ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-18760/18 от 27.02.2019 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск                                                                   Дело №А71-18760/2018

04 марта 2019г.     

Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2019г.

Полный текст решения изготовлен 04 марта 2019г.      

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Н.Г. Зориной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.И. Саламатовой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 г. Ижевск о признании незаконными действий Администрации города Ижевска, обязании Администрации города Ижевска включить в Схему размещения нестационарных торговых объектов нестационарный торговый объект предпринимателя,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1,

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 27.12.2018,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Ижевска (далее - администрация, ответчик) по исключению нестационарного торгового объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск», утвержденной Постановлением Администрации г.Ижевска от 10.02.2017 №34 «Об утверждении размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» (далее - Схема размещения нестационарных торговых объектов, Схема), об обязании администрации включитьв Схему размещения нестационарных торговых объектов торговый объект предпринимателя по адресному ориентиру: в 10,5 м по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <...> остановка общественного транспорта «Кинотеатр «Аврора» согласно паспорту МАФ №165-02, договору аренды земельного участка от 05.05.2005 №116/05.

Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, пояснениях.

В судебном заседании 16.01.2019 судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принято заявление предпринимателя об уточнении заявленных требований, согласно которому заявитель просит признать действия администрации по исключению из Схемы размещения нестационарных торговых объектов нестационарного торгового объекта предпринимателя по адресному ориентиру: в 10,5 м по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <...> остановка общественного транспорта «Кинотеатр «Аврора», незаконными, обязать администрацию включить торговый объект предпринимателя по адресному ориентиру: в 10,5 м по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <...> остановка общественного транспорта «Кинотеатр «Аврора» с указанием паспорта МАФ №165-02, договора аренды земельного участка от 05.05.2005 №116/05, в Схему размещения нестационарных торговых объектов.

В судебном заседании 27.02.2019 судом на основании статьи 49 АПК РФ принято заявление предпринимателя об уточнении заявленных требований, согласно которому заявитель просит признать действия администрации по исключению из Схемы нестационарного торгового объекта предпринимателя по адресному ориентиру: в 10,5 м по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <...> остановка общественного транспорта «Кинотеатр «Аврора», незаконными, обязать администрацию включить в Схему нестационарный торговый объект предпринимателя по адресному ориентиру: в 10,5 м по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <...> остановка общественного транспорта «Кинотеатр «Аврора».

Из представленных по делу доказательств следует, что05.05.2005 между администрацией (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор о предоставлении земельного участка в краткосрочную аренду для размещения временных сооружений торговли и объектов рекламы №116/05 (далее - договор), согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из земель поселений, общей площадью 32,0 кв. м с адресом ул. Школьная (остановка к/т «Аврора» по ходу в центр) согласно паспорту МАФ №165-02.

Срок действия указанного договора неоднократно продлевался (л.д. 17-31).

29.08.2018 заявитель обратился в администрацию с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта. Письмом от 21.09.2018 заявителю было сообщено, что договор аренды №116/05 является действующим, в связи с отсутствием порядка, регулирующего размещение НТО, подготовка договора на размещение НТО не представляется возможной (л.д. 61).

Ссылаясь на неправомерность действий администрации по исключению из Схемы размещения нестационарных торговых объектов нестационарного торгового объекта предпринимателя, заявитель 24.10.2018 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование требований заявитель указал, что в каждой новой редакции Схемы размещения НТО, изложенной в постановлениях администрации от 10.02.2017 №34, от 05.03.2018 №88, исключаются идентифицирующие признаки НТО, в частности: основание размещения НТО (договор аренды / иной договор, №, дата, срок), использование НТО субъектом малого или среднего предпринимательства, площадь НТО согласно МАФ. При таких обстоятельствах невозможно установить включение того / иного павильона в Схему размещения. Из Схемы размещения НТО в редакции от 05.03.2018 незаконно исключен торговый объект заявителя по адресному ориентиру: <...>. В целях восстановления нарушенного права заявитель обращался в УЗРиЗ Администрации г.Ижевска с заявлением от 29.08.2018 о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта. Однако, согласно ответу УЗРиЗ от 21.09.2018 заявителю отказано в заключении договора в связи с отсутствием нормативного правового акта, регулирующего порядок заключения названного договора.

Администрация, возражая против удовлетворения заявления, указала, что действий по исключению из Схемы нестационарного торгового объекта предпринимателя не совершала. Использование порядка, утвержденного Приказом Минпромторга УР от 21.08.2015 №65, при разработке схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образования, носит рекомендательный характер. Часть данных, рекомендуемых Приказом, такие как «собственник земельного участка, здания» или «использование НТО субъектом малого или среднего предпринимательства» могут являться персональными данными, а Схема подлежит публикации. Другие данные, такие как площадь НТО, срок, период размещения, специализация, реквизиты договоров могут меняться по желанию пользователя, в установленном законом порядке. Фактическое изменение каких-либо параметров, использованных в Схеме, автоматически превращает Схему в неактуальный документ и потребует внесения изменений. Действующая Схема размещения нестационарных торговых объектов (в редакции постановления от 05.03.2018 №88) содержит 420 мест и содержит информацию о порядковом номере нестационарного торгового объекта, буквенное обозначение района города, вид нестационарного торгового объекта, адресный ориентир нестационарного торгового объекта, специализацию (ассортиментный перечень реализуемой продукции), площадь размещения нестационарного торгового объекта. Кроме того, заявителем пропущен срок на обращение в суд, который должен исчисляться с 15.05.2017.

Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующему.

В силу пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом. При этом, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя (статья 65 АПК РФ).

 Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговой деятельности).

