426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск 28 февраля 2022 года | Дело № А71- 18202/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2022 года
Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2022 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Чукавиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Ижевский механический завод» г.Ижевск об изменении постановления Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.Ижевск от 03.12.2021 №24-15/49к-пс-21,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 24.12.2021;
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 28.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Ижевский механический завод» (далее АО «ИМЗ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене в части назначения наказания постановления Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Западно-Уральское управление Ростехнадзора, управление, административный орган, ответчик) от 03.12.2021 №24-15/49к-пс-21, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Ответчик требование заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 13-18).
Из представленных по делу доказательств следует, что должностным лицом Западно-Уральского управления Ростсхнадзора в соответствии с решением руководителя управления от 30.09.2021 №282-1068-рш и решения заместителя руководителя управления от 30.09.2021 №280-1084-рш проведена плановая выездная проверка АО «ИМЗ», расположенного по адресу: <...>, на предмет соблюдения обязательных требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами, нормативно-правовыми актами, нормативно-техническими документами.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 25.10.2021 № 39/24к-а-21, заявителю выдано предписание от 25.10.2021 №39/24к-а-21.
В ходе проведенной проверки выявлено, что АО «ИМЗ» допустило нарушения обязательных требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами, нормативно-правовыми актами, нормативно-техническими документами, о чем свидетельствуют следующие выявленные нарушения:
- Не актуализировано Положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах АО «Ижевский механический завод», утвержденное 17.02.2017 главным инженером, в связи с отменой Приказа Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480 и введением в действие Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503 (нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ; постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 №1192; п. 3 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503);
-План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах III класса опасности АО «Ижевский механический завод» на 2019-2023 г.г, утвержденный главным инженером 14.09.2018, не согласован с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте, а именно АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций (нарушены требования ст. 9, ч. 1 ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ, п. 9 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.09.2020№ 1437 (далее - Положение ПМЛА));
-План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах III класса опасности АО «ИМЗ» на 2019-2023 годы, утв. главным инженером АО «ИМЗ» ФИО3 в сентябре 2018 года не предполагает сценариев возникновения и развития аварий, возможных на ОПО металлургического производства «Цех литейный стали, чугуна и цветных металлов №54», а именно: аварийные ситуации, связанные с разрушением зданий и/или сооружений на ОПО; аварийные ситуации, связанные с эксплуатацией газового хозяйства (нарушены требования ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ; п. 10б Положения ПМЛА);
-На ОПО «Цех литейный стали, чугуна и цветных металлов №54», заглушка, установленная на газопроводе природного газа от ГРУ-1 до машин литья пресс-форм не соответствует требованиям безопасности, а именно: толщина заглушки составляет менее 4 мм (фактически около 2 мм); отсутствуют расчеты толщины листов заглушек; заглушка изготовлена при отсутствии разработанной проектной документации; на хвостовике заглушки не выбиты номер заглушки и марка материала. На представленных иных заглушках цеха №54 на хвостовике условное давление выбито в мм. водн. столба (атмосферах) таким образом единица измерения давления отличается от МПа, принятых в действующих нормативных документах в области промышленной безопасности, и в сведениях характеризующих ОПО АО «ИМЗ», вследствие чего, без указания единицы измерения давления, не возможно правильное понимание величины условного давления на которое рассчитана заглушка. На представленных заглушках не отсутствует указание на материал заглушки и её номер (нарушение требований ч. 1, 2 статьи 9, Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ; п. 1934 ФНП ПБППП);
