ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-14323/12 от 15.03.2013 АС Удмуртской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71-14323/2012

22 марта 2013г.

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2013г.

Полный текст решения изготовлен 22 марта 2013г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерное общество «БлокТрубопроводСтрой», г. Ижевск к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу г.Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург об отмене постановлений о назначении административного наказания от 22.10.2012 №16-043/2012 за совершение административного правонарушения по ч.3 ст.8.31 КоАП РФ, по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 06.09.2011;

от ответчика: не явился, уведомлен надлежащим образом.

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество «БлокТрубопроводСтрой», г. Ижевск (далее ЗАО «БлокТрубопроводСтрой», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу г.Санкт-Петербург (далее Росприроднадзор) от 22.10.2012 №16-043/2012 о назначении административного наказания, предусмотренного ч.3 ст.8.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. и от 22.10.2012 №16-043/2012 о назначении административного наказания, предусмотренного ч.1 ст.8.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 25 000 руб.

Заявитель оспаривает постановления на основании доводов, изложенных в заявлении, в возражениях на отзыв, в письменных пояснениях (т.1 л.д.6-9, 85-87, т.2 л.д.2-3).

Ответчик требования заявителя не признал, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т.1 л.д.68-82).

Из представленных по делу доказательств, следует, что Росприроднадзором при проведении осмотра лесных участков Цвелодубовского, Черкасовского и Красносельского участковых лесничеств Рощинского лесничества – филиала ЛОГКУ Ленобллес», по территории которых проходит трасса магистрального газопровода «Северо-Европейский газопровод. Участок Грязовец Выборг, I нитка» (далее - «СЕГ-1»), и на которых ведется строительство магистрального газопровода «Северо-Европейский газопровод. Участок Грязовец - Выборг, II нитка» (далее - «СЕГ-Н») в Выборгском районе Ленинградской области, зафиксированы нарушения в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований, выразившиеся в самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы, а также в размещении, (хранении и захоронении) древесных отходов, порубочных остатков деревьев (стволы, ветви, пни) и иных отходов производства (металлическая стружка, тара из под нефтепродуктов), размещении (складировании) неокоренной древесины и уничтожении растительности до прекращении степени роста.

При проведении осмотра лесных участков Цвелодубовского, Черкасовского и Красносельского участковых лесничеств Рощинского лесничества - филиала ЛОГКУ«Ленобллес», актом осмотра объекта природопользования № 1-2012 от 03.07.2012 зафиксировано следующее:

1. На пикете, 911 с правой стороны от трубы газопровода «СЕГ-II», в полосе отвода и за полосой отвода складирована древесина общим объемом 25 метров кубических и порубочные остатки деревьев в виде ветвей и корневых систем деревьев общим объемом 30 метров куб. Также, вправо от автодороги №А122 и до пикета 917 порубочные остатки уложены у стены леса и за полосой отвода трассы «СЕГ-II»;

2. На пикете 911 с правой стороны от трубы газопровода за полосой отвода используемой трассы «СЕГ-II» порубочные остатки уложены в созданные углубления, засыпаны грунтом и уплотнены проходами тяжелой строительной техники.

При проведении осмотра лесных участков Вещевского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес», актом осмотра объекта природопользования №2-2012 от 24.07.2012 зафиксировано следующее:

3. На лесных участках, расположенных в выделах 6, 7, 24, 25 квартала 170 Вещевского участкового лесничества Северо-Западного лесничества, между пикетами 8060 и 8068 трассы газопровода «СЕГ-II», за полосой отвода трассы газопровода отдельными участками, уходящими вглубь лесного массива, созданы искусственные углубления до 1 метра, в которые размещены (свалены) камни-валуны, металлическая стружка, пни и порубочные остатки деревьев. Также на данных участках повреждены до прекращения степени роста деревья породы ель в количестве 5 шт.

4. На лесных участках в выделах 25, 26 квартала 168 Вещевского участкового лесничества Северо-Западного лесничества, за полосой отвода трассы «СЕГ-II» обустроен склад неокоренной древесины хвойной породы (штабель) на площади около 420 метров кв.

5. На лесном участке, расположенном в выделе 16 квартал 168 Вещевского участкового лесничества Северо-Западного лесничества, за полосой отвода трассы газопровода «СЕГ-II» на почве размещен склад камней-валунов на площади 80 кв.м.

