ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-13196/14 от 19.01.2015 АС Удмуртской Республики


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск                                                                       Дело № А71-13196/2014

26 января 2015г.                                                                                             

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2015г.

Полный текст решения изготовлен 26 января 2015г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С. Коковихиной при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.И.Сидоровой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Городская клиническая больница №6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» г. Ижевск к Министерству торговли и  бытовых услуг Удмуртской Республики г.Ижевск

о признании незаконным отказа в согласовании заключения контракта

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя:       ФИО1 по доверенности 20.11.2014, ФИО2 по доверенности от 05.11.2014,

от ответчика:      ФИО3 по доверенности от 03.12.2014,

УСТАНОВИЛ:

Бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики «Городская клиническая больница №6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» г. Ижевск (далее по тексту - БУЗ УР «ГКБ №6 МЗ УР», заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным отказа Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики (далее- Министерство)  от 14.10.2014 № 10-05/2427 в согласовании закупки расходных материалов (нагрудники стоматологические) по результатам несостоявшегося электронного аукциона №41/44-14 (извещение № 03133001135414000109).

         В обоснование заявленных требований БУЗ УР «ГКБ №6 МЗ УР»  указало, что 01.10.2014 направило в Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики письмо с просьбой согласовать заключение контракта на осуществление закупки расходных материалов (нагрудники стоматологические) с ООО «Успех» на условиях, предусмотренных документацией о закупке, с ценой контракта 16 000,00 (Шестнадцать тысяч) рублей 00 копеек, предложенной ООО «Успех» - участником закупки. Министерство письмом от 14.10.2014 № 10-05/2427 отказало заявителю в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

15.09.2014 в 09 час.14 мин. (по местному времени) на официальном сайте в сети Интернет было опубликовано извещение № 0313300135414000109 о проведении аукциона.

В извещении и в аукционной документации БУЗ УР «ГКБ №6 МЗ УР» было установлено, что срок подачи заявок начинается с 10 ч. 00 мин. 15 сентября 2014г. и заканчивается в 10 ч.00 мин. 22 сентября 2014г.

Указанный срок приема заявок не противоречит ст. ст.190-194 Гражданского кодекса РФ и не является нарушением ст. 63 Федерального закона № 44-ФЗ.

Порядок  согласования по результатам рассмотрения обращения, утвержденный приказом МЭР РФ от 13.09.2013 №537 содержит исчерпывающий перечень действий, которые может осуществлять Вынесение отказа по основаниям, указанным Ответчиком в ответе от 14.10.2014 не предусмотрено.

Отдел по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд УР Министерства торговли и бытовых услуг УР не имел право проводить согласование закупок для нужд бюджетных учреждений.

         Кроме того, Минторг в нарушение Правил согласования направил материалы в УФАС по УР, что не предусмотрено в Постановлении Правительства УР от 09.04.2012г. №152 «О Министерстве торговли и бытовых услуг УР».

Возражая  против удовлетворения требований заявителя, Министерство указало, что заявителем ненадлежащим образом проанализировано содержание ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ. Указание в данной норме на то, что семь дней должны предшествовать дню срока подачи заявок, свидетельствует о том, что день окончания подачи заявок в этот семидневный срок не включается.

Начало течения срока приема заявок на участие в аукционе начинается с начала рабочего дня заявителя, а не с 10 час. 00 мин., т.е. началом истечения указанного срока является начало рабочего дня 16.09.2014.

Срок размещения извещения о проведении аукциона до даты окончания срока подачи   заявок на участие в аукционе (22.09.2014)    в данном случае составил шесть дней (16.09.2014, 17.09.2014, 18.09.2014, 19.09.2014, 20.09.2014, 21.09.2014).

Сокращение срока размещения извещения о проведении аукциона является нарушением требования к длительности срока размещения извещения о проведении аукциона, установленного ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ.

На основании ч. 4 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-Ф Министерство  14.10.2014 направило  в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской   Республике      о   выявленном административном правонарушении.

По результатам проведения внеплановой камеральной (документарной) проверки Управлением ФАС по Удмуртской Республике 14.11.2014 по делу №АШ 07-08/2014-360 составлен акт, в соответствии с которым  в действиях Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Городская клиническая больница №6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики»  выявлено нарушение  ч.2 ст.63 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ. Управлением ФАС по Удмуртской Республике в адрес заявителя выдано предписание об устранении нарушения путем продления срока   подачи заявок на участие в аукционе. Данное предписание заявителем исполнено.

Из представленных по делу доказательств следует, что 15.09.2014 БУЗ УР «ГКБ №6 МЗ УР» разместило  на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ruизвещение о проведении электронного аукциона №41/44-14 на осуществление закупки расходных материалов (нагрудники стоматологические). Начальная (максимальная) цена контракта – 16000 (шестнадцать тысяч) руб. 00 коп. Дата и время начала подачи котировочных заявок: 15.09.2014 10:00. Дата и время окончания подачи котировочных заявок: 22.09.2014 10:00.

