АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело № А71-23140/2017
26 марта 2018г.
Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2018г.
Полный текст решения изготовлен 26 марта 2018г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.С. Сидоровой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.Г.Геладзе, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ижевские ружья» г. Ижевск о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике г. Ижевск в перевозке оружия и патронов, оформленного уведомлением от 12.10.2017 №566/2478,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 25.12.2017,
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 11.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Ижевские ружья» (далее ООО «Ижевские ружья», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее Управление Росгвардии по УР, административный орган, ответчик) в перевозке оружия и патронов, оформленного уведомлением от 12.10.2017 №566/2478.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования на основании доводов, изложенных в заявлении.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Из представленных по делу доказательств следует, что 23.03.2012 ООО «Ижевские ружья» Министерством внутренних дел Российской Федерации выдана лицензия на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему ЛТО № №0030340, согласно которой заявителю разрешено для торговли до 27000 ед. служебного и гражданского оружия.
22.02.2017 Министерством внутренних дел Российской Федерации выдано разрешение на хранение оружия и патронов к нему (для торговых предприятий) РХТ №0028027, согласно которому подлежат хранению следующие виды оружия и типы патронов: служебное и гражданское оружие до 12500 единиц, патроны к служебному и гражданскому огнестрельному оружию до 5000000 штук, основные части огнестрельного оружия 5000 штук, порох до 50 кг.
02.10.2017 управляющим ООО «Ижевские ружья» ФИО3 в центр лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Удмуртской Республике подано заявление о выдаче разрешения на транспортировку оружия и патронов.
Согласно представленному заявлению общество планировало осуществить транспортирование 300 единиц гражданского оружия.
При рассмотрении заявления административным органом установлено, что в соответствии с приказом ООО ОП «Ижевские ружья» от 2 октября 2017 года № 218, охранники ООО ОП «Ижевские ружья» ФИО4 и ФИО5, вооруженные МР-471- 2 ед., командированы для охраны и сопровождения имущества, принадлежащего ООО «Ижевские ружья».
По данному заявлению 12 октября 2017 года ответчиком выдано уведомление об отказе в выдаче разрешения № 566/2478. Основанием для отказа послужил довод Управления Росгвардии по УР о том, что достоверность сведений, указанных в заявлении, не подтверждена при их проверке, требования и условия, предъявляемые Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», пункта 9 Административного регламента МВД России, не выполнены.
Согласно графику движения и стоянки транспортных средств, утвержденного управляющим ООО «Ижевские ружья» ФИО3, охранники ООО ОП «Ижевские ружья» ФИО4 и ФИО5 являются водителями ООО «Ижевские ружья», что, по мнению ответчика, является нарушением требований части 2 статьи 12 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Несогласие заявителя с вынесенным отказом в выдаче разрешения послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что ФИО4 и ФИО5 являются водителями и не относятся к должностным лицам, не являются учредителями, руководителями. До октября 2017 года заявителем подавались аналогичные документы, но уведомлений об отказе не выдавалось, выдавалось разрешение на перевозку оружия. В результате незаконного отказа в выдаче разрешения на перевозку оружия и патронов ООО «Ижевские ружья» не исполнило в срок договорные обязательства, что привело к возникновению убытков.
Управление Росгвардии по УР требование заявителя не признало по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, указав, что согласно графику движения и стоянки транспортных средств, утвержденного управляющим ООО «Ижевские ружья» ФИО3, охранники ООО ОП «Ижевские ружья» ФИО4 и ФИО5 являются водителями ООО «Ижевские ружья».
К субъектам частного права, подпадающим под определение должностного лица, относятся лица, наделенные административными полномочиями в различных коммерческих и некоммерческих организациях, не являющихся публично-правовыми образованиями. Прежде всего, это руководители и другие работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий. Водителям, осуществляющим транспортирование оружия и патронов, в связи с выполнением ими своих должностных обязанностей, на основании распорядительного документа делегированы административно-хозяйственные функции, следовательно, водители отнесены к категории должностных лиц, являющихся специальным субъектом административного правонарушения, так как несут персональную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей.
В соответствии со ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения работниками и работодателями трудовых договоров. Должностное лицо при трудоустройстве на работу заключает с работодателем трудовой договор, и следовательно, также является работником.
По мнению ответчика, совмещение должностей охранника ООО ОП «Ижевские ружья» с должностью водителя ООО «Ижевские ружья» является нарушением части 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и основанием для отказа в выдаче разрешения на транспортирование оружия и патронов.
