426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск 04 июня 2021 года | Дело № А71- 16707/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2021 года
Полный текст решения изготовлен 04 июня 2021 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В.Берестовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального учреждения «Управление благоустройства» г.Сарапул о признании представления Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике г.Ижевск незаконным в части, при участии в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований Акционерного общества «Дорожное предприятие «Ижевское» г.Ижевск
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенностям от 29.07.2020;
от Управления: ФИО2 по доверенности от 02.03.2020, ФИО3 по доверенности от 02.02.2021,
от третьего лица: ФИО4 по доверенности от 01.01.2021,
специалистов: ФИО5 (паспорт, диплом), ФИО6(паспорт, диплом),
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение «Управление благоустройства» г.Сарапул (далее по тексту – МУ «УБ», учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом ходатайства об уточнении предмета заявленных требований (т.2 л.д.63), принятого судом на основании ст. 49 АПК РФ) о признании представления Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике от 29.09.2020 №13-18-08/5 незаконным в части пункта 2 о требовании принять меры к возврату от подрядной организации АО «Дорожное предприятие «Ижевское» стоимости материалов, пригодных для дальнейшего использования (асфальтобетонного гранулята, полученного в результате фрезирования асфальтобетонного покрытия) в сумме 957558,00 рублей, либо принять меры к возврату асфальтобетонного гранулята в количестве 1595,93 т, а также принятия меры по устранению причин и условий совершения нарушения; в части пункта 4 о требовании привести в соответствие наименование согласованного и используемого материала (битумная эмульсия ЭБК-1 с улучшенными характеристиками) с материалом, отраженным в актах о приеме выполненных работ ф.КС-2 (битум нефтяной дорожный БНД 60/90 высшего сорта).
В обоснование заявленного требования учреждение указало следующее (т.1 л.д.3-6, 107-108, т.2 л.д.133-134).
По пункту 2.
Согласно сметному расчету, на основании которого были произведены оплаты за работы по срезке покрытия методом холодного фрезерования толщиной слоя до 5 см с погрузкой лома асфальтобетона их стоимость составила 45 722,6 рублей за 1000 кв.м.
В соответствии с Приложением №2 (стоимость работ, локальный сметный расчет) к Контракту № А-8 от 17.04.2019, стоимость лома асфальтобетона была удержана из подлежащей оплате АО «ДП «Ижевское» стоимости за выполненные работы по срезке поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий. Таким образом, возвратная стоимость материала не была учтена в актах приемки-выполненных работ по форме КС-2 в связи с тем, что стоимость асфальтобетонного гранулята была вычтена из стоимости работ, соответственно АО «ДП «Ижевское» стало правообладателем вышеуказанного гранулята. Вычитать из суммы контракта стоимость лома асфальтобетона не представляется возможным, так как этот объем уже учтен (за минусом) при составлении единичной расценки на данный вид работ.
По пункту 4.
В связи с тем, что акты выполненных работ подписаны обеими сторонами, оплаты произведены, привести в соответствие наименование согласованного и примененного материала не представляется возможным. Оригиналы актов изъяты оперуполномоченным по ОВД УЭБ и ПК МВД по УР 14.10.2020. Замена данных документов может квалифицироваться как подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков (ст. 327 Уголовного Кодекса РФ). В соответствии с разделом 4 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР от 29.07.1983 №105 односторонне изменение не допускается, должно быть взаимное волеизъявление сторон. УФК по УР настаивают на одностороннем исправлении, волеизъявления от АО «ДП «Ижевское» не поступало. Данная ошибка в первичных документах не существенная и не влияет на предоставление отчетности, неточности вычислений данная ошибка не несет. Счета и проводки в бухгалтерском учете не поменяются. Исправления первичных документов в данном случае не требуется.
Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике (далее –УФК по Удмуртской Республике, Управление, ответчик) против удовлетворения заявленных требований возражало по основаниям, изложенным в отзыве (т. 1 л.д.64-68), указав, что представление в оспариваемой части является законным, обоснованным, права и законные интересы заявителя не нарушает.
