426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru; е-mail: info@udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск | Дело №А71-18293/2018 |
04 февраля 2018г. |
Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2018г.
Полный текст решения изготовлен 04 февраля 2018г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи З.Ш. Валиевой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В.Коротковой рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики о признании недействительными пунктов 1 и 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике г.Ижевск от 13.08.2018 №ОП 07-06/2018-212 З, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: 1. индивидуального предпринимателя Сигова В.М. с.Завьялово, 2. ГКУ УР «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» г.Ижевск
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 09.01.2019, ФИО3 по доверенности от 09.01.2019,
от ответчика: ФИО4 по доверенности от 17.01.2019,
от третьих лиц: 1. ФИО1 по паспорту, 2. ФИО5 по доверенности от 09.01.2019, ФИО6 по доверенности от 09.01.2019,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики (далее ТФОМС УР, фонд, заявитель, заказчик) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республики (далее Удмуртское УФАС России, антимонопольный орган, управление, ответчик) от 13.08.2018 №ОП 07-06/2018-212 З (с учетом ходатайства об уточнении требований, принятого судом 28.01.2019 на основании ст. 49 АПК РФ).
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, в дополнениях к отзыву.
Определением от 06.12.2018 судом на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее ИП ФИО1, третье лицо), Государственное казенное учреждение Удмуртской Республики «Региональный центр закупок Удмуртской Республики» (далее ГКУ УР «РЦЗ УР», третье лицо).
Из представленных по делу доказательств следует, что 06.08.2018 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Индивидуального предпринимателя ФИО1 на положения документации об аукционе в электронной форме № 33-10917-18 на выполнение работ по монтажу и вводу в эксплуатацию системы видеонаблюдения (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000118003986 (далее аукцион)).
Согласно жалобе ИП ФИО1 установленные аукционной документацией требования к товару, используемому при выполнении работ, ограничивают количество участников закупки.
В ходе проверки жалобы ИП ФИО1 антимонопольный орган установил, что 23.07.2018 ГКУ УР «РЦЗ УР» в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении аукциона и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контрактов установлена в размере 523 696,98 руб. 06.08.2018 - дата окончания подачи заявок на участие в закупке. Как указано в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе №0813500000118003986 от 07.08.2018 на участие в аукционе были поданы 7 заявок. Решением аукционной комиссии участникам закупки, заявкам которых присвоены идентификационные номера 103597919 и 103603226, аукционной комиссией ГКУ УР «РЦЗ УР» отказано в допуске к участию в аукционе на основании п. 1 и п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе). Участники закупки, заявкам которых присвоены идентификационные номера 103590775; 103592277; 103594387; 103602159 и 103602409, допущены аукционной комиссией ГКУ УР «РЦЗ УР» к участию в аукционе. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
13.08.2018 Удмуртским УФАС России принято решение по делу №ОП07-06/2018-212 З (далее решение), в соответствии с которым:
1.Жалоба ИП ФИО1 на положения документации при проведении электронного аукциона при осуществлении закупки работ по монтажу и вводу в эксплуатацию системы видеонаблюдения (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000118003986), признана обоснованной;
2.Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики при проведении электронного аукциона при осуществлении закупки работ по монтажу и вводу в эксплуатацию системы видеонаблюдения (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000118003986), признать нарушившим пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
3.Выдать аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГКУ УР «Региональный центр закупок УР» при проведении электронного аукциона при осуществлении закупки работ по монтажу и вводу в эксплуатацию системы видеонаблюдения (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000118003986), обязательное для исполнения предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения закупки, заказчику - Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц по статье 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1 л.д. 14-25).