Кроме того, Управление Росгвардии по УР указало, что 18.10.2017 управляющим ООО «Ижевские ружья» вновь подано заявление о выдаче разрешения на транспортирование 300 единиц гражданского по тому же маршруту, при подаче заявления были устранены вышеуказанные недостатки, что свидетельствует, по мнению ответчика, о том, что ООО «Ижевские ружья» согласилось с выявленными ранее нарушениями требований законодательства в области частной охранной деятельности.
Оценив представленные по делу доказательства, суд считает, что требования заявлены обоснованно.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта действующему законодательству и нарушение в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу требований ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия, урегулированы Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее Закон об оружии).
В соответствии со ст. 9 Закона об оружия приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой настоящей статьи.
Лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии. Лицензии на экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему действуют бессрочно.
Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган запрашивает также в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней), если указанная выписка не была представлена заявителем по собственной инициативе.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.
В случае отказа в выдаче лицензии указанные органы обязаны в письменной форме проинформировать об этом заявителя с указанием причин отказа. Отказ в выдаче лицензии и нарушение сроков рассмотрения заявления могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке.
Приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации не подлежат лицензированию в случае: приобретения оружия государственными военизированными организациями; приобретения спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им (далее - юридические лица - поставщики), спортивными организациями и образовательными организациями; приобретения, экспонирования и коллекционирования государственными и муниципальными музеями оружия, имеющего культурную ценность, в целях, определенных законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации; приобретения списанного оружия и охолощенных патронов; приобретения спортивного и охотничьего холодного клинкового оружия.
Порядок приобретения, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, перевозки и транспортирования оружия, имеющего культурную ценность, государственными и муниципальными музеями устанавливается Правительством Российской Федерации.
Старинное (антикварное) оружие, копии старинного (антикварного) оружия, реплики старинного (антикварного) оружия и холодное оружие, имеющее культурную ценность, имеют право приобретать юридические и физические лица, имеющие лицензию на коллекционирование оружия.
Оружие, указанное в частях шестой и восьмой настоящей статьи и части четвертой статьи 13 настоящего Федерального закона, не подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе.
Согласно ст. 13 Закона об оружии право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции. Право на приобретение газового оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.
В силу ст. 22 Закона об оружии хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия.
Хранение оружия и патронов к нему, принадлежащих спортивным организациям и гражданам и используемых ими для занятий спортом и охоты, осуществляется юридическими лицами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на право хранения оружия и (или) хранения и использования оружия на стрелковом объекте. Порядок приема на хранение таких оружия и патронов к нему и порядок их выдачи для использования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Хранение иностранными гражданами приобретенного в Российской Федерации гражданского и служебного оружия разрешается в течение десяти дней на основании лицензии на его приобретение, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Юридическим лицам и гражданам запрещаются хранение и использование найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган либо в органы внутренних дел.
Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
В организациях, имеющих разрешение на хранение оружия и (или) патронов к нему, должности, связанные с хранением и учетом оружия и патронов к нему, не могут замещать лица, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо в отношении которых судом установлен запрет замещать такие должности или заниматься определенной профессиональной или предпринимательской деятельностью в сфере оборота оружия.
В соответствии со ст. 25 Закона об оружии правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.
Коллекционированием и экспонированием оружия на территории Российской Федерации имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа. Коллекционирование и экспонирование оружия, которое приобретается без лицензии и регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляются без лицензии.
Правила коллекционирования и экспонирования оружия, а также конструктивно сходных с оружием изделий, порядок их производства, торговли ими, их продажи, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортирования, а также номенклатура оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Иностранные граждане вправе участвовать в экспонировании временно ввезенного ими в Российскую Федерацию оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия, а также носить такое оружие вместе с историческими костюмами при участии в проведении историко-культурных мероприятий. Правила участия иностранных граждан в указанном экспонировании и правила ношения ими оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, Положение о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
Согласно п. 69 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации юридические лица имеют право транспортировать принадлежащие им оружие и патроны на основании разрешений органов внутренних дел, выдаваемых в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации. Для транспортирования оружия и патронов юридические лица обязаны: согласовать с органами внутренних дел по месту учета оружия и патронов маршрут движения и вид транспорта; обеспечить сопровождение огнестрельного оружия в количестве более 20 единиц и (или) патронов к огнестрельному оружию в количестве более 20 тысяч штук в пути следования охраной в количестве не менее одного человека, вооруженного огнестрельным оружием. Без сопровождения охраной, вооруженной огнестрельным оружием, допускается транспортирование спортивного огнестрельного оружия и (или) патронов к нему спортсменами, тренерами и иными работниками спортивных организаций и образовательных организаций, занимающимися видами спорта либо физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работой, которые связаны с использованием спортивного огнестрельного оружия, и назначенными ответственными за транспортирование оружия и (или) патронов; транспортировать оружие в заводской упаковке либо в специальной таре, которая должна быть опечатана или опломбирована.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» работником частной охранной организации не может быть учредитель (участник), руководитель либо иное должностное лицо организации, с которой данной частной охранной организацией заключен договор на оказание охранных услуг.
