ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-13019/12 от 14.12.2012 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск Дело № А71-13019/2012

19 декабря 2012г. А17

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2012г.

Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2012г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи З.Ш. Валиевой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.И. Хакимуллиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества «Ижевский завод металлургии и машиностроения», г. Ижевск

к Удмуртскому территориальному отделу по надзору за общепромышленной безопасностью и государственному строительному надзору Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.Ижевск

об отмене постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Мутерко М.С. по доверенности от 10.09.2012;

Рубцова И.И. по доверенности от 10.12.2012,

от ответчика: Петрова М.Л. по доверенности от 12.12.2011;

Мартыновой Р.В. по доверенности от 12.12.2011,

УСТАНОВИЛ:

ЗАО «Ижевский завод металлургии и машиностроения» (далее – ЗАО «Ижметмаш» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Удмуртского территориального отдела по надзору за общепромышленной безопасностью и государственному строительному надзору Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор по УР) № 78/25с-12 от 09.10.2012 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.

В порядке ст. 163 АПК РФ дело рассмотрено с перерывом в судебном заседании.

Из представленных по делу доказательств следует, что Прокуратурой Индустриального района г. Ижевска совместно с сотрудниками Ростехнадзора по УР проведена внеплановая выездная проверка выполнения ЗАО «Ижметмаш» мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2012-2013гг.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения:

1. В части наличия лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов (Сеть газопотребления производственной площадки ЗАО «Ижметмаш» по ул. Воткинское шоссе, 170). Нарушено требование части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

2. В части соблюдения правил и норм промышленной безопасности при осуществлении деятельности по эксплуатации системы газопотребления предприятия:

2.1. Не обеспечен контроль за проведением экспертизы промышленной безопасности технических устройств, вследствие чего допущена эксплуатация газового оборудования паровых и водогрейных котлов ПТВМ-100 (рег.№ 14912), ПТВМ-100 (рег.№ 14691), ПТВМ-50 (рег.№ 11093), ПТВМ-50 (рег.№ 11778), ПТВМ-50 (рег.№ 11260), ДКВР 10/13 (рег.№ 11212), ДКВР 10/13 (рег.№ 11017), ДКВР 10/13 (рег.№ 11016), ДКВР 10/13 (рег.№ 11318), ДКВР 20/13 (рег.№ 12860), отработавших нормативный срок службы, и не имеющих положительного заключения экспертизы промышленной безопасности (нормативный срок службы выданное экспертной организацией истек). (Нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 5.1.1 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.03г. №9, (ПБ 12-529-03), пункта 4.2 Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности на объектах газоснабжения , утвержденных постановлением Г осгортехнадзора России от 0 5.0б.03г. №67, (РД 12-608-03), пункта 4 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.06.2009 г. «Об утверждении порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах»).

2.2. Допущены нарушения за наличием и функционированием необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями, а именно: отсутствует манометр перед фильтром на газорегуляторном пункте (ГРП); манометр между ГРП и котельной установлены классом точности ниже 1,5; в котельной не проведена метрологическая поверка сигнализаторов загазованности на угарный газ. (Нарушены требования статьи 9 Федерального закона» от 21.07.1997 г., № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 2.5.17, 5.7.5, Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.03г. №9, (ПБ 12-529-03);

2.3. Не обеспечен контроль за организацией работ по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования, а именно: а) нарушается установленная нормативными документами периодичность: текущего ремонта газового оборудования на ГРП; технического обслуживания на шкафном регуляторном пункте (ШРП); проверка параметров срабатывания предохранительных запорных и сбросных клапанов на ШРП, предохранительных сбросных клапанов на ГРП, что подтверждается отсутствием соответствующих записей в эксплуатационном журнале; испытания спасательных поясов с веревками и карабинов, что подтверждается отсутствием акта или соответствующих записей в журнале. б) не проводится: приборное обследование подземных газопроводов; техническое обслуживание электрозащитной установки; техническое обслуживание запорной арматуры наружных газопроводов. (Нарушены требования пунктов 5.6.6, 10.61, 5.3.16, 5.8.4, 5.3.4, 2.4.14 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора № 9 от 18.03.03 года);

