ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-13526/17 от 25.12.2017 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск                                                                              Дело№А71-13526/2017

09 января 2018 года   

Резолютивная часть решения объявлена 25 декабря 2017 года

Полный текст решения изготовлен 09 января 2018г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.М.Долговой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества «Т Плюс» в лице филиала «Удмуртский» г.Ижевск к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике г.Ижевск о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 26.07.2017 №647,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: не явились, надлежащим образом уведомлены;

от ответчика: ФИО1 по доверенности от 15.03.2017,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Т Плюс» в лице филиала «Удмуртский» (далее ПАО «Т Плюс», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее Управление Роспотребнадзора по УР,  управление, административный орган, ответчик) по делу об административном правонарушении от 26.07.2017 №647 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст.14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде предупреждения.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания. Дело на основании ст.156 АПК РФ рассмотрено в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте http://www.udmurtiya.arbitr.ru Арбитражного суда Удмуртской Республики (ст. ст. 123, 156  АПК РФ), неявка которого не является препятствием для рассмотрения дела.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление  (л.д.32-34).

Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение ответчика, арбитражный суд установил.

15 мая 2017 года в управление поступили обращения жителей многоквартирных домов по адресам: <...>, лицевой счет <***>; ул. 9 Января, 245-56, лицевой счет <***>; ул. 9 Января, 235-129, лицевой счет <***>; ул. Тимирязева, 13-157, лицевой счет <***>, по вопросам не предоставления информации потребителям в платежных документах за февраль, март 2017 года   о номере банковского счета и банковских реквизитах исполнителя, номерах контактных телефонов, номерах факсов и адресе электронной почты, адресе сайта исполнителя в сети Интер­нет (п.п. «б»); о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса тепловой энергии на отопление, суммарного объема коммунальной услуги по отоплению, предоставлен­ного во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах (п.п. «е»).

Предоставление коммунальной услуги «отопление» в многоквартирные дома по указанным адресам осуществляет ПАО «Т Плюс», которое является исполнителем коммунальных услуг.

По мнению административного органа, указанные обстоятельства указывают на нарушение  ПАО «Т Плюс» положений п.п. «б», «е» п. 69 «Правил предос­тавления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354,  следовательно, свидетельствуют о наличии события  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.5 КоАП РФ.

19.05.2017 Управление Роспотребнадзора по УР  в адрес  ПАО «Т Плюс» направило уведомление о составлении протокола по делу об административном правонарушении на 27.06.2017 (л.д.64-65).

Административным органом 27.06.2017 в отношении ПАО «Т Плюс» в отсутствие представителя ПАО «Т Плюс», уведомленного надлежащим образом,  составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.5 КоАП РФ (л.д.58-61).

Управлением Роспотребнадзора по УР 29.06.2017 в адрес общества было направлено определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с которым ПАО «Т Плюс» предлагалось явиться на рассмотрение материалов административного дела 26.07.2017 в 14 час.30 мин (л.д. 62).

26.07.2017 управлением в отсутствие заявителя вынесено постановление по делу об административном правонарушении №647, согласно которому ПАО «Т Плюс» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.5 КоАП РФ, и заявителю назначено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