Несогласие заявителя с решением Удмуртского УФАС России послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование требований заявитель указал, чтопри составлении описания объекта закупки (технического задания на выполнение работ по монтажу и вводу в эксплуатацию системы видеонаблюдения) ТФОМС УР руководствовался Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51558-2014 «Средства и системы охранныетелевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний». В соответствии с пунктом 5.3.1.1 ГОСТ Р 51558-2014 в технической документации на видеокамеры должны быть указаны следующие основные характеристики: разрешающая способность, рабочий диапазон освещенностей, чувствительность, соотношение сигнал/шум, угол зрения по горизонтали и вертикали, параметры выходного видеосигнала, габаритные размеры и масса, вид климатического исполнения, характеристики, связанные с особенностями применения и эксплуатации, показатели безопасности, надежности, электромагнитной совместимости и другие необходимые параметры. Значения характеристик должны быть установлены в НД на видеокамеры конкретных типов. В НД также могут быть установлены другие параметры, связанные с особенностями конструкции, и области применения видеокамер. В связи с особенностями применения и эксплуатации системы видеонаблюдения (размещение видеокамер на улице, необходимости высокой производительности и скорости видеосъемки), ТФОМС УР установил требования к процессорам видеокамер и видеорегистратора, в том числе к рабочему напряжению ядра, рабочему напряжению интерфейса КЭШ-памяти, рабочему напряжению интерфейса ввода-вывода. Удмуртский УФАС России в обжалуемом решение ошибочно приходит к выводу об отсутствии данных показателей в открытом доступе. Так, все производители видеокамер и видеорегистраторов на официальных сайтах указывают марку и модель встроенного процессора. По марке и модели процессора в сети Интернет можно определить показатели, установленные к ядру процессора, в том числе к рабочему напряжению ядра, рабочему напряжению интерфейса КЭШ-памяти, рабочему напряжению интерфейса ввода-вывода.
Решение содержит необоснованный вывод об ограничении количества участников закупки. Так, на момент окончания подачи заявок на участие в аукционе поступило 7 заявок на участие в аукционе. Более того, участие в самом аукционе приняли все 7 участников, которые не усмотрели ограничения конкуренции и неправомерности установления тех или иных показателей видеокамер и видеорегистратора, что свидетельствует об объективности технического задания и полного его соответствия требованиям законодательства о контрактной системе.
Также заявитель указал, что ТФОМС УР было выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об аукционе и продления сроков подачи заявок на участие в аукционе. Предписание было исполнено в полном объеме.
Антимонопольный орган требования заявителя не признал, указав, что документация об аукционе не содержит сведений относительного того, какими техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, руководствовался ТФОМС УР при описании объекта закупки. На заседании Комиссии Удмуртского УФАС представитель ТФОМС УР устно пояснил, что ТФОМС УР при описании объекта закупки использован Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51558-2014 «Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний». Показатели товаров - видеокамеры и видеорегистратор, установленные ТФОМС УР в пунктах 1.24.5-1.24.7; 2.22.6-2.22.8; 3.21.6-3.21.8; 4.18.6-4.18.8 части VII «Ведомость товаров» документации об аукционе, ГОСТ Р 51558-2014 прямо не предусмотрены. При этом документация о закупке не содержит обоснования использования при описания объекта закупки указанных показателей товаров, используемых при выполнении работ, являющихся объектом закупки, не предусмотренных техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Антимонопольный орган указал, что такие характеристики товара- видеокамеры, как рабочее напряжение ядра, рабочее напряжение интерфейса КЭШ-памяти и ввода-вывода, относятся к характеристикам компонента указанного товара - процессора. Из технической документации производителей товара видеокамер, а также информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в открытом доступе на сайтах производителей указанного товара, Комиссией Удмуртского УФАС России при рассмотрении жалобы ИП ФИО1 было установлено, что в указанных источниках такие характеристики товара - видеокамеры, как рабочее напряжение ядра, рабочее напряжение интерфейса КЭШ-памяти и ввода-вывода, относящиеся к характеристикам компонента указанного товара - процессору, не содержатся. Требования ГОСТ Р 51558-2014 не обязывают производителя названного товара указывать в технической документации на видеокамеры характеристики компонента данного товара - процессора, в том числе, указывать в такой документации наименование производителя такого процессора, поскольку указанный компонент названного используемого при выполнении закупаемых работ товара может быть произведен иным, чем производитель видеокамеры, лицом. Указанные характеристики товара участник закупки имеет возможность установить лишь при его наличии, в том числе, путем проведения контрольных замеров установленных в документации об аукционе показателей видеокамеры: рабочее напряжение ядра, рабочее напряжение интерфейса КЭШ-памяти и ввода-вывода, а Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, являющихся объектом закупки.
Довод заявителя о наличии информации об указанных показателях товара в свободном доступе на сайтах производителей такого товара в сети «Интернет» Удмуртским УФАС России не принимается, поскольку информация, размещённая в сети «Интернет» не может быть признана источником достоверной информации о показателях товара, значения которых становятся известны исключительно по результатам проведения испытаний, поскольку участнику закупки не представляется возможным определить актуальность размещённой в сети «Интернет» информации на дату подачи заявки на участие электронном аукционе.