При проведении осмотра лесных участков Красносельского участкового лесничества Рощинского лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес», актом осмотра объекта природопользования №4-2012 от 10.07.2012 зафиксировано следующее:

6. На лесном участке, расположенном в квартале 48 выдел 26 Красносельского участкового лесничества Рощинского лесничества, за пределами арендуемой полосы отвода трассы «СЕГ-П», с левой стороны при движении от пикета 836 к пикету 837 вдоль трассы газопровода «СЕГ-П», на почвенном покрове навалом размещены отходы веток, сучьев, корчевания пней.

7. На лесном, участке, расположенном в квартале 48 выдел 26 Красносельского участкового лесничества Рощинского лесничества, за пределами полосы отвода арендуемого лесного участка, на площади 15х10 метров размещены два вагончика-бытовки, рядом на почвенном покрове размещена тара из. под нефтепродуктов (канистры, бочки). Также на данном лесном участке, за пределами границ отвода, уничтожен естественно возобновившийся подрос сосны из вырубки 2007 года, обустроена лежневая дорога, размещены трубы и древесные отходы (ветви, сучья).

8. На лесных участках, расположенных с левой стороны по ходу движения от пикета 837 к пикету 840 (между ними), за полосой отвода трассы «СЕГ-II» на почве размещены отходы сучьев, ветвей, корчевания пней.

9. На лесных участках, расположенных между пикетами 840 и 842, 859 и 862, 871 и 873 трассы газопровода «СЕГ-П», за пределами полосы отвода трассы газопровода, отдельными участками размещена (складирована) древесина общим объемом около 250-300 куб. метров, предположительно заготовленная для обустройства лежневой дороги вдоль трассы «СЕГ-II».

Выявленные нарушения зафиксированы в актах осмотра природопользования №1-2012 от 03.07.2012, №2-2012 от 24.07.2012, №4-2012 от 10.07.2012.

04.09.2012 Роспотребнадзором вынесено определение о возбуждении дела №16-43/2012 от 04.09.2012 об административном расследовании в ходе которого установлено следующее.

Заказчиком (застройщиком) работ по строительству объекта капитального строительства «Северо-Европейский газопровод. Участок Грязовец - Выборг. II нитка» на территории Ленинградской области является ООО «Газпром инвест Запад». Генеральным подрядчиком является ООО «СТРОГАЗМОНТАЖ», генеральным субподрядчиком выступает ОАО «Ленгазспецстрой».

Согласно договору субподряда №ЛГСС-СЕГП-С7 от 24.05.2011 заключенному между ОАО «Ленгазспецстрой» (субподрядчик) и ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» (субсубподрядчик), а также разрешения на право производства работ от 03.10.2011 и от 14.10.2011, переданного от ОАО «Ленгазспецстрой» субсубподрядчику, комплекс строительно-монтажных работ на участке «км 780 - км 817,7» строительства объекта «Участок км 728. - км 917» в составе стройки «Северо-Европейский газопровод. Участок Грязовец — Выборг, II нитка» (далее - «СЕГ- II»), в том числе на землях Красносельского, Черкасовского и Цвелодубовского участковых лесничеств, производит ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой».

В соответствии с приложением №1 «Ведомость объемов работ» и № 3 «График производства работ» указанного договора субподряда, в перечень передаваемых ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» строительно-монтажных работ входят подготовительные работы расчистка от лесорастительности с утилизацией пней и порубочных остатков деревьев, устройство временных вдольтрассовых проездов с последующим демонтажем и утилизацией), другие земляные работы.

ОАО «Ленгазспецстрой» в ответ на определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении № 16-033/2012-3 от 03.08.2012 представила ведомость привязки километража трассы к пикетажу объекта «Участок км 511 - км 917» в составе стройки «СЕГ- II».

В соответствии с ведомость привязки километража трассы к пикетажу, участок, переданный ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» (субсубподрядчик) на основании договора субподряда №ЛГСС-СЕГII-С7 от 24.05.2011 для производства строительно-монтажных работ, ограничивается пикетами 800 и 8295 трассы газопровода.