Согласно п.8.2.21 муниципального контракта от 17.04.2019 № А-8, подрядчик обязан использовать образовавшуюся в процессе срезки асфальтобетонного покрытия асфальтобетонную крошку для исполнения обязательств по контракту. Стоимость не использованного объема асфальтобетонной крошки вычитается из стоимости выполненных работ, как возвратный материал, согласно Расчетов стоимости. В расчетах стоимости, в актах ф.КС-2 стоимость неиспользованного асфальтобетона, как возвратного материала, не указана. Асфальтобетонная крошка на склад заявителя не поступала, на балансе не числилась.
Требование УФК в части пункта 4 представления направлено на необходимость надлежащего оформления документов с целью обеспечения правопорядка при ведении бухгалтерского учета. В платежных поручениях, на основании которых осуществлялись платежи по муниципальному контракту, в назначении платежа указаны акты ф.КС-2, содержащие недостоверную информацию, а именно: отражено, что применен материал битум нефтяной дорожный БНД 60/90, БНД 90/130, фактически был использован другой материал –битумная эмульсия.
Возражения от заявителя на акт выездной проверки не поступали. Заявитель ходатайствовал о продлении срока исполнения представления, что свидетельствует о его согласии с вынесенным представлением и готовности исполнить его до конца 2021 года.
АО «ДП «Ижевское» в отзыве на заявление указало, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Подрядчик письмом уведомил заявителя о том, что при расчетах за выполненные работы при выполнении государственного контракта № А-8 от 17.04.2019 была учтена стоимость асфальтобетонного гранулята. Стоимость лома асфальтобетона была удержана из подлежащей оплате АО «ДП «Ижевское» стоимости за выполненные работы по срезке поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытии. Базовая цена асфальтобетонного гранулята в сметном расчете составила 456,07 рублей за 1 тонну. Возвратная стоимость материала не была учтена в актах приемки выполненных работ по форме КС-2 в связи с тем, что стоимость асфальтобетонного гранулята была вычтена из стоимости работ, соответственно, АО «ДП «Ижевское» стало правообладателем вышеуказанного гранулята.
Согласно сметному расчету, представленному Министерством транспорта и дорожного хозяйства УР для данного контракта, срезка покрытия методом холодного фрезерования толщиной 5 см с погрузкой лома асфальтобетона по состоянию на 3 квартал 2018 года составляет за 1 тонну 45 722 рублей. В данную стоимость включен возврат материалов. Стоимость работ размещены в сети интернет на сайте zakupki.gov, (идентификационный код закупки -193183801043218380100100340014211000).
В соответствии с информационным письмом ФКУ Упрдор «Прикамье» за № 0150 от 21.01.2019 полученный материал от фрезерования асфальтобетонного покрытия допускается использовать только на объектах НП БКАД, с составлением трехсторонних актов по использованию материала. В муниципальном образовании «Город Сарапул» на момент проведения работ по контракту таких объектов не было, поэтому было принято исключить из стоимости работ по фрезерованию асфальтобетонного покрытия стоимость возвратного материала.
Привести в соответствии наименование согласованного и используемого материала (битумная эмульсия ЭБК-1 с улучшенными характеристиками) с материалами отраженными в актах о приемке выполненных работ в форме КС-2 не представляется возможным. В связи с тем, что акты подписаны обеими сторонами контракта и размещены в сети интернет на официальном сайте закупок: zakupki.gov.
Из представленных по делу доказательств следует, что на основании приказа Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике от 27.07.2020 №91 «О назначении внеплановой выездной проверки в Муниципальном учреждении «Управление благоустройства» (т.1 л.д.126-127), в соответствии с требованием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 03.06.2020 № 73/1-820-2020, направленным письмом Федерального казначейства от 22.07.2020 № 07-04-05/18-14363 (т. 1 л.д.120-125) в МУ «УБ» проведена внеплановая выездная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
В ходе проверки было установлено следующее.
Иные межбюджетные трансферты выделялись МУ «УБ» в проверяемом периоде на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1596 (далее - государственная программа от 20.12.2017 № 1596) в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Государственная программа от 20.12.2017 № 1596 (в ред. постановления Правительства РФ от 12.12.2019 № 1657) включает в себя направление (подпрограмму) «Дорожное хозяйство» (далее - подпрограмма), в том числе Федеральный проект «Дорожная сеть» (далее - Федеральный проект), ответственным исполнителем которой является Министерство транспорта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 №193 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (далее - Правила от 27.02.2019 № 193).
