426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск 18 июня 2021 года | Дело № А71- 139/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 11 июня 2021 года
Полный текст решения изготовлен 18 июня 2021 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Ходырева А.М., при составлении протокола в письменной форме секретарем судебного заседания Шемякиной И.В., рассмотрел в судебном заседании дело по иску Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Пермь (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации города Сарапула, г. Сарапул (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 226 395 руб. 00 коп. ущерба, причиненного почвам, обязании ответчика в срок не позднее 7 месяцев со дня вступления в законную силу решения разработать и утвердить проект рекультивации загрязненного земельного участка и приступить к рекультивации в сроки, установленные данным проектом,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился (извещен под роспись).
от ответчика: не явился (извещен о времени и месте судебного заседания посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети «Интернет» (п. 16 постановления Пленума № 57), что подтверждается отчетом о публикации судебных актов).
У С Т А Н О В И Л:
Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) обратилось в суд с иском к Администрации города Сарапула о взыскании 226 395 руб. 00 коп. ущерба, причиненного почвам, обязании ответчика в срок не позднее 7 месяцев со дня вступления в законную силу решения разработать и утвердить проект рекультивации загрязненного земельного участка и приступить к рекультивации в сроки, установленные данным проектом.
В обоснование иска истец указал, что в результате сброса жидких коммунальных отходов на почву причинен вред окружающий среде, сумма ущерба составляет 226 395 руб. 00 коп.
Ответчик представил отзыв на иск, в котором указал, что планирует проведение строительства (реконструкции) системы канализации в районе Обувной фабрики в г. Сарапуле. С указанной целью ответчик обращался в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики для включения мероприятий по строительству (реконструкции) системы канализации в районе Обувной фабрики в г. Сарапуле в подпрограмму «Обеспечение населения УР питьевой водой» в рамках государственной программы «Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства УР», после чего будет разработан проект строительства (реконструкции) системы канализации, с включением в такой проект работ по рекультивации земель. Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики подготовлен проект о внесении изменений в бюджет Удмуртской Республики. В указанный проект включены мероприятия по проектированию системы канализации в районе Обувной фабрики в г. Сарапуле. Таким образом, по мнению ответчика, требования о разработке проекта рекультивации и рекультивации земельных участков преждевременны и не могут быть удовлетворены. Ответчик также указал, что бюджет города Сарапула является дотационным, собственных средств на проведение мероприятий, указанных в иске, в города Сарапула не имеется, в бюджет 2021 года расходы на их проведение также не заложены.
Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, в суд не явились, от ответчика поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя.
Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ по имеющимся в деле материалам в отсутствие сторон.
Как следует из материалов дела, в Управление 16.04.2020 из Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике поступило обращение гр. ФИО1 с доводами о разливе жидких бытовых отходов на грунт в мкр. Обувная фабрика (ул. Рабочая, ул. Садовая) г.Сарапула от общего коллектора, неподключенного к централизованной системе водоотведения.
В рамках рассмотрения обращения была запрошена информация от Администрации города Сарапула, произведен плановый рейдовый осмотр места, указанного заявителем. Рейдом установлен факт непрерывного сброса канализационных сточных вод на рельеф местности за земельными участками жилых домов ул. Садовая г. Сарапул Удмуртской Республики (согласно публичной кадастровой карте и генеральному плану города Сарапула кадастровый квартал 18:30:000114, категория земель: земли населенных пунктов), имеются признаки загрязнения почв и заболачивания земельного участка. Установлено, что к канализационной сети, с которой происходит разлив сточных вод на почву, подключены дома ул. Рабочей №№ 18, 18А, 20 и 22.
В соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения МО «Город Сарапул», утвержденной постановлением Администрации от 14.08.2015 г. № 2167 «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения МО «Город Сарапул» Удмуртской Республики на период 2015-2025 г.г.», ул. Рабочая (мкр. Обувная Фабрика) обозначена как неподключенная к централизованной системе водоотведения, а сточные воды сбрасываются на рельеф местности без очистки.