В соответствии с пунктом 6.26 договора субподряда № ЛГСС-СЕГII-С7 от 24.05.2011, отходы, образовавшиеся в процессе выполнения работ по договору и подлежащие размещению и/или утилизации в специально отведенных местах, переходят в собственность субсубподрядчика в момент образования. Субсубподрядчик самостоятельно решает вопрос вывоза отходов и размещение и/или утилизации. Пункт 6.32 обязывает субсубподрядчика осуществлять в процессе производства работ и по завершении работ окончательную уборку всей строительной площадки от отходов строительства в границах землеотвода и прилегающей к ней 50-ти метровой зоне, их погрузку, вывоз, размещение и утилизацию в соответствии с проектным решением.

Согласно статье 4 «Порядок приемки работ и условия платежей» договора субподряда № ЛГСС-СЕГП-С7 от 24.05.2011, заключенного между ОАО «Ленгазспецстрой» (субподрядчик) и ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» (субсубподрядчик), приемка выполненных работ субподрядчиком производится на основании актов выполненных субсубподрядчиком работ.

Факт проведения ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» подготовительных (в том числе расчистка полосы строительства от лесорастительности), земляных и других строительно-монтажных работ на участке «км 780 – км 817,7» строительства объекта «Участок км 728 - км 917» в составе стройки «Северо-Европейский газопровод. Участок Грязовец - Выборг, II нитка» подтверждается актами о приемке выполненных работ в период 01.10.2011 по 30.06.2012, переданных ОАО «Ленгазспецстрой» в соответствии с условиями статьи 4 договора субподряда № ЛГСС-СЕГИ-С7 от 24.05.2011, согласно которых подготовительные работы выполнены в объеме 94,2 Га.

В соответствии с приложениями №1 «Ведомость объемов работ» и № 3 «График производства работ» договора субподряда №  ЛГСС-СЕГП-С7 от 24.05.2011, в перечень передаваемых ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» строительно-монтажных работ входят в том числе подготовительные работы, включающие в себя расчистку трассы газопровода от лесорастительиости с утилизацией пней и порубочных остатков деревьев, устройство временных вдольтрассовых проездов с последующим демонтажем и утилизацией.

С учетом изложенных обстоятельств, Росприроднадзор пришел к выводу о том, что ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» при производстве работ на участке «км 780 - км 817,7» строительства объекта «Участок км 728 - км 917» в составе стройки «Северо-Европейский газопровод. Участок Ерязовец - Выборг, II нитка» в Выборгском районе Ленинградской области, на лесных участках Красносельского, Цвелодубовского, Черкасовского участковых лесничества Рощинского лесничества (защитные леса), а также Вещевского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес», расположенных за полосой отвода трассы газопровода и в полосе строительства трассы газопровода, между пикетами 911 и 917, 8055 допустило размещение (хранении и захоронении) отходов производства и потребления с нарушениями правил санитарной безопасности в лесах, повлекшим загрязнение лесов отходами производства и потребления, чем нарушило: ч.1 ст. 34, ч.1. ч.3 ст.37. ч.1, ч.2 ст. 46. ч.1, ч.2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ч.1 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ; пункт 15 «Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов», утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 г. № 233; пункты 39, 42 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 №414.

Также Росприроднадзор пришел к выводу о том, что ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» при производстве подготовительных, земляных и иных работ на участке «км 780 - км 817,7» строительства объекта «Участок км 728 - км 917» в составе стройки «Северо-Европейский газопровод. Участок Ерязовец - Выборг, II нитка» в Выборгском районе Ленинградской области, на лесных участках Красносельского, Цвелодубовского, Черкасовского участковых лесничества Рощинского лесничества (защитные леса), а также Вещевского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала ЛОЕКУ «Ленобллес», расположенных за полосой отвода трассы газопровода «СЕЕ-П» между пикетами 910 и 913, 8055 и 8068, 8072 и 8076, а же в квартале 235 выдела 5, 13, 22 Черкасовского участкового лесничества Рощинского лесничества - филиала ЛОЕКУ «Ленобллес» (пикетажная разбивка отсутствует) допустило самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы на площади 4670 кв. метров, чем нарушило ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 №136-ФЗ; ч.1, ч.3 ст. 37. ч.1 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункт 15 «Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов», утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 № 233.

По факту выявленных нарушений Роспотребнадзором вынесено постановление о назначении административного наказания №16-043/2012, которым ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.8.31 КоАП РФ.

Постановлением-2 от 22.10.2012 №16-043/2012 о назначении административного наказания ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 25 000 руб. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.6 КоАП РФ.