2.4. Допускаются нарушения по ведению оперативно-технической документации, устанавливающей безопасный порядок ведения работ на опасном производственном объекте, а именно, не разработаны: а) производственные инструкции: для операторов котельной; по эксплуатации ШРП, ГРП; для слесарей по ремонту и эксплуатации газового оборудования; для слесарки КИП и А; б) эксплуатационный паспорт на ШРП; В производственной инструкции по эксплуатации ШРП не установлены сроки осмотра технического состояния. Отсутствует акт разграничения балансовой принадлежности системы газопотребления. Не заключен договор по ремонту и обслуживанию электохимической защиты. (Нарушены требования пунктов 5.1.2, 5.6.6 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора № 9 от 18.03.03 года.);

2.5. Не обеспечен контроль за проведением режимно-наладочных испытаний на котле ПТВМ-100 № 4 рег. № 11320 (отчет по режимно-наладочным испытаниям отсутствует).(Нарушены требования п. 34, 38 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002г. №317; Приложения 6 Приказа Министерства энергетики РФ от 16.12.2002г №448);

2.6. Не обеспечена готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, а именно: с обслуживающим персоналом не проводятся противоаварийные тренировки в части проработки сценариев возможных террористических актов на опасных производственных объектах (подтверждающие документы отсутствуют); не разработан график проведения учебных противоаварийных тренировок; не проводятся противоаварийные тренирвки со слесарем по ремонту и эксплуатации газового оборудования Ложкиным Ф.И. (Нарушены требования пункта 11.6 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утверждённых постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.03 № 9. пункта 2.2 Приказа Госгортехнадзора № 36 от 28.03.01г.)

3. В части соблюдения правил и норм промышленной безопасности при осуществлении деятельности по эксплуатации объектов котлонадзора:

3.1. Не обеспечен контроль за содержанием паровых и водогрейных котлов в работоспособном и исправном состоянии, а именно: допускается эксплуатация котла ДКВР 20-13 рег. № 12860, зав. № 6532 без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности; не разработан график проверки исправности сигнализации и автоматических защит; оформляются наряды-допуски при проведении внутренних осмотров паровых и водогрейных котлов; не разработаны инструкции и режимные карты по ведению водно-химического режима паровых котлов; не разработаны инструкции и режимные карты по ведению водно-химического режима водогрейных котлов; - не проведены режимно-наладочные испытания котла ДКВР 10/13 ст. № 4. (Нарушены требования пунктов 10,2.23, 9.3.6, 9.5.6, 8.1.5 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, утвержденных Постановлением Г осгортехнадзора России от 11.06.2003 N 88, зарегистрированных в Минюсте РФ 18 июня 2003 г. N 4703 (далее ПБ 10-574-03); п. 12.5, 14.1 Положения);

3.2. Допущено нарушение по ведению оперативно-технической документации, устанавливающей безопасный порядок ведения работ на опасном производственном объекте, а именно: не разработан паспорт на паропровод в котельной; не разработан паспорт на трубопровод тепловой сети от котельной до «забора» через который осуществляется теплоснабжение районов г. Ижевска. (Нарушены требования пункта. 6.1.9.5 Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденных Постановлением Г осгортехнадзора России от 11.06.2003 N 90, зарегистрированных в Минюсте РФ 18 июня 2003 г. N 4719 (далее ПБ 10-573-03); п 13.8 Положения);

3.3. Не обеспечен контроль за содержанием дымовых труб в работоспособном и исправном состоянии, а именно: не назначен ответственный по ведению надзора за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией дымовых труб; не разработан график периодических осмотров, обследований и наблюдений за вертикальностью стволов и осадками фундаментов труб; не проводятся периодические наружные осмотры дымовых труб комиссией предприятия; допускается эксплуатация кирпичной дымовой трубы Н=45,0 м без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности. (Нарушены требования раздела 1 п. 2, п. раздел 1 п. 5 Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 № 56, зарегистрированных в Минюсте РФ 5 июня 2002 г. N 3500 (далее ПБ 03-445-02); п. 12.5 Положения).

По факту выявленных в ходе проверки нарушений 19.09.2012 Прокурором Индустриального района г. Ижевска вынесено постановление о возбуждении в отношении ЗАО «Ижметмаш» дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. Материалы административного дела переданы для рассмотрения в Ростехнадзор по УР.

