ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-16648/19 от 04.12.2019 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск Дело № А71- 16648/2019  06 декабря 2019 года 

Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2019 года  Полный текст решения изготовлен 06 декабря 2019 года 

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Н.Г. Зориной, при  ведении протокола секретарем судебного заседания Н.И. Саламатовой,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с  ограниченной ответственностью «Народный ломбард» г. Ижевск о  признании незаконным и отмене постановления Отделения - Национального  банка по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления  Центрального банка Российской Федерации г. Ижевск, 

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 16.10.2019,  от ответчика: ФИО2 по доверенности от 30.08.2018, 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Народный ломбард»  (далее - ООО «Народный ломбард», общество, заявитель) обратилось в  Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене  постановления Отделения - Национального банка по Удмуртской Республике  Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской  Федерации (далее - административный орган, ответчик) от 26.09.2019 № ТУ- 94-ЮЛ-19-20571 о наложении штрафа по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). 

Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве  на заявление и в дополнении к отзыву. 

Из представленных по делу доказательств следует, что общество  является ломбардом, 30.07.2019 представило отчет о деятельности ломбарда  за полугодие 2019 года (далее - отчет). 

По результатам проверки указанного отчета ответчиком установлено,  что представленный отчет не соответствует установленной приложением 1 к  Указанию № 3927-У форме (код формы по ОКУД 0420890), а именно: 

- в подразделе 1 «Реквизиты ломбарда», подразделе 2 «Сведения об  обособленных подразделениях ломбарда», подразделе 3 «Сведения о счетах 


ломбарда, открытых в кредитных организациях» раздела I «Общие сведения  о ломбарде» отсутствуют графы 10.1 «код ФИАС», 10.2 «код ОКТМО»  (Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований),  12 «код деятельности организации», 19 «код деятельности обособленного  подразделения», 26.1 «остаток на счете на конец отчетного периода, тыс.  руб.»; 

- в пункте 1.1 «Задолженность по основному долгу по предоставленным  займам» подраздела 1 «Сведения о займах» раздела II «Основные показатели  деятельности ломбарда» отсутствуют графы 34.1 «сумма задолженности по  основному долгу по предоставленным договорам займа, по которым  наступил льготный месячный срок, но обязательства по которым не  погашены на конец отчетного периода», 34.2 «сумма задолженности по  основному долгу по договорам займа, по которым истек льготный месячный  срок, но по которым обязательства не погашены или заложенное имущество  еще не продано на конец отчетного периода»; 

- в подразделе 1 «Сведения о займах» раздела II «Основные показатели  деятельности ломбарда» отсутствует пункт 1.6 «Сведения и займах,  предоставленных обособленным подразделением ломбарда», а также графы  46.1 «наименование обособленного подразделения ломбарда», 46.2 «сумма  займов, выданных за отчетный период обособленным подразделением, тыс.  руб.»; 

- в подразделе 3 «Информация о страховании рисков ломбарда,  связанных с вещами, принятыми в залог по договорам займа» раздела II  «Основные показатели деятельности ломбарда» отсутствует графа 67.1  «сумма оценки вещей, находящихся в ломбарде на конец отчетного периода,  тыс. руб.»; 

- отсутствует раздел VI «Основные показатели деятельности ломбарда  по субъектам Российской Федерации», а также графы 2 «код территории по  ОКАТО», 3 «сумма задолженности по основному долгу по предоставленным  займам на конец отчетного периода, тыс. руб.», 4 «количество договоров  займа, заключенных за отчетный период, шт.», 5 «сумма займов, выданных за  отчетный период, тыс. руб.». 

Установив факт непредставления обществом отчета по форме ОКУД  0420890, административным органом в адрес общества вынесено  предписание об устранении нарушений законодательства от 01.08.2019   № Т128-99-2/32773 (далее - предписание), которым ООО «Народный  ломбард» предписано в срок не позднее 3 рабочих дней с даты получения  предписания устранить выявленное нарушение, направив в Банк России  отчет о деятельности ломбарда за полугодие 2019 года (л.д. 80-81). 

Предписание размещено в личном кабинете 01.08.2019 в 14:32 часов и  считается полученным обществом 02.08.2019.2019 (л.д. 82), следовательно,  срок для исполнения предписания - не позднее 07.08.2019. 

В установленный срок обществом предписание не исполнено.  Фактически предписание исполнено 12.08.2019. 


Таким образом, общество нарушило требование части 8 статьи 2  Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - Закон о  ломбардах). 

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления при  участии законного представителя общества протокола об административном  правонарушении от 11.09.2019 № ТУ-94-ЮЛ-19-20571 (л.д. 129-134), 

По результатам рассмотрения с участием законного представителя  общества административного дела ответчиком вынесено постановление от  26.09.2019 о наложении штрафа по делу об административном  правонарушении № ТУ-94-ЮЛ-19-20571, которым общество привлечено к  административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5  КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 500000 руб.  (л.д. 49-52). 

Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило  основанием для его обращения в арбитражный суд. 

В обоснование требований заявитель указал, что отчет по форме ОКУД  0420890 «Отчет о деятельности ломбарда» за первое полугодие 2019 года  был представлен 30.07.2019 и принят Центром по обработке отчетности.  01.08.2019 в адрес общества Банком России направлено предписание о том,  что отчет не представлен, обществу было предписано представить в Банк  России указанный отчет, а также представить ответ на предписание. 

Относительно выявленного нарушения в части отсутствия в отчете,  направленном 30.07.2019, сведений заявитель пояснил, что раздел VI  общество заполнять не обязано, а отсутствие иных сведений не повлияло на  значение итоговых сумм. Кроме того, общество указало на отсутствие вины,  поскольку предписание выдано ответчиком без указания допущенной  обществом ошибки, на момент окончания срока исполнения предписания  каких-либо разъяснений от Банка России не поступило. Обществом выявлено  самостоятельно, что форма отчетности от 30.07.2019 не соответствует  текущей. В дополнительных пояснениях заявитель указал на совершение  правонарушения впервые, устранение нарушения до составления протокола 


об административном правонарушении, на то, что назначение штрафа в  размере 500000 руб. носит неоправданно карательный характер. 

Административный орган требования заявителя не признал, указав, что  оспариваемое постановление является законным и обоснованным. Указанием  Банка России от 23.04.2019 № 5132-У, опубликованным на официальном  сайте Банка России 04.06.2019 и вступившим в законную силу 15.06.2019,  внесены существенные изменения в форму составления отчетности ОКУД  0420890 «Отчет о деятельности ломбарда», следовательно, общество обязано  было знать об имеющихся изменениях при составлении отчета. Обществом  не представлены доказательства принятия всех необходимых мер,  направленных на своевременное исполнение предписания Банка России от  01.08.2019, а также доказательства наличия объективных обстоятельств, не  позволивших обществу исполнить предписание в установленный срок. 

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к  следующим выводам. 

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела  об оспаривании решения административного органа о привлечении к  административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании  проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения,  устанавливает наличие соответствующих полномочий административного  органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли  законные основания для привлечения к административной ответственности,  соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не  истекли ли сроки давности привлечения к административной  ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. 

Согласно части 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный  срок законного предписания Банка России влечет наложение  административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч  до семисот тысяч рублей. 

На основании статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее -  Закон № 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим  регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за  некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в  соответствии с федеральными законами. 

В соответствии со статьей 76.5 Закона № 86-ФЗ Банк России проводит  проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет  некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения  предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям  предусмотренные федеральными законами иные меры. 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о ломбардах ломбардом  является юридическое лицо - специализированная коммерческая  организация, основными видами деятельности которой являются  предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. 


На основании части 8 статьи 2 Закона о ломбардах ломбард обязан  выполнять предписания Банка России и представлять в Банк России  документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления  ломбарда в порядке установленном Банком России, а также обеспечить  возможность предоставления в Банк России электронных документов и  возможность получения от Банка России электронных документов в порядке,  установленном Банком России. 

Согласно части 3 статьи 2.3 Закона о ломбардах Банк России получает  от ломбардов необходимую информацию об их деятельности, а также  осуществляет надзор за выполнением ломбардами требований,  установленных настоящим Федеральным законом, за исключением главы 3  настоящего Федерального закона, другими федеральными законами и  нормативными актами Банка России. 

В силу пункта 5 части 4 статьи 2.3 Закона о ломбардах Банк России  направляет ломбарду предписания, обязательные для исполнения, а также  запрашивает документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в  компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России  направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством  вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных  усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке,  установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов  Банка России в форме электронных документов данные предписания и  запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня  их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при  условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных  предписаний и запросов в установленном им порядке. 

Согласно статье 2.4. Закона о ломбардах ломбарды обязаны  представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей  деятельности и персональном составе своих руководящих органов. Формы и  сроки представления указанных документов определяются Банком России. 

На основании пункта 4 Указания Банка России от 30.12.2015 № 3927-У  «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России  документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и персональном  составе руководящих органов ломбарда» (далее - Указание Банка России   № 3927-У), документы, содержащие отчет о деятельности ломбарда и (или)  отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда (далее при  совместном упоминании - отчетность), вместе с сопроводительным письмом  представляются в Банк России в форме электронного документа,  подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в  соответствии с требованиями Указания Банка России от 03.11.2017 № 4600-У  «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями,  некредитными финансовыми организациями и другими участниками  информационного обмена при использовании ими информационных 


ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» (далее - Указание   № 4600-У). 

