ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-1419/19 от 29.04.2019 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск

Дело № А71- 1419/2019  

08.05.2019

резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2019г.

решение в полном объеме изготовлено 08 мая 2019г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Бушуевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабкиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Трансфер-Хлеб» г.Ижевск к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Удмуртской Республике г.Ижевск о признании задолженности безнадежной к взысканию,

при участии в заседании представителя ответчика по доверенности от 10.01.2019 Теплякова П.В., в отсутствие представителя заявителя, при наличии заявления о рассмотрении дела в отсутствие его представителя,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Трансфер-Хлеб» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 10 по Удмурт-ской Республике о признании безнадежной к взысканию задолженности ООО «Трансфер-Хлеб»: по налогу на добавленную стоимость в размере: 176 508 рублей 57 копеек (налог), 80 094 рубля 44 копейки (пени по состоянию на 12.11.2018), пени за период с 13.11.2018 по дату списания задолженности, исчисленные на сумму недоимки 176 508 рублей 57 копе-ек, 44 923 рубля 20 копеек (штраф), по налогу на прибыль организаций: уплачиваемому в федеральный бюджет 953 рубля (налог), 416 рублей 65 копеек (пени по состоянию на 12.11.2018), пени за период с 13.11.2018г по дату списания задолженности, исчисленные на сумму недоимки 953 рубля, уплачиваемому в региональный бюджет 8 577 рублей (налог), 3 753 рубля 95 копеек (пени по состоянию на 12.11.2018), пени за период с 13.11.2018 по дату списания задолженности, исчисленные на сумму недоимки 8 577 рублей; по уплате штрафов по страховым взносам в сумме 2 000 рублей; штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах в сумме 18 600 рублей, и обязанности по их уплате прекращенной (уточнение от 29.04.2019).

Налоговый орган заявленное требование не признал по основаниям, указанным в отзыве.

Из материалов дела следует, что заявителем от налогового органа получена справка от 12.11.2018 № 129825 (т.1 л.д.19), в которой отражена задолженность по налогам, пеням и штрафам, а именно: по налогу на добавленную стоимость – в размере 176508,57руб. (налог), 80094,44руб. (пени), 44923,2руб. (штраф); по налогу на прибыль организаций, уплачиваемому в федеральный бюджет, - в размере 953руб. (налог), 415,65руб. (пени), по налогу на прибыль, уплачиваемому в региональный бюджет, - в размере 8577руб. (налог), 3753,95руб. (пени); по штрафам по страховым взносам – в размере 2000 руб.; по штрафам за нарушение законодательства о налогах и сборах – в размере 18600руб.

Действия инспекции по выдаче указанной справки обжалованы заявителем в вышестоящий налоговый орган.

Решением УФНС России по Удмуртской Республике от 25.12.2018 № 06-07/27007 жалоба общества оставлена без удовлетворения.

Несогласие заявителя с действиями налогового органа послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

В обоснование заявленного требования заявитель указал, в частности, что инспекцией не представлено доказательств в обоснование сумм недоимок по налогам, пеням, штрафам, отраженным в справке. Представленные на общедоступных ресурсах сведения свидетельствуют об окончании исполнительных производств по актам инспекции в отношении заявителя более чем 6 месяцев назад. Доказательств повторного обращения в службу судебных приставов в пределах 6-месячного срока после окончания каждого из исполнительных производств, инспекция не представила. Возможность повторного предъявления данных актов в службу судебных приставов инспекцией утрачена в связи с истечением сроков предъявления исполнительных документов к взысканию. Отражение задолженностей перед бюджетами препятствует ведению хозяйственной деятельности заявителя, делая невозможным как открытие расчетных счетов в банках с действующей лицензией, так и получение кредитных средств, а также делая невозможным участие в торгах и ведение нормальной финансово-хозяйственной деятельности без риска списания денежных средств в счет уплаты просроченных к принудительному взысканию задолженностей.

В обоснование возражений по делу ответчик указал, в частности, что согласно п.4.1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за налогоплательщиками в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет. В данной ситуации 5 лет, предусмотренные п. 4.1. ст. 59 НК РФ, не истекли. Следовательно, налоговый орган имеет возможность повторного обращения в службу судебных приставов для обращения взыскания. Налоговым органом соблюдена процедура взыскания спорной недоимки, предусмотренная ст. 69, 70, 46, 47 НК РФ, не утрачено право для повторного обращения в службу судебных приставов для обращения взыскания, следовательно, требование заявителя о признании безнадежной к взысканию в связи с утратой возможности принудительного взыскания задолженности неправомерно.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно подп.4 п.1 ст.59 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Согласно ст.46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

В силу ст.47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Указанные нормы применяются также при взыскании пеней, штрафов (п.9, 10 ст.46, п.8 ст.47 НК РФ).

Из изложенных норм следует, что процедура принудительного взыскания недоимки, пеней, штрафов ограничивается установленными в них сроками и осуществляется путем направления требования и последовательного принятия налоговым соответствующих решений.

В пункте 9 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 разъяснено, что утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета. Исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу. Инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

Материалами дела, в том числе справкой от 12.11.2018 № 129825,  подтверждается, что за заявителем числится задолженность по налогам, пеням и штрафам, а именно: по налогу на добавленную стоимость – в размере 176508,57руб. (налог), 80094,44руб. (пени), 44923,2руб. (штраф); по налогу на прибыль организаций, уплачиваемому в федеральный бюджет, - в размере 953руб. (налог), 415,65руб. (пени), по налогу на прибыль, уплачиваемому в региональный бюджет, - в размере 8577руб. (налог), 3753,95руб. (пени); по штрафам по страховым взносам – в размере 2000 руб.; по штрафам за нарушение законодательства о налогах и сборах – в размере 18600руб.

