ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-14346/20 от 05.03.2021 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск

15 марта 2021 года

Дело № А71- 14346/2020  

Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2021 года

Полный текст решения изготовлен 15 марта 2021 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Берестовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЭкспрессАвто» г.Ижевск к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике г.Ижевск о признании незаконными предписания от 29.10.2020 и постановления от 11.12.2020,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: адвоката Новичкова В.Ю. по доверенности от 11.01.2021;

от ответчика: Карпова А.В. по доверенности от 30.12.2020, Носова В.И. по доверенности от 30.12.2020

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЭкспрессАвто» (далее ООО «ЭкспрессАвто», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике г. Ижевск (далее Управление Росгвардии по Удмуртской Республике, Управление, ответчик) о признании незаконным предписания об устранении причин и условий, способствующих нарушению правил оборота оружия от 29.10.2020.

Заявление принято судом к производству с присвоением делу №А71-14346/2020.

Общество с ограниченной ответственностью «ЭкспрессАвто» (далее ООО «ЭкспрессАвто», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике г. Ижевск о признании незаконным постановления №18 ЛРР 5662 251120 210027 об административном правонарушении от 11.12.2020.

Определением суда от 12.01.2021 заявление принято судом к производству в порядке упрощенного производства с присвоением делу №А71-16744/2020.

На основании части 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.02.2021 дела №№А71-14346/2020 и А71-16744/2020 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А71-14346/2020.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлениях, объяснениях, дополнении, пояснениях (т. 1 л.д.3-4, 23-32, 82-84, 95-97).

Ответчик заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзывах на заявления (т.1 л.д. 36-43, 109-114).

Из материалов дела следует, что 21.10.2020 в 15 час. 00 мин. сотрудниками ОЛРР ОВРО Управления Росгвардии по Удмуртской Республике в ходе проведения проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов к нему, в ООО «ЭкспрессАвто» по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Славянское шоссе, д.0/13, выявлены нарушения правил оборота оружия, в именно:

- в нарушение требований ст. 25 Федерального закона от 13.12.1996 № 150 - ФЗ «Об оружии» (далее - ФЗ «Об оружии»); п. 50 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ № 814 от 21.07.1998 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (далее - Правила); п. 168 Инструкции по организации работы ОВД по контролю, за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ утвержденной Приказом МВД России №288 от 12.04.1999 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814» (далее - Инструкция), в описях в металлических сейфах и стеллаже не указываются виды хранящегося оружия;

- в нарушении требований ст. 25 ФЗ «Об оружии», п. 50 Правил, п.п. «а» п. 132, п. 146 Инструкции в книге учета наличия и движения поступающего, хранящегося и выдаваемого (проданного) оружия и патронов (per. № 5662-390 от 01.12.2017) под порядковым номером 342 07.10.2020 отсутствует подпись лица, проводившего проверку, а именно Бурова А.И.;

- в нарушении требований ст. 13.1 ФЗ «Об оружии», п.п. 5.5 п. 5 Требований к учету пуль и гильз, передаваемых в Федеральную пулегильзотеку, утвержденных Приказом МВД России от 31.05.2018 № 343, 05.06.2020 ООО «ЭкспрессАвто» (согласно Протокола контрольного отстрела оружия № 1 от 05.06.2020), провело контрольный отстрел после ремонта (замены ствола) гражданского спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом: «Биатлон-7-4», кал. 22 L.R., Н09630123; «Биатлон-7-2», кал. 22 L.R., № ОК-166; «Биатлон-7-4», кал. 22 L.R., № 08004032, принадлежащих Бюджетному учреждению Удмуртской Республики «Специализированная спортивная школа олимпийского резерва по биатлону» (далее — БУ УР «ССШОР по биатлону»), юридический адрес Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Клубная, д. 64, корпус 2, отправив контрольные пули и гильзы в Федеральное государственное казенное учреждение «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ФПСУ ЭКЦ МВД России) по адресу г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 5, тогда как отправить нужно в региональное экспертно-криминалистическое подразделение (далее — региональное ЭКП) — экспертно -криминалистический центр МВД по Удмуртской Республике (далее - ЭКЦ МВД по УР).

