ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-13046/16 от 03.02.2017 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71-13046/2016

03 февраля 2017 года

Резолютивная часть решения оглашена 03 февраля 2017 года

Полный текст решения изготовлен 03 февраля 2017 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Ю. Степановой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Ижевск о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики, г.Ижевск от 09.09.2016 №019V12160000213,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2 на основании доверенности от 19.12.2016,

от ответчика: ФИО3 на основании доверенности от 24.09.2015,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее ИП ФИО1, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее Управление Пенсионного фонда) от 09.09.2016 №019V12160000213 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, по основаниям изложенным в заявлении, письменных пояснения (т.1 л.д. 4-7, т.2 л.д. 75-77, 106-110).

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т.1 л.д.42-45, т.2 л.д.113-114).

Из представленных по делу доказательств, следует, что на основании решения начальника Управление Пенсионного фонда от 21.04.2016 №019V2160000187 в отношении ИП ФИО1 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее ОПС) в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее ОМС) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.

В ходе проверки было установлено, что в 2013 году и 1 квартале 2014 года основным видом экономической деятельности ИП ФИО1 заявлен ОКВЭД 74.40 «Рекламная деятельность».

07.04.2014 ИП ФИО1 были внесены изменения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее ЕГРИП), где основным видом деятельности заявлен ОКВЭД 64.12 «Курьерская деятельность».

В связи с чем, начиная с полугодия 2014 года до 31.12.2015 включительно, ИП ФИО1 применялся пониженный тариф страховых взносов в соответствии с ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, как организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения (далее УСНО), основным видом экономической деятельности которой является «Курьерская деятельность (ОКВЭД 64.12), подпадающая под пониженный тариф.

В ходе проверки Управлением Пенсионного фонда установлено неправомерное применение пониженного тарифа страховых взносов за период с полугодия 2014 по 31.12.2015 поскольку, в ходе анализа представленным предпринимателем документов, установлено, деятельность ИП ФИО1 заключается в распространении и доставке рекламно-информационных материалов, относящаяся к ОКВЭД 74.40 «Рекламная деятельность», которая не подпадает под применение пониженного тарифа. За отчетный период с 01.04.2014 по 31.12.2014 и 2015 г. ИП ФИО1 для правомерного применения пониженного тарифа страховых взносов не соблюдена совокупность следующих условий, а именно:

- основной вид экономической деятельности ИП ФИО1 в 2014-2015 г.г. не соответствует заявленному коду по ОКВЭД 64.12 «Курьерская деятельность»;

- фактически выполняемая деятельность не входит в перечень, приведенный в п.8 ч.1 ст.58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ и доля доходов от реализации услуг и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности не менее 70 процентов в общем объеме доходов, определенных в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, ИП ФИО1 неправомерно применялся пониженный тариф страховых взносов, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

Согласно расчетам по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за полугодие, 9 месяцев и год 2014г. ИП ФИО1 начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии в сумме 12193,93 руб. В результате необоснованного применения пониженного тарифа неполная уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии за 2014 год составила 12 193,39 руб.

Согласно расчетам по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за полугодие, 9 месяцев и год 2014г. ИП ФИО1 начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 0 руб. В результате необоснованного применения пониженного тарифа неполная уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование в 2014 г. составила 31093,16 руб.

Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР в 2015г. ИП ФИО1 начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии в сумме 198240,11 руб. В результате необоснованного применения пониженного тарифа неполная уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии в 2015 г. составила 19 824,02руб.

Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР в 2015г. ИП ФИО1 начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 0 руб. В результате необоснованного применения пониженного тарифа неполная уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование в 2015 г. составила 50551,23 руб.

По данным Управления Пенсионного Фонда, сумма неполной уплаты страховых взносов, вызванная неверным исчислением страховых взносов по причине необоснованного применения пониженного тарифа за полугодие 2014г., 9 месяцев 2014г. и 2014г. и 2015 г. составила 113 661,80 руб.

Результаты проверки оформлены актом выездной проверки от 06.08.2016 № 019V10160000331.

По результатам рассмотрения акта проверки и возражений заявителя Управлением Пенсионного Фонда вынесено решение от 09.09.2016 №019V12160000213 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в соответствии с ч.1 ст.47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 22 732 руб. 36 коп.