- Руководители и специалисты АО «ИМЗ», привлекаемые к руководству, эксплуатации, обслуживанию, ремонту, проведению работ повышенной опасности на объектах и технических устройствах газового хозяйства на ОПО «Цех литейный стали, чугуна и цветных металлов №54», не аттестованы в соответствующей области промышленной безопасности (модуль Б.3.10 «Энергетические службы металлургических предприятий»): начальник цеха №25 ФИО4, мастер цеха №25 Березняков СВ., ведущий инженер отдела 116 (техотдел) ФИО5 (вышеуказанными лицами проведен текущий ремонт двух газопроводов и двух ГРУ на ОПО «Цех литейный стали, чугуна и цветных металлов №54» в мае 2021, о чём составлены Акты от 01.05.2021 №5 и №6); мастер по ремонту оборудования цеха №19 ФИО6, участвующий в планово-предупредительных ремонтах и обслуживании газопроводов природного газа цеха №54 (нарушены требования ч. 1, 2 ст. 9, ч. 5 ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ; п. 2 Положения об аттестации; Перечень областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденный приказом Ростехнадзора от 04.09.2020 №334);
- На ОПО «Цех литейный стали, чугуна и цветных металлов №54», не проводится периодическая ревизия газопроводов давлением 0,005 МПа каждый периодичностью не реже 1 раза в 4 года (нарушены требования ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997№116-ФЗ; п. 91, 92, 2056 ФНП ПБППП;
-На ОПО «Цех литейный стали, чугуна и цветных металлов №54» отсутствуют технические паспорта двух газопроводов природного газа давлением 0,005 МПа каждый, двух ГРУ, а также плавильных печей МКПА-01 (нарушены требования ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997№116-ФЗ; п. 2051 ФНП ПБППП);
-Представленная на ОПО документация по организации и проведению газоопасных работ оформлена с нарушениями, а именно: производственная инструкция по порядку подготовки и безопасного проведения газоопасных работ в цехе №54, утв. главным инженером ФИО7 01.06.2017, (далее производственная инструкция от 01.06.2017), не согласована с газоспасательной службой (документация о газоспасательной службе АО «ИМЗ» на 2017 год и статусе газоспасателя ФИО8 отсутствуют; на ОПО отсутствует перечень газоопасных мест с указанием группы газоопасного места и приложением схемы расположения газоопасных мест (перечень газоопасных мест цеха №54 утвержденный главным инженером ФИО7 05.04.2016, с нарушением указывает группы газоопасности, не содержит схемы расположения газоопасных мест); перечень газоопасных работ, определенный Перечнем работ повышенной опасности выполняемых по наряду-допуску цеха №54, утвержденный начальником цеха №54 ФИО9 в 2020 году содержит несуществующую IV группу газоопасности; производственная инструкция от 01.06.2017 не предусматривает различных требований к проведению газоопасных работ различных групп газоопасности; производственная инструкция от 01.06.2017 не содержит требований к оформлению планов проведения газоопасных работ; производственная инструкция от 01.06.2017 не содержит порядок оформления документации на проведение газоопасных работ (отсутствуют установленные формы наряда-допуска на проведение газоопасной работы, плана проведения газоопасной работы, журнала регистрации нарядов-допусков на газоопасные работы); производственная инструкция от 01.06.2017 не содержит требований к назначению ответственных руководителей и исполнителей газоопасных работ; производственная инструкция от 01.06.2017 не предусматривает требований к обеспечению каждого рабочего, участвующего в выполнении газоопасной работы, а также ответственного исполнителя индивидуальными газоанализаторами; производственная инструкция от 01.06.2017 не предусматривает требований к привлечению газоспасательных служб (в некоторых случаях ДГСД) к проведению газоопасных работ; документация АО «ИМЗ» об организации и проведении газоопасных работ не пересмотрена при вступлении в силу ФНП в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на ОПО горно-металлургической промышленности», утв. приказом Ростехнадзора от 13.11.2020 №440 (нарушены требования ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ; п. 78, 79, 80, 86, 87, 100, 101, 121 Федеральных норм и правила в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 13.11.2020 №440; п. 287, 301 ФНП ПБППП);
-На ОПО «Цех литейный стали, чугуна и цветных металлов №54» отсутствует разработанная и инструкция, регламентирующая требования по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонтам, испытаниям газового хозяйства (ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ; п. 6,2016 ФНП ПБППП);
-На ОПО «Цех литейный стали, чугуна и цветных металлов №54», стационарные газоразборные посты не размещены в металлических шкафах с отверстиями для вентиляции (4 ед.). (Нарушены требования ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ; п. 1943 ФНП ПБППП);
