АРБИТРАЖНЫЙ СУД
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426057 г.Ижевск, ул. Свободы,139
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ижевск Дело №А71-2375/2008
22 апреля 2008г. А18
Резолютивная часть решения оглашена 21 апреля 2008г.
Решение в полном объеме изготовлено 22 апреля 2008г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики
в составе судьи Галины Петровны Буториной
при ведении судьей протокола судебного заседания
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества Уралнефтегазэлектромонтаж», г. Ижевск
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго – Камском регионе, г. Казань
об отмене постановления административного органа
от заявителя: ФИО1 представитель по доверенности № 1/7 от 19.06.2007г.
от административного органа: не явился, уведомлен (п/из № 5060 от 17.04.2008г.);
Открытое акционерное общество Уралнефтегазэлектромонтаж», г. Ижевск (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго – Камском регионе, г. Казань (далее – РО ФСФР России по ВКР) от 20.02.2008г. № 098 о назначении административного наказания, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) с наложением административного штрафа в размере 40000 руб.
Общество в обоснование заявления указало, что административным органом не подтвержден факт наличия административного правонарушения, не указаны доказательства вины заявителя. Оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований законодательства.
Предписанием № 118 от 18.02.2008г. РО ФСФР России по ВКР в срок до 21.03.2008г. обязывает опубликовать в сети Интернет тексты годовых отчетов Общества за 2004, 2005г., 2006г., тексты Устава Общества, тексты годовой бухгалтерской отчетности Общества за 2005г., 2006г. Общество исполнило предписание РО ФСФР России по ВКР. Однако 20.02.2008г. ответчиком на основании протокола № 046-ю-9/3 от 06.02.2008г. вынесено оспариваемое постановление.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, указав при этом, что привлечение ОАО «Уралнефтегазэлектромонтаж» к административной ответственности правомерно.
Факт совершения и вина Общщества в совершении административного правонарушения полностью подтвержден материалами дела.
В обоснование возражений ответчик сослался на то, что Общество нарушило требования ст. 92 Федерального Закона «Об акционерных обществах», Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 16.03.2005г. № 05-5/пз-н, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006г. № 06-117/пз-н, а именно, не опубликовало тексты годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности в течение не менее 3 лет с даты его опубликования, текст устава акционерного общества со всеми внесенными в него изменениями и дополнениями на странице в сети Интернет.
На момент составления протокола об административном правонарушении (06.02.2008г.) Общество обязано было на основании предписания раскрыть в сети Интернет годовые отчеты за 2004,2005г, 2006гг., годовую бухгалтерскую отчетность за 2005, 2006гг и обеспечить их доступ в течение не менее 3 лет с даты опубликования. Однако, Общество данные обязанности не исполнило. Общество не обеспечило также и доступ к текстам устава общества, что является правонарушением, предусмотренным с ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе на основании приказа РО ФСФР России ВКР от 31.10.2007г. № 125, Федерального закона от 22.04.1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и других нормативных актов в период с 12.11.2007г. по 12.12.2007г. проведена плановая выездная проверка деятельности Открытого акционерного общества «Уралнефтегазэлектромонтаж», расположенного по адресу: <...> на соответствие требованиям законодательства РФ, относящимся к защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, к ведению реестра владельца именных ценных бумаг, к раскрытию информации, корпоративному управлению, включая требования по проведению общих собраний акционеров, приобретению и выкупу акций за весь период деятельности.
В ходе мероприятий по контролю установлены нарушения требований ст. 92 Федерального закона № 208-ФЗ от 26.12.1995г. «Об акционерных обществах», п.п. 1.6, 8.1.1, 8.2.4, 8.2.5, 8.3.5, 8.3.6, 8.4.1, 8.4.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006г. № 06-117/пз-н п, а именно: Общество не обеспечило доступ на странице в сети Интернет к информации, содержащейся в тексте: годового отчета Общества за 2004, 2005, 2006гг, устава Общества со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями, годовой бухгалтерской отчетности Общества за 2005, 2006гг.
По результатам проверки составлен акт проверки от 26.12.2007г.
06.02.2008г. ответчиком в отношении ОАО «Уралнефтегазэлектромонтаж» составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения правонарушения, предусмотренного, ч. 2 ст. 15.19. КоАП РФ.
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 статьи 15.19 КоАП РФ, административным органом вынесено постановление от 20.02.2008г. N 098, согласно которому заявителю назначено административное наказание с учетом положений ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Несогласие ОАО «Уралнефтегазэлектромонтаж» с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Оценив представленные по делу доказательства, суд считает, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 ст. 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» Открытое общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно п. 8.2.4, 8.2.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н Акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.
Текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.
Пунктами 8.3.5., 8.3.6 указанного выше Положения установлено, что Акционерное общество, на которое в соответствии с настоящим Положением не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской отчетности.
В срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) годового общего собрания акционеров, на котором был рассмотрен вопрос об утверждении годовой бухгалтерской отчетности, акционерное общество, указанное в настоящем пункте, обязано опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества. В случае, если годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества не была утверждена на годовом общем собрании акционеров, акционерное общество обязано указать причины, послужившие основанием для этого.
В случае, если в годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества, не утвержденную на годовом общем собрании акционеров, были внесены изменения и годовая бухгалтерская отчетность с внесенными изменениями была утверждена на внеочередном общем собрании акционеров, акционерное общество обязано опубликовать текст такой годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) внеочередного собрания акционеров акционерного общества.
Текст годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.
В соответствии с п. 8.4.1., 8.4.2 Положения Акционерные общества обязаны раскрывать информацию о содержании своих уставов со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями.