Несогласие заявителя с указанными постановлениями послужило поводом для обращения в арбитражный суд.

В обоснование требований заявитель указал, что административным органом не установлена вина ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой». Общество не выполняло лежневые работы, не осуществляло каких-либо подготовительных либо земляных работ на пикетах, указанных в постановлениях. Все выполненные обществом работы переданы генеральному субподрядчику без замечаний. Перечисленные в оспариваемых постановлениях правонарушения могли возникнуть уже после сдачи выполненных обществом работ генеральному субподрядчику. Основанием для привлечения общества к административной ответственности послужили акты осмотра объекта природопользования, составленные Росприроднадзором в июле 2012 года, а именно: №1-2012 от 03.07.2012, №2-2012 от 24.07.2012, №4-2012 от 10.07.2012. Акты осмотра составлены в отсутствии представителей ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой», в связи с чем, заявитель был лишен возможности своевременно представить возражения. К производству работ общество приступило в октябре 2011 года. До начала работ ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» был заключен договор №00003515/01 от 01.08.2011 с ООО «Производственно-коммерческая фирма «Петро-Васт» на оказание услуг по вывозу отходов. Вывоз производственно-строительных отходов систематически производился, что подтверждается актами оказанных услуг. По мнению заявителя, административным органом не доказан факт перемещения плодородного слоя, организации свалок, а также выполнение каких-либо иных работ силами ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой». Заявитель полагает, что вывод о виновности ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» был сделан административным органом исключительно на основании данных, предоставленных ОАО «Ленгазспецстрой», в отношении которого первоначально было возбуждено административное дело. Кроме того, в июне 2012 (т.е. непосредственно перед осмотром объектов природопользования) ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» вообще не выполняло подготовительные работы, в результате которых могли образоваться древесные отходы. В то время как работы по корчевке пней, расчистке полосы строительства от порубочных остатков лесостроительности и кустарника, а также демонтажу временных вдольтрассовых проездов лежневого типа и другие работы по поручению ОАО «Ленгазспецстрой» выполняли иные субсубподрядные организации: ООО «СК «Невская Перспектива», ООО «ПетербургТранс-Строй», ЗАО «Энергострой». Все подготовительные работы ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» были завершены в мае 2012, в вышеперечисленными субсубподрядными организациями начаты в июне 2012 в той же самой полосе отвода, что подтверждается графиками производства работ. Заявитель просит признать вменяемое ему административное правонарушение малозначительным (ст.2.9 КоАП РФ) в силу того, что правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Росприроднадзор представил отзыв на заявление, в котором указал на то, что постановления являются законными и обоснованными. Факт проведения ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» подготовительных и лежневых работ, а также вина заявителя в совершении правонарушения подтверждается актами осмотра природопользования №1-2012 от 03.07.2012, №2-2012 от 24.07.2012, №4-2012 от 10.07.2012.

Актами осмотра объекта природопользования №1-2012 от 03.07.2012, №2-2012 от 24.07.2012 зафиксировано, что на лесных участках, используемых ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» для строительства газопровода «СЕГ-II» и расположенных за полосой отвода и в полосе отвода трассы газопровода, между пикетами 911 и 917, 8060 и 8068 размещены (хранятся навалом и захоронены) древесные отходы (ветви, сучья, корни, пни, отходы коры) и иные отходы производства и потребления (металлическая стружка, камни-валуны), что не соответствует условиям договора субподряда № ЛГСС-СЕГII-С7 от 24.05.2011 и вышеуказанной проектной документации, что является нарушением ч.1 ст. 34, ч.1 ст. 37 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Об охране окружающей среды».

Актами осмотра № № 1-2012 от 03.07.2012, № 2-2012 от 24.07.2012, № -2012 от 10.07.2012 зафиксировано, что неокоренная древесина (для лежневки) отдельными участками в объеме, превышающим 300 куб. метров размещена (хранится) на лесных участках, расположенных в полосе и за полосой отвода трассы газопровода «СЕГ- II», между пикетами 840 и 873, на пикете 911, и в выделе 25, 26 квартала 168 Вещевского участкового лесничества Северо-Западного лесничества (отсутствует пикетажная разбивка).

Актом осмотра объекта природопользования № 1-2012 от 03.07.2012 зафиксировано, что от автодороги №А122 до пикета 917, с правой стороны от трубы газопровода «СЕГ- II» порубочные остатки уложены у стены леса и за полосой отвода трассы газопровода.

