АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Ижевск Дело № А71-13158/2015
11 января 2016 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Е.Г.Костиной, рассмотрев в судебном заседании без вызова сторон в порядке упрощенного производства дело по иску Министерства труда и миграционной политики Удмуртской Республики, г. Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо: ГКУ УР «Центр занятости населения города Ижевска», г. Ижевск
о взыскании 67 620 руб. денежных средств.
Дело рассмотрено без участия представителей сторон в порядке упрощенного производства на основании ст. ст. 226-229 АПК РФ.
Сущность спора. Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Коммунсервис", г. Воткинск (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "СЕЛАНА", д. Кварса, Воткинский район, Удмуртская Республика (далее - ответчик) о взыскании 66 797 руб. 87 коп. долга.
Определением суда от 17.11.2015 исковое заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.11.2015 суд в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: ГКУ УР «Центр занятости населения города Ижевска», г. Ижевск.
В соответствии с частью 1 статьи 228 АПК РФ исковое заявление и приложенные к нему документы, а также сведения о принятии искового заявления к производству суда и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Сторонам направлены данные, необходимые для идентификации сторон в целях доступа к материалам дела в электронном виде; указанные данные истцом получены, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
Ответчик в установленный судом срок (не позднее 09.12.2015), отзыв на исковое заявление в порядке статьи 131 АПК РФ, не представил; иск не оспорил ни по существу, ни по размеру предъявленных требований, каких-либо заявлений или ходатайств в адрес суда не направил. Копия определения суда от 16.11.2015 о принятии заявления к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства, направленная ответчику по адресу его государственной регистрации согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП), последнему не вручена в связи с «истечением срока хранения», о чем отделение почтовой связи уведомило арбитражный суд. Тем не менее, ответчик в порядке ст. 123 АПК считается надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьями 226-228 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации Положения о порядке предоставления в 2011 году бюджетных средств на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики № 27 от 07.02.2011, на основании заявки ответчика от 24.04.2011, приказов ГКУ УР ЦЗН (правопредшественник истца) № 174ФП-1151 от 23.06.2011, между третьим лицом по делу (Центр занятости) и ответчиком (ИП ФИО1) был заключен договор о предоставлении бюджетных средств на оказание содействия самозанятости № 28-101 от 24.05.2011 (далее - договор), согласно которому центр занятости и гражданин обязуются объединить свои усилия и совместно действовать в целях самозанятости гражданина в избранной им виде деятельности, предусмотренном в бизнес-плане, а центр занятости содействует ему в этом путем предоставления бюджетных средств для организации самозанятости на основании Положения о порядке предоставления в 2011 году бюджетных средств на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики (п. 1.1. договора).
На основании договора и приказов об оказании финансовой помощи при предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан № 174ФП-1151 от 23.06.2011 платежными поручениями № 162 от 14.07.2011, № 499596 от 14.07.2011, № 528458 от 27.07.2011 ответчику была перечислена субсидия в сумме 70 020 руб.
Согласно пунктам 2.1.1., 2.1.2. договора № 14-9/001 от 25.09.2014 ответчик обязался в срок до 20.11.2014 оборудовать (оснастить) рабочие места в количестве трех единиц в соответствии с технико-экономическим обоснованием (бизнес-планом) (ТЭО) (при этом датой оборудования рабочего места считается дата отправки сообщения в Центр занятости («Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)», и сохранять не менее одного года с момента оборудования рабочее место; принимать по направлениям Центра занятости на оборудованные рабочие места 3 инвалида и сохраняет их занятость не менее одного года с даты приема.
В соответствии с пунктом п. 2.1.3. договора гражданин обязуется организовывать и осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с целями, изложенными в бизнес-плане (целевое использование) не менее 18 месяцев с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).
Согласно пункту 3.2. договора в случае невыполнения п. 2.1.3. договора Центр занятости оставляет за собой право взыскать с гражданина финансовую помощь в размере, пропорционально неотработанному периоду, указанному в п. 2.1.3. договора (18 месяцев).
Как указывает истец, в нарушение условий договора ответчик обязательства по договору не исполнил, предпринимательскую деятельность не осуществлял.
Письмами от 14.05.2015 № 48/01-19 и от 30.06.2015 № 65/01-19 истец уведомил ответчика о расторжении договора в одностороннем порядке в соответствии с п. 4.4. договора.
Поскольку ответчик обязательства по договору не исполнил и субсидию не вернул, истец обратился с настоящим иском суд.
Исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных в материалы дела доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь данных доказательств в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Положением о порядке предоставления в 2011 году бюджетных средств на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики № 27 от 07.02.2011 определены порядок и условия порядок и условия предоставления бюджетных средств в 2011 году на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, осуществляемых в соответствии с Ведомственной целевой программой дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, на 2011 год
В соответствии с указанным Положением (п. 2, 3) главным распорядителем бюджетных средств на реализацию мероприятий Программы является Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики. Реализация мероприятий Программы обеспечивается за счет: средств, поступающих из федерального бюджета в бюджет Удмуртской Республики в виде субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1143 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011"; средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных Законом Удмуртской Республики от 24 декабря 2010 года N 62-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" на реализацию Программы.
Бюджетные средства предоставляются Управлением в пределах средств, указанных в настоящем пункте, в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Удмуртской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
Согласно п. 4 Положения Управление в целях реализации мероприятий Программы направляет бюджетные средства: подведомственным Управлению учреждениям (далее - центры занятости населения) для заключения договоров между центрами занятости населения с исполнителями Программы, размещения заказа на оказание услуг, связанных с выполнением мероприятий Программы; муниципальным образованиям в соответствии с распределением средств, утвержденных Программой, для заключения договоров с исполнителями Программы.
В силу п. 5 Положения к исполнителям Программы относятся: 1) юридические лица; 2) индивидуальные предприниматели; 3) признанные в установленном порядке безработными граждане и граждане, ищущие работу, зарегистрированные в органах службы занятости.
В соответствии с п. 16 Положения бюджетные средства предоставляются исполнителю Программы на основании договора, заключаемого между исполнителем Программы и центром занятости населения (далее - договор о предоставлении бюджетных средств), или государственного контракта, заключаемого центром занятости населения в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - государственный контракт).
Пунктом 47 Положения установлено, что в целях реализации настоящего Положения к самозанятости безработных граждан относится организация безработным гражданином собственного дела с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя (крестьянско-фермерского хозяйства) или юридического лица.
Исполнитель Программы обязан вести предпринимательскую деятельность не менее восемнадцати месяцев (п. 49 Положения).
Аналогичные положения содержатся в п. 2.1.3. договора заключенного между ответчиком и третьим лицом.
Согласно пункту 3.2. договора в случае невыполнения п. 2.1.3. договора Центр занятости оставляет за собой право взыскать с гражданина финансовую помощь в размере, пропорционально неотработанному периоду, указанному в п. 2.1.3. договора (18 месяцев).
При этом, исполнители Программы обязаны возвратить предоставленные бюджетные средства в следующих случаях: 1) бюджетные средства использованы на цели, не предусмотренные договором о предоставлении бюджетных средств; 2) бюджетные средства не израсходованы в течение срока действия договора о предоставлении бюджетных средств; 3) в случае неисполнения обязательств, предусмотренных договором о предоставлении бюджетных средств (п. 77 Положения).
В соответствии с п. 78 Положения если исполнитель Программы добровольно не возвратит полученные бюджетные средства в установленные договором о предоставлении бюджетных средств сроки, то бюджетные средства подлежат взысканию службой занятости населения в судебном порядке.
В соответствии со статьями 309, 310, 408 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается и только надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно ст. 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что ответчик в нарушение условий договора и Положения о порядке предоставления в 2011 году бюджетных средств на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики № 27 от 07.02.2011, принятые на себя обязательства не исполнил.
Доказательства обратного ответчиком в материалы дела не представлены (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств истец в соответствии с пунктами 4.4. договора расторг договор в одностороннем порядке, уведомив об этом ответчика, что подтверждается материалами дела.
Размер бюджетных средств согласно представленных доказательств, подлежащих возврату в соответствии с пунктом 3.3. договора и п. 77 Положения пропорционально неотработанному периоду, указанному в п. 2.1.3. договора, что составляет 67 620 руб.
Учитывая изложенные обстоятельства, требования истца признаны судом законными, обоснованными и подтвержденными надлежащими доказательствами, в связи с чем, подлежащими удовлетворению в заявленной сумме 67 620 руб.
С учетом принятого по делу решения и на основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по государственной пошлине относятся на ответчика. Принимая во внимание, что истец от уплаты государственной пошлины освобожден, соответствующая сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 101, 106, 110, 112, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ :
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>):
в пользу Министерства труда и миграционной политики Удмуртской Республики, г. Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>) 8 820 руб. долга;
в доход федерального бюджета 58 800 руб. долга; 2 704 руб. 80 коп. государственной пошлины.
Решение по делу подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.