В обоснования заявленных требований общество указало на то, что потребителям, проживающим в многоквартирных домах, расположенных по адресам <...> платежные документы выставлялись от имени агента Удмуртского филиала ОАО «Энергосбыт Плюс». Между ПАО «Т Плюс» и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» заключен агентский договор № R099-FA052/01-020/0001-2016 от 30.05.2016. В свою очередь ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» заключило субагентский договор № 37 от 27.01.2017  с ООО РИЦ «ЖРП 8», на основании которого субагент производит начисления и выставляет платежные документы за горячее водоснабжение и отопление (в т.ч. в рассматриваемый в рамках дела период январь 2017). Начиная с января 2017 года, субагент выставил в адрес указанных потребителей единый платежный документ от лица двух исполнителей коммунальных услуг: по отоплению - ПАО «Т Плюс», по горячему водоснабжению (ГВС) - ООО «Удмуртские коммунальные системы». Во исполнение пп. «б» п. 69 Правил 354 наименование исполнителей в данном платежном документе указаны. Остальные необходимые сведения, перечисленные в данном пункте (номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения) и т.д., указаны только в отношении агента. Это было сделано в интересах самих потребителей, чтобы не вводить их в заблуждение перечислением нескольких реквизитов, адресов, счетов и телефонов, тем самым ставя под сомнение, на какой из них перечислять денежные средства за потребленные коммунальные услуги. Документ, выставляемый потребителям, называется «платежным», именно поэтому там указаны только те реквизиты, по которым следует осуществлять платежи. Кроме того, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» уполномочен агентским договором отвечать на запросы потребителей, адресованные в ПАО «Т Плюс», именно поэтому в платежных документах для удобства потребителей в получении оперативного ответа на запрос указаны контактные данные агента. У ПАО «Т Плюс» отсутствует обязанность по указанию в платежном документе
сведений, предусмотренных подпунктом «е» пункта 69 Правил № 354, поскольку обязанность по предоставлению в платежном документе показаний общедомового (коллективного) прибора учета, суммарного объема коммунальной услуги, предоставленной во всех жилых и нежилых помещениях дома, по показаниям коллективных приборов учета предусмотрена подпунктом «е» пункта 69 Правил № 354. При этом при системном толковании пункта 69 Правил № 354 подпункт «е» является логическим продолжением подпункта «д». А именно - подпунктом «д» предусматривается предоставление потребителю сведений об объеме потребленных им коммунальных услуг на общедомовые нужды (далее - ОДН) и размере платы за них, подпунктом «е» в свою очередь регламентировано предоставление информации для возможности контролировать правильность определения объема коммунальных услуг на ОДН и начисленной в соответствии с ним платы. Подпунктом «е» пункта 69 Правил №354 установлено предоставление потребителю сведений, связанных с коммунальной услугой, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме. При этом в соответствии со статьей 154 ЖК РФ коммунальная услуга, потребленная при содержании общего имущества в многоквартирном доме включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, отопление не входит в состав коммунальной услуги, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме (до 01.01.2017 - услуга, предоставленная на общедомовые нужды) и, следовательно, предоставление сведений в платежном документе об оплате услуг, потребленных при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в отношении услуги по отоплению не требуется. Таким образом, услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме, регулируются не Правилами № 354, а Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». Таким образом, только в этих двух случаях предоставление сведений, которые должны содержаться в платежном документе об оплате услуг, потребленных при содержании общего имущества в многоквартирном доме, выставляемом в адрес потребителей, регламентируются пунктом 69 Правил № 354. В случае, если в доме выбран способ управления управляющей организацией, - обязанность предоставления сведений по услугам, потребленным при содержании общего имущества в многоквартирном доме лежит на ней. Многоквартирными домами, в которых проживают заявители, управляет ООО УК «ЖРП № 8». Следовательно, с 01.01.2017 исполнителем услуг, потребленных при содержании общего имущества в многоквартирных домах заявителей, является ООО УК «ЖРП № 8» и бремя предоставления жильцам сведений, необходимых при потреблении данной услуги, законодательно возложены на нее. Соответственно, у ПАО «Т Плюс» отсутствует обязанность по выставлению платы за коммунальные услуги на ОДН, и как следствие, обязанность по указанию в платежном документе сведений, предусмотренных подпунктом «е» пункта 69 Правил № 354. Кроме того, заявителем указано на то, что показания общедомового прибора учета тепловой энергии не участвуют в ежемесячных начислениях размера платы за отопление. В платежных документах не отражаются показания общедомового прибора учета по отоплению, которые никак не влияют и не участвуют в определении ежемесячного размера платы за коммунальную услугу по отоплению. Так как начисление размера платы за отопление производится равномерно за все расчетные месяцы календарного года и суммарный объем коммунальной услуги по отоплению, предоставленной во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме (согласно формулам Правил №354) не участвует в расчетах начисления и корректировки размера платы за отопление, то суммарный объем коммунальной услуги по отоплению, предоставленной во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме не отражается в платежном документе.

