ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-15535/12 от 21.02.2013 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск                                                                       Дело № А71-15535/2012

26 февраля 2013г.                                                                                              

Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2013г.

Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2013г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В. Иютиной при ведении протокола судебного заседания секретарем С.М. Саляховой, рассмотрев в  открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Аптека Тазалык», с. Завьялово

к Отделу надзорной деятельности Ленинского района г. Ижевска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, г. Ижевск

об оспаривании постановления  о назначении административного наказания

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 29.01.2013, ФИО2 по доверенности от 15.02.2013,

от  административного органа: ФИО3 по доверенности от 19.01.13,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Аптека Тазалык» (далее – ООО «Аптека Тазалык», аптека, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 03/754(ПБ) от 17.12.2012 о назначении административного наказания, вынесенного Отделом надзорной деятельности Ленинского района г. Ижевска Управления надзорной деятельности Главного управления государственного пожарного надзора Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее – Отдел надзорной деятельности Ленинского района г. Ижевска, административный орган).

В судебном  заседании 20 февраля 2013г. на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв до 21 февраля 2013г. до 10 час. 30 мин., после перерыва судебное заседание продолжилось 21 февраля 2013г.

В судебном заседании ООО «Аптека Тазалык» поддержало заявленные требования в полном объеме, сославшись на доводы, приведенные в заявлении и в дополнении к заявлению.

Административный орган требования заявителя не признал, считает постановление № 03/754(ПБ) от 17.12.2012 законным и обоснованным.

Из представленных по делу доказательств следует, что на основании распоряжения № 280 от 30.11.2012  Главного государственного  инспектора Ленинского района  г. Ижевска по пожарному надзору уполномоченными лицами Отдела надзорной деятельности Ленинского района  г. Ижевска проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности ООО «Аптека Тазалык» по адресу: <...>.

В ходе мероприятий по контролю установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1.Не применяется классификация зданий и помещений по взрывопожарной и пожарной опасности для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара (не обеспечено наличие на дверях помещений производственных и складских помещений категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

- склад (ст. 26, 151 Федерального закона № 123-ФЗ; СП 12.13130.2009);

2.Инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в РФ, не разработана (ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ: п. 2 ППР в РФ);

3.Лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума не определены(ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ: п. 3 ППР в РФ);

4.Не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и
зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями
(ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 22 ППР в РФ);

5.Система вентиляции противопожарными клапанами воздуховодов в пределах противопожарных отсеков не оборудована. Предусмотреть отключение вышеуказанной системы при срабатывании автоматической пожарной сигнализации. Не отделены

- санузел (ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ; п. 7.2.8. в) п. 7.11.1, п. 7.11.8 табл. 2 СНиП  41-01-2003; НПБ 241; НПБ 88-2001);

За данные правонарушения предусмотрена ответственность по ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Также в ходе проверки были выявлены нарушения, за которые установлена ответственность ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ:

6.Не выполнено стойким электрооборудование к возникновению и распространению горения. Допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотреннымиконструкцией светильника

- санузел

- склад.

Допускается пользование электронагревательными приборами, не имеющими устройств  тепловой защиты

-кабинет (микроволновая печь).

Допускается использование временной электропроводки, а также удлинителей для питания электроприборов

-торговый зал (удлинитель)

(ч. 1 ст. 143, 151 Федерального закона № 123-ФЗ; п. 42 ППР в РФ);

7.Помещения не обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии сразделом XIX ППБ в РФ. Огнетушители, имеющие полную массу менее 15 кг, не установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола или на полу с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии. Огнетушители периодически не осматриваются, не проверяются.

Руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями не по нормам согласно приложениям № 1и 2.

Учет проверки наличия и состояния огнетушителей не ведется в журнале по рекомендуемой форме.

Не определено на объекте лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей.

Огнетушители, установленные на объекте, не имеют порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской (ст. 60, ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ: п.п. 4.1.32,4.1.33.4.1.1.4.3.1.4.2.7 СП 9.13130.2009: п.п. 480, 70, 465. 478.  475 ППР в РФ);

Кроме того, были установлены нарушения требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ:

8.Отсутствует система дымоудаления

- склад (отсутствует) (ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ: СНиН 41-01-03 и. 8.2; п. 117 ППР в РФ);

9.Не обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы. Ширина эвакуационного выхода в свету менее 0,8м. (факт. 0,74м.)

