ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-12851/2021 от 30.11.2021 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск

01 декабря 2021 года

Дело № А71- 12851/2021  

Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 01 декабря 2021 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В. Иютиной,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Пономаревой рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной отнесенностью «Управляющая компания Дубрава» г. Ижевск о признании незаконным предписания Отраслевого органа Администрации города Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска г. Ижевск №1731/06-02 от 25.06.2021,

в присутствии:

от заявителя: Рябухиной О.Ю. по доверенности от 30.01.2021;

от ответчика: Шишкиной Ю.В. по доверенности от 27.01.2021,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной отнесенностью «Управляющая компания Дубрава» г. Ижевск (далее общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания от 25.06.2021 №1731/06-02 Отраслевого органа Администрации города Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска г. Ижевск (далее Управление, ответчик).

Представитель заявителя требование в судебном заседании поддержал.

Ответчик требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Из представленных по делу доказательств следует, что на основании приказа от 21.06.2021 № 1731/06-02 Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в отношении ООО «УК «Дубрава» была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки доводов по обращению жителя жилого помещения № 42 многоквартирного дома № 29 по ул. Клубная г. Ижевска (далее - МКД) в части соблюдения требований к управляющей компании по содержанию общего имущества системы отопления - отопительного прибора МКД.

В ходе проверки установлено, что 27.05.2021 ООО «УК «Дубрава» в ответ на обращение от 26.05.2021 потребителя помещения Курбановой В.П. (л.д. 81) (далее - потребитель) составлен акт обследования системы отопления (л.д. 81 оборот) в квартире № 42 дома 29 по ул. Клубная г. Ижевска, согласно которому в комнате на лицевой стороне сдвоенного пластинчатого радиатора присутствует пятно отслоения окрасочного слоя, оголившийся металл покрыт ржавчиной,  в металле небольшое отверстие, через которое быстро капает теплоноситель. Радиатор находится в аварийном состоянии. Требуется замена радиатора отопления. Батарея общедомовая.

Также согласно наряд-заказу от 26.05.2021 № 5097 (л.д. 47) в жилом помещении №42 дома 29 по ул. Клубная г. Ижевска радиатор снят, поставлены заглушки.

Письмом (л.д.82) в ответ на обращение потребителя ООО «УК «Дубрава» отказало в замене радиатора, сославшись на то, что при демонтаже какого-либо из радиаторов отопления в принадлежащем потребителю помещении  и установке заглушки, внутридомовая система отопления сможет функционировать в прежнем полноценном режиме, что свидетельствует о том, что расположенные в квартире радиаторы отопления не входят в состав общего имущества МКД, вследствие чего замена не может быть произведена за счет средств собственников помещений, уплачиваемых на содержание и ремонт общего имущества МКД.

По результатам проверки управлением составлен акт от 25.06.2021 №1731/06-02, в котором зафиксировано, что в наибольшей по площади комнате на первой пластине стального, пластинчатого, двойного отопительного прибора в квартире  № 42 по ул. Клубная, дома №29,  в нижней части наблюдается ржавчина и отверстие, отсекающая арматура (вентиля) на системе отопления отсутствует. Управление пришло к выводу, что отопительный прибор в квартире потребителя не может быть отнесет к имуществу собственника квартиры и является общедомовым имуществом (л.д.44-45).

25.06.2021 управлением выдано предписание 1731/06-02 (л.д.43), в котором указано на необходимость ООО «УК «Дубрава» выполнить работы по замене отопительного прибора в наибольшей жилой комнате квартире №42.

На основании приказа от 06.09.2021 № 2624/06-02 Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в отношении ООО «УК «Дубрава» была проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания от 25.06.2021 №1731/06-02, в ходе которой установлено, что работы по замене отопительного прибора произведены.

По результатам проведённой проверки составлен акт от 09.09.2021 № 2624/06-02.

