ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-17279/16 от 16.03.2017 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru; е-mail: info@udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск

Дело №А71-17279/2016

20 марта 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2017 года

Полный текст решения изготовлен 20 марта 2017 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В. Иютиной при ведении протокола судебного заседания секретарем С.М. Саляховой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Удмуртский ветеринарно- диагностический центр» г. Ижевск к Отделу (инспекции) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта) г. Ижевск о признании незаконными предписания от 01.12.2016 № 108-п и постановления по делу об административном правонарушении от 19.12.2016 № 53, в присутствии представителей сторон:

от заявителя: Боталовой О.В. по доверенности от 09.01.2017, Коротковой Е.Е. по доверенности от 16.03.2017;

от ответчика: Овчаренко К.Г. по доверенности от 05.12.2016,

УСТАНОВИЛ:

Бюджетное учреждение Удмуртской Республики «Удмуртский ветеринарно- диагностический центр» (далее – БУ УР «Удмуртский ветеринарно- диагностический центр», учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу (инспекции) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта) (далее – Отдел (инспекция) в Удмуртской Республике ПМТУ Росстандарта, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания 01.12.2016 № 108-п и постановления от 19.12.2016 № 53 по делу об административном правонарушении.

В обоснование заявленных требований общество указало, что средства измерений термометры стеклянные ТС-7-М1, ареометры АОН-1, ареометр стеклянный для молока АМТ имеют первичную поверку, что подтверждается наличием оттиска клейма о поверке, проставленным в паспортах средств измерений. Первичная поверка средств измерений произведена в Государственном предприятии «Полтавский региональный научно- технический центр стандартизации, метрологии и сертификации» (Украина).

Заявитель отмечает, что на момент поставки вышеуказанных средств измерений на территории Российской Федерации признавались результаты поверки средств измерений, а также результаты аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств- участников Соглашения «О взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку и калибровку средств измерений», подписанного в г. Ташкенте, 06 октября 1992 года (пересмотренного 06 декабря 2006 года). Данное соглашение действовало на территории Российской Федерации до 17 февраля 2016 года. Украина являлась государством- участником указанного Соглашения.

Заявитель ссылается на то, что спорные средства измерений имеют свидетельства Российской Федерации об утверждении типа средства измерений, а также клейма о первичной поверке. Следовательно, у заявителя в период 2014-2015 годов отсутствовала обязанность в проведении первичной поверки средств измерений, производителем которых являлись юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Украины.

29 мая 2015 года в п. Бурабай, Республика Казахстан, было подписано Соглашение «О взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений». Данное Соглашение вступило в силу для Российской Федерации с 17 февраля 2016 года. Украина к данному Соглашению не присоединилась, соответственно, признание результатов метрологических работ не будет осуществляться в отношении средств измерений с 17 февраля 2016 года.

Заявитель считает, что так как первичная поверка средств измерений проведена, межповерочный интервал у данных средств измерений составляет от 3 до 5 лет, то обязанность провести поверку до истечения межповерочного срока отсутствует, в связи с чем соответствующее требование ПМТУ Росстандарта подлежит признанию незаконным.

Административный орган требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, считает, что факт совершения ответчиком административного правонарушения материалами дела подтверждается, предписание и постановление являются законными и обоснованными. При этом указал, что поскольку Украина не является участником Соглашения о взаимном признании 2015 года, то результаты поверки средств измерений, проведенной метрологической службой, находящейся на территории и под юрисдикцией Украины, в Российской Федерации с 17.02.2016 признанию не подлежат. Кроме того, результаты поверки спорных средств измерений оформлены с нарушением требований нормативно- правовых актов Российской Федерации: ч. 4 ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», п. 4 «Порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке», утвержденному приказом Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815, п.п. 4.9.2, 5.9.2 рекомендаций по метрологии Р50.2.041-2004 «Государственная система обеспечения единства измерений. Ареометры стеклянные. Методика поверки», следовательно, не могут считаться прошедшими поверку.    

Из представленных по делу доказательств следует, что на основании приказа от 25.10.2016 № 1838 Отделом (инспекцией) в Удмуртской Республике ПМТУ Росстандарта в отношении БУ УР «Удмуртский ветеринарно- диагностический центр» в период с 08.11.2016 по 23.11.2016 была проведена плановая выездная проверка по соблюдению обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов, обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений.