-основной эвакуационный выход из торгового зала в эвакуационный тамбур.

Допускается загромождение эвакуационных путей, проходов оборудованием,  различными материалами и предметами

- коридор   (п. 2 ч. 2 ст. 53, ч. 1 ст. 89. ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ; п.п. 33 ППР в РФ: п.п. 4.2.5 СП 1.13130.2009: п.п. 6.16 СНиП 21-01-97*);

10.Части здания, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Предел огнестойкости дверей, перегородок (стены, сертифицированные двери, люки): склада не обеспечен. Не отделены:

- склад от коридора (ч. 1 ст. 88, ст. 151 Федеральный закон №123-Ф3: п. 6.8.19 СП 2.13130.2009: п.п. 5.14*, 7.4 СНиП 21-01-97*: п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*);

11. Проведение регламентных работ в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения
ремонтных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок
пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) не организовано (ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ;
п. 63 ППР в РФ);

12. Расстояние от проводов и кабелей пожарной автоматики до силовых и осветительных кабелей, а также расстояние от извещателей до электросветильников выполнено менее 0,5 м.

– коридор (ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ: п.п. 13.3.6, 13.15.15 СП 5.13130.2009; п. 12.67 НПБ 88-2001);

13. Не обеспечено наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта (ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ: 64 ППР в РФ);

14. Приборы приемно-контрольные и приборы управления размещены таким образом, что высота от уровня пола до оперативных органов управления указанной аппаратуры более 0,8-1,5 м.

- торговый зал (прибор  приемно-контрольный пожарный) (ст. 83. 151 Федерального закона № 123-ФЗ: п. 12.52 НПБ 88-2001);

15.Настенные звуковые и речевые оповещатели расположены таким образом, что расстояние от уровня пола до верхней части оповещателя менее 2,3 м и от потолка до верхней части  оповещателя менее 150мм.

- торговый зал (ст. 84, 151Федерального закона № 123-ФЗ;п. 4.4 СП 3.13130.2009, п. 3.17  НПБ 104-03);

16.Не предусмотрено отключение системы кондиционирования воздуха при пожаре

- торговый зал (ст. 151Федерального закона № 123-ФЗ, п. 1.1.8 РД 009-01-96);

17.Не обеспечено оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их  
безопасной эвакуации при пожаре которое должно соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий, сооружений и
строений планах эвакуации людей. Планы эвакуации не разработаны и не размещены в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 (ч.1, 2 ст. 84, ст. 151 151Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.5 ГОСТ Р 12.2.143-2009, п. 33 ППР в РФ);

18.Не обеспечены размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени. Не внедрены фотолюминесцентные эвакуационные системы - ФЭС (совокупность фотолюминесцентных элементов, предназначенная для обеспечения эвакуации людей в случае возникновения пожара) (п.п.3, 7 ч. 1 ст. 84, ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ; ГОСТ Р 12.2.143-2009; ГОСТ Р 12.4.026-2001 НПБ 160-97; п. 33ППР в РФ).

Кроме того, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предъявляемые к обеспечению проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, за что предусмотрена ответственность ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ.

19.Расстояния от открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, до здания менее требуемого. Вблизи аптеки допускается стоянка автомобилей (ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 6.39* СНиП 2.07.01-89*, п. 75 ППР в РФ).

По результатам проверки с участием представителя ООО «Аптека Тазалык» по доверенности ФИО4 составлен акт проверки № 280 от 12.12.2012.

12.12.2012 административным органом составлены протоколы об административных правонарушениях № 03/754(ПБ), № 03/755(ПБ), № 03/756(ПБ), 03/757(ПБ).

Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое  установлена  ч. 1, 3, 4, 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом вынесено постановление от 17.12.2012 № 03/754(ПБ), согласно которому заявителю назначено административное наказание с учетом положений ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150000 рублей.

Считая данное постановление незаконным, ООО «Аптека Тазалык»  обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Оценив представленные доказательства, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа  на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (статья 38 указанного закона).

Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

 В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (в редакции Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности, в силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение

Приказом МЧС от 25.03.2009 N 182 утвержден Свод правил СП 12.13130.2009 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности". Данный свод правил разработан в соответствии со статьями 24, 25, 26, 27 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает методы определения классификационных признаков отнесения зданий (или частей зданий между противопожарными стенами - пожарных отсеков), сооружений, строений и помещений (далее по тексту - зданий и помещений) производственного и складского назначения класса Ф5 к категориям по взрывопожарной и пожарной опасности, а также методы определения классификационных признаков категорий наружных установок производственного и складского назначения (далее по тексту - наружные установки) по пожарной опасности.

Заявителю вменяется нарушение данного Свода правил, в частности, необеспечение наличия на дверях склада категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

ООО «Аптека Тазалык» считает, что данное нарушение вменено необоснованно,  поскольку указанное требование применяется по отношению  к помещениям производственного и складского назначения, тогда как в аптеке склад отсутствует. То помещение, которое административным органом  обозначено, как склад, таковым не является, а является подсобным помещением.

Суд принимает доводы заявителя в данной части, поскольку, как следует из  технического паспорта, изготовленного филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Удмуртской Республике» на 29.10.2009, копия которого представлена в материалы дела,  помещение № 5 общей площадью 2,1 кв. м. является подсобным помещением.

Склад - помещение, предназначенное для хранения каких-либо товарно-материальных ценностей. Согласно п.п.23.1 «Правил хранения лекарственных средств», утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010г. №706н площадь складских помещений должна соответствовать объему хранимых лекарственных средств, но составлять не менее 150 кв. м, включая: зону приемки лекарственных средств; зону для основного хранения лекарственных средств; зону экспедиции; помещения для лекарственных средств, требующих особых условий хранения.

Никаких товарно-материальных ценностей в указанном помещении не хранилось. Заявитель пояснил, что на момент проверки там хранился хозяйственный инвентарь (лопата, ведро), пустая коробка из под техники, документы качества на товар и реестры розничных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Наличие этих документов обязательно согласно действующему законодательству. На данный момент это помещение полностью освобождено от документов и инвентаря.

Таким образом, суд пришел к выводу, что административным органом факт нарушения в данной части не доказан, пункт 1 оспариваемого постановления  является незаконным.

В этой связи суд пришел к выводу о незаконности также пунктов 8 и 10 оспариваемого постановления, которым вменяется отсутствие системы дымоудаления на складе и не отделение склада от коридора. Как было установлено судом выше, спорное помещение аптеки является подсобным помещением и используется по своему прямому назначению как подсобное помещение, а не как склад.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, вступившим в силу с 15.05.2012, утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – ППР).

В соответствии с п. 2 ППР в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.

Разделом XVIII  ППР установлены следующие требования к инструкции о мерах пожарной безопасности.

  Инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;

б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;

е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:

а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;

б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств;

в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;

к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;

м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;

н) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

Факт нарушения аптекой указанных норм судом установлен и подтвержден материалами дела.

Ссылка заявителя на то, что во время проверки инспектору была предоставлена инструкция «О мерах пожарной безопасности», утвержденная 01.06.2006, разработанная на основании Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), судом отклоняется, поскольку данная инструкция, представленная в материалы дела, требованиям ППР не соответствует и все необходимые пункты не содержит.

То обстоятельство, что на сегодняшний день инструкция о мерах пожарной безопасности дополнена в соответствии с ППР, не свидетельствует об отсутствии факта правонарушения на момент проведения проверки и от ответственности не освобождает.

Согласно п. 3 ППР лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.

Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

Заявителю вменяется допуск лиц к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности, а также не определение порядка и сроков  проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.

ООО «Аптека Тазалык» по данному нарушению пояснило, что приказу №АТ-006П/01 от 10.01.2012 года назначен ответственный за проведение обучения по пожарно-техническому минимуму - консультант по технике безопасности ФИО5, который имеет удостоверение о прохождении обучения по пожарно-техническому минимуму. На момент проверки инспектору был предоставлен журнал, где имелись росписи сотрудников аптеки о прохождении пожарно-технического минимума. Порядок и сроки прохождения пожарно-технического минимума определены п.п.1.7 инструкции о мерах пожарной безопасности, утвержденной 01.06.2006, где указано, что работники ежегоднопроходят инструктаж. Также заявитель указал, что замечания инспектора ФИО3 по ведению журнала устранены.

