ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-15075/16 от 18.04.2017 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru; е-mail: info@udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск

Дело №А71-15075/2016

21 апреля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2017 года.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В.Иютиной при ведении протокола судебного заседания секретарем С.М. Саляховой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации города Ижевска, г. Ижевск к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике, г. Ижевск о признании незаконным акта № 84 от 19.08.2016 по делу № АБ 07-08/2016-46

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 27.12.2016;

от антимонопольного органа: ФИО2 по доверенности от 19.01.2017,

от третьего лица: ФИО3 по доверенности от 09.01.2017,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Ижевска (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным акта № 84 Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – УФАС по УР, антимонопольный орган) от 19.08.2016 по делу № АБ 07-08/2016-46 по результатам внеплановой камеральной (документарной) проверки соблюдения Администрацией муниципального образования «город Ижевск» законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд.

В судебном заседании Администрация города Ижевска поддержала заявленные требования в полном объеме. Заявитель указал, что не согласен с оспариваемым актом в части нарушения статьи 25 Закона о контрактной системе.

Администрация пояснила, что график закупок, размещенный на официальном сайте муниципального образования «Город Ижевск», содержит позицию № 43 - Энергосервис. Приказом Управления муниципального заказа от 22.04.2014г. № 14/1 утверждены формы первичных заявок: для товаров в виде одной таблицы, заполняемой заказчиками (на основании чего впоследствии уполномоченным органом посредством специальной программы осуществляется свод в сводную заявку); для энергосервиса в виде комплекта форм.

Работа по формированию первичной заявки на энергосервис по ряду учреждений начата ГРБС - Управлением образования в мае 2016г. Письмом от 04.05.2016 № 01/01-11/1924 в Центры образования - Централизованные бухгалтерии города Ижевска ГРБСом направлены необходимые для заполнения заказчиками формы (сведения об объекте, в отношении которых предполагается осуществление энергосервисных мероприятий, а также запрошена информация об объеме потребления тепловой энергии за 2015 год) с указанием в запросе, что сведения заполняются заказчиками в целях подготовки конкурсной документации по реализации энергосервисных мероприятий. В свою очередь, Центры образования - Централизованные бухгалтерии города Ижевска направили аналогичный запрос заказчикам (учреждениям образования), что подтверждается письмами МБУ «Центра образования - Централизованной бухгалтерией Устиновского района г. Ижевска» от 05.05.2016 № ЦБ /343; МБУ «Центра образования - Централизованной бухгалтерией Индустриального района г. Ижевска от 05.05.2016 № 289»; МБУ «Центра образования - Централизованной бухгалтерией Ленинского района г. Ижевска» от 04.05.2016 № 130; МБУ «Центра образования - Централизованной бухгалтерией Первомайского района г. Ижевска» от 05.05.2016 № 179; скрин-шоты о рассылке вышеуказанного письма МБУ «Центром образования - Централизованной бухгалтерией Октябрьского района г. Ижевска».

Кроме того, ГРБСом заказчикам, участвующим в торгах, направлялся запрос от 30.05.2016 № 01/01-11/2462, в котором также указано, что сведения предоставляются заказчиками для проведения конкурса на энергосервис. В ответ на вышеуказанные запросы в период с 26 мая 2016г. по 14 июня 2016г. в соответствии с правилами Порядка заказчики направляли в централизованные бухгалтерии районов, ГРБС заполненные формы и сведения, входящие в состав первичной заявки на энергосервис, что подтверждается соответствующими документами.

В период с 26 мая 2016г. по 14 июня 2016г. от ГРБС в уполномоченный орган поступали первичные заявки на энергосервис в виде вышеуказанного комплекта форм. Далее уполномоченным органом данные формы проверялись, уточнялись, на базе данных форм в новой редакции была сформирована сводная заявка, которая была направлена на согласование в ГРБС (письмо от 30.05.2016) в соответствии с п. 2.2.10 Порядка. На основании полученных вышеуказанных форм уполномоченным органом подготовлена конкурсная документация.

