426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск | Дело № А71- 14019/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2019 года
Полный текст решения изготовлен 20 сентября 2019 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В. Иютиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.М. Саляховой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) г. Ижевск к Обществу с ограниченной ответственностью "Прикамтрубопроводстрой" д. Хохряки о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ,
в присутствии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 31.07.2018;
от ответчика: не явился, уведомлен,
УСТАНОВИЛ:
Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Управление, административный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Прикамтрубопроводстрой» (далее - ООО «ПТПС», ответчик, общество) к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания, и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции.
На основании ст. 137 АПК РФ суд при отсутствии возражений сторон завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Представитель административного органа требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик факт правонарушения признал согласно поступившим в электронном виде (вх. от 16.09.2019) письменным пояснениям, просит суд, учитывая неудовлетворительное финансовое положение общества, отсутствие неблагоприятных последствий, действие принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания, с учетом ст. 4.1 КоАП РФ, снизить размер штрафа ниже низшего либо назначить минимально возможный штраф.
Из представленных по делу доказательств следует, что по результатам проведенной на проверки ООО «ПТПС», являющегося лицом, осуществляющим строительство объекта капитального строительства: «Есенейское нефтяное месторождение. Обустройство при переводе в ППД. Куст 17», расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Игринский район, Есенейское н/м, на основании разрешения на строительство от 20.04.2018 №18-94 618 000–3000499-УВС/С-2018, выданного Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу сроком действия до 01.03.2019, Актом проверки от 24.05.2019 № 33/ГСН-19 установлены нарушения, которые послужили основанием для выдачи обществу предписания № 33-1/439-19 от 24.05.2019 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства в срок до 25.07.2019 (л.д. 50-61).
В период с 26.07.2019 по 31.07.2019 в соответствии с распоряжением временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО2. от 24.07.2019 № 4185-рп была проведена проверка ООО «ПТПС» с целью проверки выполнения ранее выданного предписания № 33-1/439-19 от 24.05.2019.
При проведении проверки установлено, что ответчиком в установленный срок предписанные к устранению до 25.07.2019 нарушения не были устранены, а именно:
№№ пункта предписания 33-1/439-19 от 24.05.19 | Описание, характер, конкретный вид нарушения | Ссылки на статьи (пункты, части статей) технических регламентов, нормативных правовых актов, листы (страницы) проектной документации,требования которых нарушены | |||
1 | 2 | 3 | |||
Лицом, осуществляющим строительство -ООО «Прикамтрубопроводстрой» допущены следующие нарушения: | |||||
1. | Лицо, осуществляющее строительство объекта капитального строительства «Есенейское нефтяное месторождение. Обустройство при переводе в ППД. Куст 17», отнесенному к особо опасным производственным объектам, на которых ведутся горные работы, в соответствии с положительным заключением государственной экспертизы № 0028-17/КГЭ-0753/04 от 30.01.2017, утв. Казанским филиалом ФАУ «Главгосэкспертиза России», не имеет допуска СРО к проведению работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства | - ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации | |||
2. | Уполномоченным лицом по проведению строительного контроля лица, осуществляющего строительство, является ФИО3 (приказ №196/1 от 25.10.18; идентификационный номер в Национальном реестре специалистов С-18-132660) мероприятия по строительному контролю проводились формально и не в полном объеме, о чем свидетельствуют указанные в настоящем акте проверки нарушения требований проектной и нормативной документации, а так же отсутствие записей о проведении мероприятий по строительному контролю в разделе 5 Общего журнала производства работ. В актах освидетельствования работ указан другой приказ №214/1 от 25.04.18 о назначении ФИО3 уполномоченным лицом по проведению строительного контроля лица, осуществляющего строительство | - ч.2 ст.52, ч. ч. 1,2 ст.53, ч.5 ст.55.5-1 Градостроительного кодекса РФ; - п.3,4,5 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 468 « О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» | |||
3. | Лицом, осуществляющим строительство объекта капитального строительства не организован геодезический контроль обеспечивающей соответствие геометрических параметров и размещения объектов строительства проекту и нормативным требованиям, о чем свидетельствует отсутствие исполнительной геодезической документации: актов приемки геодезической разбивочной основы, актов разбивки осей сооружений (в т.ч. трассы высоконапорного водовода), утвержденных исполнительных схем, прилагаемым к вышеуказанным акта | --проектной документации 256.15.069-П-010.026.000-ПОС-01-ПЗ-001,л.П; - ч.6 ст.52 ГрК РФ; -п.5.10; п. 5.2 Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования ра- . бот, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1128 (далее-РД-11-02-2006) | |||