-В нарушение обязательных требований, Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на АО «Ижевский механический завод», утвержденное Управляющим директором ФИО10 27.09.2018 не возлагает на управляющего директора АО «ИМЗ» организацию производственного контроля. В соответствии с пунктом 6.1 раздела 6 вышеуказанного положения, организация производственного контроля возложена на службу главного инженера (нарушены требования ч. 5 ст. 5, ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ; п. 10 Правил ПК);
-Газопроводы природного газа, а также оба ГРУ на ОПО «Цех литейный стали, чугуна и цветных металлов №54» после окончания строительно-монтажных и сварочных работ (включая ремонтные работы) и оформления документов, подтверждающих качество выполненных работ, не подвергаются испытанию на прочность и плотность и при необходимости дополнительным испытаниям на герметичность с определением падения давления. Дополнительные испытания на герметичность определяются условиями, указанными в проекте или конструкторской документации (нарушены требования ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ; п. 2005 ФНП ПБППП);
-На ОПО «Цех литейный стали, чугуна и цветных металлов №54» не проведена очередная экспертиза промышленной безопасности ГРУ в срок до 10.04.2021 установленный ранее проведенной экспертизой рег. №46-ТУ-17815-2017(нарушены требования ч. 1, 2 ст. 9, Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ; п. 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правилапроведения экспертизы промышленной безопасности» утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 №420);
-Руководители и специалисты АО «ИМЗ» занятые в руководстве, эксплуатации, обслуживании, ремонте, на ОПО «Цех литейный стали, чугуна и цветных металлов №54» не аттестованы в области промышленной безопасности металлургического производства: ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 (нарушены требования ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ; п. 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утверждённое постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 №1365; Перечень областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденный приказом Ростехнадзора от 04.09.2020 №334);
-Отсутствуют персональные газоанализаторы для каждого из лиц участвующих в выполнении газоопасной работы, а также ответственного исполнителя газоопасной работы (нарушены требования ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ; п. 82, 121 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Обеспечение промышленной безопасности при организации работ на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора) ;
-Не разработан и не утвержден перечень нормативных документов, применяемых в эксплуатирующей организации для обеспечения требований промышленной безопасности (нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п.п. «д» п. 228 ФНП ОРПД);
-Не разработан и не утвержден перечень действующих инструкций и иных документов, входящих в объём проверки знаний персонала, для конкретного структурного подразделения, рабочего места, профессии (специальности) и выполняемых работником работ (нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п. 241 ФНП ОРПД).
-Не актуализировано Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на АО «Ижевский механический завод» ПР.02.05.02-01-2018, утвержденное 27.09.2018 управляющим директором, в связи с утратой силы с 01.01.2021 следующих документов:
-постановления Правительства РФ от 10.03.1999 № 263;
-постановления Правительства РФ от 26.06.2013 № 536;
-приказа Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538;
-приказа Ростехнадзора от 18.01.2012 № 44;
-приказа Ростехнадзора от 30.12.2013 № 656;
-приказа Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542;
-приказа Ростехнадзора от 31.12.2013 № 533;
-приказа Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116;
-приказа Ростехнадзора от 23.01.2014 № 25;
-приказа Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480;
-приказа Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37
(нарушение требований ст. 9, ч. 1. ст. 11 Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 6 августа 2020 года № 1192; п. 3 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168 (далее - Правила ПК));
- В сведения, характеризующие опасный производственный объект - Сеть газопотребления АО «Ижевский механический завод» (11), рег. № А46-05463-0026, не внесены изменения в связи с: демонтажем газового оборудования (проходной печной установки для науглероживания и светлой термообработки «ФИО17» (KSGs-1 -50/50/750/150/200) инв. № 3862); демонтажем газогорелочных устройств (проходной печной установки для науглероживания и светлой термообработки (ФИО17) инв. № 3862), ТРК-150 (26 шт.), ГСК-30 (6 шт.); продажей печи прокалочной Г 443 ст. № 2 инв. № 4123; (газовое оборудование, газогорелочное устройство ГНП-ЗА (22 шт.)); выведением из эксплуатации печи прокалочной Г 443 ст. № 4 инв. № 4122 (газовое оборудование, газогорелочное устройство ГНП-ЗА (22 шт.));
