426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск
Дело № А71- 1633/2020
22 сентября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2020 года
Полный текст решения изготовлен 22 сентября 2020 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Берестовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью частной охранной организации охранного предприятия «АССО-ИЖ» г.Ижевск к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике г.Ижевск о признании недействительным предписания от 15.01.2020 №5661/45,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 17.09.2019,
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 13.12.2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью частная охранная организация охранное предприятие «АССО-Иж» (далее ООО ОП «АССО-Иж», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике г.Ижевск ( далее Управление Росгвардии, ответчик) об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия от 15.01.2020 №5661/45.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях на отзыв, пояснениях (л.д.6-7, 88-89, 121).
Ответчик заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении на отзыв (л.д. 40-41, 80-83).
Из материалов дела следует, что по результатам проведения проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов в ООО ОП «АССО-ИЖ» Управлением Росгвардии по Удмуртской Республике выявлено, что в нарушение требований законодательства: ст.ст. 6, 7, 22 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии), п.п. 54, 55, 56, 66 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее- Правила оборота оружия), п.п 5, 8 Положения о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему (далее – Положение № 814), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», п. 5.8 Правил проведения сертификации гражданского и служебного оружия, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25.12.2000 № 86, в сейфах № 1 и 2 для хранения оружия и патронов обществом осуществляется хранение патронов с истекшим сроком годности калибра 9*17 «Барнаул»-2000 штук, калибра 10x23Т -487 штук.
Результаты проверки отражены в акте проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов от 15.01.2020 (л.д.44).
Управлением Росгвардии по Удмуртской Республике обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия от 15.01.2020 № 5661/45, которым предписано устранить нарушения, выразившиеся в хранении в сейфах № 1 и 2 для хранения оружия и патронов к нему, патронов калибра 10x23Т -487 штук, калибра 9*17 «Барнаул»-2000 штук с истекшим сроком годности.
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование требования заявитель указал, что осуществляет хранение оружия и патронов на основании разрешения РХИ0159060, выданного ОЛРР по г. Ижевску Управления Росгвардии по Удмуртской Республике 28.11.2019, что подтверждается актом от 15.01.2020. Из буквального толкования п. 66 Правил оборота оружия следует, что такое основание, как истечение срока годности, относится исключительно для запрета использования механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми и раздражающими веществами. Законом не установлен запрет на хранение патронов с истекшим сроком годности. Отсутствуют доказательства того, что хранившиеся патроны не соответствуют техническим требованиям, предъявляемым к патронам. Правила оборота оружия не содержат требования по хранению только патронов срок годности которых не истек, равно как и отсутствует какой-либо запрет на хранение патронов с истекшим сроком годности. В оспариваемом предписании от 15.01.2020 №5661/45 указывается на хранение патронов с истекшим сроком годности, но само по себе хранение патронов с истекшим сроком годности не образует нарушение правил хранения, и никаких правовых последствий для заявителя нести не может, в том числе, в форме недопустимости хранения таких патронов. Ответчик не установил и не мог установить факт истечения срока годности патронов, так как на коробках с патронами не имелось даты их изготовления, а изготовитель не установил для них срока годности. предписание выдано исключительно в отношении хранения патронов, а не их использования. Общество со ссылкой на п.66 Правил № 814 указывает, что допускается использовать технически неисправные патроны и специальные средства, срок годности, хранения или использования которых истек, для испытаний либо проверки технического состояния оружия. Помимо того, ответчик не проводит проверку по ГОСТ Р50530-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Патроны к гражданскому и служебному огнестрельному оружию, устройствам производственного и специального назначения. Требования безопасности и методы испытаний на безопасность», утвержденного Приказом Росстандарта от 20.10.2015 № 1588-ст.
Ответчик в отзыве на заявление указал, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обществом не обеспечены условия безопасного хранения патронов, обществом не предпринято достаточных мер, направленных на обеспечении безопасности хранения патронов, что выражается в отсутствии действий, направленных на их утилизацию по истечении срока годности на протяжении длительного периода. Более того, указанные патроны в нарушение п. 66 Правил оборота оружия используются обществом при оказании охранных услуг. Согласно книге приёма и выдачи оружия в ООО ОП «АССО-ИЖ» патроны калибра 9x17 «Барнаул» партии Х04-2015г., калибра 10х32Т, выдаются работникам охранного предприятия для исполнения служебных обязанностей. Требования по обеспечению сохранности оружия и патронов и требования к безопасному хранению оружия и патронов не являются идентичными понятиями. Указанные понятия четко разграничиваются законодателем в нормативно-правовых актах в области оборота оружия. Хранение патронов с истекшим сроком годности не отвечает требованиям их безопасного хранения.