Как следует из материалов дела, и пояснений представителей ответчика, Управлением Росгвардии по УР отказано в выдаче разрешения на транспортирование оружия и патронов в связи с тем, что в нарушение требований части 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», охранники ООО ОП «Ижевские ружья» ФИО4 и ФИО5 являются водителями ООО «Ижевские ружья».
Вместе с тем, понятие должностного лица раскрывается лишь в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и Уголовном кодексе Российской Федерации (далее УК РФ).
Из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ следует, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Также к должностным лицам отнесены совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц.
Как должностные лица несут административную ответственность лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Из примечания к ч. 3 ст. 285 УК РФ следует, что должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Из анализа указанных норм можно сделать вывод о том, что для признания лица должностным необходимо наличие таких признаков, как: характер выполняемых лицом функций, т.е. полномочий и обязанностей; правовое основание наделения его этими функциями; круг органов, учреждений и организаций, в которых работает (служит) данное лицо. Должностное лицо является представителем власти.
Указанный в законе характер выполняемых должностным лицом функций позволяет однозначно определить круг лиц, признаваемых должностными, и исключить из него иных лиц.
Должностное лицо выполняет организационно-распорядительные функции, то есть руководит деятельностью учреждения, организации, предприятия, отдела, участка и т.д. (подбирает кадры, руководит действиями находящихся в его подчинении работников, планирует и обеспечивает выполнение плана и т. п.). Также должностное лицо выполняет административно-хозяйственные функции. Содержанием административно-хозяйственных функций является осуществление полномочий по контролю и распоряжению имуществом, совершению сделок с ним, ответственному хранению и т. п.
При этом, следует отметить, что лица, хотя и имеющие отношение к имуществу, но выполняющие технические или производственные функции, не являются должностными. Например, заключение договора между работником и администрацией о полной материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей само по себе не может служить основанием для признания такого лица должностным, если при этом оно не осуществляет функций по управлению или распоряжению этими ценностями, например, организует их доставку.
Охранники ООО ОП «Ижевские ружья» ФИО4 и ФИО5 под признаки должностных лиц не подпадают.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ООО «Ижевские ружья» требования части 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» нарушены не были, в связи с чем у административного органа отсутствовали законные основания для отказа в выдаче разрешения. Управлением Росгвардии по УР не представлено доказательств нарушения обществом действующего законодательства, не приведено иных оснований, послуживших причиной для отказа в выдаче разрешения на транспортировку оружия и патронов.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд пришел к выводу о незаконности отказа Управления Росгвардии по УР в перевозке оружия и патронов, оформленного уведомлением от 12.10.2017 №566/2478, выданного заявителю. Требования заявителя подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика с учетом вышеизложенного судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащие материалам дела.
В части заявленных требований о взыскании судебных расходов суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно ст.101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
На основании ст.106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее Постановление Пленума ВС РФ от 21.01.2016 № 1) лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.
В силу п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 № 1 суд, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
В пункте 12 Постановления Пленума от 21.01.2016 № 1 также отмечено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п. 13 постановления от 21.01.2016 № 1).
Критерий разумности является оценочным. Для установления разумности рассматриваемых расходов суд оценивает их соразмерность применительно к условиям договора на оказание услуг и характера услуг, оказанных в рамках этого договора, их необходимости и разумности для целей восстановления нарушенного права.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.12.2004 № 454-О, разъяснил, что суд вправе уменьшить расходы на оплату услуг представителя в том случае, если признает их чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела, при том, что суд обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.
Согласно правовой позиции изложенной в пунктах 3, 4, 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 № 121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, поскольку возмещению подлежат только фактически понесенные судебные расходы.
