ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-16106/18 от 29.11.2018 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск                                                                          Дело № А71-16106/2018

30 ноября 2018г.           

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2018г.

Полный текст решения изготовлен 30 ноября 2018г.          

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Н.Г. Зориной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.И. Саламатовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Солнечное» г.Ижевск к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики г.Ижевск о признании недействительным предписания от 31.08.2018 №05-30-375,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Тетерлева Е.С. директора,  Волкова А.А. по доверенности от 01.03.2018,

от ответчика: Зартдиновой З.С. по доверенности от 29.10.2018,  Шкляева А.А. по доверенности от 28.11.2018,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Солнечное» (далее - ООО «Солнечное», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики (далее - управление, ответчик) о признании недействительным предписания от 31.08.2018 №05-30-375 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства (с учетом принятого в судебном заседании 27.11.2018 на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявления общества об уточнении предмета заявленных требований).

Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Из представленных по делу доказательств, следует, что на основании распоряжения управления от 07.08.2018 №617/02/1 в период с 13.08.2018 по 31.08.2018 в отношении объекта капитального строительства «Жилой комплекс «Солнечный» в Октябрьском районе г. Ижевска 2-я очередь строительства. Многоэтажный жилой дом №2» (секция 3)», расположенного по адресу: г.Ижевск, проезд Подлесный, 3-1 в Октябрьском районе (далее - объект капитального строительства), проведена надзорная выездная проверка соблюдения требований градостроительного законодательства и соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов и проектной документации.

В ходе проверки управлением установлено, что строительство объекта капитального строительства осуществляется по проектной документации, разработанной ООО «РК Проект» инв. №137/3/16, получившей положительное заключение экспертизы проектов от 09.03.2017 №18-2-1-3-005-17 (в части внесенных изменений от 03.08.2018 №18-2-1-2-009-17) в АУ УР «Управление государственной экспертизы проектов при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики».

Заказчиком на разработку проектной документации, проведение экспертизы проектной документации и инженерных изысканий по данному объекту выступает ООО «Солнечное». Строительство ведется на основании разрешения на строительство от 22.03.2017 №18-RU18303000-72-2017, выданного Администрацией г.Ижевска в лице Главного управления архитектуры и градостроительства застройщику - ООО «Солнечное».

В ходе визуального осмотра на объекте завершены работы по возведению железобетонного каркаса, устройство наружных ограждающих конструкций. Ведутся работы по устройству внутренних ограждающих конструкций, отделочные работы, прокладка внутренних инженерных сетей, устройство кровли. Объем проверяемого этапа работ (устройство железобетонного каркаса с 12 этажа по 17 этаж, возведение внутренних и наружных ограждающих конструкций с 8 по 13 этаж), соответствует проектной документации, что подтверждается представленной исполнительной документацией.

Согласно исполнительной документации: общему журналу работ, актам освидетельствования скрытых работ (в т.ч. акта №125 от 18.05.2018) в графах «застройщик (технический заказчик)» указано юридическое лицо ООО «Солнечное» без ссылки на саморегулируемую организацию, членом которой является. Строительный контроль от лица застройщика (технического заказчика) осуществляет инженер ОКС ООО «Солнечное» - Аминов И.Н. (приказ от 22.03.2017 №08-од). Согласно сведениям официального сайта АСРО «Строитель» (https://udmsro.ru/reestr/) ООО «Солнечное» не является его членом, в реестре не состоит.

С учетом изложенного, управление пришло к выводу о том, что застройщиком - ООО «Солнечное» осуществляются функции технического заказчика (заключение договоров, осуществление строительного контроля, приемка выполненных работ путем подписания актов освидетельствования скрытых работ, актов освидетельствования ответственных строительных конструкций и т.д.), не имея членство в саморегулируемой организации, что является нарушением п. 22 ст. 1, ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Результаты проверки зафиксированы в акте от 31.08.2018 №А0З-30-375 (л.д. 12-14).

По результатам проверки управлением выдано предписание от 31.08.2018 №05-30-375, согласно которому обществу необходимо устранить нарушения требований п. 22 ст. 1, ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в срок до 01.11.2018.

Считая предписание недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

В обоснование заявления общество указало, что ООО «Солнечное» является застройщиком в отношении объекта капитального строительства, а не техническим заказчиком, распространение ограничений и обязанностей, возлагаемых на технического заказчика (п. 22 ст.1 ГрК РФ) не является правомерным. В целях осуществления строительства и в соответствии с ч. 3.1 ст. 53 ГрК РФ, общество заключило с ООО «СтройГарант» договор генерального подряда от 18.06.2018 №ЖКС - 2/3/17. ООО «СтройГарант» зарегистрировано и действует в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, данный факт подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации от 18.06.2018, peг. №1374, выданной Ассоциацией саморегулируемых организаций «Строитель». Общество, являясь застройщиком указанного объекта, осуществляет строительный надзор на основании ст. 53 ГрК РФ, и не обязано иметь членство в саморегулируемой организации, так как данная обязанность возложена на организацию – юридическое лицо, которое осуществляет строительство объекта на основании договора строительного подряда. По мнению заявителя, общество не допустило нарушений, предусмотренных ч. 3.1 ст. 53 ГрК РФ. Ни ГрК РФ, ни иные нормативно-правовые акты не содержат обязанности для застройщика являться членом СРО в строительстве, СРО в проектировании, СРО в изыскании.

