ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-15952/17 от 21.12.2017 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ижевск                                                                     Дело № А71-15952/2017

28 декабря 2017г.                                                                                               

Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2017г.

Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2017г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Калинина Е.В., при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Геладзе В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Уральская нефть», г.Ижевск к Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики, г.Ижевск о признании незаконным отказа,

при участии представителей:        

от заявителя: Ермолин Д.Е. по доверенности от 19.12.2017; Каримов Р.Р. по доверенности от 03.07.2017;

от ответчика: Скачков А.Н. по доверенности от 01.01.2017,

УСТАНОВИЛ:

 Акционерное общество «Уральская нефть» (далее – АО «Уральская нефть», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее – Минлесхоз УР, ответчик) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, выраженном в письме от 25.08.2017 № УН-07/39 и обязании выдать разрешение в соответствии с заявлением от 04.08.2017 № УН-07/39.

Минлесхоз УР требования заявителя не признал, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д.105-107).

Ответчиком заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.

Заявитель возражает против удовлетворения ходатайства о привлечении третьего лица.

Суд, руководствуясь ст.ст. 51, 184 АПК РФ протокольным определением отказал в удовлетворении указанного ходатайства.

Из представленных по делу доказательств, следует, что в соответствии с лицензиями на право пользования недрами ИЖВ 01963 НЭ, ИЖВ 01964 НЭ, ИЖВ 01965 НЭ и ИЖВ 01966 НЭ АО «Уральская нефть» вправе выполнять работы для разведки и добычи полезных ископаемых турнейской и верейских залежей Ошворцевско-Дмитриевского и верейских и девонской залежей Николаевского участков недр.

АО «Уральская нефть» обратилось в Минлесхоз УР за предоставлением разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка в пределах Николаевского и Ошворцевско-Дмитриевского участков недр на основании ч. 3 ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) в соответствии с Порядком использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденным приказом Рослесхоза от 27.12.2010 № 515. В заявлении АО «Уральская нефть» подробно описало способ проведения работ.

 Письмом от 25.08.2017 № УН-07/39 Минлесхоз УР ответил отказом в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка в пределах Николаевского участка и Ошворцевско-Дмитриевского участка недр в кварталах: 110-119, 121-127, 131-134 Мушкинского участкового лесничества, 9-11, 19, 21 Селыченского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества.

Посчитав отказ Минлесхоза УР незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

В обоснование требований заявитель указал, что правовой режим защитных лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, не исключает возможности производства работ по геологическому изучению недр без рубок лесных насаждений и строительства объектов капитального строительства. Ссылка Минлесхоза УР на п. 1 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р, безосновательна, поскольку при производстве сейсморазведочных работ на Николаевском и Ошворцевско-Дмитриевского участках недр, разрешение на которые испрашивалось АО «Уральская нефть», создание объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, не предполагается. Отказ в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, нарушает права и законные интересы АО «Уральская нефть» как пользователя недрами Николаевского и Ошворцевско-Дмитриевского месторождений нефти. Исследовательские работы предусмотрены лицензией, проводятся в интересах государства и общества. Геологическое изучение указанных участков никакого вреда окружающей среде не может причинить.

Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что отказ в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного хозяйства без предоставления лесного участка является правомерным и обоснованным. Спорные лесные участки являются особо охраняемыми природными территориями. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р утверждён перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов. Согласно пункту 1 указанного Перечня, геологическое изучение и разработка месторождений углеводородного сырья в особо защитных участках лесов не предусматривается.

Оценив представленные по делу доказательства, доводы и пояснения  сторон по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В силу прямого указания ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта возложена на принявший его орган; согласно положениям ст. 65 Кодекса доказывание иных обстоятельств является обязанностью лиц, которые ссылаются на данные обстоятельства.

Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

В соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Статьей 43 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. На основании разрешений орган государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, допускает выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства. Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пунктам 1,2 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.

В соответствии со статьей 43 Лесного кодекса РФ приказом Рослесхоза от 27.12.2010 № 515 утвержден Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (далее - Порядок №515).

Согласно пункту 6 Порядка № 515, использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с Лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка).

В соответствии с абз. 3 п. 3 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утв. приказом МПР России от 16.07.2007 № 181, в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В соответствии с пунктом 25 постановления Правительства УР от 06.12.2010 № 376 (в ред. постановления Правительства УР от 05.08.2017 № 344) заказники являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения и созданы без ограничения срока действия.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р утверждён перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов. Согласно пункту 1 указанного Перечня, геологическое изучение и разработка месторождений углеводородного сырья в особо защитных участках лесов не предусматривается.

Пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», преамбулой к Федеральному закону от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной.

Особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

В силу ч. 1-3 ст. 24 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Как следует из материалов дела, на территории Якшур-Бодьинского лесничества в кварталах: 110, 115-119, 125-127, 133, 134 Мукшинского участкового лесничества создан Чекеровский охотничий комплексный заказник.

Согласно, лесохозяйственному регламенту Якшур-Бодьинского лесничества, на территории лесничества существует памятник природы республиканского и местного значения, выделенный как особо защитный участок леса: - Торфяное болото «Лесное», расположенный в кварталах 114, 115, 121, 121 Мукшинского участкового лесничества (постановление Правительства УР от 18.12.1995 № 377 «О схеме особо охраняемых природных территорий Удмуртской Республики»). Торфяное болото «Лесное» входит в состав Чекеровского заказника.

В постановлении Правительства УР от 18.12.1995 № 377 «О схеме особо охраняемых природных территорий Удмуртской Республики» указано, что целью создания Чекеровского заказника являются сохранение, воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания, поддержание целостности естественных сообществ. Торфяное болото «Лесное» является средообразующим и ресурсосберегающим объектом.

Кроме того, лесные участки в кварталах: 110 (выделы 5,6,10,12-15,18,21-24), 116 (выделы: 36-40, 42, 44), 117 (выделы: 1,9,13,18,19,21,24,25,29), 118 (выделы: 19, 27, 29, 30, 31, 34, 35, 37-39, 42, 43, 48-50), 119 (выделы: 8, 10,11,12-14, 16-19, 21), 126 (выделы: 1,2, 4,5,6, 8-11, 13-16, 19,20,22, 24-27, 29-35, 38,39, 41-46, 48, 50), 127 (выделы: 24, 28,29), 129 (выделы: 2,4,5-7), 133 (выделы: 6, 15-21, 25,26,27), 134 (выделы: 4,9,16, 24,27,28,30,31-38) отнесены к особо защитным участкам леса (барсучьи и бобровые поселения, места глухариных токов).

Таким образом, перечисленные лесные участки относятся к особо охраняемым природным территориям и для них установлен режим особой охраны. Учитывая изложенное, осуществление работ по геологическому изучению недр, будет противоречить целям создания государственного природного заказника Чекеровский заказник и приведет к нарушению требований Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Из смысла статьи 201 АПК РФ следует, что заявление о признании незаконным действия (бездействия) органа местного самоуправления подлежит удовлетворению судом при одновременном наличии двух таких условий, как не соответствие оспариваемого действия (бездействия) закону лил иному нормативному правовому акту и нарушении прав и законных интересов заявителя.

В данном случае, суд не усматривает в оспариваемом действии (бездействии) Минлесхоза УР несоответствия закону или иному нормативному правовому акту.

Доводы заявителя противоречат Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях».

С учетом изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                                          Калинин Е.В.