Административный орган с доводами заявителя не согласен на том основании, что в соответствии с п.3.1.3 агентского договора от 30.05.2016  №R099-FA052/01-020/0001-2016 (далее договор), заключенного между ПАО «Т Плюс» и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», заявитель вправе контролировать исполнение агентом условий договора, получать от ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» информацию о ходе и порядке исполнения агентом действий, предусмотренных Приложением №1 к договору. ООО «ЭнергосбыТ Плюс» по заключенному договору является агентом, а ПАО «Т Плюс» принципалом. В силу п.1 ст. 1005, ст. 1011, ст.971 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) ответственность за допущенные нарушения и за их устранение несет непосредственно принципал, т.е. ПАО «Т Плюс», который является исполнителем услуг. Потребитель вправе при оказании услуг получать необходимые и достоверные сведения об услуге в платежных документах, в том числе и показания коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса тепловой энергии на отопление, о суммарном объеме коммунальной услуги по отоплению, предоставленной во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме. Отсутствие указанной информации свидетельствуют о  нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге. В подтверждение данного довода имеется апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда УР дело № 33-524/2017. Вина общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ доказана. Вынесенное управлением постановление от 26.07.2017 №647 законно и обоснованно. С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень общественной опасности конкретного деяния, основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч.4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.12.1992 №2300-I «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В силу п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Согласно п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги). Информация, предусмотренная п. 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг) (п. 3 ст. 10 Закона).

По смыслу приведенных норм, информация о предоставляемых услугах, доводимая до потребителя, должна быть понятной и исключающей возможность введения потребителя в заблуждение. Полное или частичное отсутствие названной информации свидетельствует о нарушении права потребителей на ее получение.

Статья 39.1 Закона о защите прав потребителей предусматривает, что правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее Правила № 354), регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Виды коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, перечислены в п. 4 Правил №354. Соответственно, в извещении на оплату услуг виды коммунальных услуг должны быть указаны в соответствии с данным перечнем.

Пунктом 69 Правил №354 предусмотрена информация, которая подлежит отражению в платежном документе. Так, в платежном документе указывается, в том числе общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) (подп. «е» п. 69 Правил №354).

В подпункте «б» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 закреплено, что в платежном документе указываются кроме перечисленных сведений также наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.

Как следует из представленных доказательств между ПАО «Т Плюс» и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» заключен агентский договор, в соответствии с которым агент - ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» обязуется за вознаграждение и по поручению принципала - ПАО «Т Плюс» совершать от имени и за счет принципала юридические и иные значимые действия (оказывать услуги, выполнять работы) связанные с осуществлением принципалом деятельно­сти в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения, в соответствии с перечнем действий, предусмотренным Приложением №1 к договору. В соответствии с п. 3.5 Приложения №1 в перечень услуг входят осуществление функций по коммерческому учету: сбор показаний прибо­ров учета энергоресурсов, предоставленных покупателям  (п.3.5); занесение показаний приборов учета энергоресурсов в биллинговую базу данных (п. 3.12); начисление покупателям сумм оп­латы за потребленные энергоресурсы (п. 4.2); формирование в биллиговой базе данных пла­тежных документов, квитанций, связанных с исполнением принципалом договоров поставки (п. 4.5); организация клиентского сервиса (п.7).

В соответствии с п. 3.2.2 договора принципал - ПАО «Т Плюс» обязан обеспечить дос­туп сотрудников агента - ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в биллинговую базу данных и (или) пере­давать биллинговую базу данных агенту в целях исполнения условий настоящего договора.

В соответствии с п.3.1.3 договора ПАО «Т Плюс» вправе контролировать исполнение агентом условий настоящего договора, получать от ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» информацию о ходе и порядке исполнения агентом действий, предусмотренных Приложением №1 к настоя­щему договору.