Для установления всех обстоятельств дела Управлением 15.06.2020 г. было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование по факту порчи земель в результате загрязнения почвы канализационными сточными водами в мкр. Обувная фабрика (ул. Рабочая, ул. Садовая) г. Сарапул Удмуртской Республики (номер квартала 18:30:000114) по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
В рамках административного расследования 25.06.2020 г. был проведен осмотр указанной территории при участии представителя Администрации, действовавшего по доверенности от 25.06.2020 г. № 01-43/4499, ФИО2 и двух понятых.
В ходе осмотра установлено следующее.
Вблизи домов по ул. Садовая №№ 31-33 располагается смотровой канализационный люк, на дне которого виден поток воды в направлении домов №№ 27, 31, 33 и 25 ул. Садовой. На границе земельного участка жилого дома № 27 имеется вкопанная в землю металлическая труба, из которой по рельефу местности стекает жидкость серого цвета с характерным запахом сточных канализационных вод. Жидкость стекает в виде ручья за пределами земельных участков указанных жилых домов из створа поориентировочным координатам 56.45051 и 53.80577, далее указанная жидкость скапливается на близлежащей территории.
Площадь земли, занятой ручьем из жидкости серого цвета, составляет 10,25 кв. м. Площадь остальной местности, подвергшейся загрязнению от указанного ручья из жидкости серого цвета - 280 кв. м. Местность, подвергшаяся загрязнению, имеет болотистую растительность и поверхность почвы черного и серого цвета с характерным запахом сточных канализационных вод.
Также 25.06.2020 г. в ходе осмотра специалистом Можгинской территориальной лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Пермскому Краю» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» произведен отбор двух проб почвы (грунта) с места загрязнения и в 50 м выше по рельефу местности на незагрязненном участке (фон).
В итоге проведенных лабораторных исследований получены протокола результатов количественного химического анализа проб почвы №№ 94, 95, 96, 97, 98 и 99 от 13.07.2020 г., а также экспертное заключение.
Согласно экспертному заключению анализ результатов исследований почвы выявил наличие негативного влияния на почву. При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного химического вещества): предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно-допустимых количеств (ОДК) химических веществ в почве, в качестве норматива качества применяется значения концентрации этого химического вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения. Относительно фоновых показателей почвы с прилегающего земельного участка на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия в контрольных точках отбора были выявлены следующие превышения содержания загрязняющих веществ, характерные для загрязнения почвы хозяйственно-бытовыми сточными водами:
на глубине 0-5 см:
-азота нитритного в 1,25 раза (результат анализа - 0,39 мг/кг, фон -0,31 мг/ кг);
-фосфат-иона в 3 раза (результат анализа - 88,9 мг/кг, фон - 29,7 мг/кг);
на глубине 5-20 см:
-азота нитритного в 1,3 раза (результат анализа - 0,42 мг/кг, фон — 0,31 мг/кг);
- фосфат-иона в 3 раза (результат анализа - 80,7 мг/кг, фон - 27,3 мг/кг).
В соответствии с Перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 г. № 1316-р, нитриты (азот нитритный) и фосфаты (фосфат-ион) относятся к загрязняющим веществам для почв.
При производстве по делу об административном правонарушении в отношении Администрации г. Сарапула также было установлено следующее.
Водоотведение многоквартирных жилых домов по адресам: <...> дома: 18, 18а, 20 и 22 осуществляется без использования централизованной системы водоотведения г. Сарапула.
В микрорайоне Обувная фабрика в Реестре муниципальной собственности г. Сарапула учитываются следующие сети канализации: канализация, протяженностью 515,1 п.м., адрес: УР, г. Сарапул, сеть канализации к жилым домам №№ 16, 16а, 18, 18а, 20, 22, 22а по ул. Рабочая, реестровый № 211082 и канализация, протяженностью 65 п.м., адрес: УР, г. Сарапул, сеть канализации к жилому дому № 19 по ул. Рабочая, реестровый № 209336.
Договор на обслуживание указанных сетей Администрация со специализированными организациями не заключала.
Надлежащих мер по недопущению (исключению, предотвращению) факта загрязнения земель сточными канализационными водами от сети канализации, являющейся собственностью МО «Город Сарапул», Администрацией не приняты.
