ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-16374/2021 от 22.12.2021 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск                                                                              Дело №А71-16374/2021

27 декабря 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2021г.

Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2021г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ф. Мосиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Ю. Степановой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики г. Ижевск о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Ижевск к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 20.09.2021;

от ответчика: ФИО3 по доверенности от 14.11.2021;

УСТАНОВИЛ:

Министерство промышленности и торговли Удмуртской Республики (далее Министерство, административный орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее ИП ФИО1о, ответчик) к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Ответчик требования заявителя не признал на основании доводов, изложенных в отзыве на заявление.

На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), положения которой разъяснены сторонам в определении суда от 26.11.2021, суд в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, завершил 22.12.2021 предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Из представленных по делу доказательств следует, что 12.08.2021 в Министерство поступил материал проверки, зарегистрированный в КУСП дежурной части отдела полиции № 1 УМВД России по г. Ижевску за №21155 от 09.08.2021 в отношении ИП ФИО1, о том, что в торговом объекте «Пивзаправка», расположенном по адресу: <...> осуществляется розничная продажа алкогольной продукции в запрещенное время.

С целью проверки сообщения, 09.08.2021 оперуполномоченным сотрудником ОЭБ и ПК УМВД России по г. Ижевску в указанном торговом объекте, в котором свою деятельность осуществляет ИП ФИО1, проведена проверочная закупка (л.д. 28-29).

По результатам проведенной 09.08.2021 проверочной закупки установлен факт розничной продажи в данном торговом объекте продавцом ФИО4 пива «Жигулевское» 0,5 литра крепостью 4,5 % по цене 48 руб. в количестве 1 шт., о чем составлен акт проверочной закупки от 09.08.2021.

09.08.2021 сотрудниками отдела полиции в присутствии двух понятых также произведен осмотр торгового объекта, в ходе которого в подсобном помещении торгового объекта «Пивзаправка» была обнаружена алкогольная продукция: водка «Glazov» в стеклянной бутылке, крепостью 40%, объемом 0,5 литра, в количестве 17 штук; 2. водка «Glazov» в стеклянной бутылке, крепостью 40%, объемом 0,1 литра, в количестве 22 штуки; 3. водка особая «Glazov» в стеклянной бутылке, крепостью 40%, объемом 0,25 литра, в количестве 20 штук; 4. бальзам «Легенда италмаса», в стеклянной бутылке, крепостью 40%, объемом 0,1 литра, в количестве 21 штуки.

По результатам осмотра административным органом составлен протокол осмотра территории, помещений и находящихся там вещей и документов от 09.08.2021.

По данному факту уполномоченным должностным лицом, в присутствии представителя ИП ФИО1о, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, составлен протокол от 23.11.2021 №04-1-04/2021-206 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ (л.д. 12-15).

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ИП ФИО1 был извещен путем направления ему извещения от 25.10.2021 № 04-1-04/2021-206, полученного 08.11.2021 (л.д.21-22).

Из объяснений продавца ФИО4 от 09.08.2021, полученных административным органом в ходе проведения проверки, следует, что в данной торговой точке он трудоустроен неофициально. В его обязанности входит разлив пива, обслуживание посетителей, работа за кассой. 09.08.2021 примерно в 22 час. 40 мин. в помещение  «Пивзаправка» зашел мужчина, который передал продавцу 100 руб. и попросил продать пиво 0,5 литра «Жигулевское» с содержанием 4,5% этилового спирта. После чего, ФИО4 налил покупателю пиво «Жигулевское» в бутылку объемом 0,5 литра, а также передал покупателю пробку от бутылки. После чего, покупатель завернул пробку на бутылке пива и вышел из торгового объекта (л.д.25).

На основании статьи 23.1 КоАП РФ заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, указал, что предпринимателем не осуществляется торговля крепкого алкоголя, у него  отсутствует лицензия на продажу алкогольной продукции. Обнаруженная в торговом объекте алкогольная продукция ему не принадлежит.  Помещение, в котором обнаружен алкоголь предприниматель  не арендует у собственника здания. При проведении проверочных мероприятий административный орган не принял меры к выяснению владельца обнаруженной алкогольной продукции и установлению принадлежности помещения. При проведении сотрудниками полиции  проверочного мероприятия представитель предпринимателя не приглашался.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее Закон №171-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона № 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

На основании пункта 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 26Закона №171-ФЗ поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий.

