ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-14749/18 от 25.03.2019 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

        г. Ижевск                                                     Дело № А71-14749/2018

             01 апреля 2019 года                                                                                    

   Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2019 года.

   Полный текст решения изготовлен 01 апреля 2019 года.

            Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Н.Г.Яцинюк,  при составлении  протокола судебного заседания, ведении аудиозаписи секретарем судебного заседания О.В. Виноградовой, рассмотрев в  открытом судебном заседании  дело по иску

Общества с ограниченной ответственностью «АРЕАЛ», с. Завьялово УР (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Администрации муниципального образования «Завьяловский район», с. Завьялово УР (ОГРН <***>, ИНН <***>)

с участием третьего лица без самостоятельных требований:  Министерство Природных ресурсов УР, г. Ижевск

         - о расторжении договора аренды земельного участка №788/07-1-ЗУ от 12.02.2007

При участии:

от истца: ФИО1  - представитель по доверенности от 21.05.2018 (паспорт);

от ответчика: ФИО2 - представитель по доверенности от 10.01.2019 (паспорт);

от третьего лица: ФИО3 – представитель по доверенности от 20.12.2018 (сл.уд)

                                               у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «АРЕАЛ», с. Завьялово УР (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Завьяловский район», с. Завьялово УР (далее - ответчик) о расторжении договора аренды земельного участка №788/07-1-ЗУ от 12.02.2007.

Представитель истца требования поддержала, пояснила, что между ООО «АРЕАЛ» и Администрацией Муниципального образования «Завьяловский район»  12.02.2007г был заключен договор аренды земельного участка № 788071-ЗУ. Согласно указанному договору истцу был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 18:08:006001:0099,  площадью 3,42 га, расположенный по адресу: УР, Завьяловский район, МО «Шабердинское» с разрешенным использованием: под свалку бытовых и производственных отходов и подъездной автодороги. Согласно п. П. 1.1, 4.4.2 указанного договора истец обязался использовать земельный участок исключительно с целевым назначением: для эксплуатации свалки твердых бытовых отходов. До момента передачи в аренду истцу на указанном земельном участке существовала несанкционированная свалка, образовавшаяся в результате отсутствия надлежащей рекультивации карьера после добычи песчано-гравийной смеси. Истцу земельный участок был передан с целью проведения рекультивации с использованием твердых бытовых отходов. Был разработан и утвержден проект рекультивации с использованием твердых коммунальных отходов.  29.12.2014г был принят Федеральный закон  N 458-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", согласно которому (пункт 11) запрещается проводить рекультивацию земельных участков с применением твердых коммунальных отходов. Указанные изменения в законодательстве делают невозможным дальнейшую эксплуатацию арендованного земельного участка по его разрешенному использованию. Руководствуясь п. 2 статьи 452 ГК РФ истец направил ответчику письмо о расторжении договора по соглашению сторон в связи с существенными изменением обстоятельств, на которое 22.06.2018 был получен отказ расторгнуть указанный договор. Отказ в расторжении договра ответчик мотивировал отсутствием рекультивации земельного участка ссылаясь на п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" (на момент подачи искового заявление указанное постановление утратило силу).

Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в Арбитражный су Удмуртской Республики с настоящим иском.

Представитель ответчика требования не признал, по мотивам, изложенным в отзывах на иск, указывая на то, что в соответствии с Постановлением Администрации МО «Завьяловский район» от 23.01.2007 № 68 ООО «Ареал» был предоставлен в аренду на пятнадцать лет земельный участок площадью 3,42 га с кадастровым номером 18:08:006001:0099 категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, муниципальное образование «Шабердинское» для эксплуатации свалки твердых бытовых отходов и 12.02.2007 был заключен Договор,  сроком до 01.01.2022. Земельный участок предоставлен не для рекультивации, а для эксплуатации свалки твердых бытовых отходов. Оснований для досрочного расторжения Договора не усматривается. Исходя из п. 5 Приказ Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивации подлежат земли, нарушенные при:складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов. В настоящее время, вопросы рекультивации земель регулируются Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», которым утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель. Ни в Договоре, ни в Постановлении Администрации МО «Завьяловский район» от 23.01.2007 № 68 не прописана обязанность Истца осуществить рекультивацию непосредственно с применением твердых коммунальных отходов.    Ответчик считает, что на истце в полной мере лежит обязанность по рекультивации предоставленного на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 18:08:006001:0099, без рекультивации  основания для расторжения  договора отсутствуют.  Введение Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» положения, запрещающего применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров, не исключает возможность проведения рекультивации земельного участка установленным законом способом.Истец заблаговременно знал об изменениях законодательства, тем не менее, продолжал использовать земельный участок, осуществлять предпринимательскую деятельность и извлекать прибыть из использования земельного участка. С заявлением о расторжении Договора, Истец обратился к Администрации лишь 25.05.2018, что свидетельствует о его недобросовестности. Существенно изменившихся обстоятельств для истца по использованию  спорного земельного участка в указанных в нем целях,  нет.

