ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-1617/20 от 26.03.2021 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

____________________________________________________________________________________

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск Дело №А71-1617/2020

02 апреля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 02 апреля 2021 года.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.В. Мельниковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.С. Главатских, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Ижевск:

- о признании незаконным решения Администрации муниципального образования «город Ижевск» в соответствии с п. 1.13 выписки из Протокола №44 об отказе ИП ФИО1 в предоставлении разрешения на размещение сезонных аттракционов (катание на повозках, запряженных животными, верхом на лошадях и других животных) на земельном участке площадью 1331,8 кв.м., расположенном в кадастровом квартале 18:26:041:094 и обязании Администрации муниципального образования «город Ижевск» предоставить ИП ФИО1 разрешение на размещение сезонных аттракционов (катание на повозках, запряженных животными, верхом на лошадях и других животных) на земельном участке площадью 1331,8 кв.м., расположенном в кадастровом квартале 18:26:041094,

- о признании незаконным решения Комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска при Администрации МО «г. Ижевск» в соответствии с п. 1.14 выписки из Протокола названной Комиссии от 21.11.2019г. № 44 об отказе ИП ФИО1 в предоставлении разрешения на размещение сезонных аттракционов (катание на повозках, запряженных животными, верхом на лошадях и других животных, горка для катания на тюбингах, батуты спортивные) на земельных участках площадью 1733,9 кв.м и 2585,8 кв.м., расположенных в кадастровом квартале 18:26:040474 и обязать Комиссию по землепользованию и застройке г. Ижевска при Администрации МО «г. Ижевск» предоставить ИП ФИО1 разрешение на размещение сезонных аттракционов: катание на повозках, запряженных животными, верхом на лошадях и других животных, горка для катания на тюбингах, батуты спортивные, на земельных участках площадью 1733,9 кв.м и 2585,8 кв.м., расположенных в кадастровом квартале 18:26:040474,

при участии представителей:

от истца: ФИО2, по доверенности от 20.05.2020, удостоверение адвоката,

от ответчика: ФИО3, по доверенности № 6787/01-19ДО от 21.12.2020, копия диплома 9530 от 11.07.2018,

от третьего лица: не явились (уведомление в деле).

установил: индивидуальный предприниматель ФИО1 г. Ижевск (далее истец, предприниматель ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Администрации муниципального образования «город Ижевск» (далее ответчик, Администрация) в соответствии с п. 1.13 выписки из Протокола №44 об отказе ИП ФИО1 в предоставлении разрешения на размещение сезонных аттракционов (катание на повозках, запряженных животными, верхом на лошадях и других животных) на земельном участке площадью 1331,8 кв.м., расположенном в кадастровом квартале 18:26:041:094 и обязании Администрации муниципального образования «город Ижевск» предоставить ИП ФИО1 разрешение на размещение сезонных аттракционов (катание на повозках, запряженных животными, верхом на лошадях и других животных) на земельном участке площадью 1331,8 кв.м., расположенном в кадастровом квартале 18:26:041:094.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.03.2020 заявление предпринимателя ФИО1 принято к производству, возбуждено дело А71-1617/2020.

Предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска, в лице Администрации г. Ижевск об признании незаконным решение комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска, в соответствии с п.1.14 выписки из Протокола названной комиссии от 21.11.2019 №44 об отказе ИП ФИО1 в предоставлении разрешения на размещение сезонных аттракционов (катание на повозках, запряженных животными, верхом на лошадях и других животных, горка для катания на тюбингах, батуты спортивные) на земельных участках площадью 1733,9 кв.м и 2585,8 кв.м., расположенных в кадастровом квартале 18:26:041094, в части указания в решении на то, что размещение объекта противоречит требованиям законодательства РФ; об обязании комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП ФИО1

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06.03.2020 заявление предпринимателя ФИО1 принято к производству, возбуждено дело А71-1618/2020.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.09.2020 дела № А71-1617/2020 и № А71-1618/2020 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением общего номера № А71-1617/2020.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска (определение суда от 28.05.2020).

В судебном заседании представителем истца представлены письменные пояснения по иску (приобщены судом к материалам дела), даны пояснения, требования поддержаны.

Представителем ответчика ранее заявленные возражения поддержаны.