Как разъяснено в п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.12.2007 № 121, лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность. Вместе с тем, если сумма заявленного требования явно превышает разумные пределы, а другая сторона не возражает против их чрезмерности, суд в отсутствие доказательств разумности расходов, представленных заявителем, в соответствии с частью 2 статьи 110 АПК РФ возмещает такие расходы в разумных, по его мнению, пределах.
Как следует из материалов дела, 15.12.2017 между ООО «Ижевские ружья» (заказчик) и ФИО1 (исполнитель) заключен договор на оказание юридических услуг представителя №4.
Согласно п. 1. договора заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанности по представлению интересов заказчика в суде по признанию незаконным отказа в выдаче разрешения на перевозку оружия ООО «Ижевские ружья» в отношении заместителя начальника ЦЛРР Управления Росгвардии по Удмуртской Республике.
Согласно п. 4 договора заказчик производит оплату услуг представителя в сумме 20000 рублей путем перечисления на лицевой счет до 29.12.2017.
Факт оплаты юридических услуг по договору подтверждается платежным поручением от 26.12.2017 №3417 на сумму 59998 руб.
Как следует из назначения платежа, и пояснений представителя общества, платежным поручением от 26.12.2017 №3417 ООО «Ижевские ружья» произвело одновременную оплату за юридические услуги по договорам №2 от 04.12.2017, №3 от 08.12.2017, №4 от 15.12.2017, по каждому – по 20000 руб.
Согласно п. 4 договора на оказание юридических услуг представителя от 04.12.2017 №2 заказчик производит оплату услуг представителя в сумме 20000 рублей путем перечисления на лицевой счет до 29.12.2017.
Согласно п. 4 договора на оказание юридических услуг представителя от 08.12.2017 №3 заказчик производит оплату услуг представителя в сумме 20000 рублей путем перечисления на лицевой счет до 29.12.2017.
Суд, изучив условия договора и представленные документы, обосновывающие произведенные исполнителем по договору затраты, оценив сложность дела, количество судебных заседаний по делу (2 судебных заседания), пришел к выводу о том, что с учетом критериев разумности и соразмерности заявленные ООО «Ижевские ружья» требования о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно справке ООО «Ижевские ружья» от 11.01.2018 №22/ИР-18 сумма по договору на оказание юридических услуг представителя №4 от 15.12.2017 составляет 22988,00 руб., в том числе НДФЛ – 2988,00 руб. Сумма отчислений по указанному договору: страховые вносы ОПС 22% -5057, 36 руб., взносы ФОМС 5,1 % - 1172, 39 руб. итого, общая сумма понесенных расходов по договору составляет 29217, 75 руб.
В подтверждение несения расходов на оплату НДФЛ и страховых взносов, заявитель представил платежные поручения от 26.12.2017 №3419 на сумму 8966 руб., от 11.01.2018 №68 на сумму 53182,12 руб., от 11.01.2018 №67 на сумму 229412, 96 руб.
Перечень судебных издержек, приведенный в ст. 106 АПК РФ, не является исчерпывающим. В названной статье указано на признание судебными издержками, помимо прямо перечисленных, и других расходов, понесенных лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Таким образом, налог на доходы физических лиц и сумма страховых взносов, удержанные и уплаченные в бюджет с суммы вознаграждения представителя по гражданско-правовому договору, входят в состав судебных расходов.
Согласно п. 5 договора заказчик на суммы, указанные в настоящем договоре начисляет и перечисляет необходимые налоги и страховые взносы, то есть является налоговым агентом по выплаченным суммам за услуги представителя.
Доказательств того, что данная сумма перечислена ответчиком в качестве налогового агента по иному договору, за иное физическое лицо материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что затраты ООО «Ижевские ружья» в сумме перечисленного в бюджет НДФЛ и суммы страховых взносов в качестве судебных издержек, подлежащих возмещению за счет проигравшей стороны. Оснований полагать, что такие расходы не связаны с рассмотрением настоящего дела, в данном случае не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требование ООО «Ижевские ружья» подлежат удовлетворению в полном объёме.
С учетом принятого решения, на основании ст. 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1. Заявление удовлетворить.
Признать недействительным отказ Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике в перевозке оружия и патронов, оформленный уведомлением от 12.10.2017 №566/2478, выданный Обществу с ограниченной ответственностью «Ижевские ружья» г. Ижевск.
2. Взыскать с Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Ижевские ружья» г. Ижевск 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, а также 29217 руб. 75 коп. судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья М.С. Сидорова