Полагая, что предписание от 25.06.2021 №1731/06-02 является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

В обоснование требований заявитель указал, что к общему имуществу собственников многоквартирного дома могут быть отнесены лишь радиаторы отопления, которые предназначены для функционирования системы отопления в целом и являются ее неотъемлемым элементом, без которого данная система не может функционировать. Следовательно, вопрос об отнесении расположенного в конкретной квартире прибора отопления к общему имуществу собственников помещений в жилом доме в каждом конкретном случае решается с учетом индивидуальных особенностей прибора отопления и возможности его демонтажа без ущерба для всей системы отопления в жилом  доме. При демонтаже отопительного прибора, работы по замене которого необходимо выполнить ООО «УК Дубрава согласно оспариваемому предписанию, и установке заглушки, внутридомовая система отопления в многоквартирном доме сможет функционировать в прежнем полноценном режиме. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что отопленный прибор не входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, вследствие чего на управляющую компанию нельзя возложить ответственность по его содержанию.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик ссылается на то, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным. Система отопления многоквартирного дома, включающая обогревающие элементы радиаторы, отнесена к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме; существенным условием для отнесения отопительных приборов к имуществу собственников является наличие отсекающей арматуры перед радиаторами и нарушение прав и законных интересов иных собственников. Предписание касается нарушения обществом надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, ответственным лицом по содержанию которого является управляющая компания, которая обязана соблюдать требования, установленные Правилами № 491.

Оценив представленные по делу доказательства, заслушав представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Согласно п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в том числе установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.

Согласно п. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

В силу ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 №40-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются следующими отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору, в том числе организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.

В силу п. 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 №314 «Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска» управление осуществляет функции муниципального жилищного контроля, а также осуществляет отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю согласно Закону Удмуртской Республики от 30 июня 2014 года №40-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений».

Порядок организации и осуществления лицензионного контроля определен ст. 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.

Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.

Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Согласно ст. 4.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату вынесения оспариваемого предписания) основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,

Таким образом, управление наделено полномочиями по государственному и муниципальному жилищному надзору и лицензионному контролю, вправе осуществлять проверки за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг, правильности определения размера платы за коммунальные услуги. Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований с указанием сроков их нарушения.

В соответствии со ст. 12  Федерального закона  от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (п. 2).

 В силу п. 13 ст. 12 Закона № 294-ФЗ выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней (п.1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).

В соответствии со ст. 14 Закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

Таким образом, внеплановая выездная проверка проведена управлением в соответствии с требованиями законодательства. Нарушений при проведении проверки судом не установлено. Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением вышеуказанных нормативно-правовых актов.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).

Частью 1 ст.161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме (ч. 2.2 ст.161 ЖК РФ).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (ч. 2.3 ст.161 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).

Из материалов дела следует, что ООО «УК Дубрава» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домамиот 29.12.2017 №018-000170.

26.10.2018 между собственниками многоквартирного дома №29 по ул.Клубная г.Ижевска и управляющей организацией ООО «УК Дубрава» заключен договор управления многоквартирным домом б/н (л.д. 56-74).

Приложением № 1 к договору управления многоквартирным домом от 26.10.2018 определен состав общего имущества многоквартирного дома, в том числе, в п.10 зафиксировано, что в состав общего имущества МКД входит внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а так же другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусмотрена Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее Правила №491).

Так согласно п.10 Правила № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно пунктам 16 и 17 Правил №491 при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.

В соответствии с ч.1 ст.36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе относятся инженерные коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Основным отличительным признаком общего имущества в многоквартирном доме, бремя расходов по которому обязан нести каждый собственник помещения в таком доме, является то, что оно предназначено для обслуживания более одного (а не каждого) помещения в многоквартирном доме (ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ) и следует судьбе каждого жилого и нежилого помещения.

В силу ч.1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Согласно п.6 Правил №491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Подпунктом «д» п.2 Правил №491 определено, что в состав общего имущества включены механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Таким образом, общедомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов регулирующей и запорной арматуры коллективного (общедомового) прибора  учета тепловой энергии, а также другого оборудования расположенного на этих сетях.

Следовательно, общедомовая система отопления является целостной конструкцией и предназначена для обеспечения собственников всех помещений теплом в централизованном порядке, то есть, предназначена для обслуживания всех помещений многоквартирного дома.  

По смыслу указанных выше норм жилищного и гражданского  законодательства, Правил №491, оборудование, находящееся в многоквартирном доме может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения. В связи с чем, к такому имуществу относятся такие обогревающие элементы системы отопления (радиаторы) которые обслуживают более одной квартиры.

Аналогичная правовая позиция изложена в решении Верховного Суда РФ от 22.09.2009 № ГКПИ09-725, в определении Верховного Суда РФ от 24.11.2009 г № КАС09-547, постановлении от 06.06.2016 № 91-АД16-1.

Согласно позиции, изложенной в указанных судебных актах для определения и отнесения обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) к общему имуществу в многоквартирном доме существенным обстоятельством является факт наличия или отсутствия на таких элементах отключающих устройств. Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке.