Заявитель считает, что информацией о волеизъявлении заказчиков в проведении закупки на энергосервис является факт направления ими в ГРБС заполненной формы (приложение № 1) к первичной заявке, свод ГРБСом информации и направление комплекта форм в уполномоченный орган, что и было осуществлено заказчиками и ГРБСом.

Также Администрация не согласна с актом в части нарушения статьи 8 Закона о контрактной системе.

Заявитель указал, что предметом закупки для всех заказчиков является проведение одного и того же энергоэффективного мероприятия, а именно — автоматизация регулирования теплопотребления. Предметом проведенной совместной закупки является автоматизация регулирования теплопотребления (установка АИТП), выполняемая по адресам каждого из заказчиков, включенных в один лот. Иные товары, работы, услуги, не связанные с предметом закупки, в составе лота отсутствуют. При этом, данная работа (услуга) одинакова по своей специфике, методам исполнения и характеру работ. АИТП выполняет одинаковые функции и состоит из однотипных конструктивных элементов, которые могут быть применены на различных объектах заказчиков. Таким образом, на объектах заказчиков применяется однотипное технологическое оборудование.

Администрация обращает внимание на то, что объекты заказчиков расположены в границах одного муниципального образования (г. Ижевск), при этом районы г. Ижевска граничат друг с другом, находятся друг от друга в непосредственной транспортной доступности. Объединение в единую закупку работ, подлежащих выполнению на объектах, расположенных в различных районах г. Ижевска, не является нарушением в части ограничения конкуренции, поскольку оценка привлекательности закупки может быть дана только потенциальным участником торгов, исходя из конкретных обстоятельств, в том числе с учетом территориального расположения и стоимости предмета торгов (потенциальными участниками не были поданы запросы на разъяснение положений документации, жалобы на положения документации, при этом на конкурс было подано три заявки).

Заявитель считает не обоснованным вывод УФАС по УР о нарушении уполномоченным органом ст. 8 Закона о контрактной системе в части ограничения конкуренции в связи с тем, что все потенциальные участники закупок имели равные условия. Предложенные в конкурсной документации условия в равной степени одинаковы для всех участников конкурса. При формировании конкурсной документации тремя организациями (ЕЭС ГАРАНТ, МУП г.Ижевска «Горсервис», ЗАО «ВЗЛЕТ-ИЖЕВСК») предоставлены ценовые предложения по каждому заказчику. Т.е. данные организации подтвердили свою возможность, в том числе финансовую и материальную, в выполнении объема работ (услуг) на объектах данных заказчиков. Кроме того, на конкурс было подано три заявки от участников разных субъектов РФ - ООО «Межрегиональный Центр Энергосервиса» (г. Новосибирск), ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» (г. Оренбург), ООО «Энергомонтаж» (г. Ижевск), что подтверждает готовность данных участников заключить соответствующие договора, выполнить заявленный объем работ и свидетельствует о наличии претендентов, расположенных не только в пределах Удмуртской Республики.

Антимонопольный орган требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к отзыву.

Из представленных по делу доказательств следует, что 15.06.2016 органом, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков города Ижевска Администрацией города Ижевска в лице Управления муниципального заказа Администрации города Ижевска (далее - Уполномоченный орган), размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключить энергосервисный договор (контракт) на выполнение работ (оказание услуг), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов для нужд учреждений Управления образования г. Ижевска (номер в ЕИС - 0113300025716000230, далее - конкурс) в форме совместной закупки для нужд муниципальных заказчиков, перечисленных в конкурсной документации, конкурсную документацию.

24.01.2014 между муниципальными заказчиками г. Ижевска и Уполномоченным органом заключено соглашение о проведении совместных закупок (аукционов, конкурсов).

18.04.2014 Городской думой г. Ижевска (решение № 570) утвержден порядок взаимодействия заказчиков г. Ижевска с органом, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков г. Ижевска (далее - Порядок) (т. 1 л.д. 60).