-выведением из эксплуатации печи прокалочной Г 443 ст. № 5 инв. № 3726 (газовое оборудование, газогорелочное устройство ГНП-ЗА (22 шт.)); списанием установки сушки песка РК-403 инв. № 4121 (газовое оборудование, газогорелочное устройство Горелка инжекционная (2 шт.) ГНП-7А); выведением из эксплуатации ГРУ ША-Т-01 инв. № 22/35, ГРУ-0,5 инв. № 22/31, внутреннего газопровода от ГРУ ША-Т-01 инв. №. 22/32, внутреннего газопровода от ГРУ-0,5, установки сушки ковшей, установки сушки тиглей инв. № 22/35 (цех 54, корп. 29); проведением технического перевооружения в 2018 году ГРУ № 1 (цех 42, корп. 105), ГРУ № 3 (цех 42, корп. 16), ГРУ № 1, ГРУ № 2, ГРУ № 3 (цех 54, корп. 64); демонтажем ГРУ № 2 и внутреннего газопровода (цех 42 корп. 16), (нарушение требований ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ; п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 №1371; п. 7, 8, 27 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.11.2020 №471);
-Не актуализировано Положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах АО «Ижевский механический завод», утвержденное 17.02.2017 главным инженером, в связи с отменой Приказа Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480 и введением в действие Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503 (нарушение требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ; постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1192; п. 3 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503);
-План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах III класса опасности АО «Ижевский механический завод» на 2019-2023 г.г, утвержденный главным инженером 14.09.2018, не согласован с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте, а именно АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», (нарушены требования ст. 9, ч. 1 ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ, п. 9 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1437 (далее - Положение ПМЛА));
-Члены аттестационной комиссии, назначенной приказом № 347 от 29.09.2021, не прошли аттестацию в комиссии Ростехнадзора по областям:
-общие требования промышленной безопасности (А.1): ФИО12, ФИО18, ФИО19, ФИО5;
- требований промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления (Б.7.1): ФИО18, ФИО19, ФИО5
- эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются котлы (паровые, водогрейные, электрические, а также с органическими и неорганическими теплоносителями) - Б.8.1: ФИО12, ФИО18, ФИО19, ФИО5;
- эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются трубопроводы пара и горячей воды (Б.8.2): ФИО12, ФИО18, ФИО19, ФИО5, (нарушены требования ст. 9, п. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п.2, 5 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 №1365 (далее - Положения об аттестации от 25 октября 2019 №1365);
- Инженерно-технические работники предприятия, осуществляющие эксплуатацию сети газопотребления, оборудование, работающее под избыточным давлением, в том числе, назначенные лицами, ответственными за безопасную эксплуатацию, производство газоопасных работ, а также лицами, имеющими право выдачи нарядов-допусков на выполнение газоопасных работ, не прошли аттестацию по следующим областям:
- общие требования промышленной безопасности (А.1): Березняков СВ., ФИО20, ФИО21, ФИО6, ФИО22;
- требований промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления (Б.7.1): ФИО21, ФИО23, ФИО6, ФИО22;
- эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются котлы (паровые, водогрейные, электрические, а также с органическими и неорганическими теплоносителями) - Б.8.1: ФИО20;
- эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются трубопроводы пара и горячей воды (Б.8.2): ФИО20 (нарушены требования ст. 9, п. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 2, 3, 5 Положения об аттестации от 25 октября 2019 №1365);
-Ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением (ведущий инженер технического отдела департамента главного инженера ФИО5, приказ от 03.02.2020 № 34) не аттестован в области промышленной безопасности в соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, по областям:
-общие требования промышленной безопасности (А.1);
-эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются котлы (паровые, водогрейные, электрические, а также с органическими и неорганическими теплоносителями) - Б.8.1;
- эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются трубопроводы пара и горячей воды (Б.8.2), (нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пп. «б» п. 228 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утверждённые приказом Ростехнадзора от 15.12.2020№ 536 (далее - ФНП ОРПД).