Установив в действиях (бездействии) заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, Ростехнадзор по УР вынес постановление № 78/25с-12 от 09.10.2012 о назначении ЗАО «Ижметмаш» административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Считая данное постановление незаконным, ЗАО «Ижметмаш» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

В обоснование заявленных требований общество доводов по существу выявленных в ходе проверочных мероприятий нарушений не представило, между тем, указано на отсутствие состава вменяемого правонарушения.

На момент проверки эксплуатация спорных опасных производственных объектов обществом не осуществлялась. Снабжение потребителей тепловой энергией началось лишь 14.09.2012, до этого времени у заявителя отсутствовала необходимость в эксплуатации опасных объектов, а, следовательно, отсутствовала необходимость и обязанность по представлению документов, и проведению мероприятий, предусмотренных законодательством для лиц, осуществляющих эксплуатацию таких объектов.

Возражая против требований заявителя административный орган указал, что ЗАО «Ижметмаш» принадлежит девять опасных производственных объектов. Деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов подлежит лицензированию. Факт отсутствия у предприятия лицензии, а также нарушение требований безопасности при эксплуатации опасных объектов были установлены в ходе проверки.

Опасные объекты, принадлежащие обществу, находились в эксплуатации, процедура консервации в отношении них не производилась.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.

Лицензионные требования к лицу, осуществляющему деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов определены п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 454.

В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в том числе обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.

В соответствии с п. 2.4.14, п. 2.5.17, п. 5.1.1, п. 5.1.2, п. 5.3.4, п. 5.3.16, п. 5.6.6, п. 5.7.5, п. 5.8.4 п. 11.6 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9, на маховиках арматуры должно быть обозначено направление вращения при открытии и закрытии арматуры.

Класс точности манометров должен быть не ниже 1,5.

Организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты систем газораспределения и газопотребления, обязана соблюдать положения Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а также выполнять комплекс мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, соблюдать требования настоящих Правил; иметь (при необходимости) договора с организациями, выполняющими работы по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и технических устройств, в которых должны быть определены объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту, регламентированы обязательства в обеспечении условий безопасной и надежной эксплуатации опасных производственных объектов; обеспечивать проведение технической диагностики газопроводов, сооружений и газового оборудования (технических устройств) в сроки, установленные настоящими Правилами.

Для лиц, занятых эксплуатацией объектов газового хозяйства, должны быть разработаны и утверждены руководителем организации: должностные инструкции, определяющие обязанности, права и ответственность руководителей и специалистов; производственные инструкции, соблюдение требований которых обеспечивает безопасное проведение работ, с учетом профиля производственного объекта, конкретных требований к эксплуатации газового оборудования (технических устройств), технологическую последовательность выполнения работ, методы и объемы проверки качества их выполнения.

К производственным инструкциям по техническому обслуживанию и ремонту оборудования ГРП, ГРУ и котельных прилагаются технологические схемы газопроводов и газового оборудования.

Технологические схемы пересматриваются и переутверждаются после реконструкции, технического перевооружения опасного производственного объекта.

Установленные на газопроводах запорная арматура и компенсаторы должны подвергаться ежегодному техническому обслуживанию и при необходимости - ремонту.

Сведения о техническом обслуживании заносятся в журнал, а о капитальном ремонте (замене) - в паспорт газопровода.

Наружные газопроводы подвергаются периодическому приборному обследованию, включающему: выявление мест повреждений изоляционного покрытия, утечек газа - для стальных газопроводов, выявление мест утечек газа - для полиэтиленовых. Периодическое приборное обследование технического состояния наружных газопроводов для определения мест повреждения изоляционных покрытий и наличия утечек газа должно проводиться не реже: 1 раза в 5 лет - для надземных и подземных, в том числе переходов через несудоходные водные преграды для стальных газопроводов, кроме смонтированных методом направленного бурения; 1 раз в 3 года - для переходов газопроводов через судоходные водные преграды, кроме смонтированных методом направленного бурения.

Периодичность обследования подземных газопроводов на переходах через водные преграды, выполненные из полиэтилена методом направленного бурения, устанавливается эксплуатационной организацией.

