АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru; е-mail: info@udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск
Дело №А71-14514/2017
12 октября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 5 октября 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 12 октября 2017 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи
З.Ш. Валиевой при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания И.В. Шемякиной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Удмуртской Республике" г. Ижевск
к Управлению пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики гор. Ижевск
об оспаривании решения № 019S19170005669 от 20.07.2017 г.,
в присутствии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1 по доверенности № 35 от 16.12.2016,
от ответчика: ФИО2 по доверенности № 22533/09-24 от 24.09.2015,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Удмуртской Республике" (далее – ФКУЗ «МСЧ МВД России по Удмуртской Республике», учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решений Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики (далее – Пенсионный фонд, Управление) № 019S19170005669 от 20.07.2017 г. в полном объеме.
Суд, в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ, с согласия представителей сторон, с учетом п. 7 определения суда от 04.09.17. о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении предварительного судебного заседания, признал дело подготовленным, завершил предварительное судебное заседание и, открыв судебное заседание, продолжил рассмотрение дела по существу, в порядке ст.ст. 136, 137, 156 АПК РФ.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме. Заявитель отмечает, что 4 мая 2017 года ФКУЗ «МСЧ МВД России по Удмуртской Республике» направило отчет по форме СЗВ-М с пустым файлом в связи с технической ошибкой, обусловленной программным продуктом 1С, либо некачественной услугой провайдера. Субъективная сторона (вина) и объективная сторона (бездействие) правонарушителя у учреждения отсутствует, все действия по исполнению Постановления Правления ПФР от 7 декабря 2016 г. № 1077п были выполнены своевременно и в полном объеме. Информация о направлении пустого файла в период с 04.05.2017 по 16.05.2017 в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Удмуртской Республике» не поступала. Умысла отправить пустой файл не было. Данная ситуация возникла впервые, отсутствует систематический характер, обусловлена технической ошибкой либо действиями третьих лиц. Учреждением были приняты все меры по своевременному предоставлению сведений по форме СЗВ-М. Срок задержки в 2 дня является незначительным. Общественно опасных последствий, финансовых потерь для бюджетной и внебюджетной системы федерального, республиканского, муниципального уровня задержка предоставления страхователем сведений не повлекла. Заявитель занимается социально значимой деятельностью. Источников дохода, кроме бюджета РФ, в хозяйственно-коммерческих объемах у учреждения нет. Обстоятельств, отягчающих ответственность, согласно решению не выявлено.
Пенсионный фонд против удовлетворения требований заявителя возражает, указывая, что ФКУЗ «МСЧ МВД России по Удмуртской Республике» нарушил сроки представления отчетности по форме СЗВ-М за апрель 2017 года. Довод заявителя о допущенном нарушении по технической причине не может быть принят, так как Федеральным законом № 27-ФЗ предусмотрена обязанность предоставления отчетности за апрель в течение 15 календарных дней для всех страхователей без исключения. Заявителю ничто не препятствовало исполнить обязанность своевременно. Довод заявителя об отсутствии умысла подлежит отклонению, поскольку правонарушение квалифицируется как незаконное бездействие, выразившееся в уклонении от исполнения соответствующей обязанности. Доводы заявителя основаны на неверном толковании норм законов, регулирующих правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования и персонифицированного учета. Довод заявителя о том, что учреждение занимается социально значимой деятельностью, финансируется из бюджета РФ, не может быть принят во внимание, поскольку обязанность представления отчетности распространяется на все организации, независимо от формы и источников финансирования. Довод о применении позиции Конституционного суда, выраженной в Постановлении от 19.01.2017 № 2-П не может быть принят, поскольку с 01.01.2017 нормы Федерального закона № 212-ФЗ не применяются, обязанность предоставления отчетности по форме СЗВ-М предусмотрена нормами Федерального закона № 27-ФЗ, которым на страхователей возложена обязанность ежемесячно представлять отчетность о застрахованных лицах. Заявителю ничто не препятствовало организовать работу по достоверному и своевременному представлению формы СЗВ-М, страхователь не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства, в результате чего не принял все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства. Доказательств несоответствия оспариваемого решения управления закону, а также то, что данным решением нарушены права и законные интересы учреждения со стороны не представлено. Все доводы заявителя были предметом рассмотрения акта камеральной проверки, им дана оценка в оспариваемом решении. Решение Управления от 20.07.2017 № 019S19170005669 законно и обосновано и оснований для признания его незаконным и уменьшения размера финансовых санкций не имеется.
Из представленных по делу доказательств, следует, что Управлением Пенсионного фонда проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п.2.2. ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ).
В ходе проверки установлено, что ответчик в нарушение п.2.2 ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ не представил до 15.05.2017 сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а именно сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М на 306 застрахованных лиц за апрель 2017 года. Фактически сведения представлены 17.05.2017. По результатам проверки Управлением Пенсионного фонда составлен акт от 05.06.2017 № 019S18170004607.
На основании материалов проверки Управлением Пенсионного фонда вынесено решение от 20.07.2017 № 019S19170005669 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 153000 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Несогласие заявителя с решением Управления Пенсионного фонда послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Законом № 27-ФЗ регламентирована правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии со статьей 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом. Этой же статьей страхователь наделен правом дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
На основании статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, в силу приведенных правовых норм страхователь обязан предоставлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах; за непредставление которых в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в установленный срок к страхователю применяются финансовые санкции.
Судом по материалам дела установлено, что 04.05.2017 в Управление Заявителем направлена отчетность страхователя за апрель 2017 года о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) на 0 лиц и 17.05.2017 - отчетность за апрель 2017 года формы СЗВ-М (дополняющая) на 306 лиц.