Согласно Правилам от 27.02.2019 № 193 иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении мероприятий, направленных на достижение результатов реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов реализации федерального проекта «Дорожная сеть».
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.07.2013 №330 утверждена государственная программа Удмуртской Республики «Развитие транспортной системы Удмуртской Республики» (далее - государственная программа от 29.07.2013 №330).
В рамках подпрограммы «Развитие дорожного хозяйства» государственной программы от 29.07.2013 №330 реализуется региональный проект «Дорожная сеть», ответственным исполнителем которой является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.
Согласно приложению № 1а к государственной программе от 29.07.2013 № 330 значение целевого показателя (индикатора) подпрограммы «Развитие дорожного хозяйства» «капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» для муниципального образования «Город Сарапул» в 2019 году составляет 2,9 км.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 25.02.2019 № 61 «О распределении иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из бюджета Удмуртской Республики, в том числе за счет средств, поступивших из федерального бюджета, бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках федерального проекта «Дорожная сеть» из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований Удмуртской Республики распределены иные межбюджетные трансферты на 2019 год, в том числе муниципальному образованию «Город Сарапул» в размере 49 603 918,25 руб.
В целях реализации мероприятий государственной программы от 29.07.2013 № 330, а также улучшения состояния сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, повышения безопасности дорожного движения постановлением Администрации г. Сарапула от 03.10.2014 №2813 утверждена муниципальная программа «Городское хозяйство» на 2015 - 2020 годы» (в ред. постановления Администрации г. Сарапула от 30.12.2019 № 3043) (далее - Муниципальная программа).
В рамках реализации муниципальной программы Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и государственной программы от 29.07.2013 № 330 по результатам электронного аукциона МУ «УБ» (далее - Заказчик) в 2019 году заключен муниципальный контракт от 17.04.2019 № А-8 на выполнение работ по ремонту участков автомобильных дорог местного значения муниципального образования «Город Сарапул (далее - муниципальный контракт от 17.04.2019 №А-8) с АО «Дорожное предприятие «Ижевское» (далее - Подрядчик) на сумму 49 603 918,25 руб., в том числе за счет средств из федерального бюджета в сумме 49 603 918,25 руб.
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта от 17.04.2019 № А-8 (далее - НМЦК) определена проектно-сметным методом в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -Закон о контрактной системе).
Предметом муниципального контракта от 17.04.2019 № А-8 является выполнение работ по ремонту участков автомобильных дорог местного значения муниципального образования «Город Сарапул» в соответствии с Техническим заданием, являющимся Приложением №1 к муниципальному контракту от 17.04.2019 № А-8.
Согласно Техническому заданию (Приложение №1) местом выполнения ремонтных работ определены следующие участки автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Город Сарапул», общей протяженностью 2,923 км:
автомобильная дорога - ул. Западная (от Ижевского тракта до границ города) протяженность составляет 0,526 км;
автомобильная дорога - ул. Калинина (от ул. Мельникова до ул. Гончарова), протяженность составляет 0,204 км;
автомобильная дорога - ул. Красноармейская (от речки Юрманка до ул. Гагарина), протяженность составляет 0,656 км;
автомобильная дорога - ул. ФИО7 (от ул. Труда до Набережной реки Кама), протяженность составляет 0,157 км;
автомобильная дорога - ул. Первомайская (от ул. Раскольникова до ул. Азина), протяженность составляет 0,680 км;
автомобильная дорога - ул. Труда (от ул. Горького до ул. Интернациональная), протяженность составляет 0,700 км.
На основании части 7 статьи 95 Закона о контрактной системе, дополнительным соглашением от 17.06.2019 к муниципальному контракту от 17.04.2019 № А-8 в Приложение № 3 «Ведомость товаров» внесены изменения в части замены предусмотренного контрактом для выполнения ремонтных работ битума нефтяного дорожного тип 1 (соответствует требованиям ГОСТ 22245-90) на битумную эмульсию класс ЭБК-1 (соответствует ГОСТ Р 52128-2003), обладающую улучшенными характеристиками.