В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Согласно ст. 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 или главой 51 настоящего Кодекса, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям настоящей главы или существу агентского договора.

В силу ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Поскольку ООО «ЭнергосбыТ Плюс» по заключенному агентскому договору является агентом, а ПАО «Т Плюс» принципалом, то в силу указанных норм ответст­венность за допущенные нарушения и за их устранение несет непосредственно принципал, то есть ПАО «Т Плюс», который является исполнителем услуг.

Как следует из представленных платежных документов, предъявленных конкретным потребителям по вышеуказанным адресам на оплату коммунальных услуг по «отоплению» за февраль, март 2017г. по лицевым счетам <***>, <***>, <***>, <***>, в платежных документах не указаны сведения о номере банковского счета и банковские реквизиты исполнителя, номера контактных телефонов, номера факсов и адрес электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интер­нет (п.п. «б»); о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса тепловой энергии на отопление, суммарного объема коммунальной услуги по отоплению, предоставлен­ного во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах (п.п. «е»).

Отсутствие указанной информации свидетельствуют о нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге, что является нарушением требований ч.1 ст. 10, ст. 39.1 Закона о защите прав потребителей, подп. «б», «е» п. 69 Правил №354.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Квалификация нарушения административным органом по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ является неправомерной, действия ПАО «Т Плюс», допустившего нарушение прав конкретных потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге, подлежат квалификации по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

В диспозиции ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ нарушение сформулировано как продажа товара, выполнение работ или оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации. Указание на непредставление информации относительно товара (работе, услуге) в статье не содержится.

В ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение сформулировано как нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. То есть квалифицирующим признаком нарушения является установление факта нарушения прав потребителя в связи с непредставлением информации, в том числе о конкретном товаре (работе, услуге).

В рассматриваемом случае административным органом установлен факт нарушения прав конкретных потребителей (обращения которых послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) на получение необходимой и достоверной информации об оказанной услуге, на что указано в оспариваемом постановлении.

Указанные действия, в силу изложенных выше норм права, образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

Данная позиция  изложена в п. 1.3 письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.04.2009 №01/5288-9-32 «О направлении Справки о практике применения норм КоАП должностным лицам Роспотребнадзора», согласно которой отсутствие установленной информации о продавце при продаже товаров в организациях торговли следует квалифицировать по ст. 14.5 КоАП РФ (общая норма). Но если отсутствие установленной информации о продавце связано с нарушением прав конкретного потребителя на такую информацию, то данное нарушение подлежит квалификации исключительно по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (специальная норма), а потребитель, права которого нарушены, должен быть признан потерпевшим.

Таким образом, в данном случае административный орган неверно квалифицировал действия общества по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.

  Данная правовая позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 04.07.2016 №306-АД16-6789 по делу №А55-25642/2015.

В силу  п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

На основании изложенного, постановление от 26.07.2017 №647 признается судом незаконным и подлежит отмене.

Судом не принимается довод заявителя о том, что информация предусмотренная подпунктом «б» пункта 69 Правил №354 в
платежном документе указана с учетом недопущения нарушения прав потребителей на основании следующего.

В подпункте «б» пункта 69 Правил №354 закреплено, что в платежном документе помимо прочего должно указываться наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.

Пунктом 2 названных Правил определено, что исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Как указывалось ранее, в материалы дела представлен агентский договор от 30.05.2016  №R099-FA052/01-020/0001-2016, подписанный между ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (агент) и ПАО «Т Плюс» (принципал), по условиям которого ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» обязуется за вознаграждение и по поручению принципала - ПАО «Т Плюс» совершать от имени и за счет принципала юридические и иные значимые действия (оказывать услуги, выполнять работы) связанные с осуществлением принципалом деятельно­сти в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения, в соответствии с перечнем действий, предусмотренным Приложением №1 к договору. В соответствии с п. 3.5 Приложения №1 в перечень услуг входят осуществление функций по коммерческому учету: сбор показаний прибо­ров учета энергоресурсов, предоставленных покупателям  (п.3.5); занесение показаний приборов учета энергоресурсов в биллинговую базу данных (п. 3.12); начисление покупателям сумм оп­латы за потребленные энергоресурсы (п. 4.2); формирование в биллиговой базе данных пла­тежных документов, квитанций, связанных с исполнением принци).