В целях принудительного взыскания указанных сумм налоговым органом были направлены налогоплательщику требования (ст.70 НК РФ), приняты решения (постановления) о взыскании пени за счет денежных средств (ст.46 НК РФ) и за счет иного имущества налогоплательщика (ст.47 НК РФ) (т.1 л.д.47-104, т.2 л.д.1-103). Из указанных требований, решений, постановлений следует, что спорная задолженность образовалась в 2014-2016 годах.

На основании постановлений налогового органа о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам за счет имущества заявителя службой судебных приставов были возбуждены исполнительные производства.  Впоследствии исполнительные производства были окончены на основании п.4 ч.1 ст.46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», то есть в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными (т.1 л.д.15-17, 30-31). Сведения, размещенные на сайте Федеральной службы судебных приставов (сервис «Банк данных исполнительных производств»), свидетельствуют об окончании исполнительных производств в 2016-2017 годах.

В соответствии с ч.6, ч. 6.1 ст. 21 Федерального закона «Об исполни-тельном производстве» оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией. Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.

В силу ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об исполнительном производстве» пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, кроме исполнительных листов и судебных приказов, восстановлению не подлежат.

На основании ч.4 ст.46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.

Из указанных норм следует, что после окончания судебным приставом-исполнителем исполнительных производств, возбужденных на основании постановлений налогового органа о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам, налоговый орган мог повторно направить указанные постановления в службу судебных приставов для принудительного исполнения в пределах срока, предусмотренного ст.21 Федерального закона «Об исполнительном производстве», то есть в течение шести месяцев со дня их вынесения.

Доказательств повторного направления в службу судебных приставов исполнительных документов для взыскания спорной задолженности налоговым органом не представлено.

Учитывая, что на момент обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением вышеуказанные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов (постановлений налогового органа о взыскании пеней за счет имущества налогоплательщика в порядке ст.47 НК РФ) истекли, суд пришел к выводу о том, что налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания спорной задолженности.

Учитывая изложенное, заявленное требование подлежит удовлетворению в части требования о признании безнадежной к взысканию задолженности, указанной в справке от 12.11.2018 № 129825.

Требование заявителя о признании безнадежной к взысканию задолженности по пени, не указанной в справке от 12.11.2018 № 129825 (за период с 13.11.2018 по дату списания задолженности), удовлетворению не подлежит. Материалами дела не подтверждается факт начисления указанных пеней, выставления требований об их уплате. Статьей 59 НК РФ предусмотрена возможность признания безнадежной к взысканию задолженности, которая числится за налогоплательщиками. Признание безнадежной к взысканию «будущей» задолженности нормами НК РФ не предусмотрено.

Судом отклоняются доводы налогового органа со ссылкой на попд.4.1 п.1 ст.59 НК РФ о том, что заявленное требование удовлетворению не под-лежит, поскольку не прошло более пяти лет с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам. Пунктом 1 статьи 59 НК РФ предусмотрено несколько самостоятельных оснований для признания недоимки безнадежной к взысканию. Отсутствие оснований для признания недоимки безнадежной к взысканию по подп.4.1 п.1 ст.59 НК РФ не исключает возможность признания данной недоимки безнадежной к взысканию на основании подп.4 п.1 ст.59 НК РФ.

Также отклоняются судом доводы ответчика о том, что налоговым органом соблюдена процедура взыскания спорной недоимки, не утрачено право для повторного обращения в службу судебных приставов. С учетом сроков для повторного направления в службу судебных приставов исполнительных документов (постановлений налогового органа о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам за счет имущества налогоплательщика), предусмотренных ст.ст.21, 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», налоговым органом утрачена возможность для повторного обращения в службу судебных приставов, а, следовательно, и для принудительного взыскания спорной задолженности. Соблюдение процедуры взыскания спорной задолженности (направление требований, принятие решений, постановлений и направление их в службу судебных приставов) не исключает ситуации, при которой налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания недоимки в связи с истечением сроков на повторное предъявление исполнительных документов к исполнению после окончания исполнительного производства на основании п.4 ч.1 ст.46 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика. В связи с тем, что заявителю при обращении в арбитражный суд определением суда от 15.02.2019 предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, а ответчик в силу ст.333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, государственная пошлина взысканию (распределению) не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

Признать безнадежной к взысканию задолженность ООО «Трансфер-Хлеб» г.Ижевск ИНН 1835029234 ОГРН 1021801161854: по налогу на добавленную стоимость – в размере 176508,57руб. (налог), 80094,44руб. (пени), 44923,2руб. (штраф); по налогу на прибыль организаций, уплачиваемому в федеральный бюджет, - в размере 953руб. (налог), 415,65руб. (пени), по налогу на прибыль, уплачиваемому в региональный бюджет, - в размере 8577руб. (налог), 3753,95руб. (пени); по штрафам по страховым взносам – в размере 2000 руб.; по штрафам за нарушение законодательства о налогах и сборах – в размере 18600руб.

Отказать в удовлетворении остальной части заявления.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                                Е.А. Бушуева