Дополнительным соглашением от 27.08.2019 № 2 к муниципальному контракту Приложение № 2 «Стоимость работ» в части объектов изложено в новой редакции.
Общая цена контракта, определенная по результатам проведения конкурсных процедур, в ходе исполнения контракта, а также при заключении дополнительных соглашений не изменялась и составила 49 603 918,25 руб.
Ремонтные работы автомобильных дорог местного значения муниципального образования «Город Сарапул» проводились в соответствии с расчетами стоимости работ, локальными сметными расчетами, являющимися неотъемлемой частью муниципального контракта от 17.04.2019 № А-8 (приложение № 2).
В ходе проверки УФК по Удмуртской Республике были выявлены нарушения, в частности:
-при разработке технической документации на ремонт 6 участков автомобильных дорог ул. Западная, ул. Калинина, ул. Красноармейская, ул. ФИО7, ул. Первомайская, ул. Труда, а также в актах ф. КС-2 от 20.05.2019 № 1, от 20.05.2019 № 2, от 20.05.2019 № 3, от 10.07.2019 №4, от 12.07.2019 № 5, от 12.07.2019 № 6, от 17.07.2019 №7, от 19.07.2019 №8, от 19.07.2019 №9, от 30.08.2019 № 10, от 30.08.2019 № 11, от 30.08.2019 № 12, от 01.10.2019 № 13 не учтена возвратная стоимость материала (асфальтобетонного гранулята, полученного в результате фрезерования существующего асфальтобетонного покрытия и пригодного для дальнейшего использования) в количестве 1 595,93 т на сумму 957558,00 руб., что является нарушением ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ, п.2.3 соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) от 04.06.2019 №218, пункта 8.2.21 муниципального контракта от 17.04.2019 №А-8.
- МУ «УБ» в рамках Муниципального контракта от 17.04.2019 № А-8 приняты к учету акты о приемке выполненных работ ф. КС-2, содержащие некорректное наименование примененных материалов, а именно в актах о приемке выполненных работ ф. КС-2 отражен материал битум нефтяной дорожный БНД 60/90, БНД 90/130, фактически согласован Заказчиком и применен материал битумная эмульсия ЭБК-1 с улучшенными характеристиками на общую сумму 239 714,00 руб., что является нарушением ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными, внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, пункта 2 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н.
По результатам проверки составлен акт внеплановой выездной проверки от 28.08.2020 (т.1 л.д.23-53), вынесено представление от 29.09.2020 №13-18-08/5 (т.1 л.д.21-22).
Согласно представлению от 29.09.2020 №13-18-08/5 УФК по Удмуртской Республике требует, в частности:
Пункт 2 - принять меры к возврату от подрядной организации АО «Дорожное предприятие «Ижевское» стоимости материалов, пригодных для дальнейшего использования (асфальтобетонного гранулята, полученного в результате фрезерования асфальтобетонного покрытия) в сумме 957 558,00 руб., либо принять меры к возврату асфальтобетонного гранулята в количестве 1 595,93т, а также принять меры по устранению причин и условий совершения нарушения (по нарушению № 2).
Пункт 4 - привести в соответствие наименование согласованного и использованного материала (битумная эмульсия ЭБК-1 с улучшенными характеристиками) с материалом, отраженным в актах о приемке выполненных работ ф. КС-2 (битум нефтяной дорожный БНД 60/90 высшего сорта). Принимать и оплачивать работы на основании актов о приемке выполненных работ ф. КС-2, содержащих наименования фактически применяемых материалов, принять меры по устранению причин и условий совершения нарушения (по нарушению № 4).
О результатах исполнения настоящего представления следует проинформировать Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 28 декабря 2020 г. (по нарушениям 1, 3, 4), до 15 июня 2021 г. (по нарушению № 2).
Полагая, что представление УФК по Удмуртской Республике в части пунктов 2, 4 является незаконным, МУ «УБ» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела между Администрацией города Сарапула (учредитель) и МУ «УБ» (Учреждение) заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) от 04.06.2019 №218 (т.1 л.д.143-144). Предметом настоящего соглашения является определение порядка и условий предоставления Учредителем Учреждению субсидии на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (19-Е37) в 2019 году в размере 49603918,25 руб.
