426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск 07 ноября 2022 года | Дело № А71- 155/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2022 года. Полный текст решения изготовлен 07 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.В.Мельниковой, при составлении протокола судебного заседания, ведении аудиозаписи секретарем судебного заседания А.А.Лепихиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Челси» к Администрации города Воткинска о признании незаконным действия Администрации города Воткинска, выразившегося в возражении(отказе) Обществу с ограниченной ответственностью «Челси» в заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:27:010014:644, расположенного по адресу: УР, <...>, участок находится примерно в 150 м от ориентира по направлению на юго-запад, для реализации инвестиционного проекта «Создание горнолыжного комплекса «SKY-парк» без проведения торгов.
при участии представителей:
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 24.10.2022, копия диплома,
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 29.12.2021, копия диплома.
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Челси» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Администрации города Воткинска о признании незаконным действия Администрации города Воткинска, выразившегося в возражении(отказе) Обществу с ограниченной ответственностью «Челси» в заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:27:010014:644, расположенного по адресу: УР, <...>, участок находится примерно в 150 м от ориентира по направлению на юго-запад, для реализации инвестиционного проекта «Создание горнолыжного комплекса «SKY-парк» без проведения торгов (с учетом удовлетворения судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайства об уточнении предмета исковых требований).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.06.2022, с использованием автоматизированной системы распределения дел, произведена замена судьи Яцинюк Н.Г. на судью Мельникову М.В.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с перерывом 25 октября и 01 ноября 2022 года.
Как следует из материалов дела, Приказом Агентства инвестиционного развития Удмуртской Республики от 10.10.2016 № 01-07/160 в реестр инвестиционных проектов Удмуртской Республики включен инвестиционный проект «Создание горнолыжного комплекса «SKY-парк», инициатором которого является общество с ограниченной ответственностью «Челси», с присвоением статуса приоритетный инвестиционный проект Удмуртской Республики.
Приказом Агентства инвестиционного развития Удмуртской Республики от 31.07.2017 № 09-02/66 в реестр инвестиционных проектов были внесены изменения в части сроков реализации инвестиционного проекта ООО «Челси», соответствующий период реализации инвестиционного проекта установлен с 2017 г. по 2021 г.
13 августа 2018 года Главой Удмуртской Республики издано Распоряжение «О предоставлении земельных участков с кадастровым номером 18:27:010014:641, площадью 23 528 кв. м, расположенного по адресу: <...>, участок находится примерно в 150 м от ориентира по направлению на юго-восток, с видом разрешенного использования «Для строительства городского парка культуры и отдыха (земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения)», с кадастровым номером 18:27:010014:644, площадью 5 000 кв. м, расположенного по адресу: <...>, участок находится примерно в 150 м от ориентира по направлению на юго-запад, с видом разрешенного использования «Спорт. Общественное питание» обществу с ограниченной ответственностью «Челси» для реализации инвестиционного проекта «Создание горнолыжного комплекса «SKY-парк».
Обществу с ограниченной ответственностью «Челси» предложено обратиться в Администрацию муниципального образования «Город Воткинск» для оформления договоров аренды земельных участков в порядке, установленном законодательством. Установлено, что распоряжение вступает в силу со дня его подписания и действует в течение 2 лет.
01 августа 2019 года в соответствии с Распоряжением Главы Удмуртской Республики от 13 августа 2018 года № 27-РГ «О предоставлении земельных участков обществу с ограниченной ответственностью «Челси» для реализации инвестиционного проекта «Создание горнолыжного комплекса «SKY-парк», между истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка № 86-19ди от 01 августа 2019 года, по условиям которого арендодатель передал арендатору в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <...> д 12, участок находится примерно в 150 м от ориентира по направлению на юго-запад, категория земель – земли населенных пунктов, общей площадью 5000 кв. м. с кадастровым номером 18:27:010014:644.
Срок аренды земельного участка установлен с 01 августа 2019 по 31 декабря 2021 года. (пункт 2.1. договора).
Приказом Министерства экономики Удмуртской Республики от 05.10.2021 № 209 в реестр инвестиционных проектов по инвестиционному проекту ООО «Челси» в части сроков реализации проекта и строительства комплекса, благоустройства территории и создания инфраструктуры были внесены изменения - для строительства комплекса, благоустройства территории и создания инфраструктуры установлен срок до 2025 года, а для реализации инвестиционного проекта до 2026 года.
20 октября 2021 года общество с ограниченной ответственностью «Челси» обратилось в Администрацию города Воткинска с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:27:010014:644 без проведения торгов.
