АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело № А71- 19228/2019
Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2020 года
Полный текст решения изготовлен 05 марта 2020 года
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В. Иютиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания секретарем С.М. Саляховой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дом» г.Сарапул к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике г. Ижевск о признании незаконным решения от 30.09.2019 № 5/д и к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонному) г. Сарапул о признании незаконным решения от 16.09.2019 № 019V12190000165 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части,
в присутствии представителей лиц, участвующих в деле: от заявителя: ФИО1 по доверенности от 19.11.2019;
от фонда социального страхования: ФИО2 по доверенности от 01.01.2020;
от пенсионного фонда: ФИО3 по доверенности от 09.01.2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Дом» (далее - заявитель, ООО «Дом», общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Фонд социального страхования) о признании незаконным решения от 30.09.2019 № 5/д о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.11.2019 заявление принято к производству с присвоением делу № А71- 19228/2019.
Кроме того, ООО «Дом» обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонному) (далее - Пенсионный фонд) о признании незаконным решения от 16.09.2019 № 019V12190000165 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Названное заявление определением от 05.12.2019 принято к производству Арбитражного суда Удмуртской Республики с присвоением делу № А71-19501/2019.
Определением суда от 28.01.2020 дела № А71-19228/2019 и № А71- 19501/2019 объединены в одно производство для совместного рассмотрения в рамках дела № А71-19228/2019.
В судебном заседании представителем ООО «Дом» заявлено ходатайство об уточнении заявленных требований к Пенсионному фонду, согласно которому заявитель просит признать незаконным решение от 16.09.2019 № 019V12190000165 в части начисления недоимки по страховым взносам в сумме 185075 руб. 08 коп., соответствующих сумм пеней и финансовых санкций по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ.
В силу п. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Заявленное представителем ООО «Дом» ходатайство судом рассмотрено и в силу ст. 49 АПК РФ удовлетворено, предмет заявленных требований составили требования о признании незаконным решения Фонда социального страхования от 30.09.2019 № 5/д и решения Пенсионного фонда от 16.09.2019 № 019V12190000165 в части начисления недоимки по страховым взносам в сумме 185075 руб. 08 коп., соответствующих сумм пеней и финансовых санкций по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
В судебном заседании представитель заявителя требования с учетом их уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ поддержал.
Представители Фонда социального страхования требования не признал по основаниям, указанным в отзыве ( т. 1 л.д. 65-67), указав, одновременно, что согласен с произведенным Пенсионным фондом и отраженным в оспариваемом решении последнего от 16.09.2019 № 019V12190000165 таблица стр.7 указанного решения) распределением доходов заявителя в спорный период применительно к видам деятельности по ОКВЭД.
Представитель Пенсионного фонда требования заявителя признал в части отнесения работ по обслуживанию мусоропровода к ОКВЭД 90.00.3 «Уборка территории и аналогичная деятельность», в остальной части
возражает против их удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве (т. 4 л.д.50-53).
Из представленных по делу доказательств следует, что Фондом социального страхования в отношении общества проведена выездная проверка с целью контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
Кроме того, Пенсионным фондом в отношении общества проведена выездная проверка с целью контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
В ходе проверок выявлено, что в 2016 году ООО «Дом» применяло пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с п. 8 ч.1, ч.3.4 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ, как организация, находящаяся на упрощенной системе налогообложения.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (по состоянию на 15.03.2016, выписка № 1062В/2016) основным видом деятельности ООО «Дом» является - «Производство санитарно — технических работ» (ОКВЭД 45.33); дополнительными видами деятельности являются: «Производство общестроительных работ по возведению зданий» (ОКВЭД 45.21.1); «Производство электромонтажных работ» (ОКВЭД 45.31) класс 45- строительство; «Управление эксплуатацией жилого фонда» (ОКВЭД 70.32.1); «Управление эксплуатацией не жилого фонда»(ОКВЭД 70.32.2) класс 70- операции с недвижимым имуществом; «Уборка территории и аналогичная деятельность» (ОКВЭД 90.00.3) класс 90 сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.
В 2016 году страхователь в качестве основного вида деятельности в отчетности в Фонд социального страхования в расчете ф. 4 ФСС заявил - «Уборка территории и аналогичная деятельность» (ОКВЭД 90.00.3).