Монтаж высоконапорного водовода | |||||
4. | Не в полном объеме выполнена исполнительная документация по монтажу высоконапорного водовода, а именно не оформлены исполнительные схемы: - профиль уложенного высоконапорного водовода по трассе; - план и профиль уложенного высоконапорного водовода по территории куста | - ч.6 ст.52 ГрК РФ; - п. 6 РД-11-02-2006 | |||
5. | Не оформлены акты освидетельствования сварки стыков и монтажа высоконапорного трубопровода (по трассе и по территории кустовой площадки), о чем свидетельствует отсутствие указанных актов в период проведения проверки. Вследствие чего не представляется возможным идентифицировать примененные трубы, фасонные изделия (отводы, переходы, тройники), фланцы, запорную арматуру и др. с представленными в исполнительной документации сертификатами на указанные изделия | - проектной документации 256.15.069-Р-010.026.000-ВВ-01-С л. 1; - ч.6 ст.52 | |||
6. | Допущены нарушения требований проектной документации, влияющие на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства: произведена замена марки стали труб, а именно: | ||||
6.1 | проектом предусмотрена труба (от ПКО до ПКО+44; от ПК0+45 до ПК12+97) d76x6-L390-В2/1-60/Н2У-60 (труба стальная бесшовная горячедеформиро-ванная нефтегазопроводная хладостойкая из стали группы прочности L390, заводское испытательное давление 25МПа, с наружным двухслойным полиуретановым покрытием и внутренним двухслойным эпоксидным покрытием) по ТУ 1319-368-00186619-2012 и ТУ 1390-003-52534308-2013 по факту смонтирована труба ф76х6 - стальная бесшовная хладостойкая по ТУ 14-3Р-1128-2007, марка стали 09Г2С с наружным полиэтиленовым покрытием по ТУ 1396-002-30098597-2014 (НПЭ-2У), с внутренним покрытием по ТУ 1396-001-30098597-2013(ВЭП), о чем свидетельствует приложенный к исполнительной документации акт входного контроля №13 от 21.11.18; сертификат качества на трубу 76x6 № 9094944/1; сертификат качества на изоляцию трубы № 169 от 25.06.2018 | - проектной документации 256.15.069-П-010.026.000-ИОС7-01-ПЗ-001,л. 8; 256.15.069-Р-010.026.000-В В-01 -С-001, л.л. 1, 5; - ч.6 ст.52 | |||
6.2 | проектом предусмотрена труба (на ПКО+45) d76x6-L390-B2/l-60 (труба стальная бесшовная горячедеформированная нефте-газопроводная хладостойкая из стали группы прочности L390, заводское испытательное давление 25МПа с внутренним двухслойным эпоксидным покрытием) по ТУ 1319-368-00186619-2012 и ТУ 1390-003-52534308-2013 по факту смонтирована труба ф76х6 НК 8000 (труба стальнаябесшовная горячедеформированная, марка стали 09Г2С) по ГОСТ 8732-78 без внутреннего двухслойного эпоксидного покрытия и без обеспечения контроля качества трубы заводским испытанием давлением 25МПа, о чем свидетельствует приложенный к исполнительной документации сертификат качестве № АК-579603/08 от 26.01.2016 | -проектной документации | 256.15.069-Р-010.026.000-ВВ-О1 -С-001, л. 3; -ч.6 ст.52 сертификат качества № АК-579603/08 26.01.2016 | |||
7. | Не представлены удостоверения дефектоскопистов по неразрушающим методам контроля качества сварных соединений (ВИК и рентгенография) и документы специализированной лаборатории неразрушающего контроля, дающие право на проведение работ | - проектной документации 256.15.069-П-010.026.000- ПОС-01-ПЗ-001,л.14; - ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ | |||
Монтаж защитных футляров | |||||
8. | Не в полном объеме выполнена исполнительная документация по монтажу высоконапорного водовода, а именно не оформлены исполни- тельные схемы расположения защитных футляров при пересечении высоконапорным трубопроводом автомобильной дороги | -ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ; -п. 6 РД-11-02-2006 | |||
9. | Не представлены в исполнительной документации сертификаты на трубу 325x9 (футляр №1 акт № фут№1.1 от 05.02.19) и 325x8 (футляр №2,3,4 акт №фут№ 1.1 от 05.02.19) | -ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ; -п. 6 РД-11-02-2006 | |||
10. | Не проверено соответствие выполненных работ по монтажу высоконапорного водовода проектной документации, о чем свидетельствует отсутствие надписей на исполнительных схемах о соответствии выполненных в натуре работ проекту, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ на основании распорядительного документа (приказа), подтверждающего полномочия лица | - ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ; -п. 5.6 РД-11-02-2006 | |||
11. | Нарушены требования по производству сварочных работ при монтаже высоконапорного водо-вода, а именно: | ||||
11.1 | применены сварочные электроды, не соответствующие технологическим картам по сварке, а именно: фактически применены электроды марки LB-52U (запись в журнале сварочных работ), тогда как технологическими картами предусмотрены электроды тип Э50А (МТГ-01, LB-52 - корневой шов и МТГ-01, ОК53.70 - облицовочный слой) | -проектной документации 256.16.069-П-010.026.000-ПОС-01-ПЗ-001, л. 13; -технологические карты по сварочным работам в составе проекта производства работ (ППР); -ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ | |||
