ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-13920/15 от 03.03.2016 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск                                                                     Дело №  А71-13920/2015

09 марта 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2016 года

Полный текст решения изготовлен 09 марта 2016 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи  М.Н. Кудрявцева  при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания И.В. Шемякиной, рассмотрев в открытом судебном заседании  дело по заявлению Открытого акционерного общества «Ижсталь», гор. Ижевск к  Пермской таможне Федеральной таможенной службы Российской Федерации, г. Пермь о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении   в присутствии представителей:   от заявителя- не явился, извещен;  

от таможни: ФИО1 по доверенности от 15.10.2015; ФИО2 по доверенности  от 26.01.2016,  

                                              установил:

ОАО «Ижсталь» (далее–заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным постановления Пермской таможни от 05 ноября 2015 года  по делу об административном правонарушении  № 10411000-342/2015, в соответствии с которым  общество   признано  виновным  в совершении   административного правонарушения, ответственность  за которое  установлена  ч. 1 ст. 16.3 КоАП  РФ, и  подвергнуто штрафу  в размере  100000 руб.

Из материалов дела следует,  что 15.06.2015 декларантом ОАО «Ижсталь» в ОТО и ТК №1 Удмуртского таможенного поста (<...>) в электронной форме подана таможенная декларация (далее ДТ), зарегистрированная за № 10411090/150615/0001792, в соответствии с которой к таможенной процедуре экспорт (ЭК 10) заявлен товар № 1: прутки горячекатаные, из нелегированной стали, без дальнейшей обработки, предназначенные для изготовления деталей горно-шахтного оборудования, квадратного сечения марка 35 размер (мм/кг): 32/5000, 45/5220., СОД.(%): 00.36, MN=0.6, SI=0.23, Р-0.008, S-0.008, CR=0.06, №=0Л1,Си=0Л7, AS-0.006.TOCT 1050-88. Изготовитель ОАО «Ижсталь», товарный знак: Мечел, вес брутто 10256 кг., вес нетто 10220 кг., фактурной стоимостью 239148,00 руб., код товара 7214999500 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Получатель товара - ООО «Такт», Украина.

Товар поставляется на условиях DAP- Соловей в рамках заключенного между ОАО «Ижсталь» и ООО «Такт» внешнеторгового контракта № 6708 от 26.12.2012, спецификация № 22 от 08Л 2.2014.

В подтверждение заявленных сведений декларантом совместно с ДТ № 10411090/150615/0001792 были представлены в электронной форме следующие документы: контракт № 6708 от 26.12.2012, инвойс № 73/06-6708/19/20/21/22 от 15.06.2015, Разрешение комиссии по экспортному контролю РФ № 459/15-СТ20 от 03.06.2015.15.07.2013 года задекларированный в ДТ 10411090/120713/0002211, товар выпущен таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

При  проверке заявленных сведений и документов  таможней установлено, что в разрешении  Комиссии по экспортному  контролю РФ  от 03.06.201 ввоз прутков горячекатаных из нелегированной стали марка 35 размер сечения 32 мм. составляет 5000 кг. Допускаются позиционные отклонения по количеству + - 10%. При этом ОАО «Ижсталь» ранее уже производились отправки прутков горячекатаных из данной марки стали шестигранного сечения размер 32 мм: по ДТ № 10411090/090615/0001720 - 990кг., по ДТ № 10411090/100615/0001723 -3950 кг. Таким образом, остаток по квоте с отклонением + 10% составляет 560 кг. Установлено превышение квоты на вывоз прутков горячекатаных из стали 35 сечением 32 мм, которое составило 4440 кг.

После обнаружения данного факта таможенным органом 15.06.2015  было выставлено в электронном виде требование о предоставлении Разрешения комиссии по экспортному контролю РФ до 17.06.2015.

Документы ОАО «Ижсталь» в указанные сроки представлены не были.

На основании пункта 1 статьи 201, подпункта 1 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенным органом в выпуске товара № 1 отказано.

Данные обстоятельства послужили поводом для возбуждения 16.07.2015 в отношении ОАО «Ижсталь» дела об административном правонарушении №10411000-342/2015 по ч.1 ст.16.3 КоАП РФ.