Указанным решением заявителю начислена недоимка по страховым взносам в размере 113 661,80 руб. и пени за неуплату страховых взносов в размере 8 235,35 руб.

Несогласие заявителя с решением Управления Пенсионного фонда послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований заявитель указал следующее. ОКВЭД 74.40 «Рекламная деятельность» включает в себя распространение или адресную рассылку именно рекламных материалов, доставку рекламных образцов. В то время, как ИП ФИО1 не анализировал доставляемые им материалы, и не делал с них копии, таким образом нельзя однозначно утверждать, что ИП ФИО1 доставлял именно рекламные материалы. Из анализа книг учета доходов и расходов нельзя однозначно утверждать, что в  них зафиксирован доход (основная часть которого более 70%) именно за услуги по распространению рекламных материалов. В каждом из заключенных договоров указан предмет распространение информационных материалов, оказание курьерских услуг по приему, перевозке, доставке (вручению) отправлений (пакетов, грузов, контейнеров и др., что подтверждается актами выполненных работ. Должностные инструкции руководителя и  менеджеров по доставке датированы еще 2011 и 2012 годами, в то время, когда основным видом экономической деятельности ИП ФИО1 была рекламная деятельность. В штате ИП ФИО1 отсутствует должность юриста, кадрового работника или главного бухгалтера, имеющие право на внесение изменений в должностные инструкции. Доставку отправлений осуществляли третьи лица, находившиеся в договорных отношениях с ИП ФИО1, данные договоры представлены в ПФР. В классификаторе видов деятельности курьерская деятельность находится в разделе «Связь», однако, следует различать понятия «отправления» и «почтовые отправления». Курьерская деятельность почтовой деятельностью не является и ФЗ «О почтовой связи» не регулируется, определение «почтовые отравления» нельзя применять по отношению к курьерской деятельности. Управление Пенсионного фонда ошибочно применяли нормы Федерального закона «О связи» и Федерального закона «О почтовой связи», в частности использовали определения «услуг связи» и «почтовые отправления» по отношению к ИП ФИО1, которым оказывались курьерские услуги. Управление сослалось на судебные акты, которые не имеют никакого отношения к данной ситуации.

Также заявителем указано на процессуальные нарушения, допущенные Управлением Пенсионного фонда при проведении проверки. Номер решения о проведении проверки указанный в акте выездной проверки и в оспариваемом решении не соответствует номеру, указанному в экземпляре решения о проведении выездной проверки, выданному ИП ФИО1 В оспариваемом решении допущена ошибка в установлении сроков применения плательщиком страховых взносов пониженного тарифа страховых взносов. ИП ФИО1 применял пониженный тариф в 2014 году, в период с 01.04.2014 по 31.12.2014. В акте выездной проверки и в оспариваемом решении указано, что пониженный тариф применялся, начиная с полугодия 2014 года до 31.12.2015 включительно. В решении о проведении выездной проверки указано поручить проведение выездной проверки  главному специалисту-эксперту отдела выездных проверок ФИО4, между тем, в справке о проведенной выездной проверке от 07.06.2016 № 019V09160000169 указано, что проверка проведена в соответствии с решением от 21.04.2016 № 019V02160000187 ведущим специалистом-экспертом отдела выездных проверок УПФ РФ (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) УР ФИО5

Возражая против удовлетворения заявленных требований, Управление Пенсионного фонда указало, что оспариваемое решение является законным и обоснованным. Организация имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: нахождение на упрощенной системе налогообложения; наличие основного вида деятельности согласно ОКВЭД 64.12 «Курьерская деятельность»; доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности не менее 70 процентов в общем объеме доходов, определенных в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что деятельность ИП ФИО1 заключается именно в распространении и доставке рекламно-информационных материалов, относящаяся к ОКВЭД 74.40 «Рекламная деятельность», которая не подпадает под применение пониженного тарифа. Деятельность по распространению рекламно-информационных материалов не подпадает под применение пониженных тарифов страховых взносов. Перевозка отправлений не является доставкой почтовой корреспонденции (писем, посылок и т. п.) конкретным адресатам. Ответчик отклонил довод заявителя о процессуальных нарушениях, указав на то, что требования Федерального закона № 212-ФЗ по проведению выездной проверки Управлением соблюдены, доводы заявителя являются формальными и не могут повлечь за собой отмену решения по выездной проверке.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу прямого указания ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта возложена на принявший его орган; согласно положениям ст. 65 Кодекса доказывание иных обстоятельств является обязанностью лиц, которые ссылаются на данные обстоятельства.

Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным Законом от 24 июля 2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в редакции закона, действующего на момент спорных правоотношений (далее Закон №212-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 3 Закона №212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона №212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона №212-ФЗ на него возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Статьей 58 Закона №212-ФЗ установлен порядок применения пониженного тарифа страховых взносов для плательщиков страховых взносов.

Согласно подп. «щ» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона №212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона: для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является транспорт и связь.

Соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со ст.346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке (ч.1.4 ст.58 Закона №212-ФЗ).

Основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР (утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 №894н), в котором плательщики страховых взносов должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.

Таким образом, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которой является курьерская деятельность (код ОКВЭД 64.12), поименованная в подп. «щ» п. 8 ч. 1 ст. 58 вышеуказанного Федерального закона, вправе уплачивать страховые взносы по пониженному тарифу при соблюдении условия о доле доходов по данному виду деятельности.

Согласно данным, указанным в разделе 3 расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за полугодие, 9 месяцев 2014 года и за 2014 год сумма доходов в соответствии со ст. 346.15 НК РФ составила 7 674 709 руб. за 2014 год, 11 446 524 руб. за 2015 год, сумма доходов в целях применения ч.1.4 ст.58 Закона №212-ФЗ составила за 2014 год – 6 148 080,09 руб. или 97,77%, за 2015 год – 10 159 463,94 руб. или 88,8%.

В ходе проверки при анализе книг учета доходов и расходов ИП ФИО1 за 2014 - 2015 гг., договоров, актов выполненных работ, полученных по результатам встречных проверок, управлением установлено, что доход в 2014 году составил 7 674 709 руб., из них в период применения пониженного тарифа 6 288 028 руб., в 2014 году – 11 446 524 руб., который складывается из доходов, полученных обществом от следующих видов деятельности:

1. доходы, полученные за распространение информационных материалов в 2014 году – 6 148 080,09 руб. или 97,77 % от общей суммы доходов, в 2015 году - 10 159 463,94 руб. или 88,8 % от общей суммы доходов;

2. доходы, полученные за рекламу в 2014 году – 136 647,91 руб. или 2,17% от общей суммы доходов;

3. доходы, полученные за прочие услуги в 2014 году – 3 300 руб. или 0,55% от общей суммы доходов, в 2015 году – 277 337,16 руб. или 2,4% от общей суммы доходов;

4. доходы, полученные за печать в 2015 году – 449 041,50 руб. или 3,9 % от общей суммы доходов.

Возможность применения пониженного тарифа, предусмотренного ст.58 Закона №212-ФЗ, является правом страхователя и носит заявительный характер, поэтому обязанность документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.

Доказательств получения 70 % доходов заявителя от вида деятельности по коду ОКВЭД 64.12 предпринимателем не представлено. Соблюдение предпринимателем условий применения пониженного тарифа, установленного ст. 58 Закона №212-ФЗ, материалами дела не доказано.

Согласно введению к «Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» ОК 029-2001, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 №454-ст, объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).

В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и т.п.

Соответственно, главным признаком, позволяющим отнести осуществляемую страхователем деятельность к одному из видов для целей классификации по ОКВЭД, является конечная цель ее осуществления.

Классификация видов деятельности по приему, перевозке, доставке (вручению) отправлений (пакетов, грузов, контейнеров и др.), осуществляемые ненациональной почтой осуществляется в группировке 64.12 «Курьерская деятельность».

Классификация видов деятельности по распространению или адресной рассылке рекламных материалов, доставка рекламных образцов осуществляется в группировке 74.40 «Рекламная деятельность».

Так, согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности группировка видов деятельности по коду 64 включает: почтовую и курьерскую деятельность (64.1), курьерскую деятельность (64.12), которая включает в себя прием, перевозку, доставку (вручение) отправлений (пакетов, грузов, контейнеров и др.), осуществляемые не национальной почтой.

Курьерская деятельность отнесена к услугам «Транспорт и связь» и в своей деятельности регулируется Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» под услугой связи следует понимать деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, представляющую собой единый производственно-технологический комплекс.

На основании ст.2 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» почтовыми отправлениями является адресованная письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры.