Газопроводы, требующие капитального ремонта или включенные в план на замену (перекладку), должны подвергаться приборному техническому обследованию не реже 1 раза в год.

При эксплуатации ГРП с номинальной пропускной способностью регулятора свыше 50 м3/час должны выполняться следующие работы, если изготовителем не исключены отдельные виды работ или предусмотрена большая периодичность их проведения: осмотр технического состояния (обход) - в сроки, устанавливаемые производственной инструкцией; проверка параметров срабатывания предохранительно-запорных и сбросных клапанов - не реже 1 раза в 3 мес., а также по окончании ремонта оборудования; техническое обслуживание - не реже 1 раза в 6 мес.; текущий ремонт - не реже 1 раза в 12 мес.; капитальный ремонт - при замене оборудования, средств измерений, ремонте отдельных элементов здания, систем отопления, вентиляции, освещения - на основании дефектных ведомостей, составленных по результатам технических осмотров и текущих ремонтов.

Периодической метрологической поверке подлежат следующие средства измерений: тягонапоромеры; манометры показывающие, самопишущие, дистанционные - не реже 1 раза в 12 мес.; переносные и стационарные стандартизированные газоанализаторы, сигнализаторы довзрывных концентраций газа - 1 раз в 6 мес., если другие сроки не установлены заводом-изготовителем.

При эксплуатации электрозащитных установок должно проводиться их техническое обслуживание, которое включает периодический осмотр установок и проверку эффективности их работы.

В АДС должны проводиться тренировочные занятия с оценкой действий персонала: по планам локализации и ликвидации аварий (для каждой бригады) - не реже 1 раза в 6 мес.; по планам взаимодействия служб различного назначения - не реже 1 раза в год.

Тренировочные занятия должны проводиться на полигонах (рабочих местах) в условиях, максимально приближенных к реальным.

Проведение тренировочных занятий должно регистрироваться в специальном журнале.

Согласно п.п. 34, 38 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317, в процессе эксплуатации газоиспользующего оборудования с периодичностью не реже одного раза в 3 года должны проводиться следующие режимно - наладочные работы: а) теплотехническая (режимная) наладка газоиспользующего оборудования; б) наладка средств автоматического регулирования и контроля; в) наладка теплоутилизирующего оборудования; г) наладка вспомогательного оборудования.

Требования к составлению методик проведения пусконаладочных и режимно-наладочных работ, а также требования к содержанию технических отчетов наладочных организаций определяются Министерством энергетики Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.2 Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности на объектах газоснабжения, утвержденного Постановлением Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 № 67, Экспертизе подлежит газовое и газоиспользующее оборудование. Экспертиза промышленной безопасности газового и газоиспользующего оборудования проводится в составе технологических линий и агрегатов, а также отдельно для применяемых на объектах газоснабжения технических устройств. При экспертизе проводится: анализ полноты содержания и правильности оформления протоколов сертификационных (приемочных) испытаний; проверка соблюдения заводом-изготовителем технических условий на изготовление соответствующего оборудования и возможностей обеспечить качественную сборку и гарантии безопасной эксплуатации в пределах срока службы; оценка правильности и полноты составления паспорта (формуляра) на изготовление соответствующего оборудования; проверка наличия разрешений на промышленное применение комплектующих изделий и материалов, входящих в состав изготавливаемого оборудования; анализ полноты охвата вопросов промышленной безопасности в Инструкции по эксплуатации оборудования (условий и требований безопасной эксплуатации, методик проведения контрольных испытаний оборудования (материалов) и его основных узлов, ресурса и сроков службы, порядка технического обслуживания, ремонта и диагностирования); проверка характеристик газогорелочных устройств (номинальной мощности, диапазона устойчивой работы, параметров факела, расчетов соответствия горелочного устройства топочной камере, номинального давления и расхода газа, параметров автоматики безопасности и регулирования и т.д.); работоспособности схемы автоматического регулирования, контроля, управления, диспетчеризации, блокировок и защиты газоиспользующего оборудования, систем газоснабжения объекта; правильности компоновки газогорелочных устройств в газоиспользующем агрегате, соблюдение температурных параметров изолирующих поверхностей и условий газовой плотности газоиспользующего оборудования.