В ходе проверки было установлено, что БУ УР «Удмуртский ветеринарно- диагностический центр» нарушило законодательство об обеспечении единства измерений, что выразилось в том, что применялись средства измерений, не прошедшие в установленном порядке поверку:

- для измерения температуры воздуха в холодильниках при хранении питательных сред для микробиологических исследований, флотационных растворов, биологического материала, образцов отобранной продукции, стандартных (контрольных) образцов препаратов и реагентов применялись термометры стеклянные ТС-7-М1, изготовитель: Украина, ПАО «Стеклоприбор», в количестве 12 единиц с заводскими номерами: 23228, 26299, 29244, 60062, 17087, 15062, 67262, 19855, 27614, 02530, 25126, 06493;

- для измерения плотности жидких сред (флотационных растворов, молока и др.) применялись ареометры АОН-1, изготовитель: Украина, ПФ «Шатлыгин и К» в количестве 4 единиц с заводскими номерами: 08157, 391, 318, 23009 и ареометр стеклянный для молока АМТ, изготовитель: Украина, ПФ «Шатлыгин и К» в количестве 1 единицы с заводским номером 737.

В ходе проверки установлено, что в эксплуатационных документах (паспортах) стоит знак поверки Украины, которая не является участником Соглашения о взаимном признании результатов испытаний с целью утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки Правительства государств- участников СНГ от 29.05.2015.    

Отдел (инспекция) в Удмуртской Республике ПМТУ Росстандарта пришел к выводу, что БУ УР «Удмуртский ветеринарно- диагностический центр»  нарушило статью 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», п. 4 «Порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке», утвержденному приказом Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 01.12.2016 № 108-М (т. 2 л.д. 7-9).

Отделом (инспекцией) в Удмуртской Республике ПМТУ Росстандарта в присутствии представителя Холмской З.Л., действующей по доверенности от 28.11.2016, в отсутствие законного представителя учреждения, извещенного надлежащим образом (почтовое уведомление от 28.11.2016), составлен протокол об административном правонарушении от 01.12.2016 № 62, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ (т. 2 л.д. 75-76).

01.12.2016 БУ УР «Удмуртский ветеринарно- диагностический центр» выдано предписание № 108-п об устранении выявленного нарушения в срок до 01 апреля 2017 года и запрете с 02 декабря 2016 года применять спорные средства измерений до устранения выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Отделом (инспекцией) в Удмуртской Республике ПМТУ Росстандарта в присутствии представителя учреждения Боталовой О.В., действующей по доверенности от 16.12.2016, в отсутствие законного представителя учреждения, извещенного надлежащим образом (почтовое уведомление от 05.12.2016), было вынесено постановление от 19.12.2016 № 53 о привлечении БУ УР «Удмуртский ветеринарно- диагностический центр»  к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП, в виде взыскания штрафа в размере 50000 руб.

Несогласие  заявителя с вынесенными предписанием и постановлением послужило снованием для обращения с заявлением в арбитражный суд.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В целях установления правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации, защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, обеспечения потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности, содействия развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу принят Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Федеральный закон № 102-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 102-ФЗ данный Закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

На основании положений ч. 1 ст. 9 Закона в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Согласно ч.ч. 1, 2, 4 ст. 13 Федерального закона № 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона № 102-ФЗ тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.

Пунктом 3.1 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1994 № 125 (действовавшим до 19.09.2015), предусмотрено, что юридические и физические лица, выпускающие средства измерений из производства или ремонта, ввозящие средства измерений и использующие их в целях эксплуатации, проката или продажи, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку.

Согласно пункту 1 Порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного приказом Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815 (далее - Порядок проведения поверки средств измерений), средства измерений (далее - СИ), предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие СИ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти СИ на поверку. Поверка СИ выполняется в целях подтверждения их соответствия установленным метрологическим требованиям.

В силу пункта 4 Порядка проведения поверки средств измерений результаты поверки СИ удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) СИ, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция СИ должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации СИ не позволяют нанести знак поверки непосредственно на СИ, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр).