Деятельность по распространению рекламно-информационных материалов к курьерской деятельности не относится по определению, в связи, с чем, не подпадает под применение пониженного тарифа страховых взносов.

На основании ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно ОКВЭД 74.40 «Рекламная деятельность» включает в себя распространение или адресную рассылку рекламных материалов, доставку рекламных образцов.

Как следует из материалов дела, в 2013 году и 1 квартале 2014 года основным видом экономической деятельности ИП ФИО1 заявлен ОКВЭД 74.40 «Рекламная деятельность».

07.04.2014 ИП ФИО1 были внесены изменения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, где основным видом деятельности заявлен ОКВЭД 64.12 «Курьерская деятельность».

В связи с чем, начиная с полугодия 2014 года до 31.12.2015 включительно, ИП ФИО1 применялся пониженный тариф страховых взносов в соответствии с ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, как предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которого является «Курьерская деятельность (ОКВЭД 64.12), подпадающая под пониженный тариф.

Право на применение пониженного тарифа в 2014-2015г.г. ИП ФИО1 подтверждено информационным письмом (форма №26.2-7) от 18.01.2011 №643 Межрайонной ИФНС России №8 по Удмуртской Республике, в котором сообщается, что ИП ФИО1 подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 12.01.2011 и предоставленными расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР за 2014, 2015 г.г.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ИП ФИО1 основной вид деятельности ОКВЭД в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности заявлен - 64.12 «Курьерская деятельность». Дополнительные виды деятельности: 74.40 «Рекламная деятельность».

Между тем, из содержания обязательств сторон, согласованных ими в представленных управлением договорах на оказание услуг, следует, что исполнитель принимает на себя обязательства выполнить работы по полиграфической печати, распространению информационных материалов, оказанию курьерских услуг, а также прочих услуг в объемах и на условиях, предусмотренных договором, данные услуги (работы) не относятся к курьерской деятельности ни по предмету, ни по условиям их оказания, ни по достигнутому результату. При этом, в данных договорах предусмотрен только порядок предоставления и распространения рекламно-информационных материалов.

Все договоры на оказание услуг являются однотипными и содержат пункты о распространении рекламно-информационных материалов. В то время, как договоры не содержат пунктов, предусматривающих курьерскую деятельность.

Тот факт, что ряд отдельных работ по своему наименованию, возможно соотнести с курьерской деятельностью, не свидетельствует о том, что видом деятельности общества является именно «Курьерская деятельность». Кроме того, заявителем документально не подтвержден факт получения дохода от указанных работ.

Кроме того, согласно штатному расписанию ИП ФИО1 на 2014-2015 г.г. должности курьера не имеется.

Из анализа должностных инструкций работников ИП ФИО1 установлено, что должностными обязанностями руководителя отдела продаж, менеджеров службы доставки, помощников менеджера, менеджеров отдела продаж, не предусмотрено осуществление ими функций по приему, перевозке, доставке (вручению) отправлений (пакетов, грузов, контейнеров и др.), т.е. функции курьеров. Кроме того, в должностных инструкциях предусмотрена необходимость соблюдения Закона о рекламе и регламента по профилактике нарушений Закона о рекламе работниками.

Таким образом, из материалов дела следует, что деятельность ИП ФИО1 заключается именно в распространении и доставке рекламно-информационных материалов, относящаяся к ОКВЭД 74.40 «Рекламная деятельность», которая не подпадает под применение пониженного тарифа.

Доводы заявителя судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.

Довод о том, что должностные инструкции руководителя и  менеджеров по доставке датированы еще 2011 и 2012 годами, в то время, когда основным видом экономической деятельности ИП ФИО1 была рекламная деятельность, судом не принимается поскольку, согласно п. 1.2 трудовых договоров, заключенных в период 2014-2015 г.г. должностная инструкция является неотъемлемой частью трудовых договоров. т.е. отсутствие изменений в должностных инструкциях сотрудников в период 2014-2015 г.г. подтверждает отсутствие изменений в функциональных и должностных обязанностях работников.

Судом также отклоняется довод заявителя о том, что ему не было известно о содержании отправлений, являются несостоятельным. Предметом договоров на оказание услуг, заключенных ИП ФИО1, является распространение рекламно-информационных материалов, а не курьерская деятельность. Условия договоров также содержат условия, требования, права и обязанности сторон именно по распространению рекламно-информационных материалов.