Представитель третьего лица пояснила, что использование объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, возможно только при включении их в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ при наличии заключения уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Порядок формирования данного перечня и подготовки заключения в настоящее время находится в стадии принятия. Земельный участок истца, используемый для размещения ТКО, не включен в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике, утвержденную Постановлением Правительства УР от 22.05.2017 №213. Таким образом, использование истцом земельного участка в качестве объекта размещения ТКО возможно только после включения его в соответствующий перечень в установленном порядке.

Как следует из материалов дела, 12.02.2017  между Обществом с ограниченной ответственностью «АРЕАЛ», с. Завьялово УР (далее – Арендатор) и  Администрацией муниципального образования «Завьяловский район», с. Завьялово УР (далее - Арендодатель) заключен договор  аренды земельного участка  № 788/07-1-ЗУ, по условиям которого,  Арендатор принял в аренду  земельный участок, категории земель  промышленности с кадастровым номером  18608:0060010099 (далее – Участок), площадью  3,42 га, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, муниципальное образование  «Шабердинское», для эксплуатации свалки   твердых  бытовых отходов, в границах, указанных в кадастровом квартале (п. 1.1 договора). Регистрация договора произведена 19.04.2007.

Основанием предоставления  Участка в аренду является Постановление Администрации муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики от 23.01.2007 № 568 (п. 1.2 договора).

Согласно п. 4.3 договора Арендатор имеет право использовать Участок  на условиях, установленных   договором.

В порядке п. 4.4.3 договора Арендатор обязался использовать Участок исключительно в соответствии с целевым назначением, указанным в п. 1.1 договора. На основании п. 4.4.11 Арендатор обязался после окончания срока действия  договора передать Участок Арендодателю  в состоянии и качестве не хуже переданного при заключении договора.

Согласно Постановлению Администрации муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики от 23.01.2007 № 568 земельный участок с кадастровым номером  18608:0060010099 предоставлен ООО «Ареал» для эксплуатации  свалки   твердых  бытовых отходов (п. 1 постановления),  установлена обязанность для ООО «Ареал»  -  разработать проект рекультивации свалки твердых бытовых отходов (п. 4 постановления). Указанным постановлением   (п. 5) отменено Постановление Администрации муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики от 14.03.2005 № 232 «О предоставлении земельного участка  обществу с ограниченной ответственностью  «Завьяловский полигон для эксплуатации существующей свалки бытовых отходов».

Согласно кадастровому плану земельного участка кадастровым номером  18608:0060010099 (09.06.2005)  разрешенным использованием (назначение) является: под свалку бытовых и производственных отходов и подъездной дороги; категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики.

Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)  обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

Договор аренды заключается на срок, определенный договором (ст. 610 ГК РФ).

В порядке ст. 620 ГК РФ по требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда:

1) арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества;

2) переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора;

3) арендодатель не производит являющийся его обязанностью капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки;

4) имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования.

Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендатора в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

Согласно ч. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона. (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

3. При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.

4. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

В порядке ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ). Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

На основании ст. 453 ГК РФ при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ).  В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. В случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства. (абзац введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ). Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.

         Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, спорный земельный участок ранее  использовался под несанкционированную свалку  твердых бытовых отходов и был передан истцу в аренду  под эти же цели,   п. 4  Постановления Администрации муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики от 23.01.2007 № 568       о  разработке  проекта рекультивации свалки твердых бытовых отходов в отношении земельного участка с кадастровым номером  18608:0060010099 истцом был выполнен,  ранее в 2005 г. указанный участок был предоставлен  для эксплуатации существующей свалки в аренду ООО «Завьяловский полигон», рекультивация земельного участка ООО «Завьяловский полигон» при передаче из аренды указанного земельного участка не проводилась, земельный участок  истец получил в аренду как несанкционированную свалку  твердых бытовых отходов, указанной деятельностью занимался до направления в адрес ответчика уведомления о  расторжении договора. Ответчик обязан провести рекультивацию земельного участка. Отказ в расторжении договора связан с отсутствием  рекультивации земельного участка.

Между тем, договором аренды обязанность истца при возврате земельного участка из аренды, провести действия по рекультивации, не предусмотрена.

Кроме того, следует обратить внимание на следующие обстоятельства, свидетельствующие о существенном изменении  обстоятельств, с учетом которых, истец не имеет возможности использовать  земельный участок с кадастровым номером  18608:0060010099 под отведенные  договором цели - для эксплуатации свалки   твердых  бытовых отходов.

         Согласно Выписке из Единого  государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества с ограниченной ответственностью «АРЕАЛ», с. Завьялово УР (ОГРН <***>, ИНН <***>)   является сбор отходов,  у обществу имеется  лицензия № 018 169 от 10.09.2013 (дата окончания действия лицензии 01.01.2019)  на осуществление лицензируемой  деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»  опубликован 29.12.2014 на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, в Российской газете 31.12.2014. Изменения законодательства, предусматривающие запрет применения твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров вступили в силу 01.01.2017.

Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления" были внесены изменения, в том числе, статья 12 дополнена пунктами  9-11 и введена статья 13.3 "Требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами", также указанный закон был дополнен главой 5 "Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами".

Указанные статьи утверждают новый порядок в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 11 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 28.12.2016) запрещается проводить рекультивацию земельных участков с применением твердых коммунальных отходов.

Согласно статьи 24.6 ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. В соответствии с внесенными изменениями, движения потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закреплены в схеме обращения с отходами. Статья 13.3 определяет требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а именно:

1.      В целях организации и осуществления деятельности по сбору,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема обращения с отходами).

2.      Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в соответствии с документами территориального планирования.

3.      Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя:

-данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);

-данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов;

-данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам);

-данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации;

-данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

-баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

-схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

4.      Территориальная схема обращения с отходами подлежит согласованию с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

5.      Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.

6.      Территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.

Постановлением Правительства УР от 22  мая 2017г № 213 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Удмуртской Республике. Указанная территориальная схема строго регламентирует места размещения ТКО. В схему  внесены объекты размещения отходов соответствующие требованиям законодательства, в том числе имеющие проектную документацию, государственную экспертизу проектной документации, оценку воздействия объекта на окружающую среду, внесенные в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) и т.д

Согласно п. п. 6, 7  ст. 12 ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, (п. 7 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ).

Согласно  письму  Управления  Федеральной  службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике от 20.11.2018 в адрес ООО «Ареал» следует, что на территории  Удмуртской Республики имеется пять объектов размещения отходов, включенных  в государственный реестр  объектов размещения отходов (далее – ГРОРО), эксплуатируемые  ООО «Чистый город», ООО «Ареал», ООО «Спецэкосервис», МУП ЖКХ, ООО «УК «Престиж». Свалка твердых бытовых отходов, расположенная на территории МО «Шабердинское»  в ГРОРО не включена. По вопросам, касающихся территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует обратиться в Министерство  природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики» (л.д. 80).

Письмом от 06.03.2019 Министерство  природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в ответ на запрос истца, сообщило, что согласно п. 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В настоящее время Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, на территории субъекта Российской Федерации (далее - Порядок) приказом Минприроды России не утвержден. Согласно проекту Порядка, заключение о возможности использования Шабердинской свалки ТБО для размещения твердых коммунальных отходов и включения ее в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики выдается Минприроды России на основании  анализа представленных документов и акта рейдового осмотра земельного участка под объектом, составленного Росприроднадзором.