Как видно из материалов дела, спорные термометры и ареометры приобретены БУ УР «Удмуртский ветеринарно- диагностический центр» по товарным накладным и счетам- фактурам в период с декабря 2014 года по ноябрь 2015 года (т. 2 л.д. 85- 92).

В паспортах указанных средств измерений имеется клеймо о проведении поверки при выпуске в обращение представителем ГП «Полтавстандартметрология» или другого госповерителя страны изготовителя (Украина) (т. 2 л.д. 62- 70).   

На момент поставки  и введения в эксплуатацию вышеуказанных средств измерений на территории Российской Федерации признавались результаты поверки средств измерений, а также результаты аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств- участников Соглашения «О взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку и калибровку средств измерений», подписанного в г. Ташкенте, 06 октября 1992 года (пересмотренного 06 декабря 2006 года). Данное соглашение действовало на территории Российской Федерации до 17 февраля 2016 года. Украина являлась государством- участником указанного Соглашения.

Как видно из сведений Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений Росстандарта, спорные средства измерений имеют свидетельства Российской Федерации об утверждении типа средства измерений (т.1 л.д. 101-103). У термометра стеклянного ТС-7-М1 изготовителя ПАО «Стеклоприбор», Украина, г. Чернозаводское указан срок действия свидетельства 20.01.2017 и межповерочный интервал -3 года; у ареометров стеклянных ПАО «Стеклоприбор», Украина, г. Чернозаводское указан срок действия свидетельства 09.02.2020 и межповерочный интервал -4 года; у ареометров стеклянных АОН-1 ПФ ООО «Шатлыгин и Ко», Украина, г. Харьков  указан срок действия свидетельства 17.08.2017 и межповерочный интервал -4 года.

Таким образом, поскольку средства измерений были утверждены и внесены в Федеральный фонд по обеспечению единства измерений в соответствии с требованиями Соглашения «О взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку и калибровку средств измерений», подписанного в г. Ташкенте, 06 октября 1992 года, то проведение внеочередной поверки таких средств измерений в связи с вступлением в силу нового Соглашения «О взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений», подписанного в п. Бурабай, Республика Казахстан, 29 мая 2015 года, не требуется, так как до истечения срока ее действия признается первичная поверка, проведенная в стране- изготовителе средства измерений.   

Следовательно, вывод административного органа о том, что термометры и ареометры являются не прошедшими первичную поверку, является ошибочным.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Таким образом, в действиях (бездействии) заявителя отсутствует событие вменяемого административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, вынесенные Отделом (инспекцией) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ПМТУ Росстандарта) предписание от 01.12.2016 № 108-п и постановление от 19.12.2016 № 53 по делу об административном правонарушении подлежат признанию незаконными.

Доводы ответчика судом не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречат материалам дела.

То обстоятельство, что при проведении поверки в паспорте на термометры имеется клеймо о поверке, но отсутствует подпись госповерителя, а также при наличии клейма о поверке отсутствует свидетельство о поверке на ареометры стеклянные, то есть указанные средства измерений не прошли поверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, судом отклоняется. Средства измерений прошли поверку в порядке, установленном страной- изготовителем Украиной, результаты этой поверки признавались в Российской Федерации на момент выпуска продукции в обращение. Кроме того, в акте проверки от 01.12.2016 № 108-М, в протоколе об административном правонарушении от 01.12.2016 № 62, в предписании от 01.12.2016 № 108-п и постановлении по делу об административном правонарушении от 19.12.2016 № 53 данные нарушения не устанавливались административным органом и не вменялись заявителю.

Согласно статье 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной  пошлиной не облагается.

Согласно ст. 110 АПК РФ с учетом принятого решения с Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в пользу заявителя подлежит взысканию 3000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины по заявлению об оспаривании предписания. 

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Признать незаконными вынесенные отделом (инспекцией) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в отношении бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Удмуртский ветеринарно- диагностический центр» предписание от 01 декабря 2016 года № 108-п и постановление по делу об административном правонарушении от 19 декабря 2016 года № 53.

2. Обязать отдел (инспекцию) в Удмуртской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии устранить допущенное нарушение прав и законных интересов бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Удмуртский ветеринарно- диагностический центр».

3. Взыскать с Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в пользу бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Удмуртский ветеринарно- диагностический центр» 3000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

     Судья                                                                О.В. Иютина