АРБИТРАЖНЫЙ СУД
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426057 г.Ижевск, ул. Ломоносова, 5
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Ижевск Дело №А71-2011/2006
Дата рассмотрения:13 июля 2005 г. Г14
Дата изготовления: 20 июля 2005 г.
Арбитражный суд УР в составе судьи Вараксиной Л.Е.,
протокол судебного заседания вела судья Вараксина Л.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
РОАО «Удмуртгаз» в лице филиала «Глазовгаз», г.Глазов
к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по УР, г.Ижевск
с участием 3-х лиц: 1. Министерства финансов УР, г.Ижевск
2. Управления финансов Администрации г.Глазова
3. Управления социальной защиты населения Администрации г.Глазова
о взыскании 36 084 руб. 55 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг газоснабжения в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»,
при участии представителей:
от истца: ФИО1 – предст. по дов. №09-02 от 10.01.06.,
от ответчика: ФИО2 – предст. по дов. №1 от 1.02.06.,
от 3-х лиц: 1. ФИО3 – предст. по дов. №81 от 1.11.05.,
2. не явился (увед. №2492),
3. не явился (увед. №2491).
Установил: РОАО «Удмуртгаз» в лице филиала «Глазовгаз», г.Глазов обратилось в Арбитражный суд УР с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по УР с участием 3-го лица: Министерства финансов УР о взыскании 36 084 руб. 55 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг газоснабжения в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».
Определением Арбитражного суда УР от 6.05.06. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление финансов Администрации г.Глазова, Управление социальной защиты населения Администрации г.Глазова.
Дело рассмотрено в порядке ст.163 АПК РФ с перерывом в судебном заседании, о чем отражено в протоколе судебного заседания.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания представители Управления финансов Администрации г.Глазова и Управления социальной защиты населения Администрации г.Глазова в судебное заседание не явились, письменно известив суд о возможности рассмотрения дела в их отсутствие. Суд признал возможным рассмотреть спор в порядке ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей указанных третьих лиц.
Представитель истца в судебном заседании поддержал требования, изложенные в исковом заявлении. В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что бездействие органов государственной федеральной власти в части недофинансирования бюджета Удмуртской Республики в объеме, необходимом для исполнения Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» по предоставлению реабилитированным лицам и совместно проживающим с ними членам семей льгот по оплате коммунальных услуг, привело к образованию у истца убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг газоснабжения за период 2003-2004г.г.
Представитель ответчика исковые требования полностью отклонил по мотивам, изложенным в письменном отзыве от 5.05.06., указав на то, что, в соответствии с установленным действовавшим в 2003-2004г.г. законодательством порядком, компенсация расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», из средств федерального бюджета возможна только после исполнения субъектом Российской Федерации своей обязанности по финансированию указанных льгот, чего Удмуртской Республикой не было произведено.
Представитель третьего лица - Министерства финансов УР в письменных пояснениях по существу исковых требований указал на то, что в отношениях, связанных с предоставлением льгот в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» финансовый орган субъекта РФ (в данном случае - Министерство финансов УР) является лишь связующим звеном между федеральным и местными бюджетами, и возмещение убытков, причиненных в результате недостаточного финансирования льгот, должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Управление финансов Администрации г.Глазова и Управление социальной защиты населения Администрации г.Глазова в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела исковые требования поддерживают, указав на, что возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам и совместно проживающим с ними членам семей в 2003-2004г.г. являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что во исполнение Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», согласно условий заключенных между истцом и Администрацией г.Глазова договоров №03-26/2004 от 19.12.03. и №03-63/2004 от 5.01.04., истцом предоставлены льготы реабилитированным лицам и совместно проживающим с ними членам семей по оплате услуг газоснабжения в размере 50% от начисленной за потребленный газ суммы.
Как следует из пояснений представителя истца, общая сумма расходов, понесенных им в связи с предоставлением данных льгот за период 2003-2004г.г., составила 36 084 руб. 55 коп. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела счетами-фактурами за указанный период, актами сверок взаимных расчетов, подписанными компетентными представителями сторон.
Поскольку расходы по предоставлению льгот на оплату услуг газоснабжения в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» за 2003-2004г.г. истцу не возмещены, РОАО «Удмуртгаз» в лице филиала «Глазовгаз» обратился в Арбитражный суд УР с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
На основании ст.ст.16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, подлежит возмещению за счет казны соответствующего публичного образования, от имени которого выступают финансовые органы.
В соответствии со ст.16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991г. №1761-I (в редакции, действовавшей в спорный период) для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей предусмотрено снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.
Согласно ст.17 вышеуказанного закона порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
На основании п.14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.1994г. №419, расходы, связанные с предоставлением льгот производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Порядок предоставления средств федерального бюджета на реализацию льгот, предусмотренных Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», определен Правилами предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», утв. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002г. №334 (срок действия указанных Правил продлен на 2003г. и 2004г. Постановлениями Правительства РФ от 10.02.2003. №85 и от 14.02.04. №80 соответственно).