Управлением был рассчитан ущерб, нанесенный почвам указанной территории, в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238. Ущерб составил 226 395 руб. 00 коп.
Постановлением по делу об административном правонарушении Первомайского районного суда г. Ижевска от 22.09.2020 по делу № 5-546/2020 по вышеизложенному факту Администрация привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.
Претензией от 23.11.2020 № ИМ-02-13650 истец обратился к ответчику с требованием о возмещении вреда в названном размере и принятии мер по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет собственных средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Уклонение ответчика от возмещения вреда выполнению рекультивационных работ послужило истцу основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства и доводы сторон, суд считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон) отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, транспортировке, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89 «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с указанным Федеральным законом.
Согласно частям 1, 3 статьи 77 Федерального закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объемом в соответствии с законодательством.
Согласно части 1 статьи 78 названного Федерального закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 2 ст. 78 Федерального закона на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Порядок проведения рекультивации земель установлен Правилами рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ № 800 от 10.07.2018 (далее - Правила).
На основании пункта 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с пунктом 6 Правил рекультивации в обязательном порядке подлежат земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящемся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения водоотведения.
Согласно статьям 22 и Устава МО «Город Сарапул», принятого Решением Сарапульской городской Думы № 12-605 от 16.06.2005 г. Администрация города Сарапула является юридическим лицом и исполнительным органом местного самоуправления города Сарапула, наделенного настоящим Уставом исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Сарапула федеральными законами и законами Удмуртской Республики.
Согласно ч. 1 ст. 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и систем водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Таким образом, Администрация города Сарапула, как балансодержатель сети канализации к жилым домам №№ 16, 16а, 18, 18а, 20, 22, 22а по ул. Рабочая г. Сарапула обязана принимать меры по соблюдению требований в области охраны окружающей среды, вместе с тем, допускает стекание сточных канализационных вод указанной сети на почву земельного участка по координатам 56.45051, 53.80577 (кадастровый квартал под номером 18:30:000114), что привело к порче земель загрязняющими веществами.
Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика 226 395 руб. 00 коп. в возмещение вреда, причиненного окружающей среде является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Требования истца об обязании ответчика разработать и утвердить проект рекультивации загрязненного земельного участка и приступить к рекультивации в сроки, установленные данным проектом, также подлежат удовлетворению, поскольку именно ответчик как лицо, виновное в причинении вреда, обязан провести рекультивацию загрязненных земель.
Возражения ответчика о необоснованности предъявления требований судом отклонены как противоречащие материалам дела.
Состав правонарушения и вина ответчика подтверждена материалами дела, в том числе постановлением по делу об административном правонарушении от 22.09.2020 по делу № 5-546/20. Иного ответчиком не доказано.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая, что истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по делу с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Администрации города Сарапула, г. Сарапул (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Пермь (ОГРН <***>, ИНН <***>) 226 395 руб. ущерба, причиненного почвам как объекту окружающей среды.
Обязать Администрацию города Сарапула, г. Сарапул (ОГРН <***>, ИНН <***>) в срок не позднее семи месяцев со дня вступления в законную силу решения суда в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 разработать и утвердить проект рекультивации загрязненного канализационными стоками земельного участка общей площадью 290,25 квадратных метров, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Сарапул, территория за земельными участками жилых домов №№ 31-33 по ул. Садовая г. Сарапула, кадастровый квартал 18:30:000114, стекающими из створа с координатами 56.45051 и 53.80577.
Обязать Администрацию города Сарапула, г. Сарапул (ОГРН <***>, ИНН <***>) в сроки, установленные в проекте рекультивации, приступить к рекультивации и провести рекультивацию загрязненного канализационными стоками земельного участка общей площадью 290,25 квадратных метров, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Сарапул, территория за земельными участками жилых домов №№ 31-33 по ул. Садовая г. Сарапула, кадастровый квартал 18:30:000114, стекающими из створа с координатами 56.45051 и 53.80577.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья А.М. Ходырев