11.2 | сварочные работы по монтажу высоконапорного водовода проводились без наличия аттестованной технологии сварки, разработанной в соответствии с технологической картой аттестованного сварочного оборудования, аттестованных сварочных материалов, о чем свидетельствует отсутствие указанных документов по аттестации в период проведения проверки | - проектной документации 256.16.069-П-010.026.000-ПОС-01-ПЗ-001,л. 13; - ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ; - п. 289 Руководства по безопасности «Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов», утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.12.2012 N 784 | |||
12. | Не проведена предпусковая акустико-эмиссионная диагностика особо опасных участков проектной документации 256.15.069-Р-010.026.000-ВВ-01 ¬ков трубопровода при пересечении с автомобильными дорогами подземными коммуникациями, о чем свидетельствует отсутствие в период проведения проверки актов выполненной пред-пусковой акустико-эмиссионной диагностики | -проектной документации 256.15.069-Р-010.026.000-ВВ-01-ОД-001,л. 1; - ч.6 ст.52 | |||
13. | Не проводился контроль качества изоляционного покрытия высоконапорного трубопровода (адгезия и сплошность), о чем свидетельствует отсутствие технологических карт по контролю качества изоляционного покрытия, актов про-верки адгезии и сплошности изоляционного покрытия высоконапорных водоводов | - проектной документации 256.15.069-П-010.026.000-ИОС7-01-ПЗ -001, л. 9; - ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; -п.п. 18.35-18.39 СП 34-116-97 «Инструкция по проектированию, строительству и реконструкции промысловых нефтегазопроводов» | |||
Установка сигнальных знаков на трассе высоконапорного трубопровода | |||||
15. | На трассе высоконапорного трубопровода не установлены сигнальные знаки: в пределах видимости, на углах поворотов и при пересечении с автомобильными дорогами, о чем свидетельствует отсутствие исполнительной документации по установке знаков и визуальный осмотр | -проектной документации 256.15.069-П-010.026.000-ИОС7 01-ПЗ-001, л. 10; -ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ | |||
Монтаж высоконапорного водовода диаметром 76x6 от точки врезки до скв. №275 (по территории кустовой площадки № 17) | |||||
16. | Не выполнены работы по устройству высоконапорного водовода диаметром 76x6 от точки врезки до скв. №275 по территории кустовой площадки №17, о чем свидетельствует отсутствие записей в разделе 3 Общего журнала работ о выполнении указанных работ и отсутствие исполнительной документации в период проведения настоящей проверки | - проектной документации 256.15.069-Р-010.026.000-ТХ-01; - ч.6 ст.52 | |||
17. | Не выполнена защита ж/б плитами высоконапорного водовода в месте проезда автотранспорта по территории кустовой площадки, о чем свидетельствует визуальный осмотр и отсутствие исполнительной документации по устройству защиты сетей плитами в период проведения проверки | - проектной документации 256.16.069-П-010.026.000-ПОС-01 ПЗ-001, л. 17; - ч.6 ст.52 | |||
Автоматизация | |||||
18. | Не выполнены монтажные и пусконаладочные работы по автоматизации технологических процессов при переводе добывающей скважины №275 под закачку воды в системе ППД, а именно: | - проектной документации 256.15.069-П-010.026.000-ИОС7-02; 256.15.069-Р-010.026.000-АК- 01; - ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ | |||
18.1 | не установлено при обвязке устья скважины индивидуальное замерное устройство (ультразвуковой расходомер ДРС.М) | ||||
18.2 | не установлены приборы местного и дистанционного контроля давления на устье скважины | ||||
18.3 | не установлен шкаф автоматики (ША) | ||||
18.4 | не осуществляется передача данных: - расход воды на скважину; - давление воды в коллекторе; - контроль состояния двери в ША; - контроль состояния питающей сети | ||||
Электроснабжение -монтаж системы электроснабжения шкафа автоматики (ША); -устройство заземления ША и устья скважины | |||||
19. | Не оформлена и не представлена к проведению настоящей проверки исполнительная документация по устройству электроснабжения шкафа автоматики (ША) кустовой площадки №17, по устройству заземления ША и устья скважины | - проектной документации 256.15.069-Р-010.026.000-ЭС-ОД-002; - ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ | |||
20. | Нарушены требования по подготовке и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющих деятельность по строительству и осуществляющих строительный контроль, а именно - уполномоченное лицо по вопросам строительного контроля ООО «Прикамтрубопроводстрой» ФИО3, производитель работ-Бухарин С.А. не аттестованы по вопросам без-опасности специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в области промышленной безопасности по категории «Проектирование, строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов нефтяной и газовой промышленности» (Б.2.13) | - п.2 ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объек21.тов» №116-ФЗ от 21.07.199: -п. 10 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 N 37 | |||
21. | Не установлена площадка обслуживания устьевой арматуры на приустьевой площадке | 256.15.069-Р-010.026.000-ТХ -01-Ч-002,л3; -ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ | |||