В представленных страхователем расчетах формы-4 ФСС за 2016 год в таблице 4.1. «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов», страхователем отражена доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, в размере 71,68 % по ОКВЭД 90.00.3, что давало право плательщику применять пониженный тариф страховых взносов (0 процента) в соответствии с подпунктом «ш» пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212- ФЗ. К базе для начисления страховых взносов за указанные периоды страхователем применялся пониженный тариф 0,0%.
В решении Пенсионного фонда отражено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Дом» указало в качестве основного вида деятельности 45.33 «Производство санитарно-технических работ», в качестве дополнительных видов деятельности: 45.21.1 «Производство общестроительных работ по возведению зданий», 45.31 «Производство электромонтажных работ», 70.32.1 «Управление эксплуатацией жилого фонда», 70.32.2 «Управление эксплуатацией нежилого фонда», 90.00.3 «Уборка территории и аналогичная деятельность».
В представленном расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - РСВ-1) за 2016 год в подразделе 3.2 «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ» сумма доходов, определяемая в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — НК РФ) обществом была указана 9502617 руб., из них сумма доходов, определяемая в целях применения части 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, - 6811744 руб., таким образом, доля доходов от основного вида деятельности в общем объеме доходов составляет 71,68 процентов, что давало право плательщику применять пониженный тариф страховых взносов.
Вместе с тем, в ходе проведенных проверок ответчики пришли к выводу, что доля доходов ООО «Дом» от оказанных услуг в 2016г. по виду деятельности ОКВЭД 90 составила 66,87%, по виду деятельности ОКВЭД 45 - 2,19%, по виду деятельности ОКВЭД 74.7 - 16,85%, по виду деятельности ОКВЭД 1.41 - 1,43%, то есть менее 70 процентов в общем объеме доходов, в связи с чем, Фонды пришли к выводу, что в 2016 г. общество неправомерно применяло пониженный тариф страховых взносов в соответствии с ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон № 212-ФЗ), как организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (далее УСНО), доля доходов ни одного из дающих право на применение пониженных тарифов видов деятельности которой не составила 70 процентов в общем объеме доходов.
Также Пенсионным фондом в ходе проверки установлен факт занижения ООО «Дом» базы для начисления страховых взносов, а именно в ходе проверки выявлено, что по актам о выполненных работах Фисенко Александру Федоровичу, СНИЛС <***>, в феврале - марте 2016 года были оплачены транспортные услуги (чистка снега во дворах) общей стоимостью 27500,00 руб., следовательно, как указывает Пенсионный фонд,
вознаграждение за выполненные работы в указанной сумме подлежало включению в базу для начисления страховых взносов за 2016 год.
По результатам проверки Фондом социального страхования составлен акт от 02.09.2019 № 44/д (т.1 л.д 47-56); по результатам рассмотрения материалов проверки, Фондом социального страхования вынесено решение от 30.09.2019 № 5/д о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 14446,44 руб., обществу начислены пени в сумме 2514,6 руб., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 72232,21 руб. (т.1 л.д.42-47).
По результатам проверки Пенсионным фондом составлен акт от 13.08.2019 № 019V10190000278 (т.5 л.д 1-8); по результатам рассмотрения материалов проверки, Пенсионным фондом вынесено решение от 16.09.2019 № 019V12190000165 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212- ФЗ, в виде штрафа в размере 38115,02 руб., обществу начислены пени в сумме 7661,94 руб., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 190575,00 руб. (т.4 л.д.28-34).
Несогласие заявителя с вынесенными решениями Пенсионного фонда и Фонда социального страхования послужило основанием для его обращения в арбитражный суд. В части занижения ООО «Дом» базы для начисления страховых взносов на сумму 27500,00 руб. решение Пенсионного фонда обществом не оспаривается.
