АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело № А71-16220/2008
А31
«02» декабря 2009г.
Резолютивная часть решения объявлена «25» ноября 2009г.
Полный текст решения изготовлен «02» декабря 2009г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Коковихиной Т.С.
при ведении протокола судебного заседания судьей Коковихиной Т.С.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Закрытого акционерного общества «Энергия Иж», Ижевск
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике, г. Ижевск
о признании незаконным и отмене постановления административного органа
В судебном заседании присутствовали:
от заявителя: ФИО1 по дов. от 17.08.2009г.;
от ответчика: ФИО2 гл. специалист по дов. от 03.08.2009г., ФИО3 по дов. от 06.11.2009г.;
Закрытое акционерное общество «Энергия Иж» (далее по тексту ЗАО «Энергия Иж») обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской республике, г. Ижевск от 08.10.2009г. № 48/Пс-03 о назначении административного наказания, согласно которому ЗАО «Энергия Иж» привлечено к административной ответственности на основании ст. 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб.
Заявитель в обоснование заявленного требования указал, что вмененное ему административное правонарушение не может быть квалифицировано как нарушение допущенное юридическим лицом. Допущенное нарушение стало следствием недобросовестного отношения к трудовым обязанностям со стороны генерального директора к трудовым обязанностям. Вина ЗАО «Энергия Иж» в совершении правонарушения отсутствует.
Ответчик требования заявителя не признал, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, считает, что факт совершения ответчиком административного правонарушения и вина материалами дела подтверждается.
Протокол об администартвином правонарушении составлен в отношении ЗАО «Энергия Иж», вина должностного директора ЗАО «Энергия Иж» не установлена. Постановление вынесено в соответствии с требованиями КоАП РФ и является законным и обоснованным.
По материалам дела и объяснениям представителей сторон судом установлено.
На основании приказа № 108-П от 22.09.2008г. Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике в период с 09.09.2009г. по 24.09.2009г. проведена плановая проверка ЗАО «Энергия Иж».
В результате проведения проверки установлено, что ЗАО «Энергия Иж» нарушает условия проектной документации в части периодичности и качества проведения мониторинга за состоянием грунтовых вод на территории цеха по переработке нефтяных отходов ЗАО «Энергия Иж», расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Игринский район, на 670 метров севернее деревни Порвай:
- наблюдательная скважина № 1 и № 2: отсутствует химический показатель свинец, сокращенных химических анализов воды за период 16.10.2008г. по 30.09.2009г. на содержание свинца и нефтепродуктов не было (протоколы от 16.102008г.№ 1860/08, 1861/08);
- наблюдательная скважина № 1 и № 2: отсутвуют орналептические показатели воды и химические показатели воды, за период с 15.06.2009г. по 30.09.2009г. стандартный анализ воды из наблюдательных скважин отсутствует (протоколы от09.06.2009г. № 155/1, 155/2, от 15.06.2009г. № 157/1, 157/2).
Рабочим проектом «Цех по переработке и утилизации нефтяных отходов в Игринском районе УР» (том IVОхрана окружающей среды с оценкой воздействия на окружающую среду) имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы 04.10.2004г., установлена периодичность проведения мониторинга за состоянием грунтовых вод на территории цеха, который должен осуществляться путем стандартного анализа и сокращенного химического анализа воды (свинец, нефтепродукты) из наблюдательных скважин № 1 и № 2. Пробы на стандартный анализ должны браться ежеквартально, а анализ содержания свинца и нефтепродуктов – ежемесячно согласно СП 2.1.5.1059-01.
По результатам проверки составлен акт от 30.09.2009г.
30 сентября 2009г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике на основании материалов проверки составлен протокол об административном правонарушении.
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.1 КоАП РФ, административным органом вынесено постановление от 08.10.2009г. № 48/Пс-03, согласно которому заявителю назначено административное наказание с учетом положений ст. 8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при планировании, технико – экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Полагая привлечение к административной ответственности необоснованным и незаконным, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Оценив представленные доказательства по делу, суд считает, что требования заявителя не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Как следует из материалов дела и проверки ЗАО «Энергия Иж» нарушило условия проектной документации в части периодичности и качества проведения мониторинг за состоянием грунтовых вод на территории цеха по переработке нефтяных отходов ЗАО «Энергия Иж», расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Игринский район, на 670 метров севернее деревни Порвай.
Статьей 8.1 Кодекса предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения в отношении которых установлена его вина.
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При эксплуатации Цеха по переработке и утилизации нефтяных отходов ЗАО «Энергия Иж» допущено виновное несоблюдение требований Рабочего проекта «Цех по переработке и утилизации нефтяных отходов в Игринском районе УР» (том IVОхрана окружающей среды с оценкой воздействия на окружающую среду), которое выразилось в нарушении периодичности и качества проведения мониторинга за состоянием грунтовых вод на территории цеха.
Факт совершения ЗАО «Энергия Иж» административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ, материалами административного дела подтвержден.
Постановление административного органа от 08.10.2009г. № 48/Пс-03о назначении заявителю административного штрафа в размере 20000 руб. является законным и обоснованным.
При назначении административного наказания учтены смягчающие административную ответственность обстоятельства, совершение правонарушения впервые, в результате чего административное наказание, штраф в сумме 20000 руб., назначено заявителю в минимальном размере.
Суд в силу ст.71 АПК РФ при полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного ЗАО «Энергия Иж»требования.
Довод заявителя о том, что допущенное нарушение стало следствием недобросовестного отношения к трудовым обязанностям со стороны генерального директора и вина ЗАО «Энергия Иж» в совершении правонарушения отсутствует, судом не принимается.
Материалами дела об администартвином правонарушении установлена вина ЗАО «Энергия Иж» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.1. КоАП РФ, при этом материалы дела не содержит сведений, свидетельствующих о виновности директора ЗАО «Энергия Иж».
Процедура привлечения к ответственности административным органом соблюдена, при составлении протокола от 30.09.2009г. и рассмотрении материалов проверки, вынесения постановления от 08.10.2009г. присутствовал законный представитель юридического лица – ФИО1 без надлежаще оформленной доверенности. При этом общество извещалось надлежащим образом о времени и месте составления протокола и рассмотрения материалов проверки.
Постановление вынесено в соответствии с требованиями КоАП РФ и является законным и обоснованным.
В силу ч.4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
1. В удовлетворении требования Закрытого Акционерного общества «Энергия Иж», г.Ижевск об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике № 48/Пс-03 от 08 октября 2009г. «О назначении административного наказания», вынесенного в отношении ЗАО «Энергия Иж», г.Ижевск отказать полностью.
2. Решение суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия (изготовления в полном объеме).
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение 10 дней со дня принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа г. Екатеринбург в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Т.С.Коковихина