Акционерное общество обязано опубликовать текст устава акционерного общества на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты, определенной в соответствии с пунктом 8.1.2 настоящего Положения.
В случае внесения изменений и/или дополнений в устав акционерного общества (принятия устава акционерного общества в новой редакции) текст устава с внесенными изменениями и/или дополнениями (текст новой редакции устава) должен быть опубликован акционерным обществом на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты получения акционерным обществом письменного уведомления (свидетельства) уполномоченного государственного органа о государственной регистрации таких изменений и/или дополнений (государственной регистрации новой редакции устава), а если в установленных федеральным законом случаях изменения и/или дополнения в устав акционерного общества приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления уполномоченного государственного органа - не позднее 2 дней с даты такого уведомления.
Текст устава акционерного общества со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями должен быть доступен на странице в сети Интернет:
а) для открытого акционерного общества - до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества;
б) для закрытого акционерного общества - до даты прекращения обязанности осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.
В случае принятия новой редакции устава акционерного общества текст старой редакции устава должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 месяцев с даты опубликования в сети Интернет новой редакции устава акционерного общества.
Согласно п. 1.6 Положения при опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации.
Таким образом, Общество должно было раскрыть информацию и обеспечить доступ на странице в сети Интернет к информации, содержащейся в тексте: годового отчета Общества за 2004, 2005, 2006гг., годовой бухгалтерской отчетности за 2005, 2006гг., тексе устава Общества со всеми внесенными в него изменениями и дополнениями. Однако, на момент составления протокола об административном правонарушении – 06.02.2008г. Общество не обеспечило доступ к текстам устава общества, годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности.
Факт нарушения заявителем требований ч. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п.п. 8.2.4, 8.2.5, 8.3.5, 8.3.6, 8.4.1, 8.4.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н подтверждается представленными по делу доказательствами, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении от 06 февраля 2008г. № 046-ю-9/3.
Согласно пункту 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные факты правонарушений свидетельствуют о том, что ОАО «Уралнефтегазэлектромонтаж» не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.
Таким образом, виновное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. ст. 15.19. КоАП РФ, подтверждается материалами дела. Постановление административного органа о назначении заявителю административного штрафа в размере 40000 руб. является законным и обоснованным.
Формально в действиях заявителя содержатся все признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Кроме того, административным органом при производстве по делу об административном правонарушении допущены процессуальные нарушения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии ст. 26.2 КоАП РФ, протокол является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем, законодательством подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым.
Согласно пунктам 3, 4, 6 статьи 28.2 КоАП при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Из данной нормы следует, что при составлении протокола должен присутствовать законный представитель юридического лица.
Согласно ч.2 ст.25.1, ч 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно п/п. 1, 2 п. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы о назначении времени и места рассмотрения дела, о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 КоАП РФ (в том числе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении).
Из анализа норм КоАП РФ (ст.ст. 29.4, 27.15, 29.7 КоАП РФ) следует, что отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки 17.01.2008г. Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г. Казань в адрес ОАО «Уралнефтегазэлектромонтаж» направлено письмо № 123/02, согласно которому представителю заявителя предложено явиться в срок до 06.02.2008г. в РО ФСФО России ВКР для составления протокола и дачи объяснений.
В нарушение вышеназванных требований ст. 28.2 КоАП РФ административный орган в своем извещении не обозначил четкую дату, на которую приглашается заявитель для составления протокола, чем нарушил права и законные интересы заявителя, поскольку лицо, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, должно иметь точное представление о времени и месте его составления.
В указанное время представитель Общества, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте составления протокола, в РО ФСФР России ВКР не явился.
06.02.2008г. ответчиком в отношении ОАО «Уралнефтегазэлектромонтаж» составлен протокол об административном правонарушении № 046-ю-9/3 по факту совершения правонарушения, предусмотренного, ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Следовательно, протокол по делу об административном правонарушении в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ составлен 06.02.2008г. в отсутствие законного представителя Общества.
С учетом изложенных обстоятельств, административным органом не были приняты необходимые и достаточные меры для извещения заявителя либо его законного представителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что лишило заявителя возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 25.1 КоАП РФ, - знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а также иными процессуальными правами, установленными Кодексом.
Согласно ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что порядок принятия оспариваемого решения не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» определено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго – Камском регионе при вынесении постановления № 098 от 20.02.2008г. существенно нарушены процессуальные требования, предъявляемых КоАП РФ к производству по делу об административном правонарушении, а также права и законные интересы ОАО «Уралнефтегазэлектромонтаж», что является основанием для отмены оспариваемого заявителем постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе № 098 от 20.02.2008г. по делу об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах требование ОАО «Уралнефтегазэлектромонтаж» об отмене постановления № 098 от 20.02.2008г. о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 40000 руб. за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, подлежит удовлетворению.
Доводы заявителя о том, постановление незаконно, поскольку, предписание ответчика от 18.02.2008г. № 118 исполнено, судом не принимается, невыполнение в срок законного предписания квалифицируется по ст. 19.5 КоАП РФ, а в данном случае имеются все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 30.1-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Р Е Ш И Л:
1. Признать постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго – Камском регионе, г. Казань № 098 от 20.02.2008г. по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, вынесенного в отношении Открытого акционерного общества «Уралнефтегазэлектромонтаж», г. Ижевск незаконным и отменить его.
2. Производство по административному делу в отношении Открытого акционерного общества «Уралнефтегазэлектромонтаж», г. Ижевск, прекратить.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа г. Екатеринбург в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Г.П. Буторина