В соответствии со статьей 10 Закона о торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

 Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

 Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 №772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, согласно которым включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли относится к вопросам местного значения.

Пунктом 16 статьи 44 Устава города Ижевска к полномочиям администрации отнесено решение вопросов местного значения по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В соответствии со статьей 50 Устава города Ижевска в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты - постановления и распоряжения Администрации города; распоряжения и приказы Первого заместителя Главы Администрации города.

Постановлением администрации от 10.02.2017 №34 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город «Ижевск», в которую включено место размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке с адресным ориентиром: в 10,5 м по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <...> остановка общественного транспорта «к-р «Аврора» (строка 156 Октябрьский район).

Постановлениями администрации от 12.05.2017 №194 и от 05.03.2018 №88 Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждена в новой редакции, место размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке с адресным ориентиром: в 10,5 м по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <...> остановка общественного транспорта «к-р «Аврора», принадлежащего заявителю, сохранено (строки 52 и 59 Октябрьский район соответственно).

Постановления администрации от 12.05.2017 №194 и от 05.03.2018 №88, на основании которых были внесены изменения в существующую Схему, в установленном порядке не оспорены и недействующими не признаны.

Применительно к фактическим обстоятельствам рассматриваемого спора, суд пришел к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов предпринимателя в сфере его торговой деятельности со стороны администрации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов не является персонифицированной, не обращена к конкретному хозяйствующему субъекту, а касается непосредственно только определения места размещения такого объекта.

Определение конкретного места размещения нестационарного торгового объекта не обусловлено созданием конкретного хозяйствующего субъекта для осуществления торговой деятельности, а невключение места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения не обуславливает прекращение деятельности хозяйствующим субъектом.

Орган местного самоуправления с учетом необходимости обеспечения соблюдения и поддержания санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, а также перечисленных выше целей, свободен в выборе мест (адресов), включаемых в схему размещения нестационарных торговых объектов, из всех возможных (допустимых) вариантов, а субъекты предпринимательской деятельности не наделены безусловным правом требовать включения в схему конкретных мест (адресов) нестационарных торговых объектов, в том числе уже действующих на момент утверждения схемы.

Существующая Схема размещения нестационарных торговых объектов содержит информацию о порядковом номере нестационарного торгового объекта, буквенное обозначение района города, вид нестационарного торгового объекта, адресный ориентир нестационарного торгового объекта, специализацию (ассортиментный перечень реализуемой продукции), площадь размещения нестационарного торгового объекта. Место размещения нестационарного торгового объекта предпринимателя включено в схему, утвержденную компетентным органом.

Предприниматель реализовал право на размещение нестационарного торгового объекта путем заключения договора аренды №116/05. Стороны в ходе судебного разбирательства подтвердили, что договор с предпринимателем действует на неопределенный срок.

05.10.2018 принят Закон Удмуртской Республики №61-РЗ «О размещении нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики».

Согласно статье 2 указанного Закона размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в собственности Удмуртской Республики или муниципальной собственности, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Основанием для размещения нестационарного торгового объекта является договор на размещение нестационарного торгового объекта.

Договор без проведения аукциона заключается с хозяйствующим субъектом, с которым у уполномоченного органа был заключен договор аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта при наличии в совокупности следующих условий:

1) место размещения нестационарного торгового объекта включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования;

2) договор аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта, заключенный уполномоченным органом с хозяйствующим субъектом, является действующим на день подачи заявления о заключении договора;

3) у хозяйствующего субъекта на день подачи заявления о заключении договора отсутствует просроченная задолженность по оплате по договору аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта;

4) в период действия договора аренды земельного участка отсутствовали факты нарушения на нестационарном торговом объекте статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», подтвержденные вступившими в законную силу постановлениями судов и (или) органов (должностных лиц), уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора).

Постановлением администрации от 18.12.2018 №1127 утверждено Положение о порядке принятия решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «Город Ижевск» без проведения аукциона.

Доказательств обращения предпринимателя с заявлением о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с требованиями действующего законодательства, неправомерного отказа органа местного самоуправления в заключении соответствующего договора материалы дела не содержат.

Поскольку нормативным правовым актом Удмуртской Республики предусмотрено, что основанием для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов является договор на размещение нестационарного торгового объекта, сам по себе факт невключения определенного торгового объекта в утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов при наличии в ней сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта и наличии действующего договора о предоставлении земельного участка в краткосрочную аренду для размещения временных сооружений торговли и объектов рекламы права заявителя не нарушает.

На основании изложенного, совокупность условий, необходимых для признания незаконными оспариваемых действий администрации, отсутствует. Требования заявителя о признании незаконными действий администрации по исключению из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» нестационарного торгового объекта предпринимателя по адресному ориентиру: в 10,5 м по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <...> остановка общественного транспорта «Кинотеатр «Аврора», обязании администрации включить нестационарный торговый объект предпринимателя по адресному ориентиру: в 10,5 м по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <...> остановка общественного транспорта «Кинотеатр «Аврора», в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» удовлетворению не подлежат.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения и согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 г. Ижевск о признании незаконными действий Администрации города Ижевска по исключению из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» нестационарного торгового объекта предпринимателя по адресному ориентиру: в 10,5 м по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <...> остановка общественного транспорта «Кинотеатр «Аврора», обязании Администрации города Ижевска включить нестационарный торговый объект предпринимателя по адресному ориентиру: в 10,5 м по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <...> остановка общественного транспорта «Кинотеатр «Аврора», в Схему размещения нестандартных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск» отказать.

 Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                               Н.Г. Зорина