18 ноября 2021 года Администрация в письме исх.№ 1443/01-20 указала, что по обращению общества с ограниченной ответственностью «Челси» от 20 октября 2021 года Управлением муниципального имущества и земельных ресурсов города Воткинска направлено обращение в Правительство Удмуртской Республики. После получения ответа от Правительства УР работа по заявлению будет возобновлена.
В письме от 17.12.2021 года исх. № В11-1937/1030 Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, направленном в адрес Администрации города Воткинска, указано, что, по мнению Государственного-правового управления правовое основание для заключения нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:27:010014:644 с обществом с ограниченной ответственностью «Челси» без проведения торгов отсутствует, поскольку Главой Удмуртской Республики решение об изменении срока действия распоряжения от 13.08.2018 года № 270- РГ не принималось, то есть условие, установленное подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, не выполнено. Также указано, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом, имеет информационный характер и не препятствует руководствоваться непосредственно нормами законодательства. Государственно-правовое управление Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики не наделено полномочиями по правовой оценке решений, принимаемых органами местного самоуправления, государственными органами, а также по разъяснению положений федерального законодательства и практики его применения.
20.12.2021 года общество с ограниченной ответственностью «Челси» повторно обратилось в Администрацию города Воткинска с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:27:010014:644 без проведения торгов.
Письмом № 4742/01-16 от 29.12.2021 Администрация города Воткинска рекомендовала обществу с ограниченной ответственностью «Челси» в срок до 16 января 2022 года демонтировать расположенные на земельном участке с кадастровым номером 18:27:010014:644 строения и направило соглашение о расторжении договора аренды вышеуказанного земельного участка, указав, что заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов допускается при соблюдении условий, установленных частью 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Поскольку Главой Удмуртской Республики решение об изменении срока действия распоряжения от 13 августа 2018 года № 270-РГ не принималось. Условие, установленное подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, не выполнено.
Полагая, что отказ Администрации города Воткинска от заключения нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:27:010014:644 без проведения торгов является не законным, общество с ограниченной ответственностью «Челси» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указал, что поскольку Главой Удмуртской Республики решение об изменении срока действия распоряжения от 13 августа 2018 года № 270-РГ не принималось, предоставление земельного участка с кадастровым номером 18:27:010014:644 без проведения торгов не представляется возможным, кроме того, 10.06.2022 в отношении спорного земельного участка Администрацией города Воткинска и обществом с ограниченной ответственностью «Челси» заключен договор аренды № 55-22ДА по результатам аукциона.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необоснованным указанный довод заявителя по следующим основаниям.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6. Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Из содержания пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
1) земельного участка юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента Российской Федерации;
2) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации;
3) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ).
На основании пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ случаях при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ; на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Таким образом, случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, предусмотрены пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи.
При отсутствии указанной совокупности условий арендатор земельного участка не имеет права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем, земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона.
Указом Главы Удмуртской Республики от 19 июня 2015 года № 123 (далее - Указ №123) утвержден Порядок подготовки и принятия Главой Удмуртской Республики решения о предоставлении земельного участка, находящегося в собственности Удмуртской Республики, земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенного для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабного инвестиционного проекта, в аренду без проведения торгов (далее - Порядок). В соответствии с указанным порядком решение принимается в форме распоряжения Главы Удмуртской Республики.
В соответствии с пунктом 80 Порядка Проект распоряжения Главы Удмуртской Республики должен содержать:
1) сведения о юридическом лице, которому предоставляется земельный участок в аренду без проведения торгов;
2) решение о возможности предоставления юридическому лицу земельного участка в аренду без проведения торгов для реализации инвестиционного проекта;
3) цель предоставления земельного участка с указанием сведений об инвестиционном проекте, для реализации которого предоставляется земельный участок;
4) сведения о земельном участке, предоставляемом в аренду без проведения торгов, с указанием площади, места расположения, категории земельного участка, вида разрешенного использования, кадастрового номера земельного участка;
5) рекомендацию уполномоченному на предоставление земельного участка органу:
по заключению договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов;
по включению в договор аренды земельного участка существенных условий Соглашения, предусмотренных подпунктами 1 - 6 пункта 66 настоящего Порядка, при нарушении которых договор аренды земельного участка подлежит расторжению.
Согласно пункту 85 Порядка право юридического лица на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов на основании распоряжения Главы Удмуртской Республики может быть реализовано в течение одного года со дня вступления в силу распоряжения Главы Удмуртской Республики.
Пунктом 72 Порядка установлены основания одностороннего отказа Отраслевого органа или Минэкономики УР, или Минстрой УР от исполнения инвестиционного соглашения, в числе которых указано нарушение юридическим лицом существенного(-ых) условия(-ий) Соглашения;
Отраслевой орган или Минэкономики УР, или Минстрой УР соответственно в течение двух рабочих дней со дня выявления хотя бы одного из оснований для одностороннего отказа от исполнения Соглашения, указанных в настоящем пункте, направляет юридическому лицу уведомление об одностороннем отказе от исполнения Соглашения.
