АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело № А71-13352/2010
А5
21 февраля 2011г.
Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2011г.
Решение изготовлено в полном объеме 21 февраля 2011г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи В.Н. Симонова при ведении протокола секретарем судебного заседания С.М. Саляховой
рассмотрев в открытом заседании дело по заявлению
Прокурора Удмуртской Республики, г. Ижевск
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, г. Ижевск
при участии третьих лиц:
1. Открытое акционерное общество «Удмуртская птицефабрика», г. Глазов
2. Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, г. Самара
о признании незаконным п.п.16 п.2.3 решения №82-с от 01.09.2010г.
с участием
заявителя: ФИО1- по доверенности от 16.02.11г
заинтересованного лица: ФИО2 – по доверенности от 20.04.10г.
третьих лиц: 1. не явился
2. не явился
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики
Прокурор Удмуртской Республики обратился с заявлением в арбитражный суд к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о признании незаконным п.п.16 п.2.3 решения №82-с от 01.09.2010г. о предоставлении водного объекта в пользование ОАО «Удмуртская птицефабрика».
Заинтересованное лицо требования прокурора признало законными и обоснованными, указав при этом в отзыве на то, что оспариваемое решение в новой редакции направлено на регистрацию в Отдел водных ресурсов Камского БВУ. На что письмом от 23.12.10г получен отказ в регистрации указанного Решения (т. 2, л.д. 106-107).
Третье лицо ОАО «Удмуртская птицефабрика» отзыв на заявление прокурора не представило.
Третье лицо Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству требование заявителя поддерживает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд
установил:
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее – Минприроды УР) принято решение о предоставлении открытому акционерному обществу «Удмуртская птицефабрика» водного объекта в пользование от 01 сентября 2010 года № 82-с, которое зарегистрировано в государственном водном реестре 06.09.2010 за № 18-10.01.03.001-Р-РСБХ-С-2010-00148.
На основании указанного решения Минприроды УР предоставило ОАО «Удмуртская птицефабрика» в пользование водный объект - реку Малая Сыга с правого берега на расстоянии 3,0 км от устья водотока, на территории МО «город Глазов» Удмуртской Республики для сброса дренажных, хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод сроком до 16 февраля 2014 года.
Подпунктом 16 пункта 2.3 решения № 82-с установлены следующие условия использования ОАО «Удмуртская птицефабрика» предоставленного водного объекта, а именно:
- проводить систематический контроль за качеством сбрасываемых сточных вод с определением специализированной лабораторией острой и хронической токсичности по методу биотестирования, а также гидрохимических показателей;
- определить ущерб, наносимый водным биологическим ресурсам реки Малая Сыга в результате сброса сточных вод и обеспечить в полном объеме возмещение не предотвращаемого ущерба;
- разработать программу производственного экологического контроля состояния водных биологических ресурсов и среды их обитания в зоне влияния сброса сточных вод и обеспечить в срок до 1 ноября ежегодное предоставление отчета в Средневолжское территориальное управление Росрыболовства;
-проводить гидробиологическое исследование р.Малая Сыга с целью определения влияния сбрасываемых сточных вод на водные биоресурсы и среду их обитания, с привлечением специализированных организаций.
В Минприроды УР поступило письмо Управления Росрыболовства № 4/3407 от 23.08.2010 о согласовании условий использования водного объекта с целью сброса сточных вод ОАО «Удмурсткая птицефабрика» в реку Малая Сыга, в котором указаны условия использования водного объекта, включенные в последующем Минприроды УР в подпункт 16 пункта 2.3 решения № 82-с.
Оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд полагает требование заявителя подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
Право прокурора обратиться в арбитражный суд с указанными заявлениями предусмотрено ст. 52, часть 2 ст. 198 АПК РФ.
В соответствии с ч.3 ст.11 Водного кодекса РФ, п. 20 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства РФ 30.12.2006 № 844, уполномоченныйорган исполнительной власти субъекта – Минприроды УР обеспечивает согласование условий водопользования с заинтересованными исполнительными органами государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Согласно требованиям пунктов 2, 8.1.15 Положения о Средневолжском территориальном управлении Росрыболовства, утвержденного приказом Росрыболовства (далее – Управление Росрыболовства) № 461 от 24.12.2008, Управление создано для осуществления функций по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
В соответствии с п. 5.5.14 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного постановлением Правительства РФ № 444 от 11.06.2008., п. 8.1.13 Положения о Средневолжском территориальном управлении Росрыболовства, утвержденного приказом Росрыболовства № 461 от 24.12.2008, установлено, что Управление согласовывает размещение хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
Порядок предоставления водных объектов в пользование с целью сброса сточных вод определен Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства РФ № 844 от 30.12.2006.
