АРБИТРАЖНЫЙ СУД
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426057 г.Ижевск, ул. Свободы, 139
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело № А71-2307/2008
«11» апреля 2008г. А6
Резолютивная часть решения объявлена «11» апреля 2008 г.
Решение в полном объеме изготовлено «11» апреля 2008г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Л.Ю.Глухова
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации, г. Ижевск
к закрытому акционерному обществу «Такси 373», г. Ижевск
о привлечении к административной ответственности по п. 3 ст. 14.1. КоАП РФ,
В присутствии представителей сторон:
от заявителя: Рейх В.А. по дов. № 944 от 26.12.2007г.;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО1 по дов. от 03.04.2008 г., ФИО2 по дов. от 02.04.08 г. ФИО3 по дов. от 09.01.2008 г., ФИО4 – ген. директор;
Управлением государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации, г. Ижевск заявлено требование о привлечении закрытого акционерного общества «Такси 373» к административной ответственности по п. 3 ст. 14.1. КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заявитель в судебном заседании требования поддержал, представил объяснение, документы, указанные в протоколе судебного заседания.
Ответчик возражал против удовлетворения требований, указал, что нарушения условий, предусмотренных лицензий им не допущено, а при производстве дела об административном правонарушении, административным органом допущены существенные процессуальные нарушения, в связи, с чем в удовлетворении заявленных требований просил отказать. Представил отзыв, с приложениями.
По ходатайству представителей сторон представленные письменные доказательства в соответствии со ст. ст. 66, 159 АПК РФ приобщены судом к материалам дела.
В судебном заседании по ходатайству ответчика на основании ст. 56 АПК РФ к участию в деле привлечен и допрошен в качестве свидетеля ФИО5, явка в суд которого ответчиком обеспечена.
Свидетелем ФИО5 суду дана подписка о даче показаний по настоящему делу, он предупрежден судом об уголовной ответственности по ст.ст. 307, 308 УК РФ.
Свидетель на вопросы суда показал следующее: В ЗАО «Такси 373» работает с января 2006 года по трудовому договору. Рабочий день начинается в 6 час. 00 мин., он берет путевой лист и проходит медицинское освидетельствование. Стаж работы водителем составляет 30 лет. Заранее на следующий месяц, знакомится с графиком работы (не расписывался).
На вопросы ответчика свидетель показал: В течении рабочей смены состоящей из 4 рейсов по мере возможности имеет два перерыва на обед. Случаев сверхурочной работы по приказу организации не было. Праздничные и выходные дни на работе не отражаются. На вопрос ответчика об опозданиях прибытия в гараж, свидетель показал, что в рабочее время от графика нельзя откланяться, поэтому в течении дня отсутствует возможность сделать некоторые личные дела, которые делаю по пути в гараж после смены. Отметка о конце смены делается механиком по приезду в гараж. На вопрос согласовывается ли график работы с механиками и водителями, ФИО5 показал, что имеются специальные подменные водители.
На вопросы заявителя свидетель показал: После смены проходит медицинское освидетельствование в течение пяти минут. В выходные дни на работу не приглашали. На вопрос: - «Есть ли профкомитет?», ответил: - «Не слышал». На вопрос: - «Знаете ли, график работы на май месяц?», ответил: - «Будет в конце апреля».
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил.
В период с 13 марта 2008 г. по 19 марта 2008 г. сотрудниками Управления государственного автодорожного надзора по УР, г. Ижевск на основании приказа Руководителя Управления государственного автодорожного надзора по УР № 247 от 12 марта 2008 г. проведена проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности: перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) ЗАО «Такси 373» расположенного по адресу: УР, <...>, осуществляющего свою предпринимательскую деятельность на основании лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек № АСС-18-028796 от 10.01.2008г.
По результатам проверки установлено, что при осуществлении предпринимательской деятельности ЗАО «Такси 373» нарушены условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), а именно:
1. Обществом не соблюдается режим труда и отдыха водителей. Водителям автобусов планируется работа в течение одной смены 13-16 часов ограниченной 12 часами. В путевых листах всех водителей на все дни февраля 2008 года запланировано время выезда из гаража 06 час. 00 мин. и время возращения в гараж 23 часа 00 мин. Водители автобусов при работе фактически превышают продолжительность ежедневной работы (смены) ограниченной 12 часами. За февраль 2008 года водитель ФИО6 согласно путевым листам 4 и 8 числа работал с превышением 12 час. 05 мин. и 12 час. 15 мин. соответственно, водитель ФИО5 согласно путевым листам 1 и 8 числа работал с превышением по 12 час. 05 мин.. Водитель ФИО7 согласно путевым листам 5 и 6 марта 2008 г. работал с превышением по 13 часов. Водители автобусов при работе на линии превышают нормальное число рабочих часов за месяц. В феврале 2008 года оно равнялось 159 часам. Водитель ФИО6 согласно путевым листам работал в феврале 164,25 часа, водитель ФИО5 – 179,27 часа., в результате чего нарушены ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ и «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей» утвержденное Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. № 15.