Экспертиза газового оборудования, находящегося в эксплуатации, проводится по завершении срока его службы, устанавливаемого заводом-изготовителем, при отсутствии этих сведений диагностирование производится через 20 лет.

В силу п. 2.2 Методических рекомендаций по проверке защищенности опасных производственных объектов от террористических актов, утвержденных Приказом Госгортехнадзора РФ от 28.03.2001 №36, Наличие и достаточность мероприятий по обеспечению противоаварийной устойчивости опасных производственных объектов, которыми предусматриваются меры по: усилению режима охраны опасных производственных объектов, в особенности складов и установок, на которых обращаются опасные вещества в больших количествах; обеспечению надежной охраны продукции и веществ с опасными свойствами при их перевозке, в том числе силами ведомственной военизированной охраны предприятий, организаций и нарядами милиции МВД России; ограничению использования и перевозок опасных веществ и ВМ в праздничные дни и дни выборов, а также по исключению перевозок таких веществ и ВМ по маршрутам, вблизи которых во время перевозки возможно массовое скопление людей в связи с проведением митингов, демонстраций и т.п.; созданию на предприятиях и в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, оперативных групп, которые по специальному графику (при угрозе террористического акта - незамедлительно) осуществляют проверку территории, технологических установок (линий) и трубопроводов, коммуникаций технологического и энергетического обеспечения с целью предотвращения несанкционированного вмешательства в технологию опасных производств; незамедлительному устранению нарушений, выявленных в результате проверок, проводимых оперативными группами; проведению учебно-тренировочных занятий с персоналом по планам ликвидации аварий с проработкой сценариев возможных террористических актов на опасных участках; внеочередному обучению обслуживающего персонала действиям по пресечению террористической деятельности и обеспечению устойчивой работы производств; проверке организации учета и условий хранения эксплуатационной документации, предотвращению несанкционированного доступа в компьютерные базы данных и автоматизированные информационно-управляющие системы; проведению инструктажа коммерческих, диспетчерских и транспортных служб с целью ограничения распространения сведений об объемах и опасных факторах производств; реализации мер по защите опасных участков от проникновения посторонних лиц, в том числе установлению системы видеонаблюдения с записью информации на магнитные или электронные носители.

В соответствии с п.п. 8.1.5, 9.3.6, 9.5.6, 10.2.23 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 №88, для паровых и водогрейных котлов наладочными организациями должны быть разработаны инструкции и режимные карты по ведению водно-химического режима с учетом настоящих Правил, инструкций организаций-изготовителей, методических указаний по разработке инструкций и режимных карт по эксплуатации установок докотловой обработки воды и по ведению водно-химического режима паровых и водогрейных котлов, утвержденных Госгортехнадзором России. Инструкции по эксплуатации установок докотловой обработки воды должны разрабатываться организациями - изготовителями установок.

Проверка исправности сигнализации и автоматических защит должна проводиться в соответствии с графиком и инструкцией, утвержденными главным инженером организации.

Допуск людей внутрь котла, а также открывание запорной арматуры после удаления людей из котла должны производиться только по письменному разрешению (наряду-допуску), выдаваемому в установленном порядке.

Эксплуатация котла сверх расчетного срока службы может быть допущена на основании заключения специализированной или экспертной организации о возможностях и условиях его дальнейшей эксплуатации.

Согласно п. 6.1.9.5 Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 № 90, ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов, в том числе обязан обеспечивать ведение и хранение технической документации по эксплуатации и ремонтам трубопроводов (паспортов, сменного и ремонтного журналов, журнала контрольных поверок манометров и др.).

В силу п.2, п.5 раздела 1, а также п. 3 основных положений Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 03.12.2001 №56, каждой организацией должна быть создана и действовать служба технического надзора за техническим обслуживанием, безопасной эксплуатацией и своевременным ремонтом труб.

Приказом по организации должны быть назначены ответственные по ведению надзора за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией труб технологических агрегатов (установок) из числа руководителей цехов, производств или других должностных лиц, имеющих соответствующую подготовку.

Каждой организацией должен быть разработан в соответствии с требованиями настоящих Правил график периодических осмотров, обследований и наблюдений за вертикальностью стволов и осадками фундаментов труб, утвержденный техническим директором, заместителем директора по техническим вопросам, главным инженером организации (далее по тексту - технический руководитель).