Исходя из требований пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16, пунктов 1, 2 статьи  18 Закона №171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляется исключительно организациями при наличии соответствующих лицензий. Выдача индивидуальным предпринимателям лицензий на осуществление таких видов деятельности, как хранение алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции действующим законодательством не предусмотрена, следовательно, им запрещено в рамках осуществления предпринимательской деятельности осуществлять указанные виды деятельности, и за нарушение данных запретов они несут установленную законом ответственность, в том числе административную.

В соответствии с частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 2 данной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно статье 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 названного Кодекса.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 13.07.2015 №304-АД15-7137, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить должный контроль как за выполнением требований законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции, так и за выполнением таких требований своими работниками (представителями).

Исходя из требований части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

При этом в силу части 5 статьи 205 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на административный орган.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 09.08.2021 сотрудниками отдела полиции в присутствии двух понятых, в ходе осмотра в торговом объекте «Пивзаправка», деятельность в котором осуществляется ИП ФИО1 в подсобном помещении торгового объекта была обнаружена алкогольная продукция: водка «Glazov» в стеклянной бутылке, крепостью 40%, объемом 0,5 литра, в количестве 17 штук; 2. водка «Glazov» в стеклянной бутылке, крепостью 40%, объемом 0,1 литра, в количестве 22 штуки; 3. водка особая «Glazov» в стеклянной бутылке, крепостью 40%, объемом 0,25 литра, в количестве 20 штук; 4. бальзам «Легенда италмаса», в стеклянной бутылке, крепостью 40%, объемом 0,1 литра, в количестве 21 штуки.

Данные обстоятельства отражены в протоколе осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 09.08.2021 с приложением фотоматериалов (л.д. 26-35).

Согласно пункту 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемом случае из материалов дела не следует, что алкогольная продукция находилась на витринных стеллажах с указанием соответствующей цены, свидетельствующих об осуществлении в магазине розничной продажи алкогольной продукции. Алкогольная продукция на момент проверки не была выставлена в доступном для обозрения посетителями месте или находилась непосредственно на витрине.

Таких образом, хранение алкогольной продукции в подсобных помещениях не доказывает факт ее реализации в магазине. Доказательств того, что алкогольная продукция хранилась у предпринимателя в целях ее дальнейшей реализации, а также реализации алкогольной продукции материалы дела не содержат.

Иные доказательства, подтверждающие факт розничной продажи предпринимателем алкогольной продукции без соответствующей лицензии (кассовый чек; фотографии ценников; витрин, содержащих информацию о предлагаемой к реализации алкогольной продукции; объяснения продавца, покупателей, свидетельские показания и др.), кроме как процессуальных документов, составленных в ходе проведения проверки, административным органом в материалы дела не предоставлены.

Кроме того, в пункте 2 статьи 18 Закона №171-ФЗ закреплены положения о том, что хранение алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции и розничная продажа алкогольной продукции являются самостоятельными видами деятельности, на осуществление которых выдаются отдельные лицензии.

В абзаце втором пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» дано разъяснение о том, что неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже какого-либо товара является его хранение розничным продавцом в необходимых количествах.

Следовательно, само по себе хранение алкогольной продукции розничным продавцом в месте осуществления розничной торговли как неотъемлемая часть дальнейшей реализации ее покупателям для личного потребления не является самостоятельной предпринимательской деятельностью по хранению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежащей лицензированию.

Поскольку в данном случае в протоколе об административном правонарушении событие обнаруженного нарушения отражено как хранение в подсобном помещении торгового объекта алкогольной продукции, без установления поклажедателя (собственника алкогольной продукции, переданной на возмездное хранение), то факт хранения водки как оборот алкогольной продукции, регулируемого положениями главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации, не выявлен.

Аналогичные позиция выражена в постановлениях Арбитражного суда Уральского округа от 11.02.2020 по делу №А47-7967/2019, от 04.08.2020 №А47-17034/2019, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 по делу №А47-5792/2021.

Следовательно, факт реализации (розничной продажи) предпринимателем спорной алкогольной продукции и соответственно события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, административным органом не доказан.

Административным органом не представлено достаточных данных, безусловно свидетельствующих о наличии события правонарушения в действиях ответчика и его вины во вменяемом правонарушении.

Согласно части 3, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного основания для привлечения ответчика к административной ответственности у суда отсутствуют.

Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. 

Руководствуясь статьями 167-171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Ижевск (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                             Л.Ф. Мосина