Актами осмотра объекта природопользования № 1-2012 от 03.07.2012 №2-2012 от 24.07.2012 зафиксировано нарушение вышеперечисленных норм и правил, а именно на лесных участках, расположенных в полосе отвода трассы газопровода «СЕГ- II» и за полосой отвода, между пикетами 911 и 917, 8060 и 8068 размещены (хранятся навалом и захоронены) древесные отходы (ветви, сучья, отходы корчевания пней) и иные отходы производства и потребления (металлическая стружка, камни-валуны).

Актом осмотра объекта природопользования № 1-2012 от 03.07.2012 зафиксировано, что на лесных участках, расположенных за пределами полосы отвода трассы газопровода «СЕГ-П», на пикете 911, древесные отходы (порубочные остатки деревьев) уложены в созданные углубления, засыпаны грунтом и уплотнены проездами тяжелой строительной техники. Также Актом осмотра объекта природопользования № 4-2012 от 10.07.2012 зафиксировано, что на лесных участках, расположенных за полосой отвода трассы газопровода «СЕГ-П» между пикетами 8060 и 8068 отдельными участками созданы искусственные углубления до 1 метра, в которые размещены (свалены) древесные отходы (пни и порубочные остатки деревьев) и камни-валуны. Данные факты подтверждаются фотоматериалами.

Актами осмотра объекта природопользования № 1-2012 от 03.07.2012 №2-2012 от 24.07.2012 зафиксировано, что границы отведенных под строительство трассы газопровода «СЕГ-П» лесных (земельных) участков, используемых ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» для строительства газопровода «СЕГ- II» на пикете 911 и между пикетами 8060 и 8068, 8072 и 8076, а также в квартале 235 выдела 5, 13, 22 Черкасовского участкового лесничества Рощинского лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес» (пикетажная разбивка. отсутствует) были нарушены, а именно на отдельных участках был снят и перемещен плодородный слой почвы, что указывает на несоблюдение ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» при проведении подготовительных, земляных и иных работ на объекте строительства «СЕГ-II» на землях Рощинского и Северо-Западного лесничества ограничений, отраженных в вышеуказанной проектной документации, чем нарушается ч.1 ст. 37 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Актами осмотра объекта природопользования № 1-2012 от 03.07.2012 № 2-2012 от 24.07.2012 зафиксировано нарушение вышеперечисленных требований в области охраны окружающей среды, а именно на лесных участках Красносельского, Цвелодубовского, Черкасовского участковых лесничеств Рощинского лесничества (защитные леса), а также Вещевского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес», расположенных за полосой отвода трассы газопровода «СЕГ-II» между пикетами 910 и 913, 8055 и 8068, 8072 и 8076, а также в квартале 235 выдела 5, 13, 22 Черкасовского участкового лесничества Рощинского лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес» (пикетажная разбивка отсутствует), отдельными участками снят и перемещен плодородный слой почвы, и, на отдельных участках уничтожена до прекращения степени роста древесно-кустарниковая растительность.

Также Росприроднадзор указал на то, что заявитель надлежащим образом был извещен о времени и дате составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления. Оснований для отмены постановление не имеется.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующему.

Частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрено, что самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются отношения в области охраны земель (почв). Предмет - земли (земля) - природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в виде действий по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке, в целях облегчения доступа к запасам полезных (в том числе общераспространенных) ископаемых, в ходе строительства - для освобождения площадок и т.п. плодородного слоя почвы. Цели действий и способы (вручную, транспортом и т.п.) для квалификации деяния значения не имеют: важно установить факт перемещения и отсутствие разрешения на него.

Часть 3 статьи 8.31 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 2 статьи 8.31 настоящего Кодекса (загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса), совершенные в защитных лесах и на особо защитных участках лесов.

Объектом правонарушения являются отношения в области охраны земель (почв). Предмет - земли (земля) - природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека.

Объективная сторона правонарушения может выражаться в засорении леса, т.е. размещении на территории лесных участков отходов производства и потребления путем создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора.

Субъектами указанных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена вышеприведенными положениями КоАП РФ, являются граждане, должностные лица и юридические лица, осуществляющие деятельность по использованию лесов.

Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся зеленые зоны, лесопарки.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в частности, по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Согласно ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Пунктом 19 Приложения N 6 к Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденным Приказом Минприроды Российской Федерации N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 под плодородным слоем почвы понимается верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ч. 1 ст. 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 46 Закона об охране окружающей среды, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

На основании ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется, в том числе, установление санитарных требований к использованию лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 №414 (далее Правила санитарной безопасности в лесах).

Согласно п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Согласно пункту 39 указанных Правил - при использовании лесов не допускается загрязнение почвы отходами производства и потребления.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В порядке ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ст.26.3 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, прежде всего, протоколом об административном правонарушении.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Таким образом, исследование вопроса о наличии события административного правонарушения, о вине лица, привлеченного к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Как выявлено административным органом, установлено судом и подтверждается материалами дела, основанием для привлечения ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» к административной ответственности по ч.1 ст.8.6 и ч.3 ст.8.31 КоАП РФ послужили выводы Росприроднадзора о том, что ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» при производстве подготовительных и лежневых работ на лесных участках допустило нарушения в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований, выразившиеся в самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы, а также в размещении, (хранении и захоронении) древесных отходов, порубочных остатков деревьев (стволы, ветви, пни) и иных отходов производства (металлическая стружка, тара из под нефтепродуктов), размещении (складировании) неокоренной древесины и уничтожении растительности до прекращении степени роста.

В качестве доказательств Росприроднадзор сослался на договор субподряда № ЛГСС-СЕГII-С7 от 24.05.2011, заключенный между ОАО «Ленгазспецстрой» (субподрядчик) и ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» (субсубподрядчик), разрешение на право производства работ от 03.10.2011 и от 14.10.2011, переданного от ОАО «Ленгазспецстрой» субсубподрядчику, на акты о приемке выполненных работ в период с 01.10.2011 по 30.06.2012, переданных ОАО «Ленгазспецстрой», а также на акты осмотра объекта природопользования, составленные Росприроднадзором в июле 2012 года, а именно: №1-2012 от 03.07.2012, №2-2012 от 24.07.2012, №4-2012 от 10.07.2012.

В соответствии с приложением №1 «Ведомость объемов работ» и № 3 «График производства работ» указанного договора субподряда, в перечень передаваемых ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» строительно-монтажных работ входят подготовительные работы расчистка от лесорастительности с утилизацией пней и порубочных остатков деревьев, устройство временных вдольтрассовых проездов с последующим демонтажем и утилизацией), земляные другие работы.

В соответствии с пунктом 6.26 договора субподряда № ЛГСС-СЕГII-С7 от 24.05.2011, отходы, образовавшиеся в процессе выполнения работ по договору и подлежащие размещению и/или утилизации в специально отведенных местах, переходят в собственность субсубподрядчика в момент образования. Субсубподрядчик самостоятельно решает вопрос вывоза отходов и размещение и/или утилизации. Пункт 6.32 обязывает субсубподрядчика осуществлять в процессе производства работ и по завершении работ окончательную уборку всей строительной площадки от отходов строительства в границах землеотвода и прилегающей к ней 50-ти метровой зоне, их погрузку, вывоз, размещение и утилизацию в соответствии с проектным решением.

Между тем, из материалов дела следует, работы по устройству временного технологического проезда лежневого типа, обществом вообще не выполнялись, что подтверждается актами о приемке выполненных работ (по форме КС-2) №1 от 31.10.2011, №2 от 30.11.2011, №3 от 31.12.2011, №4 от 31.01.2012, №5 от 29.02.2012, №6 от 31.03.2012, №7 от 30.04.2012, №8 от 31.05.2012, №9 от 30.06.2012 (л.д.28-34).

Также, ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» не выполняло подготовительные работы по расчистке от лесорастительности в июне 2012 года, т.е. в период непосредственно перед осмотром объектов природопользования, что следует из акта о приемке выполненных работ №9 от 30.06.2012 (л.д.50-52).