Также антимонопольный орган указал, что в соответствии с национальным стандартом - ГОСТ Р 51558-2014, устанавливающим требования к техническим и качественным характеристикам средств и систем охранных телевизионных, не являются показателями качества конкретные нормируемые значения показателей товара - видеокамеры: рабочее напряжение ядра, рабочее напряжение интерфейса КЭШ-памяти и ввода-вывода.ТФОМС УР не представлены доказательства, что такие характеристики видеокамеры, как рабочее напряжение ядра, рабочее напряжение интерфейса КЭШ-памяти и ввода вывода, являются стандартными, а также не представлены доказательства того, каким образом установление данных не предусмотренных ГОСТ Р 51558-2014 показателей к видеокамерам, характеризующим компонент товара -процессор, позволяют участникам закупки определить соответствие закупаемых работ установленным ТФОМС УР требованиям.
ГКУ УР «РЦЗ УР» в отзыве на заявление указало, что доводы ТФОМС УР обоснованы, законны и подлежат удовлетворению. Заказчик должен обосновать необходимость использования других показателей только в случае, если законодательством РФ установлены технические регламенты, национальные стандарты и иные требования, в отношении объекта закупки. ГОСТ Р 51558-2014 не содержит требования к процессорам видеокамер и видеорегистратора, что позволяет установить требуемые характеристики в описании объекта закупки исходя из потребности заказчика. Указание характеристик, помимо обязательных, указанных в ГОСТе, Законом о контрактной системе не запрещено. Только в том случае, если ГОСТом предусмотрена характеристика, а заказчик использует другую, необходимо обоснование, когда же в ГОСТе характеристика отсутствует в целом, обоснование использования характеристики Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Предприниматель ФИО1 поддержал позицию, изложенную в оспариваемом решении антимонопольного органа. Установленные документацией об аукционе требования к товару, используемому при выполнении работ, ограничивают количество участников закупки.
Оценив представленные по делу доказательства, суд считает, что решение вынесено в пределах предоставленных антимонопольному органу полномочий, соответствуют закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта действующему законодательству и нарушение в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
Законом о контрактной системе урегулированы правоотношения в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно ч. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе под участником закупки понимается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона.
Как указано в пункте 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Таким образом, в силу императивных требований Закона о контрактной системе заказчик при объявлении закупки обязан определить характеристики товара и показатели, позволяющие установить соответствие предлагаемых участниками аукциона товаров, работ, услуг требованиям, установленным заказчиком.
При этом, исходя из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге, не ограничивая при этом количество участников закупки.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора в предмет доказывания входит рассмотрение вопроса о соответствии описания товара в аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе, а также разрешение вопроса о доказанности антимонопольным органом факта ограничения участников закупки в связи с нарушениями при описании объекта закупки.
Из материалов дела следует, что объектом закупки в настоящем деле является выполнение работ по монтажу и вводу в эксплуатацию системы видеонаблюдения.
Пунктами 1.24.5 – 1.24.7, 2.22.6 – 2.22.8, 3.21.6 – 3.21.8, 4.18.6 – 4.18.8 части VII «Ведомость товаров» документации об аукционе ТФОМС УР установил такие характеристики к видеокамерам и видеорегистраторам (далее товар), как рабочее напряжение ядра, рабочее напряжения интерфейса КЭШ-памяти и ввода-вывода, относящиеся к характеристикам компонента указанного товара – процессора.
Документация об аукционе не содержит сведений относительно того, какими техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, руководствовался ТФОМС УР при описании объекта закупки.
Исходя из материалов дела при описании объекта закупки заявителем использовался Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51558-2014 «Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие. Технические требования. Методы испытаний» (далее ГОСТ Р 55558-2014).
В соответствии с п. 5.3.1.1. ГОСТ Р 51558-2014 в технической документации на видеокамеры должны быть указаны следующие основные характеристики: разрешающая способность, рабочий диапазон освещенностей, чувствительность, соотношение сигнал/шум, угол зрения по горизонтали и вертикали, параметры выходного видеосигнала, габаритные размеры и масса, вид климатического исполнения, характеристики, связанные с особенностями применения и эксплуатации, показатели безопасности, надежности, электромагнитной совместимости и другие необходимые параметры.