Ответчик, возражая против требований, указал, что предписание соответствует законодательству. В соответствии с п. 32 раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 №624 (далее Перечень №624), установлено, что работы по осуществлению строительного контроля относятся к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. Таким образом, деятельность по осуществлению строительного контроля является функцией технического заказчика, деятельностью по строительству объектов капитального строительства, которую может осуществлять только лицо, являющееся членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующему.

В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта возложена на принявший его орган.

Основанием для вынесения оспариваемого предписания послужил вывод управления о нарушении заявителем п. 22 ст. 1, ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ.

Согласно п. 22 ст. 1 ГрК РФ технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 настоящего Кодекса.

В ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ установлено, что застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.

Представленными по делу доказательствами нарушение заявителем п.22 ст. 1, ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ не подтверждается.

В силу ч. 2 ст. 52 ГрК РФ обязанность членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства установлена для лиц, выполняющих работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором. Кроме того, соответствующая обязанность предусмотрена п. 22 ст. 1 ГрК РФ для технического заказчика и ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ для застройщика в случае самостоятельного осуществления им строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Указанное следует и из письма Ростехнадзора от 06.02.2018 №09-00-06/1026.

Исходя из представленного договора генерального подряда ООО «Солнечное» самостоятельно не осуществляет строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. Обязанность членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в данном случае для застройщика ГрК РФ не установлена, иного управлением не доказано.

Доводы управления судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.

В силу ст.748 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

В соответствии со ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 №468, строительный контроль проводится:

лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик);

застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).

Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, согласно п. 6 указанного Положения включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

В соответствии с п. 4.4 СП 48.13330.2011 Свод правил. «Организация строительства» к базовым функциям застройщика, в том числе отнесено обеспечение строительного контроля заказчика.

Из положений ст. 748 ГК РФ, ст. 53 ГрК РФ, Положения о проведении строительного контроля следует, что если строительство осуществляется на основании договора, то строительный контроль должен осуществляться как лицом, непосредственно осуществляющим строительство - подрядчиком (строительный контроль подрядчика), так и заказчиком (строительный контроль заказчика).

В соответствии со ст. 749 ГК РФ заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией).

В силу вышеуказанных норм, в случае осуществления строительства на основании договора, строительный контроль проводится подрядчиком, а также застройщиком или техническим заказчиком, либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

В данном случае общество осуществляет строительный контроль в силу возложенных на него законодательством о градостроительной деятельности обязанностей. Осуществление строительного контроля является функцией застройщика. Технический заказчик же выступает лицом, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключать договоры, осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности.

Доводы управления, что общество осуществляет работы, включенные в Перечень №624, документально не подтверждены.

В соответствии с п. 32 Перечня №624 в перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включены «Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем».

Таким образом, в названный Перечень входят работы по осуществлению функции строительного контроля заказчика (застройщика), переданные им по договору привлеченному лицу. Работы по осуществлению строительного контроля застройщиком (за исключением осуществления строительного контроля при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии) не включены в Перечень №624.

Расширительное толкование положений п. 32 Перечня №624 в части возложения на застройщика или заказчика обязанности по получению свидетельства о допуске к выполнению работ по строительному контролю в случае самостоятельного осуществления таких работ недопустимо.

Отсутствие в Перечне №624 работ по осуществлению строительного контроля застройщиком (заказчиком) не исключает право указанных лиц на самостоятельное проведение строительного контроля, предоставленное ч. 2 ст. 53 ГрК РФ, и означает лишь отсутствие у них при этом обязанности по получению свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по строительному контролю.

Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2016 года №304-АД16-6361.

С учетом изложенного, суд считает, что обществу неправомерно выдано предписание от 31.08.2018 №05-30-375. Требование заявителя подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика и подлежат взысканию в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный судУдмуртской Республики

РЕШИЛ:

1. Заявление удовлетворить.

 Признать недействительным предписание Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики от 31.08.2018 №05-30-375, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Солнечное» г.Ижевск.

Обязать Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики устранить нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Солнечное» г.Ижевск.

2. Взыскать с Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики г. Ижевск в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Солнечное» г.Ижевск 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                                 Н.Г. Зорина