В соответствии с пунктом 87 Порядка Основаниями для признания распоряжения Главы Удмуртской Республики утратившим силу являются:
1) письменное заявление юридического лица об отказе от реализации инвестиционного проекта на указанном в распоряжении Главы Удмуртской Республики земельном участке;
2) расторжение Соглашения;
3) незаключение договора аренды земельного участка, предоставленного в аренду без проведения торгов на основании распоряжения Главы Удмуртской Республики, в течение одного года со дня вступления в силу распоряжения Главы Удмуртской Республики;
4) иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.
Согласно сведениям Реестра инвестиционных проектов Удмуртской Республики (по состоянию на 29.09.2022) инвестиционный проект Создание горнолыжного комплекса «SKY-парк» отнесен к приоритетным инвестиционным проектам Удмуртской Республики.
В качестве меры государственной поддержки при реализации инвестиционного проекта предусмотрено предоставление земельного участка без проведения торгов, предоставление льготных условий пользования земельным участком.
Законом Удмуртской Республики от 12.05.2015 № 24-РЗ «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков в аренду без торгов» установлены соответствующие критерии, результатом оценки которых явилось включение инвестиционного проекта Создание горнолыжного комплекса «SKY-парк» в Реестр инвестиционных проектов Удмуртской Республики.
Согласно статье 4 вышеуказанного Закона УР от 12.05.2015 № 24-РЗ порядок принятия решения о предоставлении юридическим лицам земельных участков в соответствии с настоящим Законом определяется Главой Удмуртской Республики. Решение о предоставлении юридическим лицам земельных участков в соответствии с настоящим Законом принимается после заключения между такими юридическими лицами и уполномоченным исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики инвестиционного соглашения в порядке, определяемом Главой Удмуртской Республики.
Следует отметить, что ни Законом УР от 12 мая 2015 № 24-РЗ, ни Указом Главы Удмуртской Республики от 19 июня 2015 года № 123 не предусмотрено повторное обращение в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для реализации инвестиционного проекта.
Как следует из материалов дела, срок для обращения в Администрацию города Воткинска с заявлением о предоставлении земельного участка в арендуОбществом с ограниченной ответственностью «Челси» соблюден.
Доказательства одностороннего отказа от исполнения инвестиционного соглашения в связи с нарушением Обществом с ограниченной ответственностью «Челси» существенных условий Соглашения в материалах дела отсутствуют и, как было указано выше, согласно сведениям Реестра инвестиционных проектов Удмуртской Республики инвестиционный проект Создание горнолыжного комплекса «SKY-парк» отнесен к приоритетным инвестиционным проектам Удмуртской Республики.
Таким образом, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 18:27:010014:644 предоставлен Обществу с ограниченной ответственностью «Челси» в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для реализации инвестиционного проекта, соответствующего критериям, установленным законом, в связи с чем, в отсутствие в материалах дела доказательств нарушения законодательства при использовании Обществом с ограниченной ответственностью «Челси» земельного участка с кадастровым номером 18:27:010014:644, Общество имеет право на заключение нового договора аренды этого земельного участка без проведения торгов.
Отказом Администрации города Воткинска в заключении с Обществом с ограниченной ответственностью «Челси» нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:27:010014:644 нарушаются права Общества на реализацию в установленные сроки на вышеуказанном земельном участке инвестиционного проекта «Создание горнолыжного комплекса «SKY-парк». Доказательства невозможности реализации инвестиционного проекта без использования земельного участка с кадастровым номером 18:27:010014:641 в материалы дела не представлено
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ на заинтересованное лицо (ответчика по делу) подлежит возложению обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку 10 июня 2022 года между Администрацией города Воткинска и Обществом с ограниченной ответственностью «Челси» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 18:27:010014:644 по результатам аукциона, суд полагает, что отсутствует необходимость указания в резолютивной части решения на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
С учетом принятого по делу решения и на основании ст. 110 АПК РФ судебный расходы относятся на ответчика, при этом государственная пошлина в размере 3 000 руб. 00 коп. подлежит возврату истцу из средств федерального бюджета как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Челси» удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации города Воткинска в заключении нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 18:27:010014:644 с Обществом с ограниченной ответственностью «Челси» без проведения торгов, изложенный в письме № 4742/01-16 от 29.12.2021.
Взыскать с Администрации города Воткинска в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Челси» 3000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Челси» из средств федерального бюджета 3000 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной платежным поручением № 1 от 11.01.2022.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья М.В.Мельникова