Данный Порядок разработан в целях эффективности закупок для обеспечения муниципальных нужд заказчиков г. Ижевска и в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно п. 2.13 Порядка закупки заказчиков г. Ижевска через уполномоченный орган осуществляются в соответствии графиком.

Пунктом 2.2 Порядка определен порядок взаимодействия при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае закупки для нескольких заказчиков.

Согласно п. 2.2.1 Порядка между уполномоченным органом и заказчиками заключается соглашение о проведении совместных торгов в установленном законодательством порядке.

Уполномоченный орган формирует первичную заявку на закупку товаров, работ, услуг (пункт 2.2.2 Порядка).

Форма первичной заявки устанавливается уполномоченным органом, утверждается приказом начальника Управления муниципального заказа Администрации города Ижевска и размещается на официальном сайте муниципального образования «Город Ижевск» в сервисе «Муниципальный заказ» (пункт 2.2.3 Порядка).

В соответствии с 2.2.4 Порядка уполномоченный орган направляет в электронном виде первичные заявки и предлагаемые сведения об условиях контракта заказчикам, через главных распорядителей бюджетных средств по отраслям, в срок не позднее 60 календарных дней до срока закупки, предусмотренного графиком.

Согласно п. 2.2.5 Порядка заказчики заполняют первичные заявки, рассматривают условия контракта в течение 15 календарных дней с даты получения.

Каждый заказчик вносит изменения в план-график заказчика согласно сведениям первичных заявок в течение 10 календарных дней с даты заполнения первичных заявок, но не позднее 10 календарных дней до срока закупки, предусмотренного графиком (пункт 2.2.6 Порядка).

Заказчики направляют в электронном виде заполненные первичные заявки и предложения по условиям контракта главным распорядителям бюджетных средств по отраслям (пункт 2.2.7 Порядка).

В силу п. 2.2.8 Порядка главные распорядители бюджетных средств по отраслям проверяют условия контракта, первичные заявки на предмет полноты сведений и подачи первичных заявок всеми подведомственными учреждениями, обеспечения лимитами (по казенным учреждениям), предмета закупки, объема закупки и начальной (максимальной) цены объекта закупки в течение 10 календарных дней с даты получения первичных заявок.

Согласно п. 2.2.9 Порядка главные распорядители бюджетных средств по отраслям направляют в электронном виде рассмотренные первичные заявки и условия контракта в уполномоченный орган не позднее 30 календарных дней до срока закупки, предусмотренного графиком.

Уполномоченный орган осуществляет свод первичных заявок, формирует сводную заявку и направляет в электронном виде сводную заявку главным распорядителям бюджетных средств по отраслям на согласование в течение 5 календарных дней с даты получения первичных заявок (пункт 2.2.10 Порядка).

В соответствии с п. 2.2.11 Порядка главные распорядители бюджетных средств по отраслям согласовывают сводную заявку в течение 3 календарных дней с даты получения, но не позднее 15 календарных дней до срока закупки, предусмотренного графиком. Подтверждение согласования сводной заявки направляется главными распорядителями бюджетных средств по отраслям электронным сообщением в уполномоченный орган.

В соответствии с ежегодным графиком закупок для заказчиков г. Ижевска, размещенным на официальном сайте муниципального образования «Город Ижевск» в сервисе «Муниципальный заказ», закупки в отношении предмета контракта «Энергосервис» осуществляются: срок представления ГРБС (заказчиками) в УМЗ сводных заявок (заявок) - по мере необходимости, по заявке.

Приказом Управления муниципального заказа от 22.04.2014. № 14/1 утверждены формы первичных заявок (т. 1 л.д. 62).

Первичная заявка по энергосервису включает в себя следующие формы:

1.Сводная заявка.

2.Сведения об объекте, в отношении которых предполагается осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

3.Обоснование начальной (максимальной) цены контракта(ов) договора(ов).

4.Предложения потенциальных поставщиков.

5.Расчет срока окупаемости затрат.

6.Перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов.

7.Информация о времени осуществления доступа к объектам, в отношении которых предполагается осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности и лицах, ответственных за организацию доступа к указанным объектам.