Поскольку в представленных счетах-извещениях за февраль, март 2017 года исполнителем коммунальных услуг  по отоплению поименовано ПАО «Т Плюс»,  а также то, что  ПАО «Т Плюс»  является Принципалом,  соответственно  общество в силу п.1 ст. 1005, ст. 1011, ст.971 ГК РФ  несет ответственность за допущенные нарушения и за их устранение (л.д.96-99).

Гражданские правоотношения ресурсоснабжающих организаций не могут умалять жилищных прав граждан, гарантированных законом.

Кроме того, судом учтено и то, что Апелляционным определением Верховного Суда Удмуртской Рес­публики по гражданскому делу №33-524/2017 на ПАО «Т Плюс» возложена обязанность по приведению платежных документов в соответствии с требованиями пункта 69 Правил №354, путем указания в них, в частности, исполнителя коммунальной услуги и его наименование; номера банковского счета, банковских реквизитов исполнителя; адреса места нахождения, номера контактных телефонов, номера факсов и адреса элек­тронной почты, адреса сайта в сети Интернет; ежемесячных показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии на отопление, суммарного объема коммунальной услуги отопления, предоставленной во всех жилых и нежи­лых помещениях дома, по показаниям коллективных приборов учета тепловой энергии на ото­пление (л.д.66-69).

Довод заявителя  о том, что  у ПАО «Т Плюс» отсутствует обязанность по указанию в платежном документе сведении, предусмотренных п. «е» Правил № 354 судом отклоняется на основании следующего.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе, у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Согласно пункту 4.2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуга.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 ст. 154 ЖК РФ).

В силу п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) установлено, что к правоотношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, регулирующие договор энергоснабжения.

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Частью 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, многоквартирные дома по адресам <...> оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунального ресурса по «отоплению», что подтверждается письмами Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска от 01.03.2017 №0754/01-17-06; от 09.03.2017 №0863/01-1706; от 14.03.2017 №1036/01-26, Филиала «Удмуртский» ПАО «Т Плюс» от 27.03.2017 б/н; 06.04.2017 б/н,  с приложением копий Актов повторного допуска в эксплуатацию узла учета те­пловой энергии у потребителя; информацией с сайта «Реформа ЖКХ», http://жрп8.рф.

Плата за тепловую энергию включена в состав оплаты за коммунальные услуги, обязанность по внесению которой для собственников помещений многоквартирного дома установлена статьей 154 ЖК РФ.

Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на платы за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пункт 42(1) Правил № 354 указывает на то, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения №2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета

Пунктом 3 указанного Приложения установлено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты в течение отопительного периода по формуле.

Согласно пункту 70 Правил №354 в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками.

Административный орган при    изучении    платежных    документов    предъявленных    потребителям    по вышеуказанным адресам на оплату коммунальных услуг по   «отоплению» за январь 2017г.: лицевые счета <***>, <***>, <***>, <***> установил, что в  платежных документах не указана информация по показанию коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса тепловой энергии на отопление, суммарный объем коммунальной услуги по отоплению, предоставленный во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме.

         Отсутствие указанной информации свидетельствуют о нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге. Потребитель вправе при оказании услуг получать необходимые и достоверные сведения об услуге.

Согласно ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

                                                   РЕШИЛ:

1. Требования Публичного акционерного общества «Т Плюс» удовлетворить. Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике по делу об административном правонарушении от 26.07.2017 №647 признать незаконным и отменить полностью.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд  г. Пермь в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме)  через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                             Т.С.Коковихина