Как следует из материалов дела, истец обратилась к ответчику с заявлениями о выдаче разрешения на размещение сезонных аттракционов от 07.11.2019, согласно которым просила:

- предоставить разрешение на размещение сезонных аттракционов (катание на повозках, запряженных животными, верхом на лошадях и других животных) на земельном участке площадью 1331,8 кв.м., расположенном в кадастровом квартале 18:26:041094;

- предоставить разрешение на размещение сезонных аттракционов (катание на повозках, запряженных животными, верхом на лошадях и других животных, горка для катания на тюбингах, батуты спортивные) на земельных участках площадью 1733,9 кв.м и 2585,8 кв.м., расположенных в кадастровом квартале 18:26:040474.

27.11.2019 ответчик направил истцу выписку из протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска от 21.11.2019 № 44, согласно которой Администрация отказывает предпринимателю ФИО1 в предоставлении испрашиваемых разрешений по следующим основаниям:

- пункт 1.13 выписки из Протокола от 21.11.2019 № 44: индивидуальному предпринимателю ФИО1 в предоставлении разрешения на размещение сезонных аттракционов (катание на повозках, запряженных животными, верхом на лошадях и других животных) на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале 18:26:041094, площадью 1331,8.кв.м. отказано на основании пп. 4 п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства УР от 24.08.2015 № 417 – размещение объекта противоречит требованиям законодательства РФ, законодательства УР, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (с учетом устранения описки согласно письма Администрации (л.д.55);

- пункт 1.14 выписки из Протокола от 21.11.2019 №44: индивидуальному предпринимателю ФИО1 отказано в предоставлении разрешения на размещение сезонных аттракционов (катание на повозках, запряженных животными, верхом на лошадях и других животных, горка для катания на тюбингах, батуты спортивные) на земельных участках, расположенных в кадастровом квартале 18:26:040474 площадью 1733,9 кв.м и площадью 2585,8 кв. м. – заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 Положения (не указаны технические характеристики предполагаемых к размещению объектов – горка для катания на тюбингах, батуты спортивные), срок использования земель; в заявлении указаны цели использования земель и земельных участков (катание на повозках, запряженными животными, верхом на лошадях и других животных), не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, размещение объекта противоречит требованиям законодательства РФ (ст. 71 Лесного Кодекса РФ).

Не согласившись с названными решениями Администрации, истец обратился в арбитражный суд с настоящими заявлениями и просил признать их незаконными, обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя ФИО1

В отзыве на исковое заявление ответчиком указано на несогласие с доводами истца, в том числе указано, что испрашиваемые цели использования земель и земельных участков не относятся к сезонным; также указано, что названные цели использования земель и земельных участков отсутствуют в постановлении Правительства Российской Федерации № 1300 от 03.12.2014. Администрацией также указано, что в отношении размещения горки для катания на тюбингах, батутов спортивных истцом не представлены требуемые технические характеристики, что исключает возможность согласования предоставления земель и земельных участков под названные цели.

Кроме того, ответчик указывает, что испрашиваемый земельный участок площадью 1331,8 кв.м., расположенный в кадастровом квартале 18:26:041094, согласно представленной предпринимателем ФИО1 схеме фактически располагается в пределах границ магистральной улицы общегородского значения – ул. Клубной, что исключает возможность предоставления названной территории под истребуемые цели. В отношении земельного участка площадью 2585,8 кв. м., расположенного в кадастровом квартале 18:26:040474, ответчиком отказано, в том числе ввиду нахождения названного земельного участка в границах размещения лесопарков, по документу разрешенное использование земельного участка: использование лесов.

Всесторонне исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, по смыслу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, наличие у органа или лица полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

В соответствии со ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в том числе, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Во исполнение пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден соответствующий Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень), в который включены, в том числе сезонные аттракционы (пункт 24).

Согласно пункту 3.2 ГОСТ 33807-2016. Межгосударственный стандарт. Безопасность аттракционов. Общие требования (введен в действие Приказом Росстандарта от 31.10.2016 N 1539-ст) аттракцион - это оборудование, которое предназначено для развлечения пассажиров во время движения, включая биомеханические воздействия.