8.Сведения об объекте, в отношении которых предполагается осуществление энергосервисных мероприятий.

9.Технические условия.

10.Энергетический паспорт.

Управлением образования Администрации г. Ижевска в адреса Централизованных бухгалтерий районов г. Ижевска было направлено письмо от 04.05.2016 № 01/01-11/1924 с просьбой предоставить в рамках подготовки конкурсной документации по реализации энергосервисных мероприятий: сведения по объекту, копии ведомостей потребленной тепловой энергии по каждому месяцу с января по декабрь за 2015г. и копии счетов-фактур за оплаченную тепловую энергию за 2015г.

В свою очередь, Централизованные бухгалтерии районов г. Ижевска перенаправили данное письмо в адреса школ (муниципальных заказчиков) с просьбой заполнить и предоставить документы, приложенные к письму, в частности – Приложение № 1 «Сведения об объекте, в отношении которых предполагается осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности».

Другие формы первичной заявки на согласование в адреса учреждений направлены не были. В ходе проведения антимонопольным органом проверки представители муниципальных заказчиков также пояснили, что не направляли заявки для проведения совместной закупки, соответствующей предмету Конкурса, информация, предоставленная об объектах, запрошена Управлением образования у 100 образовательных учреждений. Кроме того, представители муниципальных заказчиков пояснили, что аналогичная информация была запрошена также и в 2014 году, при этом аналогичной закупки не проводилось. Информация об осуществлении закупки не внесена муниципальными заказчиками в план-график, о проведении Конкурса муниципальным заказчикам стало известно только в момент поступления денежных средств, внесенных участниками закупки в качестве обеспечения заявки для участия в Конкурсе.

Сводная заявка была составлена ГРБС, впоследствии направлена в Управление образования Администрации г. Ижевска. Первичная заявка на участие в конкурсе по заключению энергосервисных контрактов была направлена в Управление муниципального заказа Администрации г. Ижевска.

Таким образом, при проведении конкурса в форме совместной закупки не были представлены первичные заявки (путем заполнения и согласования утвержденных форм) от каждого муниципального заказчика.

В связи с изложенным антимонопольный орган пришел к выводу, что заявителем нарушены положения ст. 25 Закона о контрактной системе.

Также УФАС по УР по итогам проверки посчитало, что в действиях Уполномоченного органа имеются нарушения статьи 8 Закона о контрактной системе, поскольку в соответствии с положениями конкурсной документации в единую закупку объединены работы, подлежащие выполнению на различных объектах, расположенных в различных района г. Ижевска. При этом выполнение работ на каждом из объектов технологически и функционально не связано с выполнением работ на иных объектах.

По результатам внеплановой камеральной (документарной) проверки соблюдения Администрацией муниципального образования «город Ижевск» законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд по делу № АБ07-08/2016-46 составлен акт № 84.

Несогласие заявителя с актом УФАС по УР послужило основанием для его обращения в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В силу прямого указания ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта возложена на принявший его орган; согласно положениям ст. 65 Кодекса доказывание иных обстоятельств является обязанностью лиц, которые ссылаются на данные обстоятельства.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 3 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона о контрактной системе, при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.

Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона. Указанное соглашение должно содержать:

1) информацию о сторонах соглашения;

1.1) идентификационный код закупки;

2) информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводятся совместные конкурсы или аукционы, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика;

3) начальные (максимальные) цены контрактов каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующим заказчиком;

4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;

5) информацию об организаторе совместных конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения;

6) порядок и срок формирования комиссии по осуществлению закупок, регламент работы такой комиссии;

7) порядок и сроки разработки извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в совместных закрытом конкурсе или закрытом аукционе, документации о закупке, а также порядок и сроки утверждения документации о закупке;

8) примерные сроки проведения совместных конкурса или аукциона;

9) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных конкурса или аукциона;

10) срок действия соглашения;

11) порядок рассмотрения споров;

12) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных конкурса или аукциона.

Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 26 Закона о контрактной системе высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных, бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, муниципальных органов, муниципальных казенных, бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений могут быть возложены соответственно на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъекта Российской Федерации, муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждений.

Согласно ч. 8 ст. 26 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого акта) уполномоченный орган, уполномоченное учреждение субъекта Российской Федерации, муниципального образования, осуществляющие полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), на основании соглашения между субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием вправе осуществлять полномочия уполномоченных органов, уполномоченных учреждений соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков, действующих от имени субъекта Российской Федерации, бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений.

Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей (ч. 10 ст. 26 Закона о контрактной системе).

В силу ч. 11 ст. 26 Закона о контрактной системе к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей, применяются положения настоящего Федерального закона, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что совместную закупку осуществляют заказчики в случае их потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах.

Уполномоченный орган выступает лишь в качестве организатора совместных конкурса или аукциона в случае наделения их соответствующими полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе в том случае, если муниципальные заказчики обратились к нему в целях их проведения.

В данном случае Уполномоченным органом при проведении открытого конкурса на право заключения энергосервисного договора (контракта) на выполнение работ (оказания услуг), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов для нужд учреждений УО г. Ижевска, выступает Администрация г. Ижевска в лице Управления муниципального заказа Администрации г. Ижевска.

Статьей 25 Закона о контрактной системе прямо предусмотрено, что уполномоченный орган при организации совместного конкурса действует на основании соглашения с заказчиками.

В данном случае порядок взаимодействия заказчиков г. Ижевска с уполномоченным органом определен решением Городской думы г. Ижевска от 18.04.2014 № 570.

В указанном Порядке прямо установлено, что уполномоченным органом должны быть направлены первичные заявки и предлагаемые сведения об условиях контракта в адреса заказчиков, и именно заказчики заполняют первичные заявки и рассматривают условия контракта, а не какие-то иные лица.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что первичные заявки на проведение конкурса на право заключения энергосервисного договора заказчикам (школам города Ижевска) не направлялись и ими не заполнялись.

Запрос сведений посредством направления Управлением образования письма от 04.05.2016 № 01/01-11/1924 в Централизованные бухгалтерии г. Ижевска, а также направления писем Централизованными бухгалтериями г. Ижевска аналогичного содержания в адреса школ, не могут считаться согласованием условий контракта с самими заказчиками. С указанными письмами в адреса заказчиков все утвержденные формы заявки не были направлены, а прилагалась только одна её часть из десяти – «Сведения об объекте, в отношении которых предполагается осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности».

При этом в письмах отсутствуют какие-либо указания на то, что направляется именно первичная заявка на участие в конкретном конкурсе, условия контракта, подлежащие согласованию с заказчиками, также им не направлялись, а, соответственно, школами не рассматривались. Данный факт подтвердили и сами представители заказчиков.

В связи с изложенным ссылки заявителя на указанные письма не принимаются, а также отклоняются соответствующие доводы Администрации о том, что закупка проведена с учетом волеизъявления заказчиков.

Судом отклоняется ссылка заявителя на представленные в судебное заседание заполненные и подписанные директорами школ формы заявки, поскольку данные документы на рассмотрение в антимонопольный орган не представлялись, как пояснили представители заявителя, документы составлены после вынесения оспариваемого акта в целях доказательства последующего одобрения заказчиками сделки. С учетом изложенных обстоятельств, данные документы не могут свидетельствовать о незаконности принятого акта.

Таким образом, суд считает, что выводы антимонопольного органа о нарушении Администрацией города Ижевска ст. 25 Закона о контрактной системе являются правомерными, а оспариваемый акт № 84 от 19.08.2016 по делу № АБ 07-08/2016-46 – законным.

В части нарушения заявителем ст. 8 Закона о контрактной системе суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с указанной нормой контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции и закрепляет в статье 17 антимонопольные требования к торгам. Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение при проведении торгов любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции. В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Взаимозаменяемыми товарами являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам таким образом, что приобретатель заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе производственном).