В подтверждение данных фактов заявителем представлены в материалы дела копия приказа директора ООО «Аптека Тазалык» ФИО6  от 10.01.2012 №АТ-006П/01о назначении ФИО5 ответственным за проведение обучения по пожарно-техническому минимуму сотрудников аптеки и копия удостоверения о прохождении ФИО5 программы обучения пожарно-техническому минимуму.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что вменяемое ООО «Аптека Тазалык» нарушение в части не прохождения работниками аптеки обучения мерам пожарной безопасности материалами дела не подтверждается, административным органом не доказано.

Также не доказан и факт того, что не определены порядок и сроки  проведения противопожарного инструктажа. В п. 1.7 представленной заявителем Инструкции о мерах пожарной безопасности ООО «Аптека Тазалык» указано, что ежегодно все работники должны пройти противопожарный инструктаж.

В данной части пункт 3 оспариваемого постановления признается судом незаконным.

Между тем, в представленной копии Инструкции о мерах пожарной безопасности отсутствуют указания на порядок и сроки прохождения пожарно-технического минимума.

Суд считает, что в данной части заявителем нарушены положения пункта 3 ППР.

В силу п. 22 ППР руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями.

Пунктом  7.2.8 СНиП  41-01-2003 установлено, что в пределах одного пожарного отсека допускается объединять в одну систему вентиляции следующие группы помещений, присоединяя к основной группе помещений помещения другой группы:

а) жилые и административно-бытовые или общественные (с учетом требований соответствующих нормативных документов);

б) производственные категорий Г, Д и административно-бытовые или общественные (кроме помещений с массовым пребыванием людей);

в) производственные категорий А, Б, В1, В2 или В3 и производственные любых категорий (в том числе склады и кладовые любых категорий) или помещения административно-бытовые или общественные (кроме помещений с массовым пребыванием людей).

Группы помещений по а), б), в) допускается объединять в одну систему при условии установки противопожарного клапана на сборном воздуховоде присоединяемой группы помещений другого назначения.

К основной группе помещений следует относить группы помещений, общая площадь которых больше общей площади присоединяемых помещений. Общая площадь присоединяемых помещений должна быть не более 200 м².

В пределах одного пожарного отсека условия прокладки, а также пределы огнестойкости транзитных воздуховодов и коллекторов систем любого назначения на всем протяжении от места пересечения противопожарной преграды (стены, перегородки, перекрытия) обслуживаемого помещения до помещения для вентиляционного оборудования следует предусматривать в соответствии с таблицей 2 (п. 7.11.8 СНиП  41-01-2003).

Приказом ГУГПС МВД РФ от 31 июля 1997 г. N 52 ведены в действие Нормы пожарной безопасности «Клапаны противопожарные вентиляционных систем метод испытания на огнестойкость», которые устанавливают метод испытания на огнестойкость противопожарных клапанов: огнезадерживающих клапанов для вентиляционных систем различного назначения; огнезадерживающих клапанов для защиты технологических проемов в ограждающих строительных конструкциях; дымовых клапанов для систем аварийной противодымной вентиляции.

Также Приказом ГУГПС МВД РФ от 4 июня 2001 г. N 31 утверждены Нормы пожарной безопасности «Установки пожаротушения и сигнализации. нормы и правила проектирования», которые распространяются на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями.

Факты нарушения ООО «Аптека Тазалык» вышеперечисленных норм, указанные в пунктах 4, 5 оспариваемого постановления, судом установлены, подтверждены материалами дела и заявителем не оспорены.

Заявитель лишь пояснил, что отверстие в стене замазано, а также проведены переговоры о заключении договора на приобретение и установку противопожарного клапана с ООО «Девятый трест». Однако на сегодняшний день указанного оборудования в г. Ижевске не имеется.

Суд отмечает, что данные обстоятельства не освобождают аптеку от ответственности, поскольку на момент проведения проверки нарушения имели место.

Согласно п. 42 ППР запрещается:

а) эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;

б) пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;

в) обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

г) пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;

д) применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;

е) оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;

ж) размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;

з) использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ.

В нарушение указанных норм в аптеке допускалось эксплуатация светильников со снятыми колпаками, использование микроволновой печи без подставки, а также удлинителя. Факт нарушения в данной части заявителем не оспаривается, подтверждается материалами дела.