По смыслу приведенных положений межгосударственного стандарта, суд приходит к выводу, что деятельность по катанию на повозках, запряженных животными, верхом на лошадях и других животных, размещение горки для катания на тюбингах, а также размещение батутов спортивных, является деятельностью на аттракционах и, поскольку данный вид деятельности зависит от сезонов погоды, (перепадов температур и состояния поверхности), то деятельность истца по оказанию вышеназванных услуг носит сезонный характер.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные цели предпринимателя ФИО1 относятся к п. 24 Перечня утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300; доказательств обратного суду не представлено, равно как и не имеется сведений позволяющих отнести деятельность истца к иной категории, в том числе не относящейся к категориям видов эксплуатации объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (ст. 65 АПК РФ).

Также судом отклоняются доводы возражений ответчика со ссылкой на то, что земельный участок площадью 1331,8 кв.м., расположенный в кадастровом квартале 18:26:041094, согласно представленной предпринимателем ФИО1 схеме фактически располагается в пределах границ магистральной улицы общегородского значения – ул. Клубной, поскольку согласно представленной в материалы дела схеме расположения названного земельного участка осуществляется в пределах границ газона, прилегающего к дорожному полотну указанного объекта городской инфраструктуры (л.д.16 и л.д. 42)

Доводы возражений ответчика со ссылкой на статью 71 Лесного кодекса РФ о невозможности выдачи разрешения на размещение аттракционов на земельном участке площадью 2585,8 кв. м., расположенного в кадастровом квартале 18:26:040474, судом откланяются как основанные на неверном толковании норм права, поскольку указанной статьей регулируется порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Доводы Администрации о не предоставлении предпринимателем технической документации на предполагаемые к размещению объекты не состоятельны, поскольку из Постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.08.2015 № 417 «О порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута» указанное не является основанием для отказа в размещении спорных объектов.

С учетом изложенного, суд соглашается с доводами истца об ошибочности суждений Администрации, что предоставление предпринимателю ФИО1 земель и земельных участков для испрашиваемых целей противоречит требованиям законодательства РФ, законодательства УР, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Доводы возражений ответчика не основаны на нормах права и фактически сводятся к указанию на отсутствие нормативного регулирования названной деятельности на территории города Ижевска в связи с утратой действия Постановления Администрации города Ижевска от 02.12.2015 № 497; суд полагает необходимым указать, что отсутствие должного контроля за своевременным нормативным регулированием спорной деятельности на уровне органа местного самоуправления не может быть противопоставлено добросовестному осуществлению заявителем своей хозяйственной деятельности, поскольку осуществление последней действующим законодательством не ограниченно и не запрещено, более того, на уровне федерального нормативного регулирования осуществление указанной деятельности предусмотрено, что в том числе нашло свое отражение в п. 24 Перечня утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300.

При изложенных обстоятельствах суд признал исковые требования правомерными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

С учетом принятого решения и на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на ответчика, при этом излишне уплаченная истцом государственная пошлина в сумме 300 руб. 00 коп. подлежит возврату истцу из средств федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным решение Комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска Администрации муниципального образования «город Ижевск», изложенное в пункте 1.13 выписки из Протокола от 21.11.2019г. № 44 об отказе индивидуальному предпринимателю ФИО1 в предоставлении разрешения на размещение сезонных аттракционов (катание на повозках, запряженных животными, верхом на лошадях и других животных) на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале 18:26:041094, площадью 1331,8.кв.м.

Признать незаконным решение Комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска Администрации муниципального образования «город Ижевск», изложенное в пункте 1.14 выписки из Протокола от 21.11.2019г. №44 об отказе индивидуальному предпринимателю ФИО1 в предоставлении разрешения на размещение сезонных аттракционов (катание на повозках, запряженных животными, верхом на лошадях и других животных, горка для катания на тюбингах, батуты спортивные) на земельных участках, расположенных в кадастровом квартале 18:26:040474 площадью 1733,9 кв.м и площадью 2585,8 кв. м.

Обязать Администрацию муниципального образования «город Ижевск» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1.

Взыскать с Администрации муниципального образования «город Ижевск» в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 300 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из средств федерального бюджета 300 руб. 00 коп. государственной пошлины, уплаченной по чек-ордеру от 10.02.2020 (операция 351).

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья М.В. Мельникова