В обоснование требований общество указало, что выполняемые ООО «Дом» работы по обслуживанию мусоропроводов соответствуют виду деятельности ОКВЭД 90.00.3, поскольку в силу ОКВЭД 90.00.3 "Уборка территории и аналогичная деятельность" сбор мусора из мусорных урн в общественных местах отнесена к данному виду деятельности, то и очистка от мусора, промывка и дезинфекция мусоропроводов отнесены к ОКВЭД 90.00.3.; работы по очистке крыш как работы по благоустройству придомовой территории также соответствуют виду деятельности ОКВЭД 90.00.3 "Уборка территории и аналогичная деятельность". Также ООО «Дом» не согласно с тем, что в расчет удельного веса доходов включена сумма, внесенная по договору инвестирования, со ссылкой на то, что данная сумма не является доходом от реализации; договором инвестирования (п.3.2.3.) предусмотрен возврат (отчуждение) приобретенных на инвестиционные средства нежилых помещений.
Возражая против заявленных требований, ответчики указали, что у страхователя в проверяемом периоде отсутствовало право на применение льготного тарифа страховых взносов, что привело к неверному исчислению страховых взносов и их уплате. Представитель Пенсионного фонда требования заявителя признал в части отнесения работ по обслуживанию мусоропровода к ОКВЭД 90.00.3 «Уборка территории и аналогичная деятельность».
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 212-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой
(перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ на него возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ тариф страхового взноса - это размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
Оспариваемыми решениями установлено неправомерное применение обществом в 2016 году пониженного тарифа страховых взносов.
Статьей 58 Федерального закона № 212-ФЗ установлен порядок применения пониженного тарифа страховых взносов для плательщиков страховых взносов.
Согласно подп. «ш» п. 8 ч. 1, ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона: для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность.
Соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя,
указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке (ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ).
Основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР (утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н), в котором плательщики страховых взносов должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
Таким образом, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которой является удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;, указанный в подп. «щ» п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ, вправе уплачивать страховые взносы по пониженному тарифу при соблюдении условия о доле доходов по данному виду деятельности не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в 2016 году ООО «Дом» применялись пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с п. 8 ч.1, ч.3.4 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ, как организация, применяющая упрощенную систему налогообложения по виду экономической деятельности «Уборка территории и аналогичная деятельность» (ОКВЭД — 90.00.3):
- Пенсионный фонд Российской Федерации — 20%, - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0 %.
Право на применение пониженного тарифа в проверяемом периоде подтверждено уведомлением о возможности применения упрощенной
системы налогообложения от 06.07.2007 г. № 620114/29, налоговыми декларациями по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 год и предоставленными расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС (далее - расчет формы 4-ФСС) за 2016 год и расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (по форме РСВ-1) за 2016 год.
Одновременно в ходе проведенных проверок ответчиками установлено, что в проверяемом периоде деятельность ООО «Дом» осуществлялась на основании договоров:
- с ООО «Единый Расчетный Центр»: от 01.02.2014г № 03, предметом которого является услуга по уборке служебных помещений, по адресу: <...> д 15; от 16.10.2015г. № 1/8, предметом которого является аренда нежилого помещения по адресу <...>;
- с ООО «Городская управляющая компания ЖКХ г. Сарапула» от 01.05.2011г. № 210 с приложениями к договору №№ 1,1а,2,3,4,5,7,8, предметом которого является предоставление услуг и проведения работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов (далее МКД); от 01.02.2014г. № 8, предметом договора является предоставление услуг и проведения работ по содержанию общего имущества далее МКД; от 19.01.2016г., предметом договора являются услуги по очистке кровель МКД; Договоры с МО «Город Сарапул» в лице Управления имущественных отношений г. Сарапула; от 30.06.2015г. №№ 252/2015 и 254/2015, предмет договора - купля - продажа объекта муниципального нежилого фонда с приложением;
- с ООО «Домовой» от 01.03.2015г. № 19 с доп. соглашением № 1, предметом договора является уборка служебных помещений в МКД, расположенных по адресу <...> <...> <...> с дополнительным соглашением; от 19.01.2016г. предметом договора являются услуги по очистке крыши здания, расположенного по адресу <...>; от 01.01.2016г., предметом договора является аренда нежилого помещения расположенного по адресу <...>;
- с ТСЖ «Дружба» т 25.04.2016г. № 17, предметом договора являются услуги по погрузке мусора и вывоза мусора;
- с ООО «Лит»: от 16.02.2016г. № 3, аренда нежилого помещения расположенного по адресу <...>;
- с ООО «Жилищный сервис «Уют» от 01.11.2013г. № 01 (заключенный на неопределенный срок) предметом договора является передача тепловой энергии через сети ООО «Дом», с актом и протоколом разногласий; от 01.11.2013г. № 02 (заключенный на неопределенный срок) предметом договора является подача электрической энергии через сети ООО «Дом» с
протоколом разногласий; от 01.11.2013г. № 03 (заключенный на неопределенный срок) предметом договора является водоснабжение и водоотведения через систему ООО «Дом»;
- с ТСЖ «Интернациональная, 35» от 20.12.2016г. № 36, предметом договора являются услуги по уборке придомовой территории МКД.