Более того, из материалов дела следует, что в период мая 2011 по июль 2012 года ОАО «Ленгазспецстрой» были заключены договоры субподряда на выполнение работ по подготовке полосы строительства на указанном участке, корчевке пней, расчистке полосы строительства от порубочных остатков лесорастительности и кустарника, устройство и демонтаж временных технологических проездов, в том числе устройство лежневых дорог на болотах, а также демонтажу временных вдольтрассовых проездов лежневого типа, с иными организациями, такими как ООО СК «Невская Перспектива», ООО «ПетербургТрансСтрой», ЗАО «Энергострой» (т.2 л.д.48-52)

Так, из договора субподряда от 16.05.2011 с ООО «Строительная компания «Невская Перспектива», из Приложения №1 к указанному договору следует, что в перечень работ включены такие работы, как подготовка полосы строительства на участке, корчевка пней, расчистка полосы строительства от порубочных остатков лесорастительности и кустарника, захоронение порубочных остатков на спецплощадках ТБО, устройство лежневых дорог.

Согласно дополнительному соглашению №1 от 20.03.2012 к договору субподряда от 18.01.2012, заключенному ОАО «Ленгазспецстрой» с ООО «ПетербургТрансСтрой», следует, что в график работ на 2012 год включены такие виды работ, как устройство временных вдольтрассовых проездов лежневого типа на участке км 808,8 – км817,7, демонтаж и утилизация временных вдольтрассовых проездов лежневого типа на участке км 808,8 – км817,7.

Согласно дополнительному соглашению №2 от 15.05.2012 к договору субподряда от 05.05.2012, заключенному ОАО «Ленгазспецстрой» с ЗАО «Энергострой», следует, что в график работ на 2011 и 2012 годы были включены такие виды работ, как устройство лежневых дорог.

Таким образом, представленные доказательства подтверждают доводы заявителя о том, что в период июнь-июль 2012 года деятельность, связанная с подготовительными работами, в результате которых могли образоваться древесные отходы, ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» не осуществлялась, работы по устройству временного технологического проезда лежневого типа, обществом не выполнялись вообще, ни в 2011, ни в 2012 году.

На основании части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Статьей 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу.

В оспариваемых постановлениях и в протоколе об административном правонарушении указано, что заявителем - ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой»:

при производстве работ на участке «км 780 - км 817,7» строительства объекта «Участок км 728 - км 917» в составе стройки «Северо-Европейский газопровод. Участок Ерязовец - Выборг, II нитка» в Выборгском районе Ленинградской области, на лесных участках Красносельского, Цвелодубовского, Черкасовского участковых лесничества Рощинского лесничества (защитные леса), а также Вещевского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес», расположенных за полосой отвода трассы газопровода и в полосе строительства трассы газопровода, между пикетами 911 и 917, 8055 допустило размещение (хранении и захоронении) отходов производства и потребления с нарушениями правил санитарной безопасности в лесах, повлекшим загрязнение лесов отходами производства и потребления,

при производстве подготовительных, земляных и иных работ на участке «км 780 - км 817,7» строительства объекта «Участок км 728 - км 917» в составе стройки «Северо-Европейский газопровод. Участок Ерязовец - Выборг, II нитка» в Выборгском районе Ленинградской области, на лесных участках Красносельского, Цвелодубовского, Черкасовского участковых лесничества Рощинского лесничества (защитные леса), а также Вещевского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала ЛОЕКУ «Ленобллес», расположенных за полосой отвода трассы газопровода «СЕЕ-П» между пикетами 910 и 913, 8055 и 8068, 8072 и 8076, а же в квартале 235 выдела 5, 13, 22 Черкасовского участкового лесничества Рощинского лесничества - филиала ЛОЕКУ «Ленобллес» (пикетажная разбивка отсутствует) допустило самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы на площади 4670 кв. м.

Между тем, суд пришел к выводу о недоказанности административным органом факта перемещения плодородного слоя, организации свалок, а также выполнение каких-либо иных работ силами ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой».

Административным органом не представлены надлежащие доказательства нарушения в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований в проверяемый период, именно ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой».

Доказательства, на которые ссылается административный орган, не подтверждают факт осуществления указанной деятельности именно ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой». Наоборот, представленные доказательства, в том числе договоры субподряда с ЗАО «Энергострой», ООО «ПетербургТрансСтрой», ООО «Строительная компания «Невская Перспектива», свидетельствуют о вероятности выполнения субподрядных работ иными организациями.