- в нарушении требований ст. 6, ст. 18 «Об оружии», п. 4, п. 98, п. 100, п. 102 Правил продажи отдельных видов товаров перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, а также п.5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612, 19.10.2020 ООО «ЭкспрессАвто» по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Славянское шоссе, д.0/13 продано гражданское спортивное пневматическое оружие винтовка «Юниор-2Б» калибр 4,5 мм. № К1855301105 (сертификат соответствия № РОСС RU С-RU.Г.Ф01.В.00911/20 от 23.01.2020), гражданке Рыбкиной Ирине Юрьевне, проживающей по адресу: Новосибирская область.  Предлагаемые для продажи оружие и патроны должны быть размещены в торговом зале, иметь ярлыки с указанием наименования, марки, модели, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики, тогда как предлагаемое для продаже оружие не было размещено в торговом зале ООО «ЭкспрессАвто», а также исходя из пояснений гражданки Рыбкиной Ирины Юрьевны гражданское спортивное пневматическое оружие винтовка «Юниор-2Б» калибр 4,5 мм. № К1855301105 отправлено через транспортную компанию в Новосибирскую область, г. Новосибирск. В момент продажи гражданка Рыбкина Ирина Юрьевна в Удмуртской Республике, г. Ижевск не находилась, в книге учета  продаж оружия и патронов ООО «ЭкспрессАвто» (рег № 5662-389 от 01.12.2017) не расписывалась.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов  от 21.10.2020, в котором также содержатся предложения по устранению выявленных нарушений, а именно, привести в соответствие с законодательством Российской Федерации (т. 1 л.д. 118-120).

По факту выявленных нарушений заявителю выдано предписание об устранении причин и условий, способствующих нарушению правил оборота оружия от 29.10.2020 №5662/341, которым предписано устранить указанные нарушения в срок до 27.11.2020 (т. 1 л.д. 18-19).

Уведомлением от 11.11.2020 Общество извещалось о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, которое было директором общества Анисимовой Н.Ю. 29.10.2020 (т.1 л.д.122), а также получено обществом посредством Почты России 18.11.2020, что подтверждается информацией с официального сайта Почта России (т.1 л.д.123-125).

По факту выявленных нарушений должностным лицом Управления Росгвардии по Удмуртской Республике в отсутствие законного представителя общества, уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола, составлен протокол от 25.11.2020 № 18 ЛРР 5662 251120 210027 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ. Копия протокола, содержащая время и дату рассмотрения материалов дела была направлена в адрес ООО «ЭкспрессАвто»  и получена обществом 03.12.2020, что подтверждается информацией с официального сайта Почта России (т.1 л.д.130).

Уведомлением от 25.11.2020 Общество извещалось о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, которое было получено последним 03.12.2020, согласно информации с официального сайта Почта России (т.1 л.д.131-133).

Постановлением Управления Росгвардии по Удмуртской Республике от 11.12.2020 №18 ЛРР 5662 251120 210027 в отсутствие законного представителя общества, за допущенное нарушение ООО «ЭкспрессАвто»  привлечено к ответственности по ч.1 ст. 20.8 КоАП РФ в виде предупреждения.

Полагая, что выданное предписание от 29.10.2020 и вынесенное постановление об административном правонарушении от 11.12.2020 являются незаконными, нарушают права и законные интересы общества, ООО «ЭкспрессАвто»  обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлениями.

В обоснование заявленных требований общество указало, что  ООО «ЭкспрессАвто» является производителем и продавцом своего оружия на основании бессрочной лицензии №14609-ПО от 05.04.2017, выданной Минпромторгом России. Производимое и продаваемое обществом оружие-это гражданское пневматическое  оружие кал. 4,5 мм., дульной энергией не более 7,5 Дж. Винтовка «Юниор-2Б» не является лицензируемым оружием и продается на территории Российской Федерации без каких-либо ограничений для покупателей. У общества имеется комната хранения оружия, демонстрационный стенд для демонстрации образцов оружия с их описанием и документацией, ведется учет проданного оружия. Следовательно, при наличии демонстрационного стенда с предлагаемыми образцами оружия, юридическое лицо имеющее лицензию на производство оружия имеет право продавать оружие физическим лицам на своей территории без организации отдельного торгового зала. В данном случае, покупатель заключил с обществом договор поставки от 13.10.2020 №30 (по счету №35 от 13.10.2020), в непосредственное оформление поставки товара произведено покупателем через представителя по доверенности. Следовательно, продажа не была произведена дистанционным способом.