- с ООО «Атон» от 18.03.2016г., аренда нежилого помещения по адресу: ул. Дальняя, д. 436, с оплатой коммунальных платежей;
- договора инвестиционного финансирования от 01.07.2015 г., по которому инвесторами при приобретении недвижимости ООО «Дом» являются Булатов О.Б., ФИО4, ФИО5, ФИО6;
Согласно расчетам Пенсионного фонда, отраженным в оспариваемом решении последнего, с которыми согласился Фонд социального страхования в ходе судебного разбирательства, ООО «Дом» в проверяемом периоде выполняло следующие виды работ, услуг из которых сложился общий доход (9 910 952,50 руб.) по организации:
- Работы по текущему ремонту: строительно - монтажные работы (ОКВЭД 45) составили в сумме - 217000, 00 руб. или 2,19% от общей суммы доходов;
- Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность, уборка придомовой территории, обслуживание мусоропроводов - (ОКВЭД 90) составили в сумме - 5 885 864,01 руб. или 59,39% от общей суммы доходов;
- Предоставление прочих видов услуг (в том числе, санитарная обработка - 1 023 991,29 руб., уборка снега с кровель - 232 254,20 руб., уборка мест общего пользования - 62 430,94 руб. и др.) (ОКВЭД 74.70) составили в сумме - 2 412 410,62 руб. или 24,34% от общей суммы доходов;
- Прочие поступления: прочие услуги (выдача инвентаря, установка замков, производство и установка скамеек, транспортные расходы (доставка песка, чернозема) - составили в сумме - 1 253 915,99 руб. или 12,65% от общей суммы доходов;
- Прочие работы (выкашивание травы на газонах) составили в сумме 141 761,88 руб. или 1,43% от общей суммы доходов.
Пенсионный фонд в ходе судебного разбирательства требования заявителя в части отнесения работ по обслуживанию мусоропровода к ОКВЭД 90 признал, в связи с чем позиция Пенсионного фонда основана на следующем распределении доходов общества:
- Работы по текущему ремонту: строительно - монтажные работы (ОКВЭД 45) составили в сумме - 217000, 00 руб. или 2,19% от общей суммы доходов;
- Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность, уборка придомовой территории, обслуживание мусоропроводов - (ОКВЭД 90) составили в сумме - 6 627 827,50 руб. или 66,87% от общей суммы доходов;
- Предоставление прочих видов услуг (в том числе, санитарная обработка - 1 023 991,29 руб., уборка снега с кровель - 232 254,20 руб., уборка мест общего пользования - 62430,94 руб. и др.) (ОКВЭД 74.70)
составили в сумме - 1670447,13 руб. или 16,85% от общей суммы доходов;
- Прочие поступления: прочие услуги (выдача инвентаря, установка замков, производство и установка скамеек, транспортные расходы (доставка песка, чернозема) - составили в сумме - 1 253 915,99 руб. или 12,65% от общей суммы доходов;
- Прочие работы (выкашивание травы на газонах) составили в сумме 141 761,88 руб. или 1,43% от общей суммы доходов.
Таким образом, Фонды в обоих вышеприведенных случаях установили, что ни один видов деятельности, подпадающий под пониженный тариф по п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона 212-ФЗ (ОКВЭД 45 и ОКВЭД 90) не доходит до 70 % дохода в общем объеме доходов: 2,19% и 66,87%, соответственно.
Суд, оценив представленные в дело доказательства, выслушав пояснения представителей сторон, находит вышеуказанные выводы Фонда ошибочными на основании следующего.
Для определения основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов применяется ОКВЭД.