Оценив представленные по делу доказательства и доводы сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Подпунктом «б» пункта 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 157 установлено, что Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии) контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право, в том числе, производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений.
В соответствии с Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 30.09.2016 № 510 (далее Положение) Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
Росгвардия осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы управления оперативно-территориальных объединений, иные органы управления войск национальной гвардии и территориальные органы Росгвардии (п. 5 Положения).
Таким образом, оспариваемое предписание выдано компетентным органом.
Согласно статье 22 Закона об оружии хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию определяются Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Закона об оружии закреплены ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия. Так, на территории Российской Федерации запрещается оборот оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.
На основании ч. 2 ст. 7 Закона об оружии, а также п. 5 Положения №814 обязательному подтверждению соответствия (сертификации) подлежат все производимые на территории Российской Федерации, ввозимые на территорию Российской Федерации и вывозимые из Российской Федерации модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные с оружием изделия, за исключением оружия, имеющего культурную ценность, копий (реплик) оружия.
Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
Согласно п. 54 Правил оборота оружия хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.
В силу требований п. 55 Правил оборота оружия юридические лица после получения в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Для оружия и патронов, реализуемых изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемые объекты (серийный выпуск), сертификат действителен при их поставке, продаже в течение срока годности (службы), установленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для предъявления требований по поводу недостатков объектов. В течение этих же сроков действителен и сертификат на партию объекта или изделие.
Запрещается использовать технически неисправные оружие и патроны, а также механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами, срок годности, хранения или использования которых истек, за исключением случаев проведения исследовательских работ и испытаний либо проверки технического состояния оружия (пункт 66 Правил оборота оружия).
Как было установлено судом, общество имеет разрешение на хранение оружия серии РХИ № 0159060, выданное ОЛРР по г.Ижевску Управления Росгвардии по Удмуртской Республике 28.11.2019 сроком действия до 20.06.2021. Нарушения, указанные в оспариваемом предписании, выявлены при проведении проверки заявителя, проведенной с участием директора общества ФИО3 и заместителя директора ФИО4, в помещениях, принадлежащих обществу, что не оспаривается заявителем и подтверждается актом проверки от 15.01.2020 (л.д.44).
В ходе проведенной проверки наличия организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов контролирующим органом установлено, что в нарушение приведенных нормативных положений ООО ОП «АССО-ИЖ» допустило хранение патронов с истекшим сроком годности патронов калибра 10x23Т -487 штук, калибра 9*17 «Барнаул»-2000 штук.
Наличие нарушений, зафиксированных в акте проверки, проведенной в присутствии законного представителя общества, подписавшего указанный акт без каких-либо возражений, подтверждено материалами дела и заявителем не опровергнуто.
Доводы заявителя о том, что законом не установлен запрет на хранение патронов с истекшим сроком годности, установление срока годности патронов не могло являться предметом проверки, подлежат отклонению судом.
Согласно статье 7 Закона об оружии обязательные требования к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему, а также к метаемым снарядам к охотничьему метательному стрелковому оружию, формы оценки соответствия устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Обязательному подтверждению соответствия подлежат все производимые на территории Российской Федерации, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из Российской Федерации модели гражданского и служебного оружия и патронов к нему, метаемые снаряды к охотничьему метательному стрелковому оружию, а также конструктивно сходные с оружием изделия.
Запрещается использовать технически неисправные оружие и патроны, а также механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами, срок годности, хранения или использования которых истек, за исключением случаев проведения исследовательских работ и испытаний либо проверки технического состояния оружия (пункт 66 Правил оборота оружия).
Как следует из представленных заявителем разъяснений Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии от 15.01.2020 № 9/124, содержащееся в указанном пункте Правил основание (истечение срока годности) относится исключительно для запрета использования механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми и раздражающими веществами.
Вместе с тем, в данном письме указывается, что срок годности патронов может быть установлен заводом-изготовителем патронов. Патроны к огнестрельному оружию хранятся их владельцем с соблюдением установленных требований и подразумевают их постоянную готовность к использованию для определенного статьей 1 Федерального закона «Об оружии» механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением. Учитывая изложенное, после истечения как установленного изготовителем «срока годности», так и «срока хранения» патронов их использование для производства выстрелов исключено, поскольку с этого момента не может быть гарантирована безопасность применения таких патронов.
В ходе проведения проверки установлено, что общество согласно лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, книги учета наличия и движения поступающего, хранящегося и выдаваемого оружия и патронов в 2015 годуприобрело патроны калибра 9x17 «Барнаул» партии Х04-2015г. - 2000 штук, калибра 10х32Т - 487 штук.