С учетом изложенного, за отчетный период с 01.04.2014 по 31.12.2014 и 2015 г. ИП ФИО1 для правомерного применения пониженного тарифа страховых взносов не соблюдена совокупность следующих условий, а именно:

- основной вид экономической деятельности ИП ФИО1 в 2014-2015 г.г. не соответствует заявленному коду по ОКВЭД 64.12 «Курьерская деятельность»;

- фактически выполняемая деятельность не входит в перечень, приведенный в п.8 ч.1 ст.58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ и доля доходов от реализации услуг и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности не менее 70 процентов в общем объеме доходов, определенных в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, выводы Управления Пенсионного фонда, содержащиеся в оспариваемом решении, о том, что ИП ФИО1 неправомерно применялся пониженный тариф страховых взносов, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ, являются обоснованными.

Представленными по делу доказательствами факт нарушения и вина заявителя подтверждены. Нарушений процедуры привлечения к ответственности и наличие обстоятельств, исключающих ответственность заявителя за совершенное правонарушение, судом не установлено. Решение в части доначисления страховых взносов, пеней, привлечения к ответственности принято ответчиком законно и обоснованно, соответствует требованиям Закона №212-ФЗ.

Ссылки заявителя на процессуальные нарушения не принимаются.

Выездная проверка проведена уполномоченным должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов, главным специалистом-экспертом отдела выездных проверок ФИО4, результаты выездной проверки отражены в акте выездной проверки от 05.08.2016 №019V10160000331.

Требования Федерального закона № 212-ФЗ по проведению выездной проверки Управлением Пенсионного фонда соблюдены.

Указанные заявителем недостатки и описки, допущенные Управлением Пенсионного фонда, являются не существенными, не ущемляющими права и законные интересы заявителя, не влияющими на законность принятия оспариваемого решения.

Признание с 01.01.2017 Закона №212-ФЗ утратившим силу не свидетельствует о том, что ответственность по выявленным нарушениям отменена. С 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Ответственность за нарушение законодательства установлена Налоговым кодексом Российской Федерации (ст.ст 122, 126 указанного Кодекса).

Однако, суд считает, что при разрешении спора подлежат учету следующие обстоятельства.

В ст. 44 Закона №212-ФЗ, утратившей силу с 01.01.2015 на основании п.24 ст. 5 Федерального закона от 28.06.2014 №188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» (далее - Закон №188-ФЗ), предусматривалась возможность применения смягчающих обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

П. 4 ч.6 ст. 39 Закона №212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2015) предписывал руководителю (заместителю руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе рассмотрения материалов проверки выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного Законом №212-ФЗ.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 №2-П подп. «а» п. 22 и п. 24 ст. 5 Закона №188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом №212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).

При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данный вывод, однако, не означает восстановление действия положений Закона №212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы.

В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом №212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

Исходя из фактических обстоятельств дела, суд пришел к выводу о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность заявителя, к которым относится совершение правонарушения впервые.

На основании изложенного, исходя из конституционного принципа справедливости и соразмерности наказания, суд считает возможным уменьшить размер штрафа. Решение признается судом незаконным в части привлечения к ответственности по ч.1 ст.47 Закона №212-ФЗ в виде штрафа, в размере превышающем 2 273 руб. 24 коп.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя в порядке ст. 201 АПК РФ управление обязано устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.

На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.2014 №2777-О, возмещение судебных расходов на основании части 1 статьи 110 АПК РФ осуществляется только той стороне, в пользу которой вынесен судебный акт, и в соответствии с тем судебным постановлением, которым спор разрешен по существу. Арбитражное процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов при вынесении решения является вывод арбитражного суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.

В п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера.

В данном случае спор рассмотрен по правилам главы 24 АПК РФ. С учетом принятого по делу решения расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

1. Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики от 09.09.2016 №019V12160000213, вынесенное в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 г.Ижевск, в части привлечения к ответственности по ч.1 ст.47 Закона №212-ФЗ в размере, превышающем 2 273 руб. 24 коп.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики устранить нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 г.Ижевск.

2. В удовлетворении остальной части заявления отказать.

3. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики г.Ижевск в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 г.Ижевск 300 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья Л.Ф. Мосина