Согласно ст. 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пп. 34, 41, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (далее - Инструкция о порядке ведения учета сведений) в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем, либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
При этом формальный подход к наложению штрафа недопустим, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы (п. 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П, письмо от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ").
Закон № 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения учета сведений не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, корректировка данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчетности.
В соответствии с письмом Пенсионного фонда РФ от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ" если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.
Указанное письмо является действующим, не отменено, не изменено и по своей сути является указанием вышестоящего органа нижестоящему контролирующему органу.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что учреждение первоначально представило отчетность формы СЗВ-М (исходная) за апрель 2017 г. 04.05.2017, то есть в установленный срок (л.д. 74-76). Согласно протоколу проверки документ, сформированный 04.05.2017г., был принят, статус протокола - положительный.
В связи с выявлением Пенсионным фондом 15 мая 2017г. ошибки в поданных данных, 17.05.2017 учреждением направлены индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на 306 застрахованных лиц.
Осуществив проверку поданных индивидуальных сведений, Управление пришло к выводу о пропуске установленного для сдачи отчетности срока (не позднее 15.05.2017) в отношении 306 застрахованных лиц, в связи с чем, вынесло решение № 019S19170005669 от 20.07.2017 г. о привлечении учреждения к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 500 руб.
Между тем из буквального толкования разъяснений, данных в письме Пенсионного фонда Российской Федерации, судом установлено, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ст. 17 Закона № 27-ФЗ.
Таким образом, учитывая, что исходные сведения о застрахованных лицах за апрель 2017 года направлены Обществом в установленный п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений устранена должником путем направления корректирующих сведений, суд пришел к выводу о том, что у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем третьим ст. 17 Закона № 27-ФЗ.
Помимо этого, суд считает, что неполучение Управлением ПФР в полном объеме сведений по форме СЗВ-М связано с наличием обстоятельств, объективно не зависящих от страхователя.
Неполноту сведений, поступивших в Управление 04.05.2017, страхователь объясняет произошедшим техническим сбоем в работе программного обеспечения и перерывом доступа в сеть Интернет.
Данный факт подтверждается письмом ПАО «Ростелеком» № 15/3-10-307/2 от 03.05.2017 г., согласно которому 4 мая 2017 г. в связи с проведением профилактических регламентных работ на сети ПАО «Ростелеком» возможен разовый перерыв доступа в сеть интернет продолжительностью не более 5 минут с 13:00 до 17:00 по адресу <...>.
Письмом индивидуального предпринимателя ФИО3 от 18.05.2017 сообщено, что ошибка связана скорей всего с частичным разрушением информационной базы «1С Зарплата и кадры бюджетного учреждения. Ред. 1.0» (системный уровень). Действия пользователя, заполнявшего отчет в «1С Зарплата и кадры бюджетного учреждения. Ред. 1.0», скорей всего, были правильными.
Указанная справка выдана лицом, обслуживающим программный продукт страхователя, которым в электронном виде ведется бухгалтерский учет и в таком же виде формируются сведения, направляемые в органы контроля, в том числе в Управление.
Таким образом, произошедший технический сбой в работе программного обеспечения «1С Зарплата и кадры бюджетного учреждения. Ред. 1.0» и возможные в связи с этим неблагоприятные последствия подтверждены специалистом, обслуживающим программный продукт.
Управлением данный факт не опровергнут и в нарушение статьи 200 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих, что указанный сбой не повлек передачу сведений страхователя не в полном объеме.
Наличие события правонарушения и вины как необходимого элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что в данном случае страхователем были предприняты все необходимые и зависящие от него меры, направленные на исполнение обязанности по своевременному и полному предоставлению в электронном виде в Управление отчетности обо всех застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2017 года.
Более того, страхователь, узнав 17.05.2017 о том, что отчетность поступила не в полном объеме, в этот же день совершил необходимые действия по направлению в Управление сведений по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за апрель 2017 года на 306 застрахованных лиц. Информация о направлении пустого файла поступила заявителю только 17.05.2017г., поскольку 15 и 16 мая 2017г. проводились на ПЭВМ, подключенных к сети Интернет и информационным ресурсам МВД России, мероприятия по устранению и предотвращению заражения рабочих мест пользователей. Доступ к сети Интернет был включен 17 мая 2017г. Указанное обстоятельство подтверждается служебной запиской главного специалиста ОМ и ЛПО от 17 мая 2017г. и письмом министра МВД по Удмуртской Республике от 13 мая 2017г. №26/472 (л.д.82-83).
Поскольку неполнота направленных сведений связана с техническим сбоем и повреждениями в работе программного обеспечения, которые не могут быть поставлены в вину страхователю как возникшие по не зависящим от него причинам, и, учитывая принятые страхователем меры к полному предоставлению отчетности путем направления дополнительной отчетности 17.05.2017 в отношении 306 застрахованных лиц, суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае у Управления правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности на основании статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
При этом наличие препятствий, объективно не позволивших учреждению осуществить действия по предоставлению необходимых сведений, находящихся вне воли и желаний работников заявителя, свидетельствует об отсутствии вины ФКУЗ «МСЧ МВД России по Удмуртской Республике».
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Управления от 20.07.2017 №019S19170005669 подлежит признанию недействительным как несоответствующее Закону № 27-ФЗ и нарушающее права и законные интересы страхователя.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя в порядке ст. 201 АПК РФ Управление обязано устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1.Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики от 20.07.2017 №019S19170005669, вынесенное в отношении Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Удмуртской Республике», г. Ижевск.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики устранить нарушение прав и законных интересов Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Удмуртской Республике», г. Ижевск.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья З.Ш.Валиева