Согласно п.2.3 настоящего соглашения Учреждение обязуется: использовать субсидию на иные цели по целевому назначению (п. 2.3.1); своевременно информировать Учредителя об изменении условий использования субсидии на иные цели, которые могут повлиять на изменение размера субсидии на иные цели (п.2.3.2); ежемесячно представлять Учредителю отчет об использовании субсидии на иные цели не позднее 4 числа месяца, следующего за отчетным (п.2.3.3.); перечислить не использованные в текущем финансовом году остатки субсидии на иные цели в бюджет города Сарапула (п.2.3.4).
По результатам электронного аукциона в рамках реализации муниципальной программы Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и государственной программы от 29.07.2013 № 330 в 2019 году МУ «УБ» (далее - Заказчик) с АО «Дорожное предприятие «Ижевское» (далее - Подрядчик) заключен муниципальный контракт от 17.04.2019 № А-8 на выполнение работ по ремонту участков автомобильных дорог местного значения муниципального образования «Город Сарапул (далее - муниципальный контракт от 17.04.2019 №А-8): ул. Западная (от Ижевского тракта до границ <...> (от ул. Гончарова до ул. Мельникова); ул. Красноармейская (от речки Юрманка до ул. Гагарина); ул. ФИО7 (от ул. Труда до Набережной реки Кама); ул. Первомайская (от ул. Раскольникова до ул. Азина); ул. Труда (от ул. Горького до ул. Интернациональная). Цена контракта составляет 49 603 918,25 руб. (п.3.1 контракта).
В соответствии с п.1.3 контракта работы выполняются в соответствии с Техническим заданием (приложение №1 к контракту), Расчетами (приложение №2 к контракту), Ведомостью товаров (приложение №3 к контракту), условиями контракта и требованиями законодательства РФ, установленными для данного вида работ.
В соответствии с п.8.2.21 контракту Подрядчик обязан использовать образовавшуюся в процессе срезки асфатольтобетонного покрытия асфальтобетонную крошку для исполнения обязательств по настоящему контракту. Стоимость неиспользованного объема асфальтобетонной крошки вычитается из стоимости выполненных работ, как возвратный материал, согласно Расчетов стоимости (Приложение №2 к контракту).
Материалами дела подтверждается, что работы, предусмотренные муниципальным контрактом от 17.04.2019 №А-8, подрядчиком выполнены, приняты заказчиком, сторонами подписаны акты по форме КС-2 от 20.05.2019 № 1, от 20.05.2019 № 2, от 20.05.2019 № 3, от 10.07.2019 №4, от 12.07.2019 № 5, от 12.07.2019 № 6, от 17.07.2019 №7, от 19.07.2019 №8, от 19.07.2019 №9, от 30.08.2019 № 10, от 30.08.2019 № 11, от 30.08.2019 № 12, от 01.10.2019 № 13. Оплата выполненных работ по муниципальному контракту от 17.04.2019 №А-8 произведена полностью на сумму 49603918,25 руб. Данные факты стороны не оспаривают.
УФК вменяет в вину МУ «УБ», что в актах о приемке выполненных работ формы КС-2 не учтена возвратная стоимость материала (асфальтобетонного гранулята, полученного в результате фрезерования существующего асфальтобетонного покрытия и пригодного для дальнейшего использования) на сумму 957 558 рублей.
Судом по материалам дела, пояснениям сторон, пояснениям специалистов ФИО5 (заместителя начальника отдела контроля качества и приемки выполненных работ КУ УР «Управление автомобильными дорогами»), ФИО6 (начальника отдела АНО «Удмуртский региональный центр ценообразования в строительстве») установлено, что цена за единицу работ по срезке покрытия методом холодного фрезерования толщиной слоя 5 см с погрузкой и вывозом строительного мусора составляет 45,72 руб., следовательно, сметная стоимость составит 45722 руб. за 1000 кв.м, из данной расценки вычтена стоимость возвратного материала. Таким образом, стоимость асфальтобетонного гранулята была вычтена из стоимости работ, что отражено в локальных сметных расчетах, в Расчетах (Приложение №2 к муниципальному контракту), в актах приемки по форме КС-2 (т.1 л.д.112, 113, т.2 л.д.1-19, 73-87). Оплата выполненных работ по муниципальному контракту происходила без учета стоимости асфальтобетонного гранулята.
