426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ
по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства
г. Ижевск
Дело № А71- 18235/2023
10 января 2024 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Е.А.Бушуевой, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике к обществу с ограниченной ответственностью «Виктор» о взыскании 2000руб. финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
в соответствии со статьями 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
25.12.2023 подписана и 26.12.2023 размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» резолютивная часть решения по настоящему делу.
27.12.2023 в Арбитражный суд Удмуртской Республики от заявителя поступило заявление о составлении мотивированного решения по делу № А71-18235/2023.
Из представленных по делу доказательств следует, что заявителем в отношении ответчика проведены проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон №27-ФЗ), в ходе которых установлено, что ответчиком представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М «исходная» за ноябрь 2019г., декабрь 2019г., январь 2020г. с нарушением установленного срока соответственно 25.12.2019, 16.01.2020, 03.03.2020 в отношении 1 застрахованного лица (в каждой форме). Кроме того, при отсутствии информации о начисленных страховых взносах в расчетах по страховым взносам, представленных за 2021 год в налоговый орган, представлены сведения о периодах работы 1 застрахованного лица в отчётности по форме СЗВ-СТАЖ за 2021г. без соответствующих кодов исчисления страхового стажа в графе 11 «дополнительные сведения» (код неопл, дети и др.), в связи с чем 22.04.2022 ответчику направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий от 22.04.2022, которое получено последним 25.04.2022, ответчиком уточненные сведения не представлены.
На основании материалов проверок заявителем составлены акты от 20.01.2020 №019S18200000327, от 27.01.2020 №019S18200000726, от 18.03.2020 №019S18200003750, от 20.07.2022 №019S18220008268 и вынесены решения от 03.03.2020 №019S19200002041, от 10.03.2020 №019S19200002412, от 19.06.2020 №019S19200006638, от 22.08.2022 №019S19220009156 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ, в виде финансовых санкций в общей сумме 2000руб.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции ответчику выставлены требования от 01.04.2020 №019S01200002796, от 07.04.2020 №019S01200003243, от 14.07.2020 №019S01200007117, от 15.09.2022 №019S01220009531.
Поскольку в добровольном порядке требования должником исполнены не были, заявитель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании указанных финансовых санкций. 05.10.2023 Арбитражным судом Удмуртской Республики по делу №А71-16327/2023 был выдан судебный приказ о взыскании с ООО «Виктор» 2000руб. финансовых санкций. В связи с поступлением от должника возражений относительно исполнения судебного приказа определением суда от 13.10.2023 судебный приказ был отменен. Отмена судебного приказа послужила основанием для обращения заявителя в суд с заявлением о взыскании с ответчика неуплаченных финансовых санкций.
Ответчик заявленные требования не признал, указал в отзыве, что срок для обращения в суд с заявлением о взыскании указанных финансовых санкций заявителем пропущен; производство по делу подлежит прекращению в связи с наличием вступившего в законную силу судебного акта по делу №А71-16327/2023; расчет заявленной суммы является неверным.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона №167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
На основании статьи 15 Закона №27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 №766н (далее – Инструкция № 766н), страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Аналогичные правила закреплены в п. 40 утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, которая вступила в силу 27.07.2020.
В соответствии с пунктом 38 Инструкции № 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В абзаце 2 пункта 40 Инструкции № 211н установлено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Материалами дела подтверждается, что факт представления ответчиком сведений по форме СЗВ-М «исходная» за ноябрь, декабрь 2019г., январь 2020г. с нарушением установленного срока - 25.12.2019, 16.01.2020, 03.03.2020 соответственно в отношении 1 застрахованного лица (в каждой форме).
Также материалами дела подтверждается, что при отсутствии информации о начисленных страховых взносах в расчетах по страховым взносам, представленных за 2021 год в налоговый орган, ответчиком представлены сведения о периодах работы 1 застрахованного лица в отчётности по форме СЗВ-СТАЖ за 2021г. без соответствующих кодов исчисления страхового стажа в графе 11 «дополнительные сведения» (код неопл, дети и др.). 22.04.2022 ответчику направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий, которое получено последним 25.04.2022, ответчиком уточненные сведения не представлены.
Таким образом, привлечение ответчика к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде финансовых санкций (по 500руб. за каждое нарушение) является законным и обоснованным, нарушений процедуры привлечения к ответственности судом не установлено.
Однако суд считает необходимым учесть следующее.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ).
Назначение санкции без учета смягчающих обстоятельств нарушает принципы справедливости, соразмерности и дифференциации наказания. Лицо, привлекаемое к ответственности, вправе рассчитывать на учет смягчающих его ответственность обстоятельств.
При оценке примененного к ответчику штрафа в сумме 500руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2019г., суд полагает необходимым учесть обстоятельство, смягчающее ответственность, - незначительный период просрочки представления сведений (1 день), и считает возможным и справедливым снизить размер финансовой санкций до 250руб.
Учитывая изложенное, требование заявителя подлежит удовлетворению частично, в общей сумме 1750руб.
Судом отклонятся доводы ответчика о пропуске срока для обращения в суд.
Согласно части 17 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Фонда в судебном порядке.
Территориальный орган Фонда обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи (часть 18 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Фонда при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3000 рублей, территориальный орган Фонда обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (часть 19 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Фонда при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3000 рублей, территориальный орган Фонда обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (часть 20 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
Как следует из материалов дела, выставленное отделением самое раннее требование от 01.04.2020 №019S01200002796 возлагало обязанность уплаты финансовой санкции на сумму 500руб. со сроком уплаты - до 30.04.2020.
Следовательно, заявление о взыскании штрафа с учетом положений части 20 статьи 17 Закона № 27-ФЗ могло быть подано в суд в срок до 30.10.2023. Заявление подано в суд 23.10.2023, т.е. в пределах установленного законом срока.
Кроме того, отделение обратилось в арбитражный суд в пределах шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (определение Верховного Суда РФ от 22.01.2019 № 305-КГ18-17885).
Судом также отклонятся доводы ответчика о необходимости прекращения производства по делу по п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции.
Поскольку судебный акт (судебный приказ) по делу №А71-16327/2022 был отменен определением суда от 13.10.2023, то есть не вступил в законную силу, следовательно, оснований для прекращения производства по настоящему делу не имеется.
На основании статьи 110 АПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 167-171, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Виктор», ул. ул. Азина, д. 1, кабинет 308А, г.Ижевск, Удмуртская Республика, ОГРН <***>, ИНН <***>:
1.1. в доход бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации 1750руб. финансовых санкций;
1.2. в доход федерального бюджета 1750руб. государственной пошлины.
2. Отказать в удовлетворении остальной части заявления.
Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Судья Е.А. Бушуева