Взаимозаменяемость это критерий, применяемый в большей степени для экономического обоснования отнесения товаров к одному товарному рынку. При определении технологической и функциональной взаимосвязи товаров необходимо исходить из совокупности следующих критериев: техническая однородность; потребительское назначение; взаимозаменяемость.

При объединении товаров в один лот заказчику необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки выполнить тот или иной объем работ и принять участие в аукционе.

Целями осуществления закупок путем проведения торгов является обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в закупок, заключение контракта по наиболее выгодной для заказчика цене.

Из материалов дела следует, что Уполномоченным органом проведен совместный конкурс на выполнение работ (услуг), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов для 21 заказчика (для 21 школы г. Ижевска).

Предметом проведенной совместной закупки является внедрение автоматизации регулирования теплопотребления (установка АИТП) с достижением экономии энергоресурса, выполняемая по адресам каждого из заказчиков. АИТП - комплекс устройств, предназначенный для присоединения энергоустановок потребителя к внешней тепловой сети и обеспечивающей регулирование параметров теплоносителя (температура, расход) в системе потребителя.

Победителем по итогам конкурса было определено ОАО «ЭнергоСбыТ Плюс», представитель которого в судебном заседании пояснил, что АИТП является дорогостоящим устройством, стоимость оборудования для одной только школы составляет более 700000 руб. без установки.

Размер обеспечения исполнения контракта согласно конкурсной документации составляет 1598566 руб. 88 коп. и рассчитан суммарно путем сложения обеспечений по каждой из 21 школы. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 17761853 руб.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела суд пришел к выводу о том, что объединение работ по внедрению автоматизации регулирования теплопотребления в 21 школу г. Ижевска в один лот привело к существенному увеличению начальной (максимальной) цены контракта и, соответственно, к увеличению размера обеспечения заявки, а также размера обеспечения исполнения контракта. Данное обстоятельство оказывает негативное влияние на количество потенциальных участников конкурса, поскольку имеется приоритет в сторону обладающих значительными финансовыми возможностями организаций.

Кроме того, следует отметить, что школы находятся в разных районах г. Ижевска, территориально удалены друг от друга. Выполнение работ на каждом из объектов технологически и функционально не связано с выполнением работ на иных объектах. Выполнение работ на одном из объектов не может заменить выполнение работ на иных объектах, в связи с чем, работы на объектах, перечисленных в конкурсной документации, не являются взаимозаменяемыми.

Суд считает, что негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного укрупнения лота проявляется в ограничении состава участников закупки, поскольку фактически создало дополнительные требования к участникам о необходимости наличия большего объема технических, кадровых и финансовых ресурсов, и привело к вытеснению малых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта. Само по себе формирование лота подобным образом свидетельствует об очевидной утрате интереса к торгам у значительного числа потенциальных участников. Буквальное толкование положений Закона во взаимной связи с задачами и целями антимонопольного регулирования и контроля позволяет признать соответствующие антимонопольные запреты нарушенными.

Доводы заявителя о том, что все виды спорных работ являются функционально связанными и могут быть объединены в один лот, судом отклоняются. Такое объединение в один лот возможно, если обусловлено потребностями заказчика, которые не могут быть удовлетворены иным способом, и соответствует целям эффективного использования бюджетных средств.

Соответственно, вывод УФАС по УР о нарушении Администрацией г. Ижевска положений ст. 8 Закона о конкуренции является обоснованными и правомерным.

Доводы заявителя судом отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречат материалам дела.

В силу ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый акт антимонопольного органа № 84 от 19.08.2016 по результатам внеплановой камеральной (документарной) проверки соблюдения Администрацией муниципального образования «город Ижевск» законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд по делу № АБ07-08/2016-46 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении заявления Администрации города Ижевска к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике о признании незаконным акта № 84 от 19.08.2016 по результатам внеплановой камеральной (документарной) проверки соблюдения Администрацией муниципального образования «город Ижевск» законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд по делу № АБ07-08/2016-46 отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья О.В.Иютина