Во вводной части ОКВЭД разъясняется, что в данном классификаторе виды экономической деятельности сгруппированы по классам по признакам, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и другим классификационным признакам. Следовательно, долю доходов от льготного вида деятельности в общем объеме доходов можно определять в совокупности по кодам ОКВЭД, входящим в один класс.
Материалами проверки подтверждено, что выполнение работ уборке снега с кровель отнесено Фондами к группе ОКВЭД 74 «предоставление прочих видов услуг»: чистка кровли от снега и наледи на сумму 232 254,20 руб.; также к указанной группе ОКВЭД 74 отнесены Фондом социального страхования выполненные ООО «Дом» работы по обслуживанию мусоропроводов на сумму 741 963,49 руб.
Согласно ОКВЭД группа 74 находится в разделе к операциям с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, именуется «Предоставление прочих видов услуг», в нее включены группы 74.70 «Чистка и уборка производственных и жилых помещений» (чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств), 74.70.1 Чистка и уборка производственных и жилых помещений и оборудования, которая включает: - уборку внутренних помещений в зданиях всех типов, в том числе в учреждениях, офисах, на фабриках, заводах, в магазинах, институтах и других коммерческих и
профессиональных учреждениях и в многоквартирных жилых домах; - мытье окон; - чистку печных труб, каминов, плит, печей, мусоросжигателей, бойлеров, вентиляционных шахт, вытяжных вентиляторов. Эта группировка не включает: - пароструйную, пескоструйную и прочую очистку фасадов зданий, см. 45.45; - уборку новых зданий после строительства, см. 45.45; - чистку ковров, драпировок,
анавесей и штор, см. 93.01; - деятельность домашней прислуги, см. 95.00.
В соответствии с ОКВЭД, действующим в спорный период, группа 90 находится в разделе о предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, именуется «Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность». В соответствии с Постановлением Госстандарта России от 06.11.2011 N 454-ст группа 90 "Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность" включает в себя: 90.0 "Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность", 90.00 "Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность", 90.00.1 "Удаление и обработка сточных вод", 90.00.2 "Удаление и обработка твердых отходов", 90.00.3 "Уборка территории и аналогичная деятельность".
Группировка 90.00.3 Уборка территории и аналогичная деятельность включает:
- сбор мусора из мусорных урн в общественных местах и его вывоз;
- подметание и поливка улиц, дорог, мест стоянки автотранспортных средств и т.п.;
- очистка от снега и льда улиц, дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах и т.п., в том числе посыпание песком или солью.
В соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", п. 3.6.27. Организации по обслуживанию жилищного фонда с наступлением весны должны организовать: промывку и расчистку канавок для обеспечения оттока воды в местах, где это требуется для нормального отвода талых вод; систематический сгон талой воды к люкам и приемным колодцам ливневой сети; общую очистку дворовых территорий после окончания таяния снега, собирая и удаляя мусор, оставшийся снег и лед.
Согласно пунктам 24, 25 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее -придомовая территория), в холодный период года: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории
общего имущества многоквартирного дома; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд.
Работы по содержанию придомовой территории в теплый период года: подметание и уборка придомовой территории; очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома; уборка и выкашивание газонов; прочистка ливневой канализации; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка.
Как следует из материалов дела, работы по обслуживанию мусоропроводов, уборке снега с кровель выполнялись обществом на основании договоров, заключенных с управляющей организацией, а не с собственниками помещений, то есть при исполнении договорных обязательств общество не осуществляло деятельность по управлению эксплуатацией нежилого фонда, а выполняло для управляющей компании работы по содержанию и техническому обслуживанию нежилых помещений и их инженерных сетей, что не свидетельствует об осуществлении функций по управлению недвижимым имуществом (специальная группа ОКВЭД 70.32
«Управление недвижимым имуществом», включающая 70.32.1 Управление эксплуатацией жилого фонда, которая включает также: деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией жилого фонда).
Суд пришел к выводу, что выполняемые обществом работы и оказываемые услуги по содержанию общего имущества многоквартирных домов соответствует требованиям вышеуказанных нормативных актов и соответствуют виду деятельности ОКВЭД 90.00.3 "Уборка территории и аналогичная деятельность".