- Не назначен ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, прошедший аттестацию в области промышленной безопасности в соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ. (Нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997№ 116-ФЗ, пп. «б» п. 228 ФНП ОРПД);
- Не укомплектован штат работников опасного производственного объекта в соответствии штатным расписанием (слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов - 3 чел.). (Нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997№ 116-ФЗ);
- Не проведена экспертиза промышленной безопасности: Паропровод (паровой коллектор L=30,0м, уч. № № 2365, инв. № 20); Котел водогрейный КВ-ГМ-100, уч. № № 14856, зав. № 3537, ст. №8; Паропровод котла ДЕ-25-14ГМ, уч. № 2371, ст. № в связи с истечением срока службы (окончание сроков действия экспертиз промышленной безопасности рег. №№ 46-ТУ-45362-2017, 46-ТУ-44553-2017, 46-ТУ-15218-2019) (Нарушены требования ч. 2 ст. 7, ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ, пп. «н» п. 228 ФНП ОРПД, п. 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утверждённых приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420);
- При эксплуатации надземных газопроводов не обеспечивается контроль за наличием габаритных знаков в местах проезда автотранспорта под эстакадами (около корпуса 16, около котельной). (Нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 70 «ж» Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870 (далее-TP ГАЗ);
- При эксплуатации надземных газопроводов на территории предприятия не обеспечивается мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) трубы (нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 70 «е» TP ГАЗ);
- Не обеспечено техническое обслуживание (1 раз в 3 месяца) эксплозиметра ЭТХ-1 зав. № 2353 в соответствии с разделом 14 инструкции завода-изготовителя (нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997№ 116-ФЗ; п. 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №531 (далее - ФНП ГАЗ), п. 72 TP ГАЗ);
- Не осуществляется техническое обслуживание фильтров газовых типа ФГ в соответствии с требованиями инструкции завода-изготовителя (не предусмотрено производственными инструкциями, Графиком планово-предупредительного ремонта на 2021 год). (Нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 4, 6 ФНП ГАЗ; п. 72 TP ГАЗ);
- Не разработаны и не утверждены производственные инструкции по выполнению периодически повторяющихся газоопасных работ, без оформления наряда-допуска (нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п.135 ФНП ГАЗ);
- Периодически повторяющиеся газоопасные работы, без оформления наряда-допуска, не регистрируются в журнале учета с указанием времени начала и окончания работ (нарушены требования п.135 ФНП ГАЗ);
- При обходе подземных газопроводов не осуществляется приборный контроль загазованности в колодцах и подвалах (до 15 метров по обе стороны газопровода) в соответствии с п. 1.6 Инструкции по обслуживанию и ремонту подземных и надземных межцеховых газопроводов среднего и высокого давления, утвержденной 10.09.2007 главным энергетиком, что подтверждается записями в журнале по обходу трассы подземного газопровода на участке № 1. (Нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 4, б ФНП ГАЗ, п. 69 TP ГАЗ, п. 6.2.6 ГОСТ Р 54983-2012);
- В паспорта оборудования: трубопровод тепловой сети (подающий и обратный коллекторы водогрейных котлов ПТВМ-50 ст. № 5, 6, 7, КВГМ-100 ст. № 8) уч. № 2576; ПТВМ-50 уч. № 11333; ПТВМ-50 уч. № 12518; ДКВР 20/13 уч. № 12590; ПТВМ-50 уч. № 12719; КВГМ-100 уч. № 14856; ДЕ-25-14 уч. № 21264; ДЕ-25-14 уч. № 21386; ДКВР 10-13 уч. № 21417; Паропровод (паровой коллектор L=30,0м) уч. № 2365; Паропровод котла ДЕ-25-14ГМ ст. № 1 уч. № 2371; Паропровод (L =14м), котла ДЕ 25-14 ст. № 2 уч. № 2384,не вписаны номер и дата приказа о назначении ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования. (Нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997№116-ФЗ, 234 ФНП ОРПД);
- Производственные инструкции (Производственная инструкция для аппаратчика химводоочистки ПИ 09-25-15 утвержденная главным инженером 28.10.2015, Технологическая инструкция по эксплуатации осветительного (механического) фильтра ФОБ, утвержденная главным энергетиком от 2018; Технологическая инструкция по обслуживанию деаэрационной установки атмосферного типа производительностью 150 т/ч в котельной, утвержденная главным энергетиком АО «ИМЗ» от 2018; Инструкция по эксплуатации и настройке предохранительных клапанов котлов,компрессорных установок и сосудов, работающих под избыточным давлением 06-ИЭ-2017, утвержденная, главным энергетиком 23.03.2017; Инструкция эксплуатационная по паровым котлам ДЕ-24-14 ГМ № 50-ИЭ-15, утвержденная главным энергетиком 25.09.2015; Инструкция эксплуатационная операторам котельной № 19-ИЭ-15, утвержденная главным энергетиком 25.07.2015; инструкция эксплуатационная операторам водогрейной котельной № 38-ИЭ-15, утвержденная главным энергетиком 25.09.2021) не выданы персоналу (подписи работников в журнале или на контрольном экземпляре производственной инструкции о получении отсутствуют). (Нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пп. «ж» п. 228 ФНП ОРПД);
- Не обеспечивается ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением проверка записей персонала в сменных журналах паровых и водогрейных котлов с подписью в них. (Нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пп. «в» п. 236 ФНП ОРПД).