Также, по мнению заявителя, требования пункта 102 Постановления Правительства  РФ  №55 от 19.01.1998 обществом не нарушены, а Указ Президента РФ от 22.02.1992 №179 не распространяется на производство продукции, относящейся к гражданскому оружию.

Кроме того, заявитель ссылается на процессуальные нарушения при проведении внеплановой проверки. 

Ответчик по существу заявленных требований возражал, указав на законность и обоснованность вынесенных предписания и постановления.  Факт правонарушения ООО «ЭкспрессАвто» выявленных правонарушений подтвержден и установлен Управлением Росгвардии по Удмуртской Республике в ходе проведенной проверки. Доводы заявителя считает несостоятельными и опровергнутыми представленными в материалы дела доказательствами. Проверка проведена Управлением Росгвардии по Удмуртской Республике в соответствии с Административным регламентом от 14.01.2020 №8 и согласно графику проверок, размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры. При этом, требования Закона №294-ФЗ на указанные проверки не распространяются, в связи с чем нарушений при проведении внеплановой проверки в отношении общества Управлением Росгвардии по Удмуртской Республике не допущено.

Оценив представленные по делу доказательства и доводы сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Заявителем оспариваются предписание в рамках главы 24 АПК РФ и постановление по делу об административном правонарушении в рамках главы 25 АПК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Подпунктом «б» пункта 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 157 установлено, что Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии) контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право, в том числе, производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений.

В соответствии с Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 30.09.2016 № 510 (далее Положение) Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

Росгвардия осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы управления оперативно-территориальных объединений, иные органы управления войск национальной гвардии и территориальные органы Росгвардии (п. 5 Положения).

В соответствии с требованиями пункта 24 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии» войска национальной гвардии уполномочены, в частности проверять места производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверять объекты, где они обращаются, места утилизации боеприпасов; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения ими гражданским, служебным или наградным оружием или его использования; согласовывать требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием; устанавливать порядок проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации, и участвовать в проверке таких знаний и навыков в этих организациях; проводить проверки мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; по результатам проверок выдавать гражданам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств; изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части к ним и специальные средства; ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные федеральным законодательством; участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V классов.

Административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия от 14 января 2020 года №8 (далее Административный регламент) определяет порядок осуществлении Росгвардией и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия.

В соответствии с п.п.19.5 п.19 Административного регламента осуществление государственного контроля (надзора) включает в себя административную процедуру - проверку обеспечения условий хранения (сохранности) оружия.

Согласно п.67.4 Административного регламента одним из оснований для проведения проверки является наступление срока проведения проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия у юридических лиц (один раз в полугодие).

Согласно графику проверок  наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов на 2 полугодие 2020 года, должностными лицами ОЛРР ОВРО проведена проверка обеспечения условий  хранения (сохранности) оружия и патронов Общества по адресу: Удмуртской Республика, г.Ижевск, ул. Славянское шоссе, 0/13, помещение №20.

При этом, положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в данном случае применению не подлежат, что также следует из письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11.02.2013 №76/2-121-2013.

Таким образом, оспариваемое предписание выдано полномочным органом, процессуальных нарушений при проведении проверки судом не установлено.

В силу статьи 1 Закона об оружии оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия - это производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 3 Закона об оружии к гражданскому спортивному оружию отнесено, в том числе пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж.

При этом в силу абзаца 1 статьи 18 Закона об оружии торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.

В рамках реализации полномочий, предоставленных статьей 25 названного Закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, и пунктом 8 постановления Министерству внутренних дел Российской Федерации предписано утвердить инструкцию о контроле органов внутренних дел за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

Такая инструкция была утверждена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814».

В соответствии с пунктом 6 Правил торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Согласно статье 16 Закона об оружии производство оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на производство, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Юридические лица, производящие оружие и патроны к нему, должны обеспечивать безопасность производства, контроль за производством, соответствующее качество выпускаемой продукции и ее сохранность.