Рекультивация нарушенных земель | |||||
22. | Не выполнены работы по восстановлению и рекультивации нарушенных земель при проведении строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства «Есенейское нефтяное месторождение. Обустройство при переводе в ППД. Куст 17», в т.ч. при прокладке высоконапорного водовода от т.вр. (БГ10) до куста № 17 | - проектной документации 256.16.069-П-010.026.000-ПОС -01-ПЗ-001, л. 18; - ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ | |||
По результатам проверки составлен акт от 31.07.2019 № 61/ГСН-19, который вручен законному представителю общества 31.07.2019, о чем имеется соответствующая отметка.
31.07.2019 административным органом вручено законному представителю общества извещение о явке 02.08.2019 для составления и подписания протокола об административном правонарушении (л.д. 23).
02.08.2019 уполномоченным лицом управления в отношении ответчика в присутствии законного представителя обществасоставлен протокол №159/ГСН-19 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 15-22).
Материалы административного дела с заявлением о привлечении общества к административной ответственности направлены в арбитражный суд, к подведомственности которого в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В силу ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона вменяемого правонарушения предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Согласно ч.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Пунктом 2.1. указанной нормы предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда. (пп. 3, 3.1. ст. 52 ГрК РФ).
Согласно п. 6 вышеуказанной нормы права лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Кроме того, отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 7 ст. 52 ГрК РФ).
В силу ч. 1, 2 ст. 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 Кодекса. Предметом государственного строительного надзора является, в том числе проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
На основании подп. «а», «б» п. 3 ч. 5 ст. 54 ГрК РФ основанием для проведения проверки органом государственного строительного надзора является программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора; истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
В силу п. 6 ст. 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 54 ГрК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» утвержден Порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее Порядок).
При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства (п. 14 Порядка).
В соответствии с частью 8 статьи 53 ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение), устанавливающее порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений (п. 2 Положения).
Пунктами 3, 4 Положения предусмотрено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик); застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик). Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
В соответствии с пп. «а» п. 5 Положения строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение, в том числе, проверки качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль).
Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил. Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации. В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается (п. 7 Положения).
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно п.2 ст. 9 указанного Федерального закона № 116-ФЗ работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" утверждены Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Пунктом 10 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору установлено, что аттестация по вопросам безопасности проводится для специалистов организаций: а) осуществляющих деятельность по строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации объекта, транспортированию опасных веществ, а также по изготовлению, монтажу, наладке, ремонту, техническому освидетельствованию, реконструкции и эксплуатации технических устройств (машин и оборудования), применяемых на объектах;
б) разрабатывающих проектную, конструкторскую и иную документацию, связанную с эксплуатацией объекта; в) осуществляющих экспертизу безопасности; г) осуществляющих предаттестационную подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности; д) осуществляющих строительный контроль.
Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128 утверждены и введены в действие Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" (вместе с "РД-11-02-2006...") (далее - Требования), согласно п.5 которых исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство. В состав исполнительной документации включаются текстовые и графические материалы, приведенные в настоящей главе. Исполнительная документация ведется на бумажном носителе и (или) по соглашению между участниками электронного взаимодействия в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Пунктами 5.1., 5.2. указанных Требований так же предусмотрено, что
акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства оформляются по образцу, приведенному в Приложении 1; акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности оформляются по образцу, приведенному в Приложении 2.