По факту выявленных нарушений требований промышленной безопасности должностным лицом Западно-Уральского управления Ростехнадзора в отношении АО «ИМЗ» в присутствии представителя общества ФИО24 по доверенности от 03.05.2021 № 165, составлен протокол об административном правонарушении от 26.11.2021 № 2475/49к-пр-21, который был вручен под подпись представителю общества и вынесено постановление от 03.12.2021 №24-15/49к-пс-21 (в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения материалов проверки) о привлечении общества к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Несогласие заявителя с вынесенным постановлением в части назначения наказания послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования заявитель, не оспаривая факт совершенного правонарушения, указал на возможность применения в данном случае положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Возражая против требования заявителя, административный орган указал, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным. Факт правонарушения и вина заявителя в его совершении подтверждаются материалами дела. Оснований для признания правонарушений малозначительными, по мнению управления, не имеется. Относительно снижения штрафа управление возражений не имеет.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее- Федеральный закона № 116-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона №116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);
обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа (часть 1).
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
В части 1 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ определено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Факт совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, судом установлен и подтверждается имеющимися в материалах административного дела доказательствами, в том числе актом проверки от 25.10.2021 №39/24к-а-21, протоколом об административном правонарушении от 26.11.2021 №24-15/49к-пр-21 и заявителем по существу не оспаривается.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела заявителем не представлено. Событие административного правонарушения в действиях заявителя административным органом доказано.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у заявителя отсутствовала возможность для соблюдения требований законодательства по промышленной безопасности, и доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных норм.
Таким образом, в действиях заявителя содержатся все признаки состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, следовательно, привлечение заявителя к административной ответственности является правомерным.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого проводилось производство по делу об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя общества по доверенности, о времени и месте рассмотрения материалов проверки общество было надлежащим образом извещено, что заявителем не оспаривается.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, судом не установлены.
Оснований для применения ст.4.1.1 КоАП РФ не имеется, заявитель не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, при назначении наказания суд считает необходимым учесть следующее.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
При этом учитывая обстоятельства дела, характер допущенных обществом нарушений, принятие обществом мер по устранению выявленных нарушений (о чем свидетельствуют представленные ответчиком в материалы дела доказательства), совершение АО «ИМЗ» правонарушения впервые (доказательств обратного материалы дела не содержат), учитывая функционирование предприятия с 2017г. в условиях международных санкций, суд, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, пришел к выводу о несоразмерности наказания характеру и степени тяжести совершенного обществом правонарушения и счел возможным признать данный случай исключительным, считает необходимым снизить размер штрафа, назначенного обществу до ста тысяч рублей.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 разъяснено, что суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
При изложенных обстоятельствах, постановление от 03.12.2021 №24-15/49к-пс-21подлежит изменению в части назначения наказания.
В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
р е ш и л :
1. Признать незаконным и изменить постановление Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) о назначении административного наказания юридическому лицу от 03.12.2021 №24-15/49к-пс-21 в части назначения наказания, уменьшив размер административного штрафа, назначенного Акционерному обществу «Ижевский механический завод», ОГРН <***>, ИНН <***>, до 100000 (ста тысяч) рублей
2. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Т.С. Коковихина