ГОСТ Р 51558-2014 не содержит требования к такому товару как видеорегистратор. Между тем п. 5.3.4.1. ГОСТ Р 51558-2014 содержит требования к содержанию в технической документации на видеосервер, в которой должны быть указаны следующие основные характеристики такого товара, а именно: число подключаемых к видеосерверу видеокамер, алгоритм сжатия видеосигнала, скорость передачи видеоизображения (таблица соответствия разрешения кадра, числа каналов и скорости передачи видеоизображения), поддерживаемые сетевые протоколы, управление телеметрией (управление поворотным устройством видеокамеры, изменение фокусного расстояния объектива и др.), наличие и характеристики встроенных функций детектора движения, возможность подключения к видеосерверу внешних охранных датчиков (электрические характеристики входных цепей), сохранение текущей видеоинформации (видеобуфер "предтревожной записи" и его параметры), возможность передачи аудиоинформации, характеристики, связанные с особенностями применения и эксплуатации видеосерверов, показатели их безопасности, надежности и электромагнитной совместимости. При необходимости в комплект поставки видеосервера может входить программное обеспечение видеосервера, обеспечивающее возможность просмотра видеоизображения и управления видеокамерами с сетевого компьютера, на котором установлен стандартный веб-браузер. Суд считает, что такие товары, как видеорегистратор и видеосервер относятся к однородным товарам, следовательно, к видеорегистратору подлежат применению характеристики видеосервера.
Проанализировав ГОСТ Р 55558-2014, суд приходит к выводу, что указанный стандарт не содержит обязательных требований к товару, предусмотренных пунктами 1.24.5 – 1.24.7, 2.22.6 – 2.22.8, 3.21.6 – 3.21.8, 4.18.6 – 4.18.8 части VII «Ведомость товаров» документацией об аукционе. Документация об аукционе не содержит обоснования использования при описании объекта закупки указанных показателей товара (рабочее напряжение ядра, рабочее напряжения интерфейса КЭШ-памяти и ввода-вывода), используемых при выполнении работ, являющихся объектом закупки, не предусмотренных техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. При использовании заказчиком различных технических характеристик и терминов, относящихся к предмету закупки, если они не соответствуют нормативно-технической документации, он должен обосновать их применение. Однако, такое обоснование в аукционной документации заказчика отсутствует.
В нарушение ст. 65 АПК РФ доказательства, свидетельствующие о необходимости установления указанных показателей, заявителем не представлены, не обоснована потребность заказчика в соответствующих характеристиках товаров (материалов) и их влияние на результат работ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заказчиком установлены в аукционной документации избыточные требования к товарам, подлежащим использованию при выполнении работ.
Решением Верховного Суда от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 указано, что нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Доводы заявителя, связанные с наличием у него законного права выбора способа описания объекта закупки, судом не принимаются, поскольку указанные права не должны противоречить требованиям закона и ограничивать законные права иных лиц. Требования документации об аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе, по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об аукционе и действующим государственным стандартам.
Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, и описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
С жалобой в антимонопольный орган предприниматель ФИО1 представил паспорта изделий и инструкции на камеры, в которых отсутствуют такие показатели, как рабочее напряжение ядра, рабочее напряжение интерфейса КЭШ-памяти и ввода-вывода, относящиеся к характеристикам компонента товара – процессору (т. 2 л.д. 63-88).
Таким образом, сопроводительные документы на такой товар как «видеокамера» или «видеорегистратор» не содержат информацию о характеристиках процессора, использованного при изготовлении спорных товаров. Лицо, не являющееся изготовителем указанных товаров, ограничено в возможности получить данные сведения и как следствие сообщить их в своей заявке.
При этом, неуказание в заявке каких-либо сведений о товаре, в отношении которых заказчиком установлены требуемые к заполнению значения, влечет безусловное отклонение такой заявки аукционной комиссией, что лишает участника закупки возможности принять участие в таком аукционе.
Согласно пункту 3 письма Федеральной антимонопольной службы России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон N 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Доводы ГКУ УР «РЦЗ УР» судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.
При наличии в аукционной документации указания характеристик товара, предусмотренных ГОСТ, использование дополнительных показателей требуется, если заказчику необходим товар с отклонением от стандартных показателей. При этом использование нестандартных показателей, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки допускается при соответствующем обосновании необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии. Обоснование использования в документации нестандартной терминологии отсутствует. Таким образом, заказчик нарушил ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ, приведенные заказчиком в документации о закупке требования обоснованно определены антимонопольным органом как несоответствующие положениям Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, пункты 1 и 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике г. Ижевск от 13.08.2018 №ОП 07-06/2018-212 З соответствуют закону, прав и законных интересов заявителя не нарушают. Совокупность оснований, указанных в ст. 198, 201 АПК РФ для признания оспариваемого решения антимонопольного органа недействительным, материалами дела не подтверждается.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, требование ТФОМС УР о признании недействительными пунктов 1 и 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике г.Ижевск от 13.08.2018 №ОП 07-06/2018-212 З удовлетворению не подлежит.
Согласно ст. 110 АПК РФ и с учетом принятого решения расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1.В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья З.Ш. Валиева