ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-2064/14 от 26.05.2014 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru; е-mail: info@udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск

Дело №А71- 2064/2014

02 июня 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 02 июня 2014 года.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Т.С.Коковихиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Я.В. Пушкаревой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «КОМОС ГРУПП», г. Ижевск к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, г. Ижевск о признании незаконным в части предписания,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 13.01.2014, ФИО2 по доверенности от 01.07.2013;

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 25.12.2012,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «КОМОС ГРУПП» (далее – ООО «КОМОС ГРУПП», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными пунктов 5 и 6 предписания Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее – Отдел надзорной деятельности, ГУ МЧС по УР, ответчик) от 29.11.2013 №25/4/1-6 об устранении нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В судебном заседании общество поддержало заявленные требования в полном объеме. В обоснование заявленных требований в отношении пункта 5 предписания указало, что информация по отнесению территории, на которой находится здание ООО «КОМОС ГРУПП» (<...>), к территории, соответствующей признакам, указанным в п.7 Положения №993, заявителю предоставлена не была, доступом к указанной информации общество не обладает ввиду ее закрытого характера. Таким образом, факт возникновения обязанности по обеспечению работников ООО «КОМОС ГРУПП» средствами индивидуальной защиты не подтвержден материалами проверки. Каких-либо документов или ссылок на нормативные акты, письма, уведомления, подтверждающих нахождение здания ООО «КОМОС ГРУПП» (<...>) в зоне опасного химического загрязнения (заражения) при аварии на МУП «Ижводоканал», государственным органом при проведении проверки представлено не было.

В отношении пункта 6 предписания заявитель указал, что при проведении проверки общество представило все необходимые документы, подтверждающие проведение аттестации в установленном порядке, в том числе выписку из протокола заседания аттестационной комиссии №7 от 17.12.2010. В указанной части требование предписания является незаконным, так как факт обнаружения нарушения требований законодательства в области гражданской обороны противоречит фактическим обстоятельствам дела и материалам проверки.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Из представленных по делу доказательств следует, что на основании распоряжения от 05.11.2013 № 25/ЧС в период с 11.11.2013 по 23.11.2012 ГУ МЧС по УР в отношении ООО «КОМОС ГРУПП» была проведена плановая выездная проверка по соблюдению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ходе проверки в деятельности ООО «КОМОС ГРУПП» были выявлены нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно: ст. 14 Федерального закона РФ от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ч. 1, 2 ст.9 Федерального закона от 12 февраля 1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п.п. 4, 6 Приказа МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований», Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», п. п. 14, 30 Постановления от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», п. 46, 48 Приказа МЧС РФ от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения», п. 11 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», п.п. 3, 4, 7, 8, 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993, ст. 5, п.1 ст. 6, п. 1, ст. 7, п.1 ст. 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», п.п. 2, 12 Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», п. п. 19, 30 Постановления от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Результаты проверки отражены в акте от 29.11.2013 №25 ЧС.

Обществу было выдано предписание от 29.11.2012 № 25/4/1-6 об устранении нарушений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 5 данного предписания заявителю предлагалось устранить следующее нарушение: организацией, находящейся на территории в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах МУП «Ижводоканал», накопление средств индивидуальной защиты, медицинских средств, заблаговременно не осуществляется (100% от штатной численности + 5% на подгонку противогазов и 30% медицинских средств).

Пунктом 6 предписания обществу необходимо устранить следующее нарушение: созданные силы и средства предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (нештатное аварийно-спасательное формирование) не подготовлены (не аттестованы в установленном порядке).

Несогласие заявителя с данными пунктами предписания послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно п. 2 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 712 (далее – Положение № 712), государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы.

В силу подп. "а" п. 4 Положения № 712 органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

В силу пункта 6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305, должностные лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и его территориальных органов в пределах своей компетенции вправе осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

Согласно п. 3 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 21.12.2005 № 993 (далее – Положение № 993) накопление средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - запасы (резервы)) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Пунктом 4 Положения № 993 установлено, что обеспечение населения СИЗ осуществляется: федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений; организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.

Обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО); на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах (п. 7 Положения № 993).

В силу п. 8 Положения № 993 накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения:

- для детей - камеры защитные детские или противогазы из расчета на 100% от их общей численности;

- для неработающих пенсионеров и другого неработающего населения, проживающих на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности, за пределами названных зон - противогазы из расчета на 100% от их общей численности;

- для работников РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций;

- для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.

При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

В соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 05.11.2013 № 492 ООО «КОМОС ГРУПП» входит в перечень организаций, эксплуатирующих опасные объекты, находящиеся на территории Удмуртской Республики.

Из письма Управления гражданской защиты Администрации г. Ижевска сектор Октябрьского района от 24.12.2009 № 109 следует, что ООО «КОМОС ГРУПП» относится к объектам, попадающих в зону возможного химического заражения, в случае аварии на химически опасном объекте – МУП «Ижводоканал».

Согласно паспорту безопасности опасного объекта МУП г. Ижевска «Ижводоканал» «Очистные сооружения водопровода СПВ «Пруд-Ижевск» (Водопроводный узел № 2)» на данном предприятии имеются запасы хлора до 22 тонн, площадь зоны действия поражающих факторов при наиболее опасном сценарии развития чрезвычайной ситуации составляет 26,8км?.

Численность работников ООО «КОМОС ГРУПП» в аппарате управления, находящегося по адресу: <...>, составляет 246 человек.

В Методических рекомендациях по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании определено, что зона возможного опасного химического заражения - территория, в пределах которой при возможном разрушении емкостей с аварийно химически опасными веществами возможно распространение этих веществ в концентрациях и количествах, создающих угрозу для людей, сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени;

Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается факт нахождения ООО «КОМОС ГРУПП» (<...>) на территории в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах. В силу изложенного заявитель обязан выполнять требования пунктов 6-8 Положения № 993.