ООО «Аптека Тазалык» пояснило, что на сегодняшний день установлены плафоны в санузле и подсобном помещении в соответствии с правилами. Микроволновая печь установлена на керамическую подставку. В торговом зале подключен сетевой фильтр.

В соответствии со ст. 60 Федерального закона 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения лицами, уполномоченными владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями и сооружениями.

Номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения устанавливаются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала.

Согласно п.п. 4.1.32, 4.1.33 СП 9.13130.2009 на объекте должно быть определено лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей.

Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер и специальный паспорт. Учет проверки наличия и состояния огнетушителей следует вести в журнале по рекомендуемой форме.

Количество, тип и ранг огнетушителей, необходимых для защиты конкретного объекта, устанавливают исходя из категории защищаемого помещения, величины пожарной нагрузки, физико-химических и пожароопасных свойств обращающихся горючих материалов, характера возможного их взаимодействия с ОТВ, размеров защищаемого объекта и т.д. (п. 4.1.1 СП 9.13130.2009).

Огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны подвергаться техническому обслуживанию, которое обеспечивает поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации. Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей (п. 4.3.1 СП 9.13130.2009).

В силу п. 4.2.7 СП 9.13130.2009 огнетушители, имеющие полную массу менее 15 кг, должны быть установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола; переносные огнетушители, имеющие полную массу 15 кг и более, должны устанавливаться так, чтобы верх огнетушителя располагался на высоте не более 1,0 м. Они могут устанавливаться на полу с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии.

Согласно п. 475 ППР каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской.

Запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пластиковой номерной контрольной пломбой роторного типа.

Руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей (п. 478 ППР).

Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.

Огнетушители, размещенные в коридорах, проходах, не должны препятствовать безопасной эвакуации людей. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра (п. 480 ППР).

Материалами дела подтверждается и судом установлено нарушение ООО «Аптека Тазалык» указанных норм в области пожарной безопасности. Нарушения в данной части заявителем не оспариваются, указывается, что на настоящий момент нарушения, указанные в пункте 7 оспариваемого постановления устранены.

Вместе с тем, в пункте 7 оспариваемого постановления аптеке вменяется также, что руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями не по нормам согласно приложениям №1 и 2.

В соответствии с п. 70 ППР руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2.

В п. 465 ППР указано, что выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте (в помещении) осуществляется в соответствии с приложениями 1 и 2 в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, предельной площади помещения, а также класса пожара.

Согласно данным приложениям помещение аптеки должно быть оборудовано порошковыми огнетушителями вместимостью 4кг. - 2 шт., либо 9кг. - 1шт. Из материалов дела следует, что в аптеке имеется два огнетушителя вместимостью 8кг. и 4 кг., общая вместимость огнетушителей на занимаемую площадь 44,4 кв.м. составляет 12 л. Доказательств, опровергающих данные факты, административным органом в материалы дела не представлено. С учетом изложенного суд пришел к выводу, что помещение аптеки оснащено огнетушителями в соответствии с требуемыми нормами. Пункт 7 оспариваемого постановления в данной части признается судом незаконным.

В силу п. 2 ч. 2 Федерального закона 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы.

Часть. 1 ст. 89 данного закона установлено, что эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

Согласно п. 33 ППР при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8 м, за исключением специально оговоренных случаев.

Ширина выходов из лестничных клеток наружу, а также выходов из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы, за исключением специально оговоренных случаев.

Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком (п. 4.25. СП 1.13130.2009).

Также в п. 6.16 СНиП 21-01-97 указано, что высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.;  0,8 м - во всех остальных случаях.

Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в 6.29.

Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

Согласно п. 63 ППР руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).

В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов от пожаров.

В соответствии с п. 13.3.6 СП 5.13130.2009  размещение точечных тепловых и дымовых пожарных извещателей следует производить с учетом воздушных потоков в защищаемом помещении, вызываемых приточной и/или вытяжной вентиляцией, при этом расстояние от извещателя до вентиляционного отверстия должно быть не менее 1 м. В случае применения аспирационных пожарных извещателей расстояние от воздухозаборной трубы с отверстиями до вентиляционного отверстия регламентируется величиной допустимого воздушного потока для данного типа извещателей в соответствии с технической документацией на извещатель.

Горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников в любом случае должно быть не менее 0,5 м. Размещение пожарных извещателей должно осуществляться таким образом, чтобы близлежащие предметы и устройства (трубы, воздуховоды, оборудование и прочее) не препятствовали воздействию факторов пожара на извещатели, а источники светового излучения, электромагнитные помехи не влияли на сохранение извещателем работоспособности.

Согласно п. 13.15.15 СП 5.13130.2009 при параллельной открытой прокладке расстояние от проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей должно быть не менее 0,5 м.

При параллельной открытой прокладке расстояние от проводов и кабелей пожарной сигнализации с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей должно быть не менее 0,5 м. (п. 12.67 НПБ 88-2001).

Пунктом 64 ППР предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта.

Согласно  ст. 83 Федерального закона 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены: 1) устройством для контроля работоспособности установки; 3) устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения; 4) устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара; 5) устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.

В силу п. 12.52 НПБ 88-2001 приборы приемно-контрольные и приборы управления следует размещать таким образом, чтобы высота от уровня пола до оперативных органов управления указанной аппаратуры была 0,8 - 1,5 м.

В соответствии со ст. 84 Федерального закона 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: 1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; 2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; 3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; 4) включение эвакуационного (аварийного) освещения; 5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; 6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; 7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.

Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий и сооружений планах эвакуации людей.

Пунктом 4.4.СП 3.13130.2009 установлено, что настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.

Настенные звуковые оповещатели, как правило, должны крепиться на высоте не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до оповещателя должно быть не менее 150 мм. (п. 3.17 НПБ 104-03).

Согласно п. 1.1 8 РД 009-01-96 в помещениях, оборудованных установками пожарной автоматики, должно быть предусмотрено отключение систем вентиляции и кондиционирования воздуха при пожаре.

Материалами дела подтверждается и судом установлено нарушение ООО «Аптека Тазалык» указанных выше норм в области пожарной безопасности, перечисленных в пунктах 9, 11-16 оспариваемого постановления. Заявитель указал, что на сегодняшний день данные нарушения устранены, что однако не свидетельствует об освобождении ООО «Аптека Тазалык» от ответственности, поскольку на момент проверки нарушения были зафиксированы административным органом.

Приказом Ростехрегулирования от 23 июля 2009 г. N 260-ст утвержден и введен в действие Национальный стандарт Российской Федерации  ГОСТ Р 12.2.143-2009, который распространяется на фотолюминесцентные эвакуационные системы (далее - ФЭС) и элементы системы, в том числе планы эвакуации, устанавливает требования к ФЭС, процессам ее проектирования, монтажа и технического обслуживания.

ФЭС является автономной, самостоятельной системой безопасности, которая применяется в целях организации управления движением людей по эвакуационным путям для уменьшения времени эвакуации и информирования о структуре путей эвакуации, правилах поведения в условиях ограниченной видимости (сумерек, задымления, тумана и т.п.) или полной темноты (аварийного отключения освещения), при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии, стихийного бедствия, катастрофы, совершения террористического акта и т.п.), вызывающей необходимость безопасной эвакуации и спасения людей.

В соответствии с п. 4.5 ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные требования и методы контроля» планы эвакуации следует разрабатывать для всех зданий, сооружений в соответствии с требованиями 6.2 настоящего стандарта, ГОСТ 12.1.004 (в части организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности по 3.3 и разделу 4), Правил и Руководств по обеспечению безопасности на море и других нормативных документов в области пожарной безопасности, устанавливающих требования по защите человеческой жизни и обеспечению эвакуации.

Также Постановлением Госстандарта  РФ  от 19 сентября 2001 г. n 87-ст принят Государственный стандарт Российской Федерации «Система стандартов безопасности труда цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная назначение и правила применения. общие технические требования и характеристики. методы испытаний ГОСТ Р 12.4.026-2001.

Положениями НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования» установлено, что применение сигнальных цветов и знаков пожарной безопасности обязательно для организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории Российской Федерации.

В нарушение данных требований планы эвакуации и знаки пожарной безопасности в аптеке на момент проверки были не фотолюминесцентными, что отражено в пунктах 17, 18 оспариваемого постановления. Данный факт установлен судом, подтвержден материалами дела.

