ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-13327/08 от 20.03.2009 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул.Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г.Ижевск Дело № А71-13327/2008

27 марта 2009 года Г33

Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2009 года. Полный текст решения изготовлен 27 марта 2009 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи С.Ю. Бакулева, протокол судебного заседания вёл судья С.Ю. Бакулев, рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению

  Министерства финансов Удмуртской Республики, г.Ижевск

к Фонду Правительства Удмуртской Республики по развитию жилищного строительства, г.Ижевск

о взыскании 12875806 руб. 83 коп. долга, процентов и пени

при участии представителей:

истца: ФИО1 – заместитель начальника юридического отдела (доверенность № 61 от 15.07.08.)

ответчика: ФИО2 – представитель (доверенность от 16.02.09., паспорт <...> от 25.11.02.)

ФИО3 – представитель (доверенность от 16.02.09., паспорт <...> от 03.08.05.)

ФИО4 – исполнительный директор (паспорт <...> от 25.09.06., приказ № 10/1 от 25.03.05.)

у с т а н о в и л:

Иск заявлен в суд о взыскании 12875806 руб. 83 коп. долга, процентов и пени, образовавшихся по соглашению № 187 от 29.12.2000г.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в иске и ст.ст. 309 ГК РФ и ст. 93.2. Бюджетного кодекса РФ.

Представители ответчика возразили против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск исх. № 3 от 18.02.09. и дополнениях к отзыву на иск исх. № 25 от 10.03.09., а именно: факт передачи денег или иного имущества для реальных договоров, каким является соглашение № 187, является условием его заключения. В случае, когда кредит фактически заемщиком не получен, обязанности возвратить кредит у заемщика не возникает. Несостоявшаяся сделка не может повлечь за собой какие-либо гражданско-правовые последствия. Облигации жилищного займа, являющиеся предметом Соглашения № 187, фонду реально не передавались, при таких обстоятельствах у Министерства финансов УР не имеется законных
 оснований в удовлетворении иска, поскольку в действительности имела место
 несостоявшаяся сделка.

Как следует из материалов дела, во исполнение пункта 3 постановления Правительства УР № 1273 от 18.12.2000г. «О заключении договора с Фондом Правительства УР по развитию жилищного строительства» и в целях реализации постановления Правительства УР от 20.11.1995г. № 323 «О государственном облигационном жилищном займе Удмуртской Республики 1995 года», Министерство финансов УР (истец) заключило с ответчиком соглашение № 187 от 29.12.2000 года о выделении кредита.

Согласно пунктам 1.1., 2.3. соглашения истец предоставил, а фонд получил кредит на сумму 8109000 руб. облигациями жилищного займа Правительства УР с уплатой процентов под 1/10 ставку рефинансирования Центрального банка РФ со сроком возврата 31 декабря 2005 года.

В соответствии с пунктом 2.1. кредитного договора истец по акту приема-передачи от 29.12.2000 года передало ответчику облигации жилищного займа Правительства УР на общую сумму 8109000 рублей.

Согласно п. 1 дополнительного соглашения от 25.12.01г.: погашение кредита осуществляется ответчиком до 31.12.2005 года путем предоставления бюджетополучателям жилых помещений (квартир). При отсутствии жилых помещений ответчик погашает задолженность любыми активами по выбору Министерства, числящимися на балансе ответчика.

В нарушении принятых на себя обязательств ответчик в установленный срок сумму кредита не вернул.

Неоднократно в адрес ответчика были направлены претензия с требованием погасить сумму кредита. Ответчик на претензии не ответил, сумму долга не погасил.

Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с иском о принудительном взыскании 8109000 руб. 00 коп. долга.

Кроме того, истец просит взыскать с ответчика проценты за пользование кредитом на основании п. 2.3. кредитного договора, что составляет 997549 руб. 98 коп., исходя из 1/10 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, из расчета за каждый календарный день пользования займом., начисленных с 31.12.04. по 25.11.08.

На основании п. 2.6. договора и ст. 330 ГК РФ истец просит взыскать с ответчика пени за просрочку уплаты кредита в размере 3034252 руб. 66 коп., за период с 31.12.06. по 01.11.08., исходя из 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки.

На основании п. 2.7. договора и ст. 330 ГК РФ истец просит взыскать с ответчика пени за просрочку уплаты процентов в размере 735004 руб. 19 коп., за период с 31.12.04. по 01.11.08., исходя из 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки.

Таким образом, общая сумма иска, составила 12875806 руб. 83 коп.

Ответчик исковые требования оспорил по указанным выше основаниям.

Суд, изучив и оценив материалы дела, выслушав представителей сторон, считает исковые требования неподлежащими удовлетворению на основании следующего.