Судом установлен, материалами дела подтвержден и заявителем по существу не опровергнут факт того, что обществом не проводится накопление средств индивидуальной защиты, медицинских средств заблаговременно.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о законности пункта 5 предписания ГУ МЧС по УР от 29.11.2013 №25/4/1-6.

Доводы заявителя о том, что он не знал о нахождении общество в зоне возможного опасного химического загрязнения, судом не принимаются.

Ответчик пояснил, что данная информация не относится к закрытой и не имеет грифа «секретно». Кроме того, данная информация должна отражаться в Планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на объектах ООО «КОМОС-ГРУПП». В структурных подразделениях ООО «КОМОС-ГРУПП» изданы приказы об организации и ведении гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, назначены ответственные за организацию хранения средств индивидуальной защиты, определены основные мероприятия при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, изданы приказы об организации подготовки сотрудников по вопросам ГО и действиям в ЧС природного и техногенного характера. Назначены уполномоченные работники по вопросам ГО ЧС; утверждены перечни тем для обучения сотрудников в области ГО, защиты населения от ЧС; часть сотрудников в 2010 году прошли обучение в АГОУ ВПО «Институт гражданской защиты и пожарной безопасности Удмуртской Республики» по программе «Защита в ЧС. Повышение квалификации руководителей организаций, не отнесенных к категории по ГО», а также в МБУ ДПО «Курсы гражданской обороны города Ижевска» по программе «Руководители организаций, не отнесенных к категории по ГО». Генеральный директор ООО «КОМОС-ГРУПП» А.В. Шутов также в 2010 году прошел обучение АГОУ ВПО «Институт гражданской защиты и пожарной безопасности Удмуртской Республики» по программе «Защита в ЧС. Повышение квалификации руководителей организаций, не отнесенных к категории по ГО». Обязанности по исполнению полномочий, установленных статьей 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и выполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах ООО «КОМОС-ГРУПП» возложены на исполнительного директора ООО «КОМОС-ГРУПП» ФИО4.

Кроме того, в материалах дела имеется копия письма Администрации Октябрьского района г. Ижевска от 13.02.2014 № 01/01-15/0281 с оповещением о том, что 19.02.2014 в ФБОУ ВПО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» состоится учебно-методический сбор по итогам работы органов управления Октябрьского района в области ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2013г. и задачах на 2014г. Согласно расчету рассылки данное письмо было, в том числе, направлено и в адрес ООО «КОМОС-ГРУПП». Из доклада по итогам проведенного мероприятия следует, что на нем было озвучено о том, что СПВ «Пруд-Ижевск» является химически опасным объектом и на нем установлена и введена в эксплуатацию локальная система оповещения населения и близ расположенных объектов экономики и учебных заведений.

При этом согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 01.03.1993 № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» зоны действия локальных систем оповещения установлены: в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта); в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объектов; в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов.

Таким образом, вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что общество должно было знать о нахождении в зоне возможного опасного химического загрязнения (заражения) и о том, что МУП «Ижводоканал» является химически опасным объектом.

В отношении пункта 6 предписания от 29.11.2013 № 25/4/1-6 (созданные силы и средства предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (нештатное аварийно-спасательное формирование) не подготовлены (не аттестованы в установленном порядке) суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки) организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

В ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» установлено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться: на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования; на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования; на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

Согласно п. 2, п. 3 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999, нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.4 данного Порядка нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение № 1). Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение № 2).

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.

В соответствии с п. 1 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091, аттестации подлежат профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, нештатные аварийно-спасательные формирования, общественные аварийно-спасательные формирования (далее - аварийно-спасательные службы (формирования)), а также спасатели и граждане, приобретающие статус спасателя, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.

На основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 27.07.2009 № 210 «Об утверждении перечня организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, находящиеся на территории Удмуртской Республики» ООО «КОМОС-ГРУПП» отнесено к организациям, эксплуатирующим потенциально опасные объекты:

- площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов («Сарапульская нефтебаза», <...>);

- площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов (Топливно-заправочный комплекс «Крылатский», Завьяловский район, Аэропорт).

Указанные площадки отнесены к пожаро-взрывоопасным объектам 3 класса опасности.

Штатная численность ТЗК «Крылатский» составляет 57 человек, Сарапульской нефтебазы - 15 человек.

Из материалов дела следует, что приказом директора ТЗК «Крылатский» от 01.03.2013 № 021 «О создании нештатного аварийно-спасательного формирования» в целях обеспечения готовности к действиям персонала по локализации и ликвидации аварий создано нештатное аварийно-спасательное формирование в составе ФИО5 – мастера, заместителя начальника ФИО6 и аварийно-спасательное звено из 12 человек.

В ходе проверки установлено, что данное нештатное аварийно-спасательное формирование в установленном порядке не аттестовано.

Довод заявителя о том, что общество провело аттестацию в установленном порядке, со ссылкой на выписку из протокола заседания аттестационной комиссии №7 от 17.12.2010 судом не принимается. Из данной выписки следует, что первичную аттестацию прошли члены нештатного аварийно-спасательного формирования ТЗК «Крылатский», однако, данное обстоятельство не подтверждает аттестацию непосредственно самого формирования, как прямо предусмотрено требованиями действующего законодательства.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что пункт 6 оспариваемого предписания является законным, заявителю обоснованно вменено в обязанность устранить указанное в нем нарушение.

Кроме того, в нарушение ст. 65 АПК РФ заявитель не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности оспариваемыми пунктами предписания.

С учетом изложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «КОМОС-ГРУПП» о признании незаконными пунктов 5, 6 предписания Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 29.11.2013 №25/4/1-6, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья Т.С.Коковихина