Таким образом, с учетом указанных выше норм законодательства и позиции Верховного Суда Российской Федерации следует, что к общему имуществу собственников многоквартирного дома могут быть отнесены лишь те радиаторы отопления, которые предназначены для функционирования системы отопления в целом и являются ее неотъемлемым элементом, без которого данная система не может функционировать. Следовательно, вопрос об отнесении расположенного в конкретной квартире прибора отопления к общему имуществу собственников помещений в жилом доме в каждом конкретном случае решается с учетом индивидуальных особенностей прибора отопления. При этом для определения возможности отнесения обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) к общему имуществу в многоквартирном доме существенным обстоятельством является наличие или отсутствие на таких элементах отключающих устройств.

Находящийся в квартире собственника обогревающий элемент системы отопления (радиатор) не являются отдельной (самостоятельной) вещью, а является конструктивным элементом общедомовой системы отопления, при этом не имеет каких - либо отключающих устройств, расположенных на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживает более одной квартиры, в связи с чем относится к общему имуществу многоквартирного дома.

Из материалов дела следует, что отопительный прибор в квартире Курбановой В.П. (в наибольшей по площади комнате) демонтирован силами управляющей организации в связи с неисправностью, установлены заглушки, запорная арматура (отключающие устройство) отсутствует. Данные обстоятельства заявителем не опровергнуты и по существу не оспариваются.

Поскольку обогревающий элемент (радиатор) расположен на сетях системы отопления и в совокупности с иным оборудованием составляет единую систему отопления спорного многоквартирного дома; предназначен для транзита теплоносителя по системе отопления в другие помещения многоквартирного жилого дома, не является конечным устройством, влияет на температуру в других помещениях многоквартирного дома, то такой обогревающий элемент (радиатор) входят в состав общего имущества многоквартирного дома независимо от того, находится он в квартире или в помещении общего пользования.

С учетом представленных по делу доказательств, суд пришел к выводу, что поскольку доказательств наличия в системе отопления запорной аппаратуры для разграничения зоны ответственности ответчиком не представлено, в материалах дела отсутствует схема системы отопления многоквартирного дома, из которой бы следовало обратное, оснований для вывода о том, что имеющаяся в квартире собственника система теплоснабжения, включая поврежденный радиатор, предназначена для обслуживания только данной квартиры, не имеется.

Установка запорной арматуры (отключающих устройств) непосредственно в процессе демонтажа радиатора отопления не свидетельствует о том, что данный обогревающий элемент перестал относиться к общему отопительному оборудованию многоквартирного дома. Радиатор отопления в данном случае является частью общего отопительного оборудования многоквартирного дома.

Довод ответчика о нахождении радиатора отопления в зоне эксплуатационной ответственности собственника помещения в соответствии с условиями договора управления многоквартирным домом, судом отклоняется.

Приложением № 1 к договору управления многоквартирным домом от 26.10.2018 определен состав общего имущества многоквартирного дома, в том числе, в п.10 зафиксировано, что в состав общего имущества МКД входит внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а так же другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Ссылки заявителя судебную практику, в подтверждение доводов, изложенных в заявлении, являются несостоятельной, поскольку выводы, изложенные в судебных актах, не относятся к предмету и основаниям заявленных требований по настоящему делу.

С учетом изложенного суд считает, что в рассматриваемом случае отказ управляющей компании от замены в жилом помещении собственника находящегося в аварийном состоянии, являющегося общим имуществом собственником МКД, радиатора не соответствует положениям законодательства.

В нарушение ст.65 АПК РФ заявителем не приведены правовые основания незаконности оспариваемого предписания, нарушения ответчиком прав и законных интересов заявителя и не представлены допустимые доказательства в обоснование приведенных доводов.

На основании изложенных обстоятельств суд пришел к выводу, что оспариваемое предписание является законным, обоснованным, содержащиеся в нем требования направлены на устранение нарушений действующего законодательства, являются исполнимыми, прав и законных интересов заявителя не нарушают.

При изложенных обстоятельствах, правовые основания для признания незаконным предписания Отраслевого органа Администрации города Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска г. Ижевск №1731/06-02 от 25.06.2021 отсутствуют, требования заявителя удовлетворению не подлежат. 

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения согласно ст.110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь  ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дубрава» о признании незаконным предписания Отраслевого органа Администрации города Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска г. Ижевск №1731/06-02 от 25.06.2021  отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                            О.В. Иютина