Актами учета асфальтобетонного гранулята, снятого с участков дорог, (т.2 л.д. 67-72) подтверждается объем фактически снятого асфальтобетонного гранулята. Разногласий по объему гранулята у сторон не имеется.
Письмом от 03.11.2020 № 581 АО «ДП «Ижевское» уведомило МУ «Управление благоустройства» о том, что при выполнении государственного контракта № А-8 от 17.04.2019, заключенного между АО «ДП «Ижевское» и МУ «Управление благоустройства» при расчетах за выполненные работы была учтена стоимость асфальтобетонного гранулята. Возвратная стоимость материала не была учтена в актах приемки выполненных работ по форме КС-2 в связи с тем, что стоимость асфальтобетонного гранулята была вычтена из стоимости работ, соответственно, АО «ДП «Ижевское» стало правообладателем гранулята (т. 1 л.д.83).
Федеральное казенное учреждение «Управление Федеральных автомобильных дорог «Прикамье» Федерального дорожного агентства» письмом от 21.01.2019 № 0150 (т. 1 л.д.114-115) сообщило, что осуществляет проверку хода выполнения работ на объектах, в том числе в Удмуртской Республике. На Объектах, предлагаемых к реализации в 2019 году, предусмотрены работы по фрезерованию асфальтобетонного покрытия. Полученный материал от фрезерования асфальтобетонного покрытия допускается использовать только на объектах НП БКАД, с составлением трехсторонних актов по использованию материала, в случае невозможности его использования на объектах НП БКАД, необходимо учитывать его в сметной документации как возвратный материал.
МУ «УБ» сообщало УФК по Удмуртской Республике о том, что снятый асфальтобетонный гранулят невозможно использовать на объектах НП БКАД г.Сарапула (т.2 л.д.106).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что у УФК по Удмуртской Республике не имелось оснований для вынесения представления в части пункта 2.
Оспариваемый пункт 2 представления УФК по Удмуртской Республике от 29.09.2020 №13-18-08/5 является незаконным, поскольку вынесен в отсутствие предусмотренных Бюджетным кодексом РФ оснований, при отсутствии зафиксированных в установленном порядке и надлежащей правовой мотивации бюджетных нарушений.
УФК по Удмуртской Республике в нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ не доказало законность и обоснованность пункта 2 оспариваемого представления.
Суд приходит к выводу о том, что требование, изложенное в пункте 2 оспариваемого представления УФК по Удмуртской Республике в отсутствие правовых оснований, нарушает права и законные интересы учреждения в сфере экономической деятельности.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о несоответствии пункта 2 представления УФК по Удмуртской Республике от 29.09.2020 №13-18-08/5 Бюджетному кодексу Российской Федерации и нарушении прав и законных интересов заявителя.
Требование МУ «УБ» в данной части подлежит удовлетворению.
В силу ч.5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, УФК по Удмуртской Республике следует обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В части пункта 4 представления.
Согласно п.3 ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.
Пунктом 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н предусмотрено, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую.
В соответствии с п.2 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н бюджетные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета активов, обязательств, результатов финансовой деятельности учреждения, а также хозяйственных операций, их изменяющих (далее - хозяйственные операции), с учетом правил и способов организации и ведения бухгалтерского учета, в том числе признания, оценки, группировки объектов учета, исходя из экономического содержания хозяйственных операций, установленных федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 256н, и Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н.
Пунктом 27 Концептуальных основ бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора, утвержденных приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н предусмотрено, что принятие к бухгалтерскому учету документов, оформляющих операции с наличными или безналичными денежными средствами, содержащие исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и (или) подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием надписи «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений.