В соответствии ОК 029-2001 класс 90 "Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность" включает группу 90.00, в которую входят подгруппы, том числе: 90.03 "Уборка территории, восстановление после загрязнения и аналогичная деятельность", включившая, в том числе: сбор мусора из мусорных урн в общественных местах; подметание и поливку улиц, скверов, дорог, рынков, общественных садов и парков и т.п.; очистку от снега и льда улиц, дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах, включая обработку реагентами, в том числе солью, песком и т.п.
Мусоропровод - это составная часть комплекса инженерного оборудования зданий, предназначенного для приема, вертикального транспортирования и временного хранения твердых бытовых отходов (пункт 3 СП 31-108-2002), в нем происходит сбор (накопление) отходов производства и потребления (мусора, хлама, отбросов и отходов) от населения и из мест общего пользования.
Мусорные урны - мусоросборник, предназначенный для складирования и временного хранения твердых бытовых отходов, за исключением крупногабаритных отходов.
Таким образом, мусорные урны и мусоропровод являются
мусоросборниками, предназначенными для временного хранения ТБО.
На основании пункта 2.2.8 СанПиНа 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" в жилых домах, имеющих мусоропроводы, должны быть обеспечены условия для еженедельной чистки, дезинфекции и дезинсекции ствола мусоропровода, для чего стволы оборудуются соответствующими устройствами.
Поскольку в силу ОКВЭД 90.00.3 "Уборка территории и аналогичная деятельность" сбор мусора из мусорных урн в общественных местах отнесена к данному виду деятельности, то и обслуживание мусоропроводов (в том числе очистка от мусора, промывка и дезинфекция мусоропроводов) отнесена к ОКВЭД 90.00.3.
Иного Фондом социального страхования не доказано, доводы заявителя надлежащими доказательствами не опровергнуты.
Выполняемые ООО «Дом» работы по очистке кровель в рамках договора, заключенного с ООО «Городская управляющая компания ЖКХ г. Сарапула» также неправомерно отнесены Фондами к группе ОКВЭД 74 «предоставление прочих видов услуг».
Факт оказания услуг по очистке от снега кровель обществом подтвержден договорами от 19.01.2019 с ООО «Городская управляющая компания ЖКХ г. Сарапула», актами выполненных работ, представленными в УПФР в период проверки.
Согласно пункту 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила № 170) организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить в том числе: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
В силу п. 1.1 ст. 161 ЖК РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно абз. 9 п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года N 290, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, относится проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 "Об
утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Согласно пункту "б" пункта 2 раздела 1 указанных Правил в состав общего имущества включаются крыши. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения. Данные правила и нормы определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе и с целью обеспечения выполнения нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Абзацем 2 пункта 4.6.1.23 указанных Правил установлено, что удаление наледей и сосулек производится по мере необходимости.
В соответствии ОК 029-2001 класс 90 "Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность" включает группу 90.00, в которую входят подгруппы, том числе: 90.03 "Уборка территории, восстановление после загрязнения и аналогичная деятельность", включившая, в том числе: сбор мусора из мусорных урн в общественных местах; подметание и поливку улиц, скверов, дорог, рынков, общественных садов и парков и т.п.; очистку от снега и льда улиц, дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах, включая обработку реагентами, в том числе солью, песком и т.п.
Судом также принято во внимание, что в ОКВЭД имеется группа 70.32
«Управление недвижимым имуществом», включающая 70.32.1 Управление эксплуатацией жилого фонда, которая включает также: деятельность по надзору за состоянием и эксплуатацией жилого фонда.
Однако из материалов дела следует и подтверждается оспариваемыми решениями, что ООО «Дом», являясь коммерческой организацией, оказывало услуги по вышеуказанным договорам с целью извлечения прибыли. Деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда многоквартирных домов обществом не велось, так как полномочий по управлению МКД у ООО «Дом» нет.
Принимая во внимание вышеизложенное, выполненные обществом в спорный период работы по очистке кровли соответствуют виду деятельности
ОКВЭД 90.00.3 "Уборка территории и аналогичная деятельность".
Для целей применения положений статьи 58 Закона N 212-ФЗ основным видом экономической деятельности плательщика признается только один вид деятельности, указанный в данной статье, с долей доходов от его осуществления не менее 70%. Возможность суммирования доходов от осуществления нескольких льготируемых видов деятельности положениями указанной статьи Закона N 212-ФЗ не предусмотрена.