В состав исполнительной документации также включаются следующие материалы: а) исполнительные геодезические схемы; б) исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения;
в) акты испытания и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения; г) результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля; д) документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий); е) иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений. Требования к составлению и порядку ведения материалов, предусмотренных настоящим пунктом, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.6 Требований).
Приказом Ростехнадзора от 27.12.2012 N 784 утверждено Руководство по безопасности "Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов" (далее - Руководство), содержащее общие рекомендации по обеспечению требований промышленной безопасности, предупреждению аварий, инцидентов, случаев производственного травматизма при проектировании, устройстве, изготовлении, испытаниях, монтаже, эксплуатации, экспертизе промышленной безопасности стальных трубопроводов, предназначенных для транспортирования в пределах промышленных предприятий химической, нефтехимической, нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой и других смежных отраслей промышленности газообразных, парообразных и жидких сред с расчетным давлением до 320 МПа, вакуумом с абсолютным давлением не ниже 665 Па (5 мм рт. ст.) при температуре среды от -196 до +700 °C, и не является нормативным правовым актом.
В силу п. 289 Раздела VII Руководства «Требования к сварке и термической обработке. Сварка» при изготовлении, монтаже и ремонте рекомендуется применять аттестованную технологию сварки.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 24.05.2019 обществу выдано предписание № 33-1/439-19 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства в срок до 25.07.2019 (л.д. 50-61).
В период с 26.07.2019 по 31.07.2019 в соответствии с распоряжением временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО2. от 24.07.2019 № 4185-рп была проведена проверка ООО «ПТПС» с целью проверки выполнения ранее выданного предписания № 33-1/439-19 от 24.05.2019, по результатам которой было выявлено не исполнение обществом пунктов 1-13,15-22 предписания № 33-1/439-19 от 24.05.2019.
Доказательств исполнения предписания в вышеуказанной части материалы дела не содержат, ответчиком не представлены.
Факт совершения ООО «ПТПС» административного правонарушения подтверждается актом проверки от 31.07.2019 № 61/ГСН-19; предписанием от 31.07.2019 № 61/439-19; протоколом об административном правонарушении от 02.08.2019 № 59/ГСН-19, материалами административного дела, ответчиком признается.
Являясь профессиональным участником в рассматриваемых правоотношениях (в сфере строительства), общество обязано знать и строго соблюдать требования нормативных правовых актов при осуществлении своей профессиональной деятельности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности наличия в действиях ответчика события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Вина ответчика в совершении вменяемого правонарушения установлена судом и подтверждается материалами административного дела, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении. Доказательств объективной невозможности исполнения обществом требований предписания, а также принятия им всех зависящих от него мер по недопущению нарушения и исполнению требований предписания в установленный срок обществом не представлено.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, подтвержден представленными по делу доказательствами.
Процессуальных нарушений при проведении проверки, вынесении предписаний и составлении в отношении общества протокола об административном правонарушении судом не установлено.
Установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности с учетом позиции, изложенной в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 31.08.2016 №305-АД16-9927, на момент рассмотрения дела судом и принятия решения не истек.
С учетом изложенного заявление о привлечении ответчика к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ подлежит удовлетворению.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда. Имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным. Исключительных обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом не установлено.
В силу п. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Санкция за правонарушение, предусмотренное ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ, устанавливает наказание в виде штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности юридического лица на срок до девяноста суток.
С учетом конституционного принципа справедливости и соразмерности наказания, учитывая привлечение ответчика к административной ответственности впервые, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, общество подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением санкции в виде административного штрафа в минимальном размере 50 000 руб.
Правовых оснований для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела санкции на основании ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, а также для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется в силу прямого указания в данных нормах права.
Доводы ответчика о снижении размера штрафа 50 000 руб. ниже низшего предела судом отклоняются, поскольку штраф в размере 50 000 рублей соответствует минимальному размеру санкции ч.6 ст.19.5 КоАП РФ и не подлежит уменьшению с учетом ст. 4.1 КоАП РФ.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (ст. 32.2 КоАП РФ).
В соответствии с п. 15.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения отсутствуют сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 КоАП РФ названный судебный акт должен быть направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Прикамтрубопроводстрой», зарегистрированное по адресу: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата и место государственной регистрации – 18.04.2012, г. Ижевск, к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 50000 (Пятьдесят тысяч) рублей.
2. Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней с даты вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель - УФК по Удмуртской Республике (Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору), ИНН <***>, КПП 590201001, расчетный счет <***>, Отделение - НБ Удмуртская Республика, БИК 049401001, КБК 49811607000016000140, ОКТМО 94701000, УИН 49859021908000000592.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья О.В. Иютина