В соответствии с абзацем 1 статьи 25 Закона об оружии правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 50 Правил № 814, учету в органах внутренних дел подлежат оружие и патроны, имеющиеся у юридических и физических лиц, независимо от их вида, типа, модели и источников поступления, за исключением оружия и патронов, имеющихся в государственных и военизированных организациях, а также оружия, регистрация которого не предусмотрена и патронов, приобретенных гражданами Российской Федерации к оружию, имеющемуся у них на законных основаниях на праве личной собственности.

Пункт 51 Правил № 814, предусматривает, что субъекты, имеющие право на приобретение оружия, указанные в пунктах 2 - 7 статьи 10 Федерального закона «Об оружии», и юридические лица, занимающиеся для выполнения своих уставных задач исследованием, разработкой, испытанием, изготовлением и художественной отделкой оружия и патронов к нему, а также испытанием изделий на пулестойкость, осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании настоящих Правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия.

 Согласно пункту 163 Инструкции № 288, оружие должно храниться юридическими лицами в сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах и ящиках, установленных в специально оборудованных помещениях, в разряженном состоянии, со спущенным курком, поставленным на предохранитель, чистым и смазанным, отдельно от патронов.

В соответствии с п. 168 Инструкции № 288 на каждый сейф, пирамиду, шкаф, стеллаж и ящик заводится опись, в которой указываются виды хранящегося оружия, его количество и номера, а также прикрепляется бирка с указанием названия и порядкового номера согласно описи помещения, наименования подразделения (юридического лица), в пользовании которого находится оружие, а также фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность оружия, и номера его печати или оттиска пломбира.

В силу пункта 142 Инструкции №288 в учетных документах сведения об оружии записываются с указанием его вида, типа, модели, калибра, номера, о патронах - дополнительно количество и номера партий изготовления.

Пунктом 146 Инструкции №288 предусмотрено, что в организациях проводятся ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах.

Сверки оружия проводятся комиссионно лицами, назначенными приказом руководителя юридического лица, а при необходимости - с участием сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы по месту учета оружия.

Перед проведением сверок в реестрах, книгах и журналах учета оружия и патронов подводятся итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов.

При отсутствии расхождений в результатах проведенных сверок в книгах учета оружия и патронов производятся отметки с указанием даты их проведения «Сверка проведена. Расхождений нет» и заверяются подписями лиц, проводивших проверку.

Пунктом 9 статьи 13.1 Закона об оружии определено, что контрольному отстрелу подлежит гражданское и служебное огнестрельное оружие с нарезным стволом принадлежащее юридическим лицам после проведения ремонта его основных частей, патронника, канала ствола, замены или механической обработки бойка ударного механизма, перед его передачей, продажей или дарением.

Порядок выдачи направления на проведение контрольного отстрела из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом и порядок организации проведения контрольного отстрела из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Требования к учету пуль и гильз, передаваемых в Федеральную  пулегильзотеку, утверждены Приказом МВД России от 31.05.2018 №343 (далее Требование).

В соответствии с п.5 Требований, региональные ЭКП осуществляют учет контрольных пуль и гильз, отстрелянных из зарегистрированного в соответствующем субъекте Российской Федерации оружия, в частности принадлежащего юридическим лицам после проведения ремонта основных частей оружия, патронника, канала ствола, замены или механической обработки бойка ударного механизма перед передачей оружия, продажей или дарением.

Согласно п.6 Требований КЦ МВД России осуществляет учет контрольных пуль и гильз, отстрелянных перед реализацией из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом, вновь изготовленного юридическими лицами - поставщиками и предназначенного для реализации на территории Российской Федерации.

Как было установлено судом, что общество имеет разрешение на хранение оружия и патронов к нему  серии РХИ № 0028093, выданное ЦЛРР Управления ФСВНГ России по Удмуртской Республике 12.03.2019 со сроком действия до 18.12.2022, а также лицензию  №14096-ПО от 05.04.2017, выданную Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, согласно приложению к лицензии на вид деятельности- разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия.