Вместе с тем, принимая во внимание вышеизложенное, соответствующие выводы Фондов признаются судом необоснованными, следовательно, доказательств того, что размер выручки общества от деятельности, относящейся к коду ОКВЭД по классу 90 составлял в проверяемый период менее 70% от общего дохода, Фондом не представлены, суд признает применение заявителем пониженного страхового тарифа по пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в спорный период обоснованным.
Кроме того, Фонды установили, что согласно книге учета доходов и расходов за 2016г., ООО «Дом» за 2016г. получен доход в размере 9 910 952,50 руб. В налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2016г. сумма полученного дохода также составляет 9 910 952,50 руб.( в том числе сумма по договору финансового обеспечения), с которой и был уплачен налог на доходы организацией в налоговый орган по месту регистрации. Таким образом, в ходе проверок установлено, что по бухгалтерской и налоговой отчетности страхователя сумма по договору финансового инвестирования в размере 607113,36 руб. включена в общий доход за 2016г.
На основании вышеуказанной бухгалтерской и налоговой отчетности страхователя Фонды посчитали, что сумма по договору финансового инвестирования является доходом от реализации.
При рассмотрении дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании заключенного 01.05.215 ООО «Дом» (общество) с Булатовым О.Б., ФИО4, ФИО5, ФИО6 (инвесторы) договора инвестиционного финансирования, инвесторы приняли на себя обязательство в порядке и на условиях, установленных договором осуществить совместное инвестирование денежных средств в целях приобретения на основании договоров купли- продажи, заключаемых с МО «город Сарапул» в лице Управления имущественных отношений обществом объектов недвижимости, указанных в п. 1.1. договора.
Инвесторы обязались передать обществу денежные средства в согласованном в договоре размере и срок (п. 2.1 договора), а общество обязалось заключить с Инвесторами, надлежащим образом исполнившими свои обязательства по договору, договор об отчуждении объектов в общую долевую собственность Инвесторов: при этом цена объектов равна сумме, оплаченной Инвесторами в рамках исполнения договора; платежи,
произведённые Инвесторами по договору засчитываются в счет оплаты стоимости объектов по договору купли-продажи; доля в праве общей собственности на объекты каждого из инвесторов пропорциональна размеру денежных средств, оплаченных Инвестором при исполнении договора (п. 3.2.4 договора).
Инвестиционная деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ и принятых федеральных законов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестиционной деятельностью признается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Субъектами инвестиционной деятельности в силу ст. 4 названного Закона являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, которыми, в том числе, могут быть физические и юридические лица.
При этом отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, то есть для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (подп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ).
Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ определено, что объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также имущественных прав.
В силу подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость не признаются операции, указанные в п. 3 ст. 39 Кодекса.
Согласно подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер.
При рассмотрении дела судом установлено, что заключенный обществом с физическими лицами договор является инвестиционным, следовательно, отношения между обществом и физическими лицами по
передаче права, принадлежащего ему по договору, также носят инвестиционный характер и по смыслу положений подп. 4 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 и подп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ не свидетельствуют о реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Таким образом, вопреки указанию ответчиков, правовых оснований для включения суммы инвестирования в размере 607113,36 руб. в доходы не имелось.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Согласно положениям частей 3, 5 и 6 ст. 25 Федерального закона № 212- ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным данным Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая наличие в проверяемый период у страхователя, вопреки указанию ответчиков, оснований для применения пониженных тарифов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, соответствующие суммы пени и штрафов признаются начисленными Фондами в отсутствие на то законных оснований.
В связи с изложенным, судом признаются незаконными вынесенное в отношении ООО «Дом» решение Фонда социального страхования от 30.09.2019 № 5/д, а также вынесенное Пенсионным фондом решение от 16.09.2019 № 019V12190000165 в части начисления недоимки по страховым взносам в сумме 185075 руб. 08 коп., соответствующих сумм пеней и финансовых санкций по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ.
На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов
местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).
С учетом принятого по делу решения расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчиков и подлежат взысканию в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное) устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Дом».
Обязать Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Дом».
ответственностью «Дом» 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья О.В. Иютина