Согласно вышеуказанных Правил предоставление субвенций, выделяемых бюджетами субъектов РФ из Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» осуществляет Министерство финансов РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств; субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов РФ, открытые в органах федерального казначейства; финансовые органы субъектов РФ после получения от органов федерального казначейства информации о поступлении субвенций представляют в органы федерального казначейства документы, подтверждающие произведенный за счет средств субъектов РФ расходы, связанные с реализацией Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»; если расходы, связанные с реализацией Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», произведены за счет бюджетов муниципальных образований, то субвенции перечисляются им с лицевых счетов финансовых органов субъектов РФ, открытых в органах федерального казначейства, на балансовый счет 40204 «Средства местных бюджетов» органа федерального казначейства; финансовые органы субъектов РФ и органы местного самоуправления используют субвенции для финансирования распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований в порядке, установленном для исполнения этих бюджетов; субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные Правилами.
В силу ст.84 Бюджетного кодекса РФ обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм, возложение ответственности на субъект РФ или муниципальное образование за ненадлежащее возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по Закону РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», возможно лишь в случае доказанности факта перечисления федеральным бюджетом соответствующих сумм, необходимых для компенсирования указанных расходов, в объеме фактически оказанных услуг по предоставлению льгот.
Согласно Законам о бюджете Удмуртской Республики на 2003г., 2004г., а также представленными Министерством финансов УР в материалы дела документами (сопроводительным письмом исх. №02-15 от 27.01.05., отчетами о финансировании расходов, связанных с реализацией Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», за 2003г. и 2004г. и пояснительными записками к ним) подтверждается, что финансовый орган субъекта РФ - Министерство финансов УР, надлежащим образом исполнило все возложенные на него порядком предоставления средств на реализацию льгот по Закону РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» обязанности. В частности, в сопроводительном письме к Отчету за 2004г. (исх. №02-15 от 27.01.05.) Министерством финансов УР было сообщено, что по состоянию на 1 января 2005г. по вышеуказанным расходам за время ведения отчетности образовалась сверхлимитная кредиторская задолженность в сумме 27 969 700 руб. Данные об этой кредиторской задолженности были приложены к Отчету в разрезе муниципальных образований. В соответствии с этими данными, долг бюджета перед предприятиями и организациями Удмуртской Республики в связи с предоставлением ими льгот по снижению размеров оплаты жилья и коммунальных услуг на 50% составил 17 410 207 руб. 78 коп., в том числе по г.Глазову – 2 312 902 руб. 35 коп.
Исследовав представленные Министерством финансов УР документы суд признал, что субвенции, выделенные из федерального бюджета на реализацию льгот по Закону РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» израсходованы по целевому назначению и в полном объеме, вместе с тем явились недостаточными; доказательств надлежащего исполнения Министерством финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по УР своих обязанностей по компенсации в полном объеме расходов от предоставления льгот не представлено, в связи с чем на основании ст.ст.16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по УР.
При этом, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что истцом в предъявленную ко взысканию сумму расходов, понесенных на предоставление указанных льгот, необоснованно включен налог на добавленную стоимость (НДС), поскольку в силу ст.ст.146, 154 Налогового кодекса РФ, согласно п.33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса РФ (утв. Приказом МНС РФ от 20.12.2000. №БГ-03/447) суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу на добавленную стоимость.
В результате произведенного судом расчета, сумма убытков, составляющих расходы истца на предоставление реабилитированным лицам и совместно проживающим с ними членам семей льгот по оплате услуг газоснабжения в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» за период 2003-2004г.г., подлежащая взысканию с ответчика на основании ст.ст.16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, составила 30 309 руб. 12 коп., в остальной части иска следует отказать.
С учетом принятого по делу решения и в соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика. При этом, поскольку ответчик на основании Налогового кодекса РФ освобожден от ее уплаты, государственная пошлина в сумме 1 212 руб. 31 коп. подлежит возврату истцу из средств федерального бюджета согласно ст.333.40 Налогового кодекса РФ, ст.104 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики,
Р Е Ш И Л :
1. Взыскать с казны Российской Федерации Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по УР, г.Ижевск в пользу РОАО «Удмуртгаз» в лице филиала «Глазовгаз», г.Глазов 30 309 руб. 12 коп. убытков.
1.2. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
2. В остальной части иска отказать.
3. Выдать истцу справку на возврат из федерального бюджета 1 212 руб. 30 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению №818 от 1.12.05.
Решение может быть обжаловано в Семнадцатый апелляционный арбитражный суд г.Перми в течении месяца со дня его принятия.
Судья Л.Е.Вараксина