Согласно статье 807 ГК РФ, по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

По правовой природе договор займа является реальным договором, для заключения реального договора в соответствии с п. 2 ст. 433 ГК РФ необходима передача имущества. Без передачи имущества реальный договор не может считаться состоявшимся и порождающим какие-либо правовые последствия. Следовательно, реальный договор связывает стороны лишь после передачи соответствующего имущества.

Порядок выпуска, размещения и обращения облигаций жилищного займа Удмуртской Республики регулируется Положением о порядке, размещения, обращения и погашения облигаций жилищного займа Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.11.1995г. № 323, Проспектом эмиссии облигационного жилищного займа Удмуртской Республики (государственный регистрационный номер МФ 13-3-00078 от 22.12.1995г.), утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.11.1995г. № 324. Срок обращения облигаций составляет пять лет, дата выпуска жилищных облигаций - 10 декабря 1995 года; дата окончания процесса размещения облигаций - 10 декабря 1997 года; дата окончания обращения облигаций жилищного займа - 10 декабря 2000  года (пункт 1.6. Положения, п.19 «ж», п. 20 «в», «д», «е» Проспекта эмиссии) (л.д. 62-73).

Постановлением Правительства Удмуртской Республики № 350 от 3 апреля 2000 года «О погашении облигаций жилищного займа Удмуртской Республики в 2000 году» утвержден «Порядок принятия облигаций жилищного займа Удмуртской Республики по платежам в республиканский бюджет Удмуртской Республики» (далее - порядок).

В соответствии с указанным Порядком облигации жилищного займа Удмуртской Республики принимаются к погашению  путем проведения расчетов по сумме платежей задолженности в республиканский бюджет Удмуртской Республики. Облигации жилищного займа считаются погашенными с момента подписания акта передачи между Министерством финансов УР и налогоплательщиком (п.5 Порядка).

Согласно пункту 9 Порядка после погашения облигаций жилищного займа Удмуртской Республики путем проведения расчетов с республиканским бюджетом Удмуртской Республики, производится их физическое уничтожение.

В соответствии с положениями ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

На основании ст. 68, 71 АПК РФ доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, должны быть достоверными, отвечать принципам относимости и допустимости. При этом обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Согласно пункту 2.1. соглашения № 187 министерство передает фонду облигации жилищного займа Правительства Удмуртской Республики по акту приема-передачи. Датой предоставления кредитных средств является дата подписания акта приема-передачи облигаций между Министерством и Фондом. Облигации передаются на хранение в кредитную организацию до полного погашения фондом кредита. При этом заключается договор между Министерством, Фондом и кредитной организацией, который является неотъемлемой частью соглашения. Оплата за хранение облигаций осуществляется за счет средств Фонда.

Акт приема-передачи облигаций жилищного займа Удмуртской Республики был подписан 29 декабря 2000 года, т.е. после даты (10 декабря 2000 года) завершения обращения облигаций жилищного займа.

Облигации жилищного займа являющиеся предметом соглашения, фактически переданы ответчику погашенными, что подтверждается актом инвентаризации облигаций жилищного займа по состоянию на 03.04.2002г., составленным комиссией ответчика при  участии контролера-ревизора КРУ МФ РФ в УР ФИО5 (л.д. 51-61), письменной информацией исполнительному органу Фонду Правительства УР по развитию жилищного строительства по результатам аудита за первое полугодие 2008 года и актами передачи облигаций жилищного займа Удмуртской Республики, составленными между Министерством Финансов Удмуртской Республики и сторонними организациями в период с 09.03.2000г. по 29.12.2000г. (л.д. 91-93). Указанные документы подтверждают тот факт, что «фактически облигации, имевшие истекший срок обращения, были переданы Министерством финансов УР на хранение в кредитную организацию. Передача облигаций Фонду не была произведена».

Таким образом, Министерство финансов Удмуртской Республики, приняв облигации жилищного займа Удмуртской Республики в счет погашения задолженности предприятий и организаций по платежам в республиканский бюджет в 2000 году, произвело погашение (выкуп) принятых облигаций. Погашенные облигации подлежат физическому уничтожению (п. 9. Порядка) и поэтому не могли и не могут являться объектом гражданско-правовых сделок.

С учетом данных обстоятельств истец не имел юридического права предоставлять кредит погашенными облигациями, что противоречит Порядку принятия облигаций жилищного займа Удмуртской Республики по платежам в республиканский бюджет Удмуртской Республики, утвержденному Постановлением Правительства Удмуртской Республики № 350от 03.04.2000г.

На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

С учётом принятого по делу решения расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца, в порядке ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении исковых требований отказать.

2. Взыскать с Министерства финансов Удмуртской Республики, г.Ижевск в доход федерального бюджета 75879 руб. 03 коп. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его приня­тия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Феде­рального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru

Судья С.Ю. Бакулев