Трубы, а также проектная документация на реконструкцию, консервацию, ликвидацию и иные документы, связанные с эксплуатацией труб на опасном производственном объекте, подлежат обязательной экспертизе промышленной безопасности. Экспертизу в соответствии с требованиями Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" должны проводить организации, имеющие лицензию на указанный вид деятельности, выданную уполномоченным федеральным органом в вопросах промышленной безопасности

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается по существу заявителем, ЗАО «Ижметмаш» на дату проведения проверочных мероприятий на зарегистрированных обществом опасных производственных объектах, были допущены нарушения промышленной безопасности. Факт наличия нарушений, отраженных в оспариваемом постановлении Ростехнадзора по УР, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Доводы общества об отсутствии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения основаны на неверном толковании правовых норм и не принимаются судом.

Наличие обязанности по соблюдению требований промышленной безопасности опасных производственных объектов ставится ЗАО «Ижметмаш» в зависимость от нахождения указанных объектов в эксплуатации общества, при этом заявитель сужает понятие эксплуатации до использования принадлежащих ему объектов для поставки тепловой энергии потребителям. Между тем из положений п. 5 ст. 2 Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», которые могут быть применены по аналогии к спорным правоотношениям в настоящем деле, понятие эксплуатации опасного объекта определяется более широко, в него входят: ввод опасного объекта в эксплуатацию, использование, техническое обслуживание, консервация, ликвидация опасного объекта, а также изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном объекте.

Фактическое нахождение на момент проведения проверочных мероприятий спорных объектов в эксплуатации ЗАО «Ижметмаш» следует из материалов проверки.

В нарушение ст. 65 АПК РФ заявителем не представлено в материалы дела доказательств вывода из эксплуатации спорных опасных производственных объектов, а также нахождения их в таком состоянии в период проведения проверочных мероприятий административным органом.

При этом, Ростехнадзором по УР представлены документы, подтверждающие факт заключения заявителем 01.06.2012 договора на поставку газа, и осуществление его выборки начиная с июня 2012 года в соответствии с согласованным с ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» планом.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 25.05.2012 утверждены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ЗАО «Ижметмаш». Тарифы подлежат применению с 01.06.2012 и действуют до конца 2012 года.

Кроме того, из положений указанных выше нормативных актов, обязанность по соблюдению требований промышленной безопасности опасных производственных объектов не связывается законодателем с нахождением их в эксплуатации. Сам факт регистрации производственного объекта как опасного, и его принадлежность лицу, на праве собственности или ином вещном праве, порождает обязанность последнего по соблюдению требований безопасности, а также получению соответствующей лицензии.

Согласно материалам дела, пакет документов на получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов представлен ЗАО «Ижметмаш» в лицензирующий орган лишь 20.08.2012. На момент рассмотрения дела лицензия не получена.

Вина ЗАО «Ижметмаш» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, установлена административным органом и подтверждается материалами дела. Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии объективной возможности соблюдения требований безопасности опасных производственных объектов, а также получения лицензии на их эксплуатацию. Также, не представлено доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по недопущению правонарушения.

В действиях (бездействии) ЗАО «Ижметмаш» содержится состав вменяемого правонарушения.

Процессуальных нарушений при проведении проверочных мероприятий, а также привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено.

Размер административного штрафа определен административным органом в пределах минимальной санкции ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, с учетом совершения правонарушения обществом впервые, и соответствует тяжести совершенного деяния.

Оснований для признания допущенного ЗАО «Ижметмаш» правонарушения малозначительным в порядке ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

Нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных объектов, осуществление их эксплуатации в отсутствие соответствующего разрешения (лицензии), создает прямую и непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, причинения имущественного ущерба, а также, с учетом рода деятельности заявителя, угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с отсутствием теплоснабжения в отопительный период.

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. ст. 30.1 – 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления Закрытого акционерного общества «Ижевский завод металлургии и машиностроения», г. Ижевск о признании незаконным и отмене постановления Удмуртского территориального отдела по надзору за общепромышленной безопасностью и государственному строительному надзору Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.10.2012 №78/25с-12 отказать.

2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья З.Ш. Валиева