Как указало в письменных пояснениях на иск третье  лицо Министерство  природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, согласно ч. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах), до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации,    могут    быть    использованы    для    размещения   твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исходя из указанных положений следует, что использование объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, возможно только при включении их в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ при наличии заключения уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Порядок формирования данного перечня и подготовки заключения в настоящее время находится в стадии принятия. На федеральном портале проектов нормативно-правовых актов https://regulation.gov.ru 18 марта 2019 года размещен проект приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения о возможности использования объектов для размещения твердых коммунальных отходов» (далее - проект). Проект находится на стадии обсуждения, проводится независимая антикоррупционная экспертиза. Данным проектом предусмотрено, что юридические лица, которые имеют в собственности или ином законном основании земельный участок, расположенный в границах объекта размещения ТКО, введенного в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющего документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, и которые планируют осуществлять деятельность на объекте, направляют в уполномоченный  орган  исполнительной  власти  субъекта  Российской Федерации заявление о включении объекта в перечень. Уполномоченный орган рассматривает заявление и принимает решение о целесообразности или нецелесообразности включения объекта в перечень. Так, решение о нецелесообразности включения объекта в перечень принимается, например, в следующих случаях: включение Объекта не приведет к снижению тарифа в области обращения с твердыми коммунальными отходами; наличие эксплуатируемого объекта размещения твердых коммунальных отходов, включенного в государственный реестр объектов размещения отходов и в территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, способного обеспечить потребности субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что земельный участок истца, используемый для размещения ТКО, не включен в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике, утвержденную Постановлением Правительства УР от 22.05.2017 №213. Таким образом, учитывая изложенные нормы, использование истцом земельного участка в качестве объекта размещения ТКО возможно только после включения его в соответствующий перечень в установленном порядке.

Согласно п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения твердых коммунальных отходов, не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов при условии введения в эксплуатацию до 1 января 2019 года.

Из материалов дела следует, что Шабердинская свалка в эксплуатацию не вводилась и изначально возникла как несанкционированная свалка. На момент рассмотрения спора арендатор, по независящим от него причинам, не
имеет возможности эксплуатировать земельный участок по целевому назначению, несет бремя по его содержанию (иного ответчиком не доказано).

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание условия договора, деятельность истца, суд пришел к выводу  о наличии существенно изменившихся  обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, то есть  отсутствие у истца возможности использовать спорный земельный участок по его целевому назначению - для эксплуатации свалки   твердых  бытовых отходов, в связи с чем, требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Следует так же отметить, что понятие рекультивация содержится в пункте 2 Приложения № 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525 от 22.12.1995, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству № 67 от 22.12.1995, согласно которому рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Согласно ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации к числу мероприятий по охране земель относятся работы по рекультивации земель. В целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель.

В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Исходя из п. 5 Приказ Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивации подлежат земли, нарушенные при: -разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; -прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; -ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; -складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; -строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); -ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; -проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

С учетом изложенного,  ответчик, полагающий, что на стороне истца имеется обязанность по рекультивации спорного земельного участка, не лишен права доказывать это в судебном порядке самостоятельно. Указанные возражения не относятся к  заявленному предмету спора, соответственно во внимание судом не принимаются.

 В силу статей 9, 65, 68 АПК РФ суд на основе принципа состязательности с учетом представленных сторонами доказательств устанавливает значимые для дела обстоятельства. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. При этом каждая из сторон несет риск процессуальных последствий непредставления доказательств.

В соответствии с ч.3.1. ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

С учетом принятого по делу решения и на основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по государственной пошлине относятся на ответчика и подлежат возмещению истцу.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171, 176, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики,

Р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить.

          Расторгнуть договор аренды земельного участка №788/07-1-ЗУ от 12.02.2007, заключенный между Администрацией муниципального образования «Завьяловский район», с. Завьялово УР (ОГРН <***>, ИНН <***>) и Обществом с ограниченной ответственностью «АРЕАЛ», с. Завьялово УР (ОГРН <***>, ИНН <***>).

Взыскать с Администрации муниципального образования «Завьяловский район», с. Завьялово УР (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу  Общества с ограниченной ответственностью «АРЕАЛ», с. Завьялово УР (ОГРН <***>, ИНН <***>) 6000 руб. 00 коп. возмещение расходов по госпошлине.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в  Семнадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме)   через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                                                       Н.Г.Яцинюк