Согласно п. 75 ППР руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.

Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.

В соответствии с п. 6.39* СНиП 2.07.01-89* расстояния от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, и станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на селитебных территориях, следует принимать не менее приведенных в табл. 10*.

 Пунктом 19 постановления заявителю вменяется, что расстояние от открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей до здания менее требуемого. Вблизи аптеки допускается стоянка автомобилей.

Между тем, как следует из материалов дела, в том числе представленной заявителем фотографии, около аптеки запрещена стоянка транспортных средств до ближайшего перекрестка. Имеется знак «Остановка запрещена».

Таким образом, у здания аптеки вообще не имеется открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей. Суд считает, что запрет парковать автомобили  на краю проезжей части муниципальной автодороги лежит за пределами ответственности коммерческой организации. Нахождение автомобилей вблизи аптеки является нарушением п.12.1 и п.12.2 Правил дорожного движения владельцами данных автомобилей, а не нарушением требований пожарной безопасности аптекой.

Суд пришел к выводу, что в данной части факт нарушения требований пожарной безопасности административным органом не доказан, пункт 19 постановления №03/754(ПБ) от 17.12.2012 является незаконным.

Таким образом, суд признает незаконными пункты 1, 3 (в части отсутствия прохождения обучения мерам пожарной безопасности и порядка и сроков проведения противопожарного инструктажа), п. 7 (в части, касающейся  не обеспечения руководителем  организации объекта огнетушителями не по нормам согласно приложениям № 1и 2), пункты 8, 10, 19.

В остальной части факт нарушения заявителем требований норм пожарной безопасности подтверждается представленными по делу доказательствами, в том числе: актом проверки № 180 от 12.12.2012 , протоколами об административных правонарушениях № 03/754(ПБ), № 03/755(ПБ), № 03/756(ПБ), № 03/757(ПБ) от 12.12.2012, постановлением № 03/754(ПБ) от 17.12.2012.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о доказанности в действиях аптеки события административного правонарушения по указанным эпизодам.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, установлена административным органом и подтверждается материалами дела. Соблюдение требований законодательства в области пожарной безопасности является обязанностью заявителя. Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнять требования пожарной безопасности, заявителем не представлено, заявитель имел реальную возможность исполнить установленные требования пожарной безопасности, однако не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Таким образом, суд пришел к выводу, что в действиях (бездействии) заявителя содержится состав административного правонарушения по указанным эпизодам, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.

При этом суд считает невозможным признать совершенное ООО «Аптека Тазалык» правонарушение малозначительным.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.

В соответствии с п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (п.18.1. Постановления).

Основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ является факт нарушения требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Основанием  для привлечения к административной ответственности  по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ является факт нарушения  требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

Основанием  для привлечения к административной ответственности  по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ является факт нарушения  требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности. Объектом административного правонарушения, установленного в частях 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая принимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; совокупность общественных отношений по предотвращению пожаров и воздействия опасных факторов пожара на людей, материальные ценности и нормальную деятельность различных объектов.

Государственный контроль за соблюдением организациями и гражданами требований пожарной безопасности направлен на защиту личности, имущества, общества и государства от пожаров, на обеспечение пожарной безопасности и предупреждение нарушений требований безопасности. Противоправное деяние (нарушение требований пожарной безопасности) не связывается  правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности  достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом не установлено. Характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствуют об отсутствии малозначительности. Суд считает, что никаких препятствий для соблюдения законодательства в области пожарной безопасности  у заявителя не имелось. Совершению правонарушения способствовало пренебрежительное отношение заявителя к исполнению возложенных на него законом обязанностей.

Суд, оценив характер и степень общественной опасности совершенного ООО «Аптека Тазалык» правонарушения, приходит к выводу о том, что, характер совершенного правонарушения, степень его общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством интересам, не позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены постановления от 03/754 (ПБ) от 17 декабря 2012г.  вынесенного Отделом надзорной деятельности Ленинского района г. Ижевска о назначении административного наказания, не имеется и в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

Согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной  пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170,  211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 30.1-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

1. Отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Ленинского района г. Ижевска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике № 03/754 (ПБ) от 17 декабря 2012 о назначении административного наказания, вынесенного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Аптека Тазалык».

2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней  со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                              О.В. Иютина