Наличие нарушений, отраженных в акте проверки от 21.10.2020 (т. 1 л.д. 118-120), проведенной с участием заместителя директора ООО «ЭкспрессАвто» Анисимова И.В., подписавшего указанный акт без каких-либо возражений, подтверждено материалами дела и заявителем не опровергнуто.

Факт нарушений ст.ст.6, 13.1, 18, 25 Закона об оружии, п.50 Правил оборота оружия, п.168, 132, 146 Инструкции №288, п.5 Требований  к учету пуль и гильз, п.п.4, 98, 100, 102 Правил продажи отдельных видов товаров, п.5 Правил продажи дистанционным способом подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, книгой учета продаж оружия и патронов, книгой учета наличия и движения поступающего, хранящегося и выдаваемого оружия и патронов, и заявителем документально не опровергнут.

Довод заявителя о том, что им выпускается и продается только гражданское оружие, достаточно указания только наименование оружия,  неуказание вида оружия в описях на металлических сейфах и стеллажах вменяется необоснованно, судом отклоняется,  поскольку наличие у общества одного вида оружия не освобождает заявителя от выполнения требований Инструкции № 288 в части указания установленных сведений.

Довод заявителя о том, что отсутствие 07.10.2020 в книге учета  наличия и движения оружия,  подписи Бурова А.И., проводившего проверку, вызвано нахождением Бурова А.И. в период времени с 05.10.2020 по 01.11.2020 на больничном листе, судом отклоняется. В материалы дела представлен листок нетрудоспособности (т.1 л.д. 33-34), вместе с тем, в ходе проверки данный документ не был представлен, что следует из отзыва Управления Росгвардии. Кроме того,Управление Росгвардии пояснило, что Буров А.И. работает по совместительству в ООО «Стрела» в должности заместителя директора по безопасности и режиму, 21.10.2020 в данной организации составлен акт списания патронов к гражданскому и служебному оружию, председателем комиссии является Буров А.И., что подтверждается его подписью в акте списания (т.1 л.д. 74).    

Довод заявителя о направлении контрольных пуль и гильз в пулегильзотеку ФГКУ ЭКЦ МВД РФ, а в ЭКЦ МВД по УР направляет собственник – БУ УР «ССШОР по биатлону», судом отклоняется.

 Учитывая, что общество произвело контрольный отстрел гражданского спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом: «Биатлон-7-4», кал. 22 L.R., Н09630123; «Биатлон-7-2», кал. 22 L.R., № ОК-166; «Биатлон-7-4», кал. 22 L.R., № 08004032, принадлежащих Бюджетному учреждению Удмуртской Республики «Специализированная спортивная школа олимпийского резерва по биатлону», после ремонта (замены ствола), что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о ремонте, описью оружия, представленного для контрольного отстрела, протоколом контрольного отстрела оружия №1 от 05.06.2020 (т.1 л.д. 63-67),  оснований для направления пуль и гильз в количестве 9 шт. в ЭКЦ МВД России не имелось.

Доводы заявителя об отсутствии продажи оружия дистанционным способом, об отсутствии розничной торговли оружием и о требовании наличия торгового зала, судом отклоняются.

Пунктом 9 Правил №814 установлено, что отношения, возникающие между продавцами и покупателями оружия и патронов по договору розничной купли-продажи, регулируются федеральным законодательством.

Из абзаца 2 части 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» следует, что Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55 также утверждены Правила продажи отдельных видов товаров.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 55 при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (далее именуется - разносная торговля) не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Согласно пункту 2 Правил № 612  продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Таким образом, продажа товаров дистанционным способом является осуществлением розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли.

Таким образом, продажа оружия вне стационарных мест торговли, а также дистанционным способом не допускается.

Довод заявителя о том, что продажа обществом проведена не дистанционным способом, а по договору поставки, судом отклоняется как опровергнутый представленными в материалами дела доказательствами, в частности, договором на перевозку от 15.11.2018 №25/18, актом приема-передачи, а также перепиской с покупателем (т.1 л.д. 61-62, 72-73).

Также отклоняется судом и довод общества о том, что необходимости в торговом зале не имеется, поскольку общество не осуществляет розничную торговлю, по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее Правила №55).