Из материалов дела следует, что Управлением Росгвардии по Удмуртской Республике был направлен запрос в ООО «Ижевские ружья» о предоставлении информации на каком заводе-производителе приобретены: патроны кал. 9х17 «Курц» партии В06-2011г., патроны кал. 9х17 «Barnaul» партии Х04-2015г.
Согласно ответу ООО «Ижевские ружья» от 02.03.2020 № 0203/ИР установлено, что патроны кал. 9х17 «Курц» партии Х01-2015г. и Х04-2015г. приобретены на АО «Барнаульский патронный завод», партии А35-2010г., А45-2010г., В06-2011г. приобретены на АО «Новосибирский патронный завод» (л.д. 47).
Из ответа АО «Барнаульский патронный завод» от 02.03.2020 № 140-ОПП, направленного управляющему ООО «Ижевские ружья», следует, что патроны пистолетные калибра 9х17К со стальной гильзой, с оболоченной пулей (FMJ) для служебного оружия партии Х01-2015 и партии Х04-2015 производства АО «БПЗ» изготовлены в соответствии с ТУ 7272-087-13969814-2011. Согласно технической документации на патроны к служебному оружию указанной партии установлен срок годности 5 лет (л.д. 48).
Из ответов ЗАО «Техкрим» от 06.03.2020 №362-ТК и от 21.07.2020 №1333-ТК следует, что гарантийный срок хранения патронов травматического действия калибра 10х23Т составляет 3 года с даты их изготовления (л.д. 50, 126).
Из ответа АО «Новосибирский патронный завод» от 21.07.2020 № 45/68 установлено, что гарантийный срок хранения патронов пистолетных 9х17 «Курц» составляет три года с момента выпуска (л.д. 130).
В материалы дела ответчиком представлены ответ Акционерного общества «Новосибирский патронный завод» от 11.06.2020 № 76/334, в соответствии с которым на партии патронов 380АСР (9х17 «Курц») FMJ - AFMJ – A35-2010г., А45-2010г., 380АСР (9х17 «Курц») FMJ – В06-2011 представлен сертификат соответствия № РОСС RU.МЖ03.В01749, срок действия с 30.12.2009 по 29.12.2012 (л.д. 96-97).
Изготовителем патронов – Барнаульским патронным заводом исх. от 05.06.2020 № 315-ОПП представлен сертификат соответствия на патроны пистолетные для служебного оружия калибра 9х17К с оболочечной пулей (FMJ) со стальной гильзой с полимерным покрытием на партии Х01-2015, Х04-2015г. Срок действия сертификата установлен с 22.05.2014 по 22.05.2017 (л.д. 99-100).
Таким образом, на момент проверки срок годности патронов, хранящихся у заявителя, истек. При этом, материалами дела подтверждается, что указанные патроны выдаются работникам заявителя для исполнения служебных обязанностей (книга номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов ООО ОП «АССО-ИЖ»).
Хранение патронов с истекшим сроком действия не соответствует предписанному ст. 22 Федерального закона «Об оружии» требованию о том, что гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих безопасность его хранения.
Согласно п.83 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденного приказом МВД России от 29.06.2012 № 646, при проверке обеспечения сохранности и безопасности хранения оружия и патронов у юридических лиц должностные лица осуществляют осмотр технического состояния оружия и патронов, проверку их соответствия требованиям нормативных правовых актов.
С учетом изложенного, судом отклоняются доводы заявителя о том, что установление срока годности патронов не могло являться предметом проверки, что проверка патронов на их соответствие требованиям законодательства должна производиться исключительно на основании ГОСТ Р 50530-2015 «Патроны к гражданскому и служебному огнестрельному оружию, устройствам производственного и специального назначения. Требования безопасности и методы испытаний на безопасность».
Ссылки общества на то, что Управлением Росгвардии по Удмуртской Республике указанное нарушение не было выявлено при проведении предыдущих проверок, судом отклоняются, поскольку правового значения в данном случае не имеют. Хранение патронов с истекшим сроком годности было выявлено в ходе проверки 15.01.2020. Устранить данное нарушение заявителю предлагается именно в предписании от 15.01.2020.
Поскольку предписание вынесено компетентным органом, факт вмененных обществу нарушений установлен судом, требования предписания являются исполнимыми, на общество не возложены обязанности, не относящиеся к его деятельности, оспариваемое предписание является законным и обоснованным.
В нарушение ст.ст. 65, 200 АПК РФ заявителем не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов общества оспариваемым предписанием.
Основания для признания незаконным предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия от 15.01.2020 №5661/45 отсутствуют.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В удовлетворении требований ООО ОП «АССО-ИЖ» надлежит отказать полностью.
С учетом принятого решения согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью частной охранной организации охранного предприятия «АССО-Иж» г.Ижевск о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия от 15.01.2020 № 5661/45 отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Т.С. Коковихина