По результатам  рассмотрения  материалов административного дела заместителем начальника Пермской таможни ФИО3  вынесено  постановление от 05 ноября 2015 года  по делу об административном правонарушении  № 10411000-342/2015, согласно которому ОАО «Ижсталь» за несоблюдение  запретов и ограничений  в области экспортного контроля при вывозе товаров в Украину при таможенном декларировании товаров по ДТ № 10411090/150615/0001792 по ч.1 ст.16.3 КоАП РФ привлечено   к ответственности в виде штрафа в размере  100 000 руб.

ОАО «Ижсталь» не согласилось с привлечением  его к административной ответственности   и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав в основание  требований в заявлении,  что   данный товар  включен в перечень товаров, в отношении которых ФСТЭК  России  принято идентификационное решение о неприменении  запретов  и ограничений, предусмотренных законодательством РФ  в области экспортного контроля. В связи, с чем заявитель полагает, что в его действиях отсутствует  событие   административного правонарушения, предусмотренного  ч. 1 ст. 16.3 КоАП  РФ, и вина  в совершении  данного  правонарушения.

Таможня  требования ОАО «Ижсталь» не признала,  в возражения по заявлению  указала, что  приложением к Разрешению  комиссии по экспортному контролю РФ № 459/15-СТ20 от 03.06.2015 является Перечень  поставляемой металлопродукции, в позициях 19 и 22  которого поименована сталь  35,  прутки горячекатаные квадрат 16,45,19 и 32 мм соответственно.  Для прутков  45,19 и 32 мм (ГОСТ 1050-88) установлена квота в  5 т с отклонениями по количеству + - 10% .  ОАО «Ижсталь»  до представления спорной декларации  уже  вывезло  данного товара  на Украину  в количестве  4440 кг (по ДТ № 10411090/090615/0001720 - 990кг., по ДТ № 10411090/100615/0001723 -3950 кг.) , остаток квоты  составлял  560 кг,  по ДТ  10411090/150615/0001792   был заявлен к вывозу товар     сверх выданной ФСТЭК  России квоты.

Оценив  представленные  по делу  доказательства,  доводы и пояснения таможни, суд  пришел к следующим выводам.

На основании ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений.

В ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что запреты и ограничения - это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Согласно ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат декларированию при помещении под таможенную процедуру, таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (п. 1 ст. 181 Таможенного кодекса Таможенного союза).

В декларации на товары указываются, в том числе, сведения о соблюдении ограничений (п. 2 ст. 181 Таможенного кодекса ТС).

В ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

Согласно п. 7 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В силу требований ст. 20 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" российским лицам запрещается заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности или участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов (ч. 1). Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), не подпадающими под действие списков (перечней), предусмотренных ст. 6 данного Федерального закона в случаях, если российские участники внешнеэкономической деятельности имеют основания полагать, что эти товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об их участии в террористической деятельности, либо если российские участники внешнеэкономической деятельности информированы в письменной форме об этом специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля (ч. 2).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.08.2005 N 517 "О порядке получения разрешения комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности" российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны в установленном настоящими Правилами порядке обратиться за получением разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с научно-технической продукцией (далее - разрешение) в случае, если они: были информированы в письменной форме Федеральной службой по техническому и экспортному контролю о том, что научно-техническая продукция может быть использована иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретается в интересах российских либо иностранных организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности; имеют основания полагать, что такая продукция может быть полностью или частично применена для предусмотренных абзацем первым настоящего пункта целей либо приобретается в интересах указанных организаций и лиц (п. 2 Правил, утвержденных указанным Постановлением).

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения принимается Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации на основании результатов государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой в установленном порядке Федеральной службой по техническому и экспортному контролю совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству и при необходимости с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями (п. 5 Правил).

Как следует из материалов дела, указанные товары  вывозятся на Украину  в адрес  получателя ООО «Такт» ( г. Днепропетровск).

В ходе производства по делу таможней установлено, что заявленный в ДТ № 10411090/150615/0001792 товар: прутки горячекатаные из нелегированной стали, без дальнейшей обработки, квадратного сечения, марка стали 35, хотя и включен в «Перечень товаров, в отношении которых ФСТЭК России принято идентификационное решение о неприменении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля» (Письмо ФСТЭК России от 27.01.2014 N 240/52/17 "О номенклатуре товаров, не подпадающих под экспортный контроль (пятая редакция)", сайт ФСТЭК России), однако среди нормативно-технической документации, в соответствии с которой данный товар произведен, в Перечне не предусмотрен ГОСТ 2591-2006, по которому изготовлен декларируемый Обществом товар. Кроме того, в том же Перечне имеются сведения, что экспорт указанных в нем товаров осуществляется во все зарубежные страны, за исключением стран, на территории которых происходят вооруженные конфликты. Экспорт в данные страны возможен на основании заключений ФСТЭК России, выданных на конкретную внешнеэкономическую сделку.