В соответствии с п. 4Правил №55 при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне торговых объектов путем непосредственного ознакомления покупателя с товаром: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах не допускается продажа оружия и патронов.

Согласно п. 98 Правил №55 предлагаемые для продажи оружие и патроны должны быть размещены в торговом зале, иметь ярлыки с указанием наименования, марки, модели, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики.

Факт осуществления ООО «ЭкспрессАвто» торговли в отсутствие торгового зала, подтверждается материалами дела, тем самым ООО «ЭкспрессАвто» нарушены требования п.п. 4, 98 Правил №55. Доказательств иного суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание Закону об оружии, положениям Инструкции №288,  Правилам об обороте оружия, выдано в целях устранения нарушений, наличие которых материалами дела подтверждается.

В нарушение ст.ст. 65, 200 АПК РФ заявителем не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов общества оспариваемым предписанием.

В силу ч.3 ст.201 АПК РФ  в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании вышеизложенного, основания для признания незаконным предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия от 13.01.2020 №5661/19 отсутствуют. 

Заявителем также оспаривается постановление Управления Росгвардии по Удмуртской Республике от 11.12.2020 №18 ЛРР 5662 251120 210027, в соответствии с которым ООО «ЭкспрессАвто» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 20.8 КоАП в виде предупреждения.

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 20.8 КоАП РФ нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Объективную сторону правонарушения образует нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Субъектом правонарушения являются должностные и юридические лица, ответственные за соблюдение вышеуказанных правил.

Факт нарушения заявителем вышеприведенных обязательных требований нормативных актов, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в частности протоколом об административном правонарушении от 25.11.2020 №18 ЛРР 5662 251120 210027, фотоматериалами, книгой учета наличия и движения, хранящегося и выдаваемого оружия и патронов  ООО «ЭкспрессАвто», перепиской с покупателем и заявителем по существу не опровергнут.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.

Подлежит отклонению судом  довод заявителя о том, что  производимое обществом гражданское пневматическое оружие не подлежит лицензированию, в связи, с чем не требуется его регистрация в контролирующем органе после приобретения, так как основан на неверном толковании норм права.

Довод заявителя о том, что производимое гражданское пневматическое оружие не является лицензируемым оружием и продается на территории Российской Федерации без каких-либо ограничений для покупателей, также подлежит отклонению судом.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалы дела Обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.

Вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, административным органом установлена, доказана и ООО «ЭкспрессАвто» не оспаривается.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо извещено надлежащим образом.

Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Административное наказание ООО «ЭспрессАвто» по ч.1 ст. 20.8 КоАП РФ назначено административным органом с учетом  положений ст. 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с абзацем 3 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.04.2004 № 10 в редакции от 20.11.2008, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Таким образом, нормы о малозначительности правонарушения применяются в исключительных случаях и независимо от состава административного правонарушения. Применение названных норм является правом, а не обязанностью суда и осуществляется с учетом конкретных обстоятельств дела.

Оснований для квалификации конкретных обстоятельств дела как исключительных суд не усматривает.

По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Наступление существенной опасности охраняемым отношениям при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом бездействия.

Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

С учетом изложенного, оснований для освобождения общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

На основании вышеизложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание Управления Росгвардии по Удмуртской Республике об устранении причин и условий, способствующих нарушению правил оборота оружия от 29.10.2020, постановление Управления Росгвардии по Удмуртской Республике №18 ЛРР 5662 251120 210027 об административном правонарушении от 11.12.2020  являются законными и обоснованными. 

В удовлетворении требований  ООО «ЭкспрессАвто»   следует отказать в полном объеме.

С учетом принятого решения согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по обжалованию предписания относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  Арбитражный суд Удмуртской Республики

р е ш и л :

В удовлетворении заявлений  Общества с ограниченной ответственностью «ЭкспрессАвто» г.Ижевск о  признании незаконными предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике об устранении причин и условий, способствующих нарушению правил оборота оружия от 29.10.2020, постановления Управления Росгвардии по Удмуртской Республике №18 ЛРР 5662 251120 210027 об административном правонарушении от 11.12.2020, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд  г. Пермь в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.        

Судья                                                          Т.С. Коковихина