В соответствии с пунктом 1 Указания Банка России № 3927-У отчет о  деятельности ломбарда составляется по форме и в порядке, которые  установлены в приложении 1 к Указанию Банка России 3927-У. Отчет о  деятельности ломбарда представляется по форме ОКУД 0420890. 

Указанием Банка России от 23.04.2019 № 5132-У внесены изменения в  Указание Банка России № 3927-У, в частности в приложение № 1. 

В пункте 2 Указания Банка России № 3927-У (в редакции Указаний   № 5132-У) предусмотрено, что отчет о деятельности ломбарда  представляется: за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного  года - не позднее 23 рабочих дней по окончании отчетного периода. 

В пункте 4.1 Указания Банка России № 4600-У установлено, что Банк  России путем размещения в личном кабинете направляет участнику  информационного обмена электронные документы (информацию), в том  числе требования (предписания) Банка России. 

Электронный документ Банка России считается полученным  поднадзорной организацией по истечении 24 часов с момента размещения  электронного документа в личном кабинете (пункт 4.3 Указания № 4600-У). 

Административным органом установлено, что общество не представило  в Банк России отчет о деятельности ломбарда за полугодие 2019 года по  установленной форме, в связи с чем заявителю выдано предписание. За  неисполнение в установленный срок предписания общество предупреждено  об административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи  19.5 КоАП РФ. В установленный срок предписание заявителем не исполнено. 

Факт совершения административного правонарушения установлен  административным органом и судом, подтверждается материалами дела. 

Вина общества в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, подтверждается  представленными по делу доказательствами. Доказательства невозможности  соблюдения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и  обстоятельств, равно как и доказательства принятия заявителем всех  необходимых и своевременных мер, направленных исполнение предписания  в установленный срок, при соблюдении той степени заботливости и  осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не  представлены. 

Таким образом, состав административного правонарушения в действиях  заявителя административным органом доказан. 

Существенных нарушений порядка привлечения к административной  ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона,  не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы  дела об административном правонарушении и принять правильное решение,  административным органом не допущено. 


Постановление о привлечении заявителя к административной  ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ  срока давности привлечения к административной ответственности. 

Вместе с тем, суд полагает возможным применить в рассматриваемом  случае положения статьи 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой при  малозначительности совершенного административного правонарушения  судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об  административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее  административное правонарушение, от административной ответственности и  ограничиться устным замечанием. 

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах,  возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных  правонарушениях» (далее постановление № 10) малозначительность  административного правонарушения имеет место при отсутствии  существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При  квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо  исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. 

При этом, как указано в пункте 18.1 постановления № 10, при  квалификации административного правонарушения в качестве  малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не  содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам  правонарушений, предусмотренным КоАП РФ

Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов  18 и 18.1 постановления № 10 оценка малозначительности деяния должна  соотноситься с характером и степенью общественной опасности,  причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу  или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки  факторов, характеризующих понятие малозначительности. При этом,  административный орган и суд обязаны установить не только формальное  сходство содеянного с признаками того или иного административного  правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности конкретного  деяния, совершенного конкретным лицом в конкретных условиях и при столь  же конкретных последствиях. 

Судом принято во внимание, что просрочка исполнения предписания  незначительна, общество не относится пренебрежительно к исполнению  своих обязанностей, правонарушение совершено впервые. Суд считает, что с  учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, правонарушение  не создало существенной угрозы охраняемым законом государственным и  общественным отношениям, не причинило вреда обществу и государству и  не привело к каким-либо значительным негативным последствиям, в связи с  чем может быть признано малозначительным. 

Суд считает возможным на основании статьи 2.9. КоАП РФ освободить  заявителя от административной ответственности по малозначительности 


совершенного административного правонарушения и ограничиться устным  замечанием. 

Замечание как мера ответственности за совершение вменяемого  правонарушения, выраженная в порицании неправомерных действий,  является для общества достаточным для достижения цели  административного наказания в соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП  РФ. 

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления   № 10, если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе  рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа  о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь  частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о  признании незаконным этого постановления и о его отмене. 

На основании изложенного требования заявителя подлежат  удовлетворению. 

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном  правонарушении государственной пошлиной согласно статье 208 АПК РФ не  облагается. 

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской  Республики 

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Отделения -  Национального банка по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного  управления Центрального банка Российской Федерации от 26.09.2019 о  наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-94- ЮЛ-19-20571, вынесенное в отношении общества с ограниченной  ответственностью «Народный ломбард» г.Ижевск. 

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного  производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в  течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме)  через Арбитражный суд Удмуртской Республики. 

Судья Н.Г. Зорина