Как установлено прокурорской проверкой и следует из материалов дела, Минприроды УР установило ОАО «Удмуртская птицефабрика» условия водопользования, не соответствующие действующему законодательству.
Подпункт 16 пункта 2.3 решения № 82-с об определении ущерба, наносимого водным биологическим ресурсам р.Малая Сыга в результате сброса сточных вод, и обеспечении в полном объеме возмещения не предотвращаемого ущерба противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Ст. 69 Водного кодекса РФ, ст. 53 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что лица, причинившие вред водным объектам и водным биологическим ресурсам обязаны данный вред возместить. Размер ущерба, порядок его определения, методика исчисления размера вреда, утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 625 определен порядок
установления размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам.
В соответствии с п.1 указанного Постановления Правительства РФ размер ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам, определяется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Следовательно, обязанность определить ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, возложена законодательством на государственный орган, уполномоченный осуществлять контроль за охраной водных биологических ресурсов, а не на водопользователя.
Незаконным является условие о разработке программы производственного экологического контроля состояния водных биологических ресурсов и среды их обитания, и представлении в Управление Росрыболовства отчета о выполнении данной программы (подпункт 16 пункта 2.3 решения № 82-с) по следующим основаниям.
Статьей 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды предприятиями осуществляется производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).
Частью 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)", органами, уполномоченными на осуществление государственного экологического контроля, являются Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, ее территориальные органы, и органы исполнительной власти субъекта РФ.
Управление Росрыболовства не является органом, уполномоченным на осуществление государственного экологического контроля. Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 N 53 не регулирует отношения по проведению государственного контроля в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Кроме того, действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность юридических лиц разрабатывать Программу производственного экологического контроля состояния ВБР и среды их обитания в зоне влияния сброса сточных вод, а также предоставлять в органы государственного контроля в области рыболовства, в частности в Управление Росрыболовства, ежегодный отчет о выполнении данной программы в срок до 1 ноября.
Также, противоречат действующему законодательству, содержащиеся в подпункте 16 пункта 2.3 решения № 82-с условия о выполнении ОАО «Удмуртская птицефабрика» требований Управления Росрыболовства о проведении систематического контроля за качеством сбрасываемых сточных вод с определением специализированной лабораторией острой и хронической токсичности по методу биотестирования, а также гидрохимических показателей, и гидробиологических исследований р.Малая Сыга с целью определения влияния сбрасываемых сточных вод на водные биоресурсы и среду их обитания, с привлечением специализированных организаций.
В соответствии со ст.35 и ч.1 ст.60 Водного кодекса РФ при эксплуатации предприятий должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 определен Порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.
Во исполнение указанных требований закона ОАО «Удмуртская птицефабрика» разработаны проект и нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ в р. Малая Сыга, которые 16.02.2009 утверждены Камским бассейновым водным управлением, согласованы Управлением Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, Западно-Уральским управлением Ростехнадзора, Удмуртским республиканским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Указанные проект и нормативы разработаны водопользователем в соответствии с требованиями Методических указаний по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Федерального агентства по рыболовству от 04.08.2009 N 695, Методических указаний
по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты, утвержденных приказом МПР РФ от 12.12.2007 N 328, и содержат такие параметры, как острая и хроническая токсичность воды, которая определена по методу биотестирования и результаты гидробиологических исследований.
В разработанных ОАО «Удмуртская птицефабрика» нормативах допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект определены сроки и периодичность мероприятий по контролю за качеством сбрасываемых сточных вод и графики проведения лабораторных исследований, выполнение которых предприятием в силу ст. ст. 35 и 60 Водного кодекса РФ обязательно.
Указанные документы не содержат обязанности водопользователя при осуществлении производственного контроля при сбросе сточных вод определять острую и хроническую токсичность по методу биотестирования, а также проводить гидрохимические и гидробиологические исследования р.Малая Сыга с целью определения влияния сбрасываемых сточных вод на водные биоресурсы и среду их обитания.
Установленные Минприродой УР незаконные условия водопользования препятствуют нормальному осуществлению ОАО «Удмуртская птицефабрика» предпринимательской деятельности, влекут нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р ЕШ И Л:
1. Заявление Прокурора Удмуртской Республики удовлетворить полностью. Признать недействительным п.п.16 п.2.3 решения №82-с от 01.09.2010г. Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики о предоставлении водного объекта в пользование ОАО «Удмуртская птицефабрика».
2.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу,через Арбитражный суд Удмуртской Республики при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья В.Н. Симонов