         Протоколом заседания аукционной комиссии по рассмотрению единственной заявки на участие в электронном аукционе  установлено, что к моменту окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана 1 (одна) заявка, которая признана комиссией соответствующей требованиям Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Документации об электронном аукционе.

         01.10.2014 БУЗ УР «ГКБ №6 МЗ УР» направило в Министерство торговли и бытовых услуг  УР письмо №01-117/4860 о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

         Министерство торговли и бытовых услуг УР письмом от 14.10.2014 №10-05/2427  отказало БУЗ УР «ГКБ №6 МЗ УР» в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком в связи с выявленными нарушениямич.2 ст.63 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Закон №44-ФЗ), выразившихся в том, что извещение о проведении электронного аукциона размещается в единой информационной системе не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.  15.09.2014  БУЗ «ГКБ №6 МЗ УР»  на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание  размещена информация о проведении аукциона в электронной форме. Начало срока приема заявок начинается с 16 сентября. Последним днем приема заявок должно быть 23 сентября.

         Кроме того, Министерство проинформировало заявителя о том, что его письменное обращение направляется в Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике.

Несогласие заявителя с отказом  Министерства в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.     

Согласно ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Частями 1, 2  ст.63 Закона №44-ФЗ  предусмотрено, что извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.  В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса РФ (далее- ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В силу ст. 194 ГК РФ  если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

Согласно п.25 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае признания несостоявшимися  электронного аукциона.

Согласование заключения контракта в указанных случаях проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;

В силу ч.4 ст.99 Закона №44-ФЗ  контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.

Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 №537 (далее- Порядок).

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что для получения согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 - 3.1 статьи 71, частью 18 статьи 83 Федерального закона №44-ФЗ  заказчик направляет в соответствии с требованиями настоящего Порядка письменное обращение, подписанное уполномоченным должностным лицом заказчика в целях обеспечения нужд субъекта Российской Федерации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.

В соответствии с п.12 Порядка  по результатам рассмотрения обращения контрольный орган принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Решение оформляется письмом, которое направляется заказчику в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления обращения.

Согласно п.15 Порядка контрольный орган отказывает в согласовании проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона либо заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях:

1) если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:

неправильный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

установление в документации о закупках требований к участникам закупки, которые не предусмотрены законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

установление в документации о закупках требований к поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки;

2) отсутствия обоснований, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, при обращении о согласовании применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) выявления факта необоснованного ограничения заявителем круга участников предполагаемых закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо проведенных закупок в случае обращения о заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно п.1 Положения о Министерстве торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, утвержденном постановлением  Правительства Удмуртской Республики  от 09.04.2012 № 152,   Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики  является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Подпунктом 01.6.5 п.9 раздела IIIПоложения предусмотрено, что  Министерство несет ответственность за осуществление функций по  контролю в сфере закупок для обеспечения нужд Удмуртской Республики и муниципальных нужд муниципальных образований в Удмуртской Республике.

         Как установлено судом по материалам дела, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано заявителем на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru15.09.2014.  Датой и временем  окончания подачи котировочных заявок на участие в электронном аукционе определен день 22.09.2014 в 10 час. 00 мин.

Поскольку началом срока является день размещения извещения о проведении электронного аукциона – 15.09.2014, исчисление семидневного срока в силу указанных выше норм начинается на следующий день – 16.09.2014, поэтому днем окончания срока подачи заявки является 23.09.2014.

БУЗ УР «ГКБ №6 МЗ УР»,  установив срок окончания подачи заявки 10-00 часов 22.09.2014,  нарушило право потенциальных участников размещения заказа на подачу заявки на участие в электронном  аукционе в за 7 полных дней до даты окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, определив для них фактически 6 дней для подачи такой заявки, что является нарушением  требований ч.2 ст.63 Закона №44-ФЗ.

         Доводы заявителя о порядке исчисления 7-дневного срока, указанные в заявлении и письменных пояснениях, судом отклоняются, как основанные на ошибочном толковании закона.

Из анализа содержания п.15 Порядка следует, что перечень случаев отказа в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком,  не является исчерпывающим, и отказ в согласовании может быть обоснован иными, помимо перечисленных, нарушениями законодательства о контрактной системе.

Поскольку материалами дела подтверждается нарушение БУЗ УР «ГКБ №6 МЗ УР» ч.2 ст.63 Закона №44-ФЗ при проведении открытого аукциона в электронной форме №0313300135414000109, у Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики  имелись основания для отказа заявителю в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

На основании вышеизложенного, оценив представленные доказательства  в их совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что оспариваемые действия Министерства являются законными и обоснованными, в удовлетворении требований заявителя надлежит отказать.

Согласно ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом принятого решения, расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

1. В удовлетворении требований Бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Городская клиническая больница №6 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» г. Ижевск о признании недействительным отказа Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики от 14.10.2014 № 10-05/2427 в согласовании закупки расходных материалов (нагрудники стоматологические) по результатам несостоявшегося электронного аукциона №41/44-14, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд  г. Пермь в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                              Т.С.Коковихина