Кроме того, заявителем представлены доказательства того, что вывоз производственно-строительных отходов в период с октября 2011 года по июль 2012 года систематически производился ООО «Производственно-коммерческая фирма «Петро-Васт». ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» был заключен с ООО «Производственно-коммерческая фирма «Петро-Васт» договор от 01.08.2011 на оказание услуг по вывозу отходов. Указанное обстоятельство подтверждается актами сдачи-приемки оказанных услуг от 31.12.2011, от 31.03.2012, от 31.05.2012, от 30.06.2012 (т.2 л.д.4-10).

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что факт совершения правонарушения заявителем, материалами дела не подтверждается.

В действиях (бездействии) заявителя вина в совершении правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 8.6, ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ не усматривается. Сомнения в виновности заявителя носят неустранимый характер, и в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ толкуются судом в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. Основания для привлечения ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» к административной ответственности у административного органа отсутствовали.

Суд считает необходимым отметить, что установление и конкретизация противоправных и виновных действий либо бездействия на стадии обжалования постановления о привлечении к административной ответственности, является недопустимым, поскольку это противоречит принципам административного производства. Вопросы, связанные с установлением данных, сбором доказательств, на основании которых устанавливаются событие правонарушения и виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть разрешены административным органом до вынесения постановления, что обусловлено требованиями ст. ст. 1.6, 2.1, 4.1-4.3, 24.1, 26.1-26.3, 28.2, 29.10 КоАП РФ.

В оспариваемых постановлениях не исследован вопрос о наличии причинно-следственной связь между действиями (бездействием) общества и нарушениями требований законодательства; обстоятельства, указывающие на вину лица, привлекаемого к ответственности, административным органом не изложены.

Приведенные в оспариваемых постановлениях доводы о признании общества виновным в совершении административных правонарушений, суд считает необоснованными, поскольку в постановлениях не содержится неопровержимых доказательств нарушения охраны окружающей среды и природоохранных требований на спорном лесном участке, именно ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой».

Административный орган не доказал наличие события административного правонарушения в действиях (бездействии) ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» в самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы, а также в размещении, (хранении и захоронении) древесных отходов, порубочных остатков деревьев (стволы, ветви, пни) и иных отходов производства (металлическая стружка, тара из под нефтепродуктов), размещении (складировании) неокоренной древесины и уничтожении растительности до прекращении степени роста.

Из анализа содержания оспариваемых постановлений суд пришел к выводу, что административным органом не представлено доказательств того, что выявленные нарушения совершены в результате деятельности заявителя, а не в результате деятельности иных организаций, выполнявших аналогичные виды работ.

Кроме того, указанные в оспариваемых постановлениях правонарушения могли возникнуть уже после сдачи выполненных обществом работ генеральному субподрядчику.

В ходе производства по делу административный орган не исследовал вопрос вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения, имелась ли у общества при наличии обязанности возможность соблюдения требований нормативных правовых актов, за нарушение которых административный орган привлекает заявителя к административной ответственности, и были ли приняты заявителем все зависящие от него меры по их соблюдению.

В постановлениях по делу об административном правонарушении не нашло отражение, в чем выразилась вина заявителя, какие действия он должен был совершить, но не совершил, следовательно, суд пришел к выводу, что вопрос вины общества административным органом не исследовался и не устанавливался. Ссылка на доказательства, устанавливающие вину общества, не свидетельствует о разрешении данного вопроса административным органом.

Оспариваемое постановление содержит только описание события правонарушения, но причинно-следственная связь между действиями общества и нарушениями требований законодательства не установлена.

Суд полагает, что вина ЗАО «БлокТрубоПроводСтрой» в совершении вменяемого ему административного правонарушения административным органом не доказана. В связи с чем, не доказанным является наличие в действиях заявителя и состава административного правонарушения.

С учетом изложенного, суд считает, что административным органом не доказано наличие в действиях заявителя административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст.8.31 и ч.1 ст.8.6 КоАП РФ, что является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 211 АПК РФ установлено, что если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, а также отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо изменении решения.

С учетом изложенного, постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо – Западному федеральному округу, г. Санкт - Петербург от 22.10.2012 №16-043/2012 признаются судом незаконными, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 8.6 ч.1, ст.ст. 8.31 ч.3, 30.1 - 30.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными и отменить постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо – Западному федеральному округу, г. Санкт - Петербург от 22.10.2012 №16-043/2012 о назначении административного наказания, вынесенные в отношении Закрытого акционерного общества «БлокТрубоПроводСтрой», г. Ижевск.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья Л.Ф. Мосина