2. Обществом не составляется график работы (сменности) водителей на линии, чем нарушены требования п. 4 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей» утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. № 15.
3. Обществом не проводится ежемесячные сверки с территориальными органами ГИБДД о ДТП с участием принадлежащих предприятию транспортных средств и о нарушениях ПДД, чем нарушен п. 18 «Правил учета дорожно странспортных происшествий», утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.06.1995 г. № 647.
4. В обществе отсутствуют водители, имеющие необходимые квалификацию и стаж работы и прошедшие медицинское освидетельствование, чем нарушены требования подпункта е) лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров указанных в п. 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом» утвержденных Постановлением правительства РФ № 637 от 30.10.2006 г.
По результатам проверки составлен акт № 802049 от 19.03.2008 г.
19 марта 2008 г. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 008307, в котором указано, что им совершено правонарушение, предусмотренное п. 3 ст. 14.1. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)».
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, при этом суд исходил из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является основанием для привлечения к административной ответственности в виде взыскания штрафа.
Статьей 2 Федерального Закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено понятие лицензионных требований и условий как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подп. 62 п. 1 ст.17 Федерального Закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Административным органом в ходе проверки установлено и подтверждено материалами дела, что ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, на что у общества имеется соответствующая лицензия № АСС-18-028796 от 11.01.2008 г. выданная Управлением государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике.
Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, а также лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом определены в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637.
Согласно подпункту «б» пункта 4 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в т.ч. соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Согласно пункту 3 Положения о порядке подготовки нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации и направлении их на государственную регистрацию, утвержденного приказом Минтранса РФ от 12.07.2001 г. № 116, приказы Минтранса РФ являются нормативными правовыми актами.
Нарушения, выявленные в ходе проверки, связаны с невыполнением ответчиком требований ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ, «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей» утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. № 15, «Правил учета дорожно-транспортных происшествий», утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.06.1995 г. № 647, «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом» утвержденных Постановлением правительства РФ № 637 от 30.10.2006 г.
Материалами дела подтверждено, что при осуществлении ЗАО «Такси 373» предпринимательской деятельности нарушен п. 4 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей» утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. № 15, графики работы (сменности) на линии составляются обществом ежемесячно, но до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие не доводятся, что не оспаривается обществом, подтверждено допрошенным в судебном заседании свидетелем и представленными графиками, в которых отметок об ознакомлении водителей с ними не имеется.
Данный факт нарушения, условий предусмотренных лицензией, является достаточным основанием для привлечения ответчика к административной ответственности предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доказательств наличия других нарушений установленных протоколом об административном правонарушении административным органом не представлено, напротив обществом представлены в материалы дела доказательства соблюдения установленных требований.
Более того, судом установлено, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении допущены процессуальные нарушения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени дела либо если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ст. 28. 2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Однако, как следует из материалов дела, ЗАО «Такси 373» не уведомлялось о составлении протокола об административном правонарушении. Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, следовательно, права и обязанности во время составления протокола об административном правонарушении ему не разъяснялись. Протокол об административном правонарушении № 008307 от 19.03.2008 г., как и акт проверки № 802049 от 19.03.2008 г. подписан законным представителем общества ФИО4 20.03.2008г. (то есть на следующий день после составления протокола).
Административным органом не представлены доказательства соблюдения порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» данные нарушения являются существенными и препятствуют полному и всестороннему рассмотрению дела. Несоблюдение процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении повлекло нарушение прав предприятия, так как не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и, в частности, установить конкретные обстоятельства, имеющие существенное значение для установления вины предприятия в совершении правонарушения.
Согласно п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь статьей 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу.
При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 и частью 2 статьи 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного, заявление Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации, г. Ижевск к закрытому акционерному обществу «Такси 373», г. Ижевск о привлечении к административной ответственности по п. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 29.1-29.7, 29.9 КоАП РФ, ст. 206, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
1. В требованиях Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ, г. Ижевск о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 КОАП РФ, закрытого акционерного общества «Такси 373», г. Ижевск, отказать.
2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течении двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрении апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.frbitr.ru
Судья Л.Ю.Глухов