В условиях сложившейся военно-политической ситуации в Украине имеется риск использования данного товара в целях, отличных от заявленных.

Таким образом, российский участник внешнеэкономической деятельности должен проявить заботливость и осмотрительность в целях недопущения нарушения законодательства РФ и Таможенного Союза в области экспортного контроля и соблюдения установленных запретов и ограничений.

Кроме того, в заключении ФСТЭК России № 240/57/2344 от 02.07.2015  о вывозе металлопродукции на Украину, на которое ссылается ОАО «Ижсталь»,  указаны прутки горячекатаные марка стали 35 размеры 19, 29, 22 мм., а по ДТ № 10411000/150615/0001792, № 10411090/090615/0001720, № 10411090/100615/0001723, а  были заявлены прутки горячекатаные марка стали 35 размер 32 мм.

Таким образом, доводы ОАО «Ижсталь» о том, что указанный товар не подпадает под экспортный контроль и действие запретов и ограничений, являются несостоятельными, т.к. в рассматриваемом случае прутки горячекатаные марка стали 35 имеют размер 32 мм, т.е. размер прутков является отличным от размеров, указанных в заключении ФСТЭК России № 240/57/2344 от 02.07.2015 Кроме того, на момент подачи ДТ № 10411000/150615/0001792, № 10411090/090615/0001720, № 10411090/100615/0001723 действовало разрешение комиссии по экспортному контролю РФ № 459/15-СТ20 от 03.06.2015, в котором были указаны прутки горячекатаные марка стали 35 размер 32 мм. в кол. 5000 кг., т.е. указанный товар подлежал экспортному контролю.

ОАО «Ижсталь» надлежало до подачи ДТ № 10411000/150615/0001792 отследить использование установленной разрешением комиссии по экспортному контролю РФ № 459/15-СТ20 от 03.06.2015 квоты на вывоз прутков горячекатаных марка стали 35 размер 32 мм, и заявить количество указанного товара в рамках установленной квоты, либо при необходимости получить новое разрешение  комиссии.

Указанные обстоятельства, подтверждаемые материалами дела, свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопрос о наличии вины заявителя  в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.

Доводы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения, сводящиеся к отсутствию у заявителя  соответствующей обязанности и тому, что оно не могло полагать, что имеются какие-либо установленные основания для получения соответствующего разрешения, судом отклоняются, поскольку  ОАО «Ижсталь» имело реальную возможность до подачи декларации провести идентификацию товара, на что прямо указано в ч. 2 ст. 20 Закона об экспортном контроле, получить в установленном порядке соответствующее разрешение, но, тем менее, не предприняло всех необходимых мер для соблюдения запретов и ограничений при поставке товаров получателю на Украину, не обратилось за получением разрешения Комиссии по экспортному контролю в отношении данной внешнеэкономической сделки.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, привлекаемого к административно ответственности.

Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд пришел к выводу о том, что основания для признания правонарушения малозначительным и для применения ст. 2.9 КоАП РФ, отсутствуют.

В соответствии с положениями ч. 3.2-3.3 ст. 4.1 Кодекса, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2).

При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Суд считает,  что в данном   случае  имеются  основания для  снижения   размера  санкций  до половины минимального,  такими обстоятельствами суд  считает:  совершения правонарушения  по неосторожности, устранение  нарушения  путем   получения в дальнейшем  разрешения ФСТЭК России   на вывоз  данного товара на Украину,  что   подтверждено  представителями таможни.

С учетом изложенного  оспариваемое постановление  подлежит изменению в части   установления  размера   штрафа   до 50 000 руб.

На основании ст. 208 АПК РФ  заявления об обжаловании постановлений  о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  Арбитражный суд Удмуртской Республики

                                             решил:

Заявление  ОАО «Ижсталь» удовлетворить частично, постановление и.о. заместителя начальника Пермской таможни ФИО3 от 05 ноября 2015 года  по делу об административном правонарушении  № 10411000-342/2015 изменить, уменьшить  штраф до 50 000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

      Судья                                                                     М.Н. Кудрявцев