В соответствии с п.4 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 № 105 в тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистров подчистки и неоговоренные исправления не допускаются (подп.4.1). Ошибки в первичных документах, созданных вручную (за исключением кассовых и банковских), исправляются следующим образом: зачеркивается неправильный текст или суммы и надписывается над зачеркнутым исправленный текст или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное (подп.4.2). Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью "исправлено", подтверждено подписью лиц, подписавших документ, а также проставлена дата исправления (под.4.3). В приходных и расходных кассовых ордерах исправления не допускаются. Порядок исправления ошибок в банковских документах устанавливается правилами Государственного банка СССР (подп.4.4). Порядок исправления ошибок в учетных регистрах в условиях ручной и механизированной обработки определен в соответствующих нормативных документах (подп.4.5).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между АО «ДП «Ижевское» и МУ «УБ» к муниципальному контракту от 17.04.2019 №А-8 подписано дополнительное соглашение от 17.06.2019 (Т.2 л.д.94-95), в соответствии с которым Приложение № 3 («Ведомость товаров») к муниципальному контракту от 17.04-2019 № А-8 изложено в новой редакции в части замены битума нефтяного дорожного тип 1 на битумную эмульсию класса ЭБК-1, без изменения расценки на вяжущий материал.
Представленными в материалы дела актами освидетельствования скрытых работ, документами о качестве на битумную эмульсию ЭБК-1, актами отбора образцов (проб), протоколами испытаний (т.2 л.д.107-126) подтверждается, что фактически Подрядчиком при выполнении работ применялась битумная эмульсия класса ЭБК-1, что соответствует требованиям муниципального контракта от 17.04.2019 №А-8 в редакции дополнительного соглашения от 17.06-2019 б/н.
При этом, в актах формы №КС-2 указан битум БНД 60/90, БНД 90/130 (т.2 л.д.1-19). Данные факты сторонами не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требование УФК по Удмуртской Республике привести в соответствие наименование согласованного и использованного материала (битумная эмульсия ЭБК-1 с улучшенными характеристиками) с материалом, отраженным в актах о приемке выполненных работ ф. КС-2 (битум нефтяной дорожный БНД 60/90 высшего сорта); принимать и оплачивать работы на основании актов о приемке выполненных работ ф. КС-2, содержащих наименования фактически применяемых материалов, принять меры по устранению причин и условий совершения нарушения, соответствует Бюджетному кодексу РФ, является правомерным и обоснованным.
Доводы заявителя о том, что действия по исправлению можно производить только до момента и оплаты и размещения этих платежных документов в сети «Интернет» судом не принимаются, поскольку дополнительным соглашением к муниципальному контракту предусмотрено, что изменение битума на битумную эмульсию не привело к изменению цены контракта.
Доводы заявителя о том, что оригиналы актов изъяты сотрудниками МВД, судом не принимаются, так как данное обстоятельство не опровергает обоснованности требования УФК по Удмуртской Республике. Ссылка заявителя на ст. 327 УК РФ является необоснованной, поскольку УФК не требует заменить документы, а порядок внесения исправлений предусмотрен действующим законодательством.
В нарушение ст.ст. 200, 65 АПК РФ заявителем не указано, какому закону, иному нормативному правовому акту не соответствует представление УФК по Удмуртской Республике в части пункта 4; не указано и не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым представлением в части пункта 4.
Совокупность оснований, указанных в ст. 201 АПК РФ для признания представления УФК незаконным в части пункта 4, судом с учетом требований АПК РФ не установлена.
В силу ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении требований заявителя в данной части надлежит отказать.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом принятого решения согласно ст. 110 АПК РФ расходы заявителя по уплате государственной пошлины относятся на Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
р е ш и л :
1. Заявление Муниципального учреждения «Управление благоустройства» г.Сарапул удовлетворить частично.
Признать представление Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике от 29.09.2020 №13-18-08/5 в части пункта 2 о требовании принять меры к возврату от подрядной организации АО «Дорожное предприятие «Ижевское» стоимости материалов, пригодных для дальнейшего использования (асфальтобетонного гранулята, полученного в результате фрезирования асфальтобетонного покрытия) в сумме 957558,00 рублей, либо принять меры к возврату асфальтобетонного гранулята в количестве 1595,93 т, а также принятия меры по устранению причин и условий совершения нарушения, незаконным.
Обязать Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального учреждения «Управление благоустройства».
2. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
3. Взыскать с Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике в пользу Муниципального учреждения «Управление благоустройства» 3000 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Т.С. Коковихина