЮ от 26.12.2011 года объем вагоно-километровой работы ОАО «Содружество» составляет 25 791 288.
20 декабря 2011 года между ОАО «РЖД» и ОАО «Содружество» был заключен договор №70 аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем (моторвагонный подвижной состав/дизель-поезда/дизель-электропоезда/рельсовые автобусы). Согласно приложению №2 к указанному договору объем вагоно-километровой работы ОАО «Содружество» 550 464.
26 декабря 2011 года между ОАО «РЖД» и ОАО «Содружество» был заключен договор аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем (пассажирские вагоны с услугой по управлению и эксплуатации транспорта).
Согласно приложению № 3 к указанному договору объем вагоно-километровой работы ОАО «Содружество» составляет 3 963 780.
Таким образом, общий объем вагоно-километровой работы ОАО «Содружество» в 2012 году составил 30 305 532.
Согласно приказу Федеральной службы по тарифам от 28 сентября 2010 года № 235-т/1 «Об утверждении методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации» (далее -Методика) расчет расходов относимых на отдельный субъект РФ определяется в соответствующей доле, пропорционально расходам по видам деятельности.
Согласно приложению №1 к дополнительному соглашению №1 к договору № 5469НЮ от 26.12.2011 г. объем поездо-часов составляет 122 603,90.
Согласно приложению №2 к договору аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем (моторвагонный подвижной состав/дизель-поезда/дизель-электропоезда/рельсовые автобусы) № 70 от 20.12.2011 года объем поездо-часов составляет 14 231,30.
Согласно приложению № 3 к договору аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем (пассажирские вагоны с услугой по управлению и эксплуатации транспорта) от 26.12.2011 г. объем поездо-часов ОАО «Содружество» составляет 39 765,90.
Таким образом, общий объем поездо-часов у ОАО «Содружество» за 2012 год составляет 176 601,10.
Согласно вышеуказанной Методике расчет расходов, относимых на отдельный субъект РФ определяется в соответствующей доле, пропорционально расходам по видам деятельности, доля Удмуртской Республики составляет по договору - 1,51 % (176 601,10/2660,0).
Вместе с тем, выполняя перевозки по пригородным маршрутам, исполнителю оплачены, в том числе, расходы при проезде по территориям соседних республик, что послужило истцу основанием для обращения в суд с иском о взыскании с ответчика излишне уплаченных в 2012 ОАО «Содружество» субсидий в размере 8 393 734 руб. (211 831 137 руб. - 203 448 895 руб.) при перевозке пассажиров по территориям соседних республик.
Всесторонне исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст.71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в 2015 году при проверке ежемесячной отчетности от ОАО «Содружество» по форме Приложения № 1 (Акт приема оказанных услуг по договору о предоставлении в 2015 году субсидии) к договору № 54 от 18 февраля 2012 года «На транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении ОАО «Содружество» на территории Удмуртской Республики в 2012 году» (далее - договор) обнаружено расхождение в расстоянии маршрутов пригородных поездов, следующих по территории Удмуртской Республики, относимых на Удмуртскую Республику (например: по отчету расстояние (км) поездов следующих по маршруту Ижевск - Кизнер, относимых на Удмуртскую Республику составляет 145 км, при этом расстояние следования поезда по территории Республики Татарстан (9 км - станция Агрыз и близлежащая территория), которое входит в данный маршрут не исключено). Данный показатель непосредственно влияет на величину расходов, которые относятся на субъект РФ.
В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 4 февраля 2013 года № 41 «О Порядке предоставления субсидий перевозчикам, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Удмуртской Республики» (далее - постановление) и условиями договора Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, после выявления данного факта, надлежащим образом известило ОАО «Содружество» и сообщило, что кроме приведения в текущем году расстояния следования поездов по территории Удмуртской Республики в соответствие, также необходимо внести соответствующие изменения в представленную отчетность за период 2012-2015 годов (письмо исх.№ 03.08.2015 г. № 3907/07-45).
В связи с отсутствием нормативных документов, определяющих фактическое расстояние следования поездов по территориям субъектов РФ, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, пригородными пассажирскими компаниями совместно с ОАО «РЖД» принято решение об использовании в работе данных по границам субъектов, представленных Горьковской региональной службой развития пассажирских сообщений и представления доступа к инфраструктуре - филиала ОАО «РЖД» (письмо вх. от 11 декабря 2015 года № 2668).
Также указанным постановлением, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики уполномочено осуществлять предоставление субсидии за счет и в пределах средств, предусмотренных (доведенных) Министерству на соответствующий финансовый год законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на цели, указанные в Порядке.
Величина потерь доходов перевозчика, возникших вследствие государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, определяется как разница расходов перевозчика на осуществление перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Удмуртской Республики и доходов перевозчика от регулируемого вида деятельности.
Доходы перевозчика от регулируемого вида деятельности определяются исходя из объемов пассажиро-километровой работы, согласованных с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Министерство) и учтенных Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики при утверждении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на плановый период, и тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденных Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики.
Расходы перевозчика на осуществление перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Удмуртской Республике определяются по согласованию с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики при утверждении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на плановый период.
Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики утверждает тарифы в соответствии с правилами и на основании разработанных методических рекомендаций приказа ФСТ от 28 сентября 2010 года № 235-т/1 «Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации» (далее - Методика).
В соответствии с Методикой расчет экономически обоснованных затрат на период регулирования осуществляется по каждому субъекту РФ, расположенному в зоне обслуживания субъекта регулирования. В целях распределения расходов субъекта регулирования между субъектами РФ Методикой установлен перечень показателей, выступающих в качестве критериев распределения, и указано соответствие статей затрат объемным показателям. Для пригородных пассажирских компаний расчет расходов, связанных с оплатой услуг, оказываемых сторонними организациями, осуществляется отдельно с учетом условий соответствующих договоров, ожидаемой (планируемой) динамики изменений объемов оказываемых услуг и платы за единицу услуги.
Распределение значительной части данных расходов осуществляется пропорционально вагоно-километровой или поездо-километровой работы. Расходы, связанные с управлением и эксплуатацией железнодорожного подвижного состава распределяются пропорционально поездо-часам. Сумма вагоно-километров, поездо-километров и поездо-часов по каждому субъекту РФ определяется исходя из согласованных перевозчиком с субъектом РФ объемов транспортной работы, предусмотренной договором транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и графиком движения пассажирских поездов (размеров движения поездов) с учетом конкретных маршрутов курсирования поездов, их дальности по территории субъекта РФ, периодичности курсирования и составности. При изменении маршрутов курсирования поездов в пригородном сообщении в одном из субъектов РФ изменится величина соответствующего показателя, оценивающего объем перевозок в данном субъекте РФ и, соответственно, доля расходов, относимых на данный субъект РФ. Таким образом, изменение маршрутов курсирования поездов в одном из субъектов РФ приведет к изменению общей суммы расходов, перераспределению долей расходов, относимых на субъекты РФ в зоне обслуживания перевозчика, при сохранении абсолютной величины расходов в субъекте РФ при неизменных объемах транспортной работы.
При этом, (согласно разъяснению ФСТ в письме к руководству ОАО «Пермская пригородная компания» от 02.12.2011 года № ТС-9737/10) отмечено что приложениями к Методике, устанавливающими соответствие затрат пригородной пассажирской компании объемным показателям ее работы, предусмотрена возможность прямого учета затрат по каждому субъекту РФ в зоне обслуживания пригородной пассажирской компании. Указанный способ определения расходов пригородной пассажирской компании в Удмуртской Республике применяется в отношении ОАО «пермская пригородная компания».
В связи с тем, что в постановлении четко определено понятие «величина потерь в доходах», которую Министерство перечисляет пригородным пассажирским компаниям, и она состоит из расходов перевозчика на осуществление перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Удлгуртской Республики и доходов перевозчика от регулируемого вида деятельности, то относительно расчета суммы переплаченной в 2012 году ОАО «Содружество» субсидии, необходимо применять прямой учет затрат.
Вагоно - километр — показатель, характеризующий расстояния, пройденные вагонами в составе грузовых и пассажирских поездов. Рассчитывается раздельно для грузовых и пассажирских вагонов по маршрутам машиниста локомотивов, как произведение количества вагонов, включенных в состав поезда, и пройденного поездом расстояния. Вагоно-километр характеризует объем работы вагонного парка, используется для исчисления качественных показателей: дин. нагрузки, среднесуточного пробега, коэффициент порожнего пробега и др. Вагоно-километр отражает издержки ж./д. транспорта, связанные с перевозкой грузов и пассажиров. (Глоссарий терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению 2004 г.)
Истец не отрицает факт согласования действовавших в 2011 году объемов движения пригородных поездов на территории Удмуртской Республики, однако, в 2015 году был выявлен факт, нарушения правил предоставления субсидий (излишне уплаченная сумма субсидии), по причине неверно учтенного по Удмуртской Республике расстояния следования пригородных поездов. Согласно снимкам со спутника, часть маршрутов осуществлялось вдоль железнодорожного полотна, которое проходит территории не только Удмуртской Республики, но и по территории иных субъектов Российской Федерации. Расстояние железнодорожного полотна, которое следует отнести к территории Удмуртской Республики, было определено, совместно со структурными подразделениями ОАО «РЖД», иные итоговые показатели выполненной вагоно- километровой работы вводят в заблуждение участников дела, так как, определяя объем выполненной работы, выявился факт подлога отчетных данных, а именно произведя арифметические вычисления возникли следующие замечания:
Маршрут №1: Кизнер - Ижевск 145 км*6 ваг.*366 дней=318 420 ваг-км (в отчете ответчика 320 599 ваг-км);
Казань-Кизнер 16 км*6 ваг.*366 дней=35 136 ваг-км (в отчете ответчика 35 376 ваг-км)
Маршрут №2: Ижевск - Кизнер 145 км*6 ваг.*366 дней=318 420 ваг-км (в отчете ответчика 321 221 ваг-км);
Кизнер - Казань 16 км*6 ваг.*366 дней=35 136 ваг-км (в отчете ответчика 35 445 ваг-км);
Маршрут №3: Казань - Кизнер 16 км*6 ваг*366 дней=35 136 ваг-км (в отчете ответчика 35 445 ваг-км);
Кизнер - Ижевск 145км*6 ваг.*366 дней=318 420 ваг-км (в отчете ответчика 321 221 ваг-км);
Маршрут № 4: Ижевск - Кизнер 145км*6 ваг.* 366 дней= 318 420 ваг-км (в отчете ответчика 320 599 ваг-км);
Кизнер - Казань 16 км*6 ваг.* 366 дней=35 136 ваг-км (в отчете ответчика 35 376 ваг-км);
Маршрут № 15 Ижевск - Сайгатка 33 км*2 ваг.*366 дней=24 156 ваг-км (в отчете ответчика 25 255 ваг-км);
Ижевск- Сайгатка 96 км*2 ваг*366 дней=70 272 ваг-км (в отчете ответчика 73 470 ваг-км);
Маршрут № 17 Ижевск- Балезино 168 км*3 ваг.*341 день= 171 864 ваг-км (в отчете ответчика 157 294 ваг-км);
Маршрут № 18 Ижевск - Ува 79 км*3 ваг.*366 дней= 3 081 ваг-км (в отчете ответчика 2 739 ваг-км);
Маршрут № 19 Ува-Ижевск 79 км*2 ваг.*22 дня=3 476 ваг-км (в отчете ответчика 4 171 ваг-км);
Маршрут № 20 Ува-Ижевск 79 км*3 ваг.*366 дней=86 742 ваг-км (в отчете ответчика 73 599 ваг-км);
Маршрут № 21 Ижевск - Ува 79 км*3 ваг.*366 дней=86 742 ваг-км (в отчете ответчика 73 599 ваг-км);
Маршрут № 22 Ижевск - Зилай 143 км*2 ваг.*366 дней=104 676 ваг-км (в отчете ответчика 130 722 ваг-км);
Зилай - Яр 91 км*2 ваг. 366 дней= 66 612 ваг-км (в отчете ответчика 83 187 ваг-км);
Маршрут № 23 Яр- Зилай 91 км*3 ваг.*366 дней=99 918 ваг-км (в отчете ответчика 85 082 ваг-км);
Зилай - Ижевск 143 км *3 ваг.*366 дней=157 014 ваг-км (в отчете ответчика 133 700 ваг-км);
Маршрут № 24: Балезино - Ижевск 168 км*3 ваг.*341 день=171 864 ваг-км (в отчете ответчика 157 294 ваг-км);
Маршрут № 25: Ижевск -Н.Челны 35 км*3 ваг.*360 дней=37 800 ваг-км (в отчете ответчика 36 765 ваг-км);
Ижевск - Кр. Поле 35 км*3 ваг.*6 дней=630 ваг-км (в отчете ответчика 525 ваг-км);
Маршрут № 26: Н. Челны - Ижевск 35 км*3 ваг.*360 дней=37 800 ваг-км (в отчете ответчика 36 765 ваг-км);
Кр. Поле - Ижевск 35 км*3 ваг.*6 дней=630 ваг-км (в отчете ответчика 525 ваг-км).
Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации дает четкое описание субсидии (предоставляются в целях компенсации недополученных доходов в связи с оказанием услуг) и понимание из какого бюджета происходит перечисление субсидии (из бюджета субъекта Российской Федерации). Кроме того, согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от 06.02.2012 № 35 субсидии определяются исходя из доходов и расходов перевозчика, произведенных на перевозку пассажиров в Удмуртской Республике.
Исходя из вышеуказанных норм законодательства, следует
однозначный вывод о том, что субсидии из бюджета Удмуртской Республики могут быть направлены на компенсацию выпадающих доходов, образовавшихся при оказании услуг на территории Удмуртской Республики.
Субсидирование расходов иных субъектов Российской Федерации за счет средств бюджета Удмуртской Республики не предусматривается законодательством.
Согласно Постановлению Правительства УР от 06.02.2012 № 35 «О Порядке предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Удмуртской Республики в 2012 году»:
Субсидии предоставляются пригородным пассажирским компаниям в целях возмещения потерь в доходах, возникших в результате осуществления государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Удмуртской Республики(пункт 3).
Расходы пригородной пассажирской компании, произведенные на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Удмуртской Республике, определяются по согласованию с РЭК УР (пункт 4).
Таким образом, вышеуказанным Постановлением Правительства УР прямо предусмотрено применение метода подсчета убытков пригородной пассажирской компании исходя из объема выполненной работы в Удмуртской Республике, а не исходя из доли транспортной работы пригородной пассажирской компании выполненной в Удмуртской Республике с учетом доли транспортной работы пригородной компании в соседних субъектах.
Письмом Министерства энергетики и ЖКХ УР от 18.04.2016 г. № 09-07/01/2379, письмом ФАС России от 29.04.2016 № АГ/29217/16 указано, что Методикой ФСТ от 28.09.2010 № 235-т/1 допускается возможность применения прямого учета затрат пригородных пассажирских компаний по каждому субъекту РФ, находящемуся в зоне обслуживания данной компании.
В соответствии с Постановлением Правительства УР от 14.12.2009 № 360 «О Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики Министерство: осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств (п.12), осуществляет права и несет обязанности распорядителя бюджетных средств на содержание Министерства, распоряжается в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики денежными средствами Министерства, а также имуществом, закрепленным за Министерством на праве оперативного управления, разрешает иные вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности Министерства; осуществляет права и несет обязанности главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям средств из бюджета Удмуртской Республики (пункт 28).
Согласно Закону УР от 28.12.2011 № 80-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (приложение № 7) Министерству были доведены субсидии ОАО «Содружество» на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления тарифов на перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом.
Министерство как уполномоченный Правительством Удмуртской Республики главный распределитель бюджетных средств, при проверке представляемой перевозчиками отчетности руководствуется Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъекте Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ РФ от 28.09.2010 г. № 235-т/1 (далее - Методика), так как иных нормативных актов, регламентирующих отношения в данной области нет, при этом Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики никогда не устанавливало цены (тарифы), так как это относится к полномочиям Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики.
Кроме пункта 23.2. Методики в котором определено, что затраты компании относятся на соответствующий субъект РФ (согласно приложения № 6 к Методике) в доле равной соотношению объемных показателей работы в соответствующем субъекте РФ, имеется п. 23.5, в котором оценка ожидаемых расходов в текущем периоде (по году) и прогноз расходов компании выполняется по группам статей затрат (укрупненным статьям) и элементам затрат по показателям , приведенным в приложении № 9 к Методике.
Таким образом, применение прямого учета затрат при определении соответствия затрат на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении объемным показателям работы компании предусматривается данной Методикой, и представленные расчеты не только не противоречат но действующим нормативным актам и более им соответствуют (письмо Министерства энергетики и ЖКХ УР от 18.04.2016 г. № 09-07/01/2379, письмо ФАС России от 29.04.2016 № АГ/29217/16).
В 2015 году Министерством в ходе ежемесячной приемки отчетов о выполненных работах ОАО «Содружество» была выявлена неточность учтенного по Удмуртской Республике расстояния следования пригородных поездов.
В рамках данной работы Министерством были направлены письма в соответствующие филиалы ОАО «РЖД» (письма Министерства от 26.08.2015 № 4427/01-17; от 26.08.2015 № 4425/01-17; от 26.08.2015 г. № 4427/01-17; от 28.08.2015 г. № 4426/01-17; от 26.08.2015 г. № 4426/01-17) с запросом информации о протяженности железнодорожного полотна от граничных станций (остановочных пунктов, разъездов и т.д.), расположенных на территории Удмуртской Республики до географических границ Удмуртской Республики.
Запрашиваемая информация была получена ответными письмами и.о. заместителя начальника железной дороги по территориальному управлению ФИО6 от 28.08.2015 № ИСХ-1064/24Н35терЗ; заместителя начальника Горьковской железной дороги ФИО7 от 10.09.2015 г. № ИСХ-519/24НЗтер5; заместителя начальника Горьковской железной дороги по территориальному управлению ФИО8 от 09.05.2015 г. № 1363/24НЗтер4; заместителя главного инженера железной дороги Д.И.Онисько, заместителя начальника дирекции - начальника Волго-Камского отдела инфраструктуры ФИО9 от 21.09.2015 г. № 124/КбшДИЗтер-2.
Аналогичные маршруты, указанные в приложении № 1 к договору от 08.02.2012 года № 54 и в приложении № 1 к договору от 11.12.2015 года № 630 (в договоре от 11.12.2015 года № 630 расстояния по межсубъетным маршрутам указаны по территории Удмуртской Республики меньше, чем в договоре от 08.02.2012 года № 54).
Договор от 11.12.2015 № 630 года был заключен уже после проделанной истцом работы в 2015 году по приведению протяженности маршрутов пригородных поездов по Удмуртской Республике в соответствии с географическими границами Удмуртской Республики, что подтверждается, в том числе письмом ОАО «Содружество» от 11.12.2015 года № 2668 и письмом Горьковской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре от 08.12.2015 года № ИСХ-2280/Горьк., в которых разъясняются расстояния о приведении протяженности маршрутов пригородных поездов в соответствии с географическими границами субъектов РФ.
Кроме того, из материалов дела следует, что в письмах ОАО «Содружество» от 16.09.2015 г. № 1937, от 01.12.2015 г. № 2567 ответчик указывает на то, что в договоре об организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Удмуртской Республики от 11.12.2015 г. № 630 имеются межсубъектные маршруты, часть расстояния из которых приходится на Удмуртскую Республику, а часть на территорию других субъектов.
Таким образом, общая сумма по статьям расходов: «оплата услуг инфраструктуры», «аренда подвижного состава», оплата услуг управления и эксплуатации подвижного состава», «техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава» и «капитальный ремонт подвижного состава» составляет по итогам 2012 года 203 437 403 рублей. Фактически, ответчик предъявил Удмуртской Республике расходы в размере 211 831 137 рублейТаким образом, возврату в бюджет Удмуртской Республики подлежит сумма в размере 8 393 734 рублей. В обоснование размера исковых требований истец представил фактический отчет о размерах движения пригородных поездов по территории Удмуртской Республики за 2012 год с разбивкой по показателям работы (рассчитан по прямому методу), ставки по оплате инфраструктуры ОАО «РЖД», стоимость услуг, представляемых ОАО «РЖД», размеры движения пригородных поездов ОАО «Содружество» на 2012 год, в т.ч. по территории Удмуртской Республики по договорам с ОАО «РЖД» (т. 5, л.д.97-117).
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), независимо от того, явилось неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
С учетом характера заявленного требования о взыскании денежной суммы в качестве неосновательного обогащения в силу положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, истец должен доказать, что у него неосновательно утрачено имущество (денежные средства), что данное имущество за его счет неосновательно получено ответчиком, а также размер неосновательного обогащения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что истцом перечислены ответчику излишние денежные средства в размере 8 393 734 руб. в рамках договора № 54 от 08.02.2012 на транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Удмуртской Республики в 2012 году.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд признал исковые требования правомерными, подтвержденными надлежащими и достаточными доказательствами материалами и в соответствии со ст.ст. 8, 12, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принятого по делу решения, учитывая, что истец в силу ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина относится на ответчика и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
Взыскать с открытого акционерного общества "Содружество" (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Казань:
- в пользу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Ижевск 8 393 734 руб. задолженности,
- в